Игрушка как регулятор психического и физиологического развития ребенка-дошкольника
статья (старшая группа) на тему
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью , в которой формируется типичный облик ребенка: ум,физические и нравственные качества. Однако конкретно - исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.
В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки,как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось,что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбу людей. Поэтому куклы часто делались резцом,так как боялись, как бы кукла не убежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде,Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины,дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов,выполнялись куклы для детей знати.
Особую роль,как в жизни детей , так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями,которые приводят ее в движение.
Детская современного дошкольника заполнена игрушками,которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили,поезда,самолеты,луноходы,спутники,пистолеты,наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества,историей развития ребенка в обществе.
К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит :
а )звуковые игрушки- трещетки,бубенцы,погремушки и тд.;
б) двигательные игрушки - волчок,мяч, примитивные варианты бильбоке;
в) оружие - лук,стрелы,бумеранги;
г) образные игрушки - изображения животных,кукол ;
д) веревочку,из которой делают различные,порой замысловатые фигуры.
Е.А. Аркин считает, что совершенно очевиднор,лук и стрелы могли стать игрушками только после того как они появились в обществе как орудия действительной охоты. Они давно исчезли,как орудия охоты и замены огнестрельным оружием,но они остались в мире детских игрушек. Однако упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места,которое они занимали в жизни ребенка общества первобытных охотников.
Таким образом, так называемая изначальная игрушка,лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она,как и все остальные игрушки,возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.
Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам,как и по отношению к играм ,ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля. Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения,но и своего рода проявителями детской индивидуальности.
Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи "точных" методов и самых удачных тестов не может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах,если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии - в игре и среди игрушек.
Игрушка - предмет,служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся регулятором психического и физиологического развития ребенка.
Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки,которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовая информация "Психическое развитие ребенка-дошкольника"
Информация о психическом развитии ребенка 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 лет, представленная в виде памятки, которую можно вывешивать в уголок для родителей....
"Роль сказки в психическом развитии ребенка-дошкольника"
Сказкотерапия, как средство психического благополучия ребенка...
03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...
Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...
«Исследовательская деятельность дошкольников-необходимое условие успешного познавательного развития ребенка дошкольника.»
laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»Ральф У. Эмерсон....
Консультация по художественно- эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"
В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной. Изобразительное искусство...
Консультация для родителей по художественному - эстетическому развитию дошкольников. Тема: "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"
Изобразительное искусство – это лишь одна грань. Но какая! Мы даемгодовалому малышу карандаш «Порисуй!» И он рисует. Это заложеноприродой – начиная с первобытных вр...