Программа дополнительного образования детского сада "Одаренные дети"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Работа с одаренными детьми.Спортивная работа в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennosti.docx | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Одаренный ребенок»
Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Содержание
Пояснительная записка.
1. Теоретическое обоснование.
2. Исследовательско - диагностический этап.
3. Условия реализация программы.
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложения:
Приложение 1. Ключевые понятия.
Приложение 2. Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка.
Приложение 3. Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми.
Приложение 4. Карта одаренного ребенка.
Приложение 5. Структура программы сопровождения одаренного ребенка.
Приложение 8. План программы «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями».
Приложение9. «Диагностический инструментарий для выявления одаренности».
Приложение10. «Краткий алгоритм разработки индивидуального маршрута одаренного ребенка».
.
В каждом ребёнке – солнце,
только дайте ему светить…
Шалва Амонашвили
Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.
«Да не оскудеет талантами русская земля»
Пояснительная записка
В условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране, потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в возрождении России, востребована как никогда прежде.
Этим обусловлен социальный заказ на развитие творчески одаренных личностей, который получил отражение в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), Федеральной целевой программе «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России» (2002), Федеральной целевой программе развития образования на 2011- 2014 годы.
Во всех этих документах развитие способностей, одаренности российских детей ставятся в качестве одной из приоритетных задач.
Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Переход к новым образовательным стандартам сопровождается
усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий
потенциал которых рассматривается в качестве основной ценности
государства. Современное образование призвано обеспечить
систематическое развитие заложенных природой возможностей и задатков
личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это
подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований
последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость
создания условий для развития одаренных детей уже на этапе дошкольного
учреждения, самореализация которых не может быть эффективно
осуществлена в рамках традиционного обучения.
В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды И. С. Авериной, А. Г. Асмолова, Ю. Д. Бабаевой,В. И. Панова, А. И. Савенкова, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной,В. Э. Чудновского, В. Д. Шадрикова, Г. Т. Шпаревой, Н. Б. Шумаковой,В. П. Эфроимсона и др. Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д. Б. Богоявленской, Л. А. Венгера, А. М. Матюшкина, Е. Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения.
В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как
универсальном механизме развития психики (С. Л. Рубинштейн,
А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер).
Одаренный дошкольник – это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в
том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных
детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности.
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» –
«одаренные дети встречаются крайне редко».
Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники.
Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.
Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая
противоречие, формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям,
старшим детям, – то с 5-6 лет возросший уровень познавательной –
исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка
проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.
Нормативно-правовая база программы:
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Закон Российской Федерации “Об образовании”;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей
Задачи.
1. Разработать систему диагностики и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
6.Внедрение в учебный процесс современных образовательных и воспитательных технологий;
Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
4. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Сроки реализации: 2 года (2014-2016гг.)
Режим занятий:
Педагоги – 1-2 раза в неделю (на усмотрение педагога).
Педагог-психолог – 1 раз в месяц.
Методисты – по мере необходимости.
На этапе апробации проводится:
- Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.
- Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
- Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года)
- Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям
- Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка
Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.
На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»
С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.
В конце учебного 2016 года проводится третий этап работы с данной программой:
- Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
- Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
- Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами
Виды одаренности в дошкольном возрасте.
Музыкально одаренные дети
Дети с высокими творческими (художественными)способностями
Дети с литературными способностями
Дети с артистическими способностями
Дети, имеющие спортивный талант:
- предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, беготню,
соревнования;
- физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;
- смелы и не боятся синяков и шишек;
- почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой-
нибудь спортивной игре;
- двигаются легко, пластично, грациозно; обладают высокой
координацией движений;
- ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- неважно, интересуются ли они многими видами спорта или каким-
нибудь одним, но у них есть свой герой-спортсмен, которому они
подражают.
Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями :
Дети, с выраженными техническими способностями
Дети с признаками специальной умственной одаренности в
Особенности возрастного развития детской одаренности
Ранняя одаренность
Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный
ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного
возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде
деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д.
Поздняя одаренность
Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более
поздних возрастных этапах.
Одаренный ребенок заметно опережает своих сверстников, легко достигает хороших результатов, стремится к успеху. Педагог-психолог рекомендует родителям и педагогам правильно организовать и создать условия для дальнейшего развития одаренности у такого дошкольника. Впоследствии специалист содействует в помощи выбора школы, специализированных классов, где обучение проводится по определенным предметам и специальным программам.
Однако деятельность педагога-психолога не ограничивается вышеназванными действиями. На протяжении всего периода наблюдения за детьми специалист эмоционально поддерживает одаренных детей. Для этого проводятся следующие мероприятия:
• проверка уровня тревожности каждого воспитанника;
анкетирование родителей и педагогов
подборка психологических методик, предназначенных для
тестирования способностей.
Как повышенная, так и пониженная тревожность препятствуют развитию способностей и творческого потенциала. Для выявления уровня эмоционального состояния достаточно использовать:
- проективную методику диагностики тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммел);
- методику диагностики тревожности Р. Сирса.
Требования к профессионализму и личности педагога.
Педагог должен ЗНАТЬ:
- Психологию одарённости
- Нормативную базу по проблеме
- Инновационные технологии
- Методы выявления детской одарённости
- Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости
- Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости
- Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы
- Программы (комплексные и специализированные)
- Современную научно-методическую литературу по проблеме
- Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей
- Возрастные особенности проявления признаков одарённости
- Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка
- Интересы ребёнка.
- Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат.
- Возможности для развития ребёнка в условиях семьи
- Эффективные формы и методы работы с родителями.
Педагог должен УМЕТЬ:
- Создавать развивающую среду.
- Эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный психологический микроклимат в группе.
- Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики.
- Осуществлять диагностико-аналитический подход к планированию и организации работы с детьми
- Применять инновационные технологии и методики.
- Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми
- Проявлять свои личностные творческие способности.
- Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности.
- Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию)
- Взаимодействовать со всеми специалистами ДОУ, занимающимися с одарённым ребёнком.
- Строить позитивные межличностные отношения с ребёнком.
- Разработать образовательную программу кружковой работы.
- Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов.
- Организовывать оптимальные формы работы с детьми.
- Организовывать работу с родителями.
Система диагностики одаренности ребенка в различных сферах
в условиях ДОУ
В МБДОУ «Детский сад №14» г. Красноармейска сложилась своя система
диагностики одаренности ребенка в различных сферах. Выявление
особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на
основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления ребенка в три этапа:
1 этап – анализ мониторинга освоения основной образовательной программы и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.
2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений
воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных
детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют
«Таблицу экс-опроса»).
По оценке взрослых выделяются одаренные дети.
3 этап – организуется индивидуальное обследование одаренных
детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов.
Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.
С выделенными детьми организуется кружковая работа, составляется
план сопровождения одаренных детей.
При проведении практических исследований педагоги детского сада
учитывают, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно
продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его
эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо
одноразовой процедуры тестирования.
С целью выявления детских способностей в детском саду также
используются формы работы, в которых проявляется детская
одаренность:
¨ спортивные соревнования по разным видам спорта;
¨ викторины;
¨ Турниры по шашкам и спортивным играм.
При выявлении одаренных детей рекомендуется дифференцировать:
1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном
возрастном этапе;
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с
попытками ее реализации в различных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка к развитию.
Условия успешной работы по выявлению и поддержке одаренных детей
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы
по выявлению одаренных детей.
- Признание коллективом педагогов и руководством МБДОУ того,
что реализация системы работы по выявлению и поддержке одаренных
детей является одним из приоритетных направлений работы детского
сада.
Этапы сопровождения одаренного ребенка
- Диагностический этап
- педагогическая диагностика;
- психологическая диагностика;
- специальная диагностика (углубленная);
- диагностический мониторинг (анализ динамики развития).
- Информационный этап
- подбор литературы по тематике;
- создание банка информации по работе с одаренными детьми;
- подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;
- просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.
- Развивающий этап
- организация и проведение индивидуальных и групповых занятий различными специалистами и воспитателями (по индивидуальному плану);
- организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;
- организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (воспитатели, администрация, узкие специалисты, родители и др.).
Карта одаренного ребенка
ФИО ребенка.
Возраст ребенка (год, месяц).
Медицинское заключение (последний профосмотр).
Сведения о родителях.
Состав семьи.
Статус семьи.
Результаты психологической диагностики
Результаты педагогической диагностики
Результаты социометрического исследования
Область одаренности
Признаки одаренности
Диагностика одаренности
Выводы и рекомендации
Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
Диагностический инструментарий Используемые методики:
С детьми:
1. Тест креативности П.Торренса « Дорисуй фигуры»
2.Тест Векслера .диагностика структуры интеллекта(детский вариант)
3.Методика В.С.Юркевич «Дерево желаний»
4.Методика «Два домика» (Т. Марцинковская) .
С педагогами:
1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » В. С. Юркевич
2.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (ЛОСЕВА А.А.)
4.Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»»
3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя(самооценка)
С родителями:
1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
2.Методика « Определение склонностей ребенка»
Алгоритм распределения детей по интересам
1. Посещение детьми занятий со специалистами.
2. Психодиагностика: анкетирование родителей, педагогов, тестирование детей.
3. Опрос детей о желании или нежелании посещать занятия.
4. Согласие родителей на посещение ребенком занятия.
5. Заполнение карты индивидуальных особенностей и интересов дошкольника.
6. Зачисление ребенка на занятия на основании полученных сведений
Мониторинг эффективности работы с детьми и педагогами
- Экран настроений (Эмоциональное состояние ребенка до и после занятий , перед участием в конкурсе и после).
- Достижения в конкурсах, фестивалях, марафонах и т. д.
- Сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » до и после информационного этапа
Методики, используемые педагогами ДОУ для выявления одаренности детей.
. Выявление спортивно одаренных детей.
С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремиться к движениям. Детская одаренность – это хрупкая субстанция. Для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие малыша таким, какой он есть, вера в большие возможности его позитивных изменений, уважение к личности ребенка и его творческим проявлениям. Нельзя ускорять развитие ребенка путем натаскивания, нельзя сокращать детство. Основная задача взрослых — всестороннее обогащение развития дошкольника, нацеленное на максимальное раскрытие потенциала на данном возрастном этапе.
критерии | Ф.И. ребенка |
Энергичен, все время хочет двигаться, спит меньше обычного | Тетерина.Э Ананьеав .К |
Проявляет большой интерес к движениям, требующим тонкой моторики | -.-.---.----.---.--- |
Обладает хорошей зрительно-моторной координацией. | -----.-.-.-.-.-. |
Обладает широким диапазоном движений ( от медленного к быстрому, от плавного к резкому). | -..-.-.-.-.-..-.- |
Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений. | -.-.-.-.-.-.-.-.--- |
Отлично управляет телом при маневрировании. | -..-.-.-.-.-..-.- |
Обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков. | -..-.-.-.-.-..-.- |
Смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает. | -..-.-.-.-.-..-.- |
Ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками | |
Практически никогда всерьез не устает, если занят любимым дело | -..-.-.-.-.-..-.- |
Измерить уровень двигательной активность можно путем хронометрирования. За определенный временной период фиксируется время пассивного состояния ребенка (сидит, стоит, лежит) и время активного состояния ребенка (идет, бежит, прыгает и т.д.). Наблюдение ведется за одним ребенком или несколькими детьми одновременно. Затем определяется процент пассивного и активного состояния ребенка за данный промежуток времени. Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30% покоя и 70% двигательной активности.
Следует заметить, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности.
П е р в у ю группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом.
Ко в т о р о й группе следует отнести детей малоподвижных, т.е. с низкой двигательной активностью.
К т р е т ь е й группе относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными».
Самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей, дает широкий просмотр для выявления индивидуальных возможностей детей.
Оценка результатов
При оценке результатов важно учитывать такие качественные
характеристики, как самостоятельность (результативность) выполнения
задания – R, скорость решения задачи – Т и рациональность при
выполнении задачи – D. При нерешенном задании результативность
составляет 0 баллов, при использовании максимальной помощи (наложении
элементов на образец) – 10 баллов, при использовании минимальной
помощи (выполнение задания по дополнительному образцу) – 100 баллов и
при самостоятельном решении задания – 1000 баллов. Разнесение
результатов решения заданий в столь широком диапазоне (от группы к
группе – скачок на порядок) принято для более качественного
разграничения испытуемых по основному признаку – результативности.
Выводы:
По результатам проведенных исследований в группе выявлено __2___ одаренных детей
Виды одаренности | количество |
Двигательно одаренные дети | 2 |
Навешивание ярлыков типа «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство позволяет существенно расширить сферу используемых психодиагностических методик и учесть целый ряд дополнительных моментов:
- особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- наличие (или отсутствие) различных форм диссинхронии (неравномерности) в развитии одаренного ребенка;
- особенности развития эмоциональной сферы ребенка и т.д.
Мы считаем, что проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов по разным направлениям деятельности высокой квалификации.
Наблюдения педагогов дают возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить развитие, а помочь детям раскрыть их одаренность и развивать. При этом помнить 3 правила:
- Помоги, но не навреди.
- Заинтересуй, но не настаивай.
- Учитывай индивидуальность.
ЭКСПРЕСС-АНЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
(для воспитателя)
Анкету заполнил ;Воротникова Марина Александровна
______________________________________________________
Группа: 8
№ | Вопросы | Ответы | |
1 | Кого из детей в группе Вы считаете одаренными? | Тетерина.Э Ананьеав .К | |
2 | В чем проявляется одаренность ребенка? | Ф.И. ребенка | Проявления одаренности |
Тетерина.Э | Обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков. | ||
Ананьева.К | Обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков. | ||
3 | Какое поведение у этих детей | Ф.И.ребенка | В нескольких словах о поведении каждого ребенка |
Тетерина.Э | |||
Ананьеав .К | |||
4 | Взаимоотношения детей со сверстниками | Ф.и. ребенка | Как сложились отношения с остальными детьми |
Ананьеав .К | |||
Тетерина.Э | |||
5 | Есть ли трудности в работе с этими детьми? | ||
6 | Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным? |
Источник:Журнал «Управление дошкольным образованием « Приложение «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ» М.2006 г.стр.87
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Методика адресована родителям (может также применяться педагогами).
Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту
методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,
проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом
и противоположное ему проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены
нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают
друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,
противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности,
противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех
видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более
объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие
взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ Качество Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствительность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Изобретательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Перфекционизм
Методика « Определение склонностей ребенка»
Подготовительная работа
Педагог, воспользовавшись представленной методикой, может
получить первичную информацию о направленности интересов
дошкольников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно
судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов дошкольников следует иметь
в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о
том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко
дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа
от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши
педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и
одаренностью – с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь
уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно:
ребенок интересуется, как правило, той сферой деятельности, в которой он
наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и
сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор
способностей и одаренности – с одной стороны, как отправная точка – с
другой.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно
провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для
этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников – это
самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно.
Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для
изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого
времени.
Инструкция для проведения
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов
- Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
- Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
- Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.
- Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
- Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
- Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
- Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
- Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
- Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
- Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
- Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа.
- Бегает быстрее всех детей в детском саду.
Лист ответов
АнаньеваКсения ________
(Фамилия, имя ребенка)
__Воротникова.МА___________________________ ____________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
- интеллектуальная;
- академических достижений;
- творческого, продуктивного мышления;
- общения и лидерства;
- художественная
- двигательная
Лист ответов
Тетерина Эвелина ________
(Фамилия, имя ребенка)
__Воротникова.МА
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
- интеллектуальная;
- академических достижений;
- творческого, продуктивного мышления;
- общения и лидерства;
- художественная;
- двигательная.
- .
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.
Методика «карта одаренности»
Общая характеристика:
Эта методика создана автором на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Инструкция:
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов.
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов:
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
• творческая (2-й столбец листа ответов);
• академическая (3-й столбец листа ответов);
• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);
• музыкальная (5-й столбец листа ответов);
• литературная (6-й столбец листа ответов);
• артистическая (7-й столбец листа ответов);
• техническая (8-й столбец листа ответов);
• лидерская (9-й столбец листа ответов);
• спортивная (10-й столбец листа ответов).
Лист ответов
|
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка
задачи | методы | сроки | участники | результат | |
Мониторинг развития | Выявление признаков одаренности. Анализ продуктов деятельности,широты кругозоров | Диагностика Наблюдение Анкетирование собеседование | сентябрь | Воспитатели Психолог Специалисты | Составление психологической характеристики и индивидуального маршрута развития ребенка |
Развитие способностей ребенка, социальная помощь, развитие коммуникативных способностей. | Формирование у ребенка адекватного самовосприятия. Развитие форм конструктивного общения со сверстниками. Оказание помощи в адаптации в окружающем мире. Расширение кругозора ребенка в определенной сфере интересов. | Творческие задания Развивающие упражнения и игры Практикум коммуникативного общения. Собеседование Мозговой штурм Просвещение родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальные консультации | Октябрь-апрель | Воспитатели Специалисты Психолог | Повышение общих интеллектуальных умений Активизация творческого мышления Овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками Повышение педагогической, социальной и психологической компетенции у родителей и педагогов |
Мониторинг одаренности | Отслеживание динамики развития одаренности ребенка | Метод оценки общей одаренности: интеллектуальной, коммуникативной сфер. | май | Воспитатели Специалисты Психолог | Составление психолого-педагогического портрета ребенка. Выработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка. |
Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения талантливых детей.
№ | Мероприятие | Время проведения | Ответственный |
1 | Подбор и апробация пакета диагностических методик. | август сентябрь | Педагог-психолог |
2 | Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников | сентябрь | Педагог-психолог, специалисты ДОУ |
3 | Изучение личности педагога | сентябрь | Педагог-психолог, ст. воспитатель |
4 | Консультирование педагогов и родителей | октябрь апрель | Педагог-психолог |
5 | Выступление на родительском собрании по теме «Творческое развитие вашего ребенка»! | ноябрь | Педагог- психолог, воспитатели групп |
6 | Групповое консультирование педагогов по теме «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающей среды для одаренных детей» | декабрь | Педагог-психолог |
7 | Подготовка материала для «Уголка психолога» по теме «Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком» | январь | Педагог-психолог |
8 | Групповое консультирование педагогов по теме «Родители одаренных детей: как с ними общаться? | февраль | Педагог-психолог |
9 | Отслеживание эмоционального настроя детей на занятиях. | Ноябрь апрель | Педагог-психолог |
10 | Подготовка детей для участия в интеллектуальной конкурс-игре «Что-где-когда?» | март | Педагог-психологвоспитатели |
11 | Мониторинг эффективности работы. | май | Педагог-психолог, педагоги ДОУ |
Список литературы
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996
5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль
Приложение 8
План программы «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями»
Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.
Задачи:
- Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.
- Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.
- Достижение детьми более высоких результатов.
Психолог
Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.
Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.
Методист
Организационный этап: планирование работы педагогов по физическому воспитанию. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи педагогам по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.).
Этап контроля: осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми.
Педагог
Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей, пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.
Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.
Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми.
Родители
Развивающий этап: развитие физических способностей одарённых детей посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций педагогов и психолога в домашних условиях.
Планирование учебного материала от 5-7 лет.
№ | Наименование раздела программ мы | Тема занятия | Количество часов | Тип занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | ОРУ | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | Спортивная гимнастика | Общая и специальная физическая подготовка | 2 | Комплексный | Принятие контрольных нормативов по общей и специальной подготовке. | Тестирование | Комплекс 1. | |||
Акробатика | 8 | Изучение нового материала. | Инструктаж по ТБ. Равновесие на одной ноге «Ласточка». Стойка на лопатках. Шпагаты. Игра «Аист» Развитие физических качеств. | Уметь выполнять акробатические элементы раздельно. | Текущий, фронтальный, тестирование. | Комплекс 1. | ||||
Комплексный | «Ласточка». Стойка на лопатках. Шпагаты (правая нога, левая нога, поперечный). Игра «Ловишки» Развитие физических качеств. | Уметь выполнять акробатические элементы раздельно. | Текущий, фронтальный, тестирование. | Комплекс 1. | ||||||
Изучение нового материала. | Кувырок вперед из упора присев, кувырок вперед скрестно в сед прямыми ногами. Равновесие на одной ноге. Боковое равновесие. Стойка на лопатках. Шпагаты. Игра «Самый быстрый». Развитие физических качеств. | Уметь выполнять акробатические элементы раздельно. | Текущий, фронтальный, тестирование. | Комплекс 1. | ||||||
Комплексный | Боковое равновесие. Два кувырка вперед. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Шпагаты (правая нога, левая нога, поперечный). Игра «Удочка». Развитие физических качеств. | Уметь выполнять акробатические элементы раздельно. | Текущий, фронтальный, тестирование. | Комплекс 1. | ||||||
Изучение нового материала. | Кувырок назад. Переворот в сторону «Колесо». Шпагаты (правая нога, левая нога, поперечный). Игра «Аист». Развитие физических качеств. | Уметь выполнять акробатические элементы раздельно. | Текущий, фронтальный, тестирование. | Комплекс 1. | ||||||
Комплексный | Два кувырка вперед, кувырок назад. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Мост из положения лежа и стоя., с поворотом на 90 градусов. Переворот в сторону. Шпагаты. Полушпагат «улитка». Игра «Самый быстрый». Развитие физических качеств. | Уметь выполнять акробатические элементы раздельно. | Текущий, фронтальный, тестирование. | Комплекс 1. | ||||||
Изучение нового материала. | Два кувырка вперед, кувырок назад. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Мост из положения лежа и стоя., с поворотом на 90 градусов. Мост с двух колен «верблюд». Шпагаты. Переворот в сторону. Полушпагат «улитка», с наклоном и прогнувшись. Игра «Догонялки». Развитие физических качеств. | Уметь выполнять акробатические элементы раздельно. | Текущий, фронтальный, тестирование. | Комплекс 1. | ||||||
Учетный | Выполнение комбинации из изученных акробатических элементов. Игра «Догонялки». Развитие физических качеств. | Уметь выполнять акробатические элементы в комбинации. | Текущий, фронтальный, тестирование. | Комплекс 1. | ||||||
Хореографическая подготовка. | 3 | Изучение нового материала. | Гимнастическая терминология. Позиции ног, рук. Шпагаты. Игра «Пустое место». Развитие физических качеств. | Уметь выполнять позиции рук и ног. | Текущий.. | Комплекс 1. | ||||
Комплексный | Позиции ног, рук. Положение ног и движение ими. Шпагаты. Игра «Аист». Развитие физических качеств. | Уметь выполнять хореографические упражнения. | Текущий. | Комплекс 1. | ||||||
Учетный | Позиции ног, рук. Положение ног и рук движение ими. Шпагаты. Игра «Море волнуется…». Развитие физических качеств. | Уметь выполнять хореографические упражнения. | Оценка техники выполнения комбинации. | Комплекс 1. | ||||||
Бревно | 4 | Изучение нового материала. | Меры предупреждения травматизма. Ходьба по бревну. Танцевальные шаги «полька». Поворот на 90, 180 градусов. Игра «День и ночь». Развитие силовых способностей. | Уметь выполнять ходьбу по бревну, танцевальные шаги и повороты на 90, 180 градусов. | Текущий | Комплекс 2 | ||||
Комплексный | Ходьба по бревну. Танцевальные шаги «полька». Поворот на 90, 180 градусов Игра «Аист». Развитие силовых и координационных способностей. | Уметь выполнять ходьбу по бревну, танцевальные шаги и повороты на 90, 180 градусов. | Текущий | Комплекс 2 | ||||||
Комплексный | Вскок, соскок. Ходьба по бревну. Упоры, седы. Прыжки вверх. Соскок прогнувшись. Развитие силовых и координационных способностей. | Уметь выполнять ходьбу по бревну, упоры, седы, соскок прогнувшись. | Текущий | Комплекс 2 | ||||||
Совершенствование ЗУН | Вскок, соскок. Ходьба по бревну. Упоры, седы. Прыжки вверх. Соскок прогнувшись. Развитие силовых и координационных способностей. | Уметь выполнять ходьбу по бревну, упоры, седы, соскок прогнувшись. | Текущий | Комплекс 2 | ||||||
Лазание, Опорный прыжок, батут. | 3 | Изучение нового материала. | Лазание на высоту 1,5-2м с прыжка по наклонному и горизонтальному канату в вис завесом пятками или под коленками. Прыжок прогнувшись. Произвольные прыжки на батуте и с активным взмахом рук вперед, вверх. Игра «Удочка». Развитие физических качеств. | Уметь лазать по канату, выполнять прыжок прогнувшись и прыжки на батуте.. | Текущий | Комплекс 2 | ||||
Комплексный | Лазание на высоту 1,5м по горизонтальному канату. Прыжок прогнувшись. Произвольные прыжки на батуте и с активным взмахом рук вперед, вверх; с батута на батут. Игра «Мышеловка». Развитие физических качеств. | Уметь лазать по канату, выполнять прыжок прогнувшись и прыжки на батуте.. | Текущий | Комплекс 2 | ||||||
Комплексный | Лазание на высоту 2м по горизонтальному канату. Прыжок прогнувшись. Прыжки на батуте в приседе, прыжки с поворотом на 180 градусов. Игра «Аист». Развитие физических качеств. | Уметь лазать по канату, выполнять прыжок прогнувшись и прыжки на батуте.. | Текущий | Комплекс 2 | ||||||
Общая и специальная физическая подготовка | 2 | Комплексный | Принятие контрольных нормативов по общей и специальной подготовке. | Тестирование | Комплекс 1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Детский оркестр" для детей 5-7 лет Автор - составитель музыкальный руководитель Колесова Елена Николаевна.
Программа "Детский оркестр" расчитана на детей старшего дошкольного возраста, имеющих уже первоначальные навыки и умения игры на...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальныхинструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»для детей 6-7 лет...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...