Методика проведения сюжетно-подвижных игр на примере игры "У медведя во бору"
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данная методика может быть использованна для проведения и других сюжетно-подвижных игр с детьми дошкольного возраста. В методике подробно прописаны этапы проведения сюжетно-подвижной игры для детей разных возрастных групп детского сада : от младшей до поготовительной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_2_podv.igra_.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика и руководство проведения сюжетной подвижной игры «У медведя во бору»
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО подвижных игр – движения, которые выполняются в игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в режиме дня. Игра строится на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об образе жизни и повадках животных.
Цель: формирование у детей волевых качеств, дружелюбного поведения, положительных межличностных отношений, навыков быстрого бега, ловкости.
Задачи: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом, развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.
Описание. При объяснении игры используется краткий сюжетный образный рассказ. На одной стороне площадки проводится линия - это опушка леса. Около нее через 2-3 шага рисуется круг - место для медведя. На другой стороне, за линией находится домик для детей. Один из детей играет роль медведя. Остальные дети идут «гулять по лесу», имитируя собирание грибов и ягод и проговаривая стихи:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру.
Медведь сидит, На нас глядит.
(Варианты: Медведь не спит И на нас рычит!
или: Медведь простыл, На печи застыл!)
Лукошко опрокинулось (жестом показывают), Медведь за нами кинулся!
На последних словах «медведь» встает со своего места и начинает ловить детей. Пойманный (тот, до кого медведь дотронулся) отправляется к нему на опушку. Игра повторяется, пока не поймаются 2-3 играющих. Затем выбирается новый медведь, и игра начинается снова.
Методика проведения сюжетной подвижной игры складывается из нескольких элементов (выбор игры, подготовка места и инвентаря, организация играющих, объяснение, руководство, подведение итогов).
Особенности проведения игры в младшей группе:
1. Привлечение внимания и создания интереса у детей (этот этап все время варьируется)
- Зазывалка Например: Приглашаю детвору на веселую игру, а кого не примем, за уши поднимем! Уши будут красные - до чего прекрасные!
- Игровой - появление на участке сказочного персонажа (воспитатель в шапочке героя)
- Зрительный или звуковой ориентир (н-р: бубен, колокольчик, флажок)
- Использование сюрпризного момента (письмо, посылка)
2. Организация играющих (этот этап также может варьироваться)
Подготовка места (разметка площадки) и отличительных знаков (шапочки медведя).
(к ней полезно привлекать детей):
Собрать детей в том месте площадки, где будут начинаться игровые действия.
(у стороны площадки, где будет так называемый «домик»).
Приемы сбора чаще всего совпадают с приемами создания интереса к игре.
Воспитатель одевает шапочку медведя и говорит: Смотрите, какой большой мишка пришел к вам в гости из дремучего соснового бора, где он живет. Он очень любит лакомиться грибами и ягодами, которые там растут. И потом сладко спать под малиновым кустом. А сейчас мишка хочет с вами поиграть….
3. Объяснение (повторение) правил игры и правил безопасного поведения на игровой площадке (проводится пере д каждой подвижной игрой)
Объяснение ведется в ходе игровых действий и носит форму «двигательного рассказа». Дополняемый в необходимых случаях показом, рассказ должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать, вызвать стремление к активному действию.
4. Руководство игрой
Это: наблюдение за действиями участников, исправление ошибок, указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий, регулирование нагрузки, стимулирование необходимого уровня соревнования на протяжении всей игры.
Ведущую роль выполняет воспитатель и от него зависит интерес детей к игре. При последующем проведении необходимо использовать вариации игры. Дети прячутся в домики: на скамью, в обручи на первую ступеньку лестницы.
И только со второго полугодия 2 младшей группы роль водящего можно поручить наиболее активному ребенку.
Заканчивать игру нужно своевременно. Тогда она доставит удовольствие и вызовет у детей желание повторить игру. Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму.
В средней, старшей и подготовительной группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированные. Учитывая это, усложняются этапы проведения игры.
1. Зазывалка. После сбора детей воспитатель сообщает название игры.
Затем задает уточняющие вопросы о правилах игры и напоминает о правилах безопасности в игре.
2. Распределение ролей.
Необходимо использовать разнообразные приемы выбора водящего:
Считалки: простые и с выбором; жеребьевки; волшебная стрелочка, палочка, юла;
По желанию детей; по желанию педагога.
3. Игровые действия.
4. Указания по ходу игровых действий.
5. Подведение итогов:
Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил.
6. Поощрение детей: звездочками, медальками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дворкина Н.И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств: методическое пособие / Н. И. Дворкина, Л. И. Лубышева. М.: Советский спорт, 2007.
Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада / М. Ф. Литвинова; под ред. Л. В. Руссковой. М.: Просвещение, 1986.
Пензулаева Л. И.Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. И. Пензулаева. М.: Владос, 2001.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Издательский центр / Академия, 2001.
Федорцева М. Б. Здоровье сберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 7.
Финогенова Н.В., Решетов Д.В. Возможности подвижных игр в процессе социально-личностного развития детей 5-6 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 8.
1. Подготовка к проведению подвижных игр начинается с подбора и планирования игр. Это зависят от условий работы возрастных групп: физического и умственного развития дошкольников, их двигательных умений, состояния здоровья детей, их индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. При подборе сюжетных игр принимается во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете.
2. Далее следует объяснение сюжета игры. Объяснение проводится в несколько этапов:
1-й этап – ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);
2-й этап – дальнейшее изучение правил;
3-й этап – внесение изменений в содержание и правила игры.
3. Значительное внимание воспитатель уделяет подготовке атрибутов подвижной игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).
4. Методика проведения подвижных игр складывается из нескольких элементов (выбор игры, подготовка места и инвентаря, организация играющих, объяснение, руководство, подведение итогов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры-занятия в специализированной группе.Подвижные игры:"Воробушки и автомобиль","Лиса и зайцы","Кот и мыши"."У медведя во бору".
Конспект игры-занятия в специализированной группе. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Лиса и зайцы», «Кот и мыши», "У медведя во бору".Цель:Коррекционно-образовательные.Учить детей...
"У медведя во бору..."
"У медведя во бору..." (обрывная аппликация) по теме "Животные"...
Конспект проведения подвижной игры "У медведя во бору"
Дети очень любят играть в подвижные игры....
Технологическая карта подготовки воспитателя к проведению сюжетной подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста
Данный материал содержит подробное описание этапов игры "Хитрая лиса": подготовка, организация и руководство ходом игры...
Карта подготовки педагога к проведению сюжетной подвижной игры с детьми 5-го года жизни.
Карта подготовки педагога к проведению сюжетной подвижной игры "Лошадки" с детьми 5-го года жизни.Поэтапное планирование....
Методика проведения сюжетно-подвижных игр на примере игры "У медведя во бору"
Данная методика может быть использована для проведения и других сюжетно-подвижных игр с детьми дошкольного возраста. В методике подробно прописаны этапы проведения сюжетно-подвижной игры для детей раз...