Подвижные игры с дидактической направленностью в формировании социально-коммуникативных качеств.
статья (подготовительная группа) на тему
Практическое руководство подвижными играми в старшем дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shulgina_sotsialno-kommunikativnye.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры с дидактической направленностью
в формировании социально-коммуникативных качеств
Еремеева Елена Владимировна, воспитатель
Ларина Ирина Васильевна, воспитатель
Шульгина Людмила Михайловна, воспитатель
Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и задач социально-коммуникативного развития. Социально-коммуникативное развитие направлено на:
· присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
· развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
· становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
· развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
· формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
· формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
· формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
· формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника. Одним из условий для решения поставленных задач является использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий. В практике нашего детского сада применяется такой здоровьесберегающий метод обучения, как подвижные игры с дидактической направленностью. Особенность этой игры - наличие двух целей:
• развивать активные двигательные действия,
• решать задачи познавательного характера.
Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, обеспечиваются физиологически необходимая двигательная активность, благоприятное психоэмоциональное состояние.
Нами были разработаны подвижные игры с дидактической направленностью на формирование коммуникативных навыков. Движение ребенка, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи движения ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
— поддерживает и завершает общение в игре;
— умеет выстраивать взаимодействие в паре, группе, в коллективе;
— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
«Веселая гусеница»
(для детей старшего дошкольного возраста).
Программное содержание:
1. Упражнять в ходьбе - с перешагиванием через предметы, ходьбе с широко расставленными ногами, в ходьбе по гимнастической скамье; в беге между предметами.
2 . Развивать навыки совместной деятельности, речь детей, способствовать сплоченности группы.
3. Формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поведения сверстников.
4. Воспитывать интерес к играм на взаимодействие.
5. Способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе сверстников.
Предварительная работа: коллективные виды деятельности (создание творческих коллективных работ, коллективный труд).
Материал: пластмассовые кубики, гимнастическая скамья, верёвки, стойки.
Правила игры:
1. Дети встают друг за другом, каждый держится за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
2. На протяжении всей игры дети не должны отделяться от идущего впереди и друг от друга.
Варианты игры: 1. Изменяются и усложняются препятствия;
2.Изменяется количество участников.
Ход игры.
Воспитатель приглашает детей (природный настрой):
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Тучки собираются.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождик начинается.
Вот на землю капельки,
Капельки упали,
Гусенички под листочки
Быстро побежали».
Дети строятся в колону и кладут руки друг другу на плечи. При этом произносят слова:
«Дружно держимся за друга,
Здесь в колоне: друг-подруга!
Будем мы вперёд идти,
Чтоб друзей не подвести».
Воспитатель даёт указание: кубики перешагиваем, высоко поднимая ноги; стойки обходим зигзагом, верёвочный ручей проходим, широко расставив ноги; по гимнастической скамье идём обычным шагом.
Дети последовательно проходят препятствия.
В конце игры взрослый произносит:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождик продолжается.
И никак, и никак
Дождик не кончается.
Капельки устали,
Дружно поливали».
Дети отвечают взрослому:
«Дождик, дождик перестань,
Отдохнуть немного дай».
Взрослый вместе с детьми анализирует итоги игры:
1. Удалось ли сохранить неразорванную «гусеничку» ( колонну) до конца игры?;
2. Кому было трудно при выполнении заданий?;
3.Как помогали друг другу во время игры?
«Утка, утка, утка, гусь»
(для детей старшего дошкольного возраста).
Программное содержание:
1. Совершенствовать бег с ускорением, со сменой темпа.
2. Упражнять в умении контролировать свои движения и движения товарищей.
3. Воспитывать в детях уважение к правилам этикета.
5. Способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе сверстников.
Предварительная работа: подвижные игры «Кот и мыши», «Свободное место».
Правила игры:
1.Ведущий ходит внутри круга, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка… гусь». Гусь и ведущий бегут в противоположные стороны вне круга. Им необходимо как можно быстрее занять освободившееся место (где стоял “гусь”).
2. В месте встречи, соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать друг друга: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!» (в зависимости от времени проведения игры), а затем снова бежать к свободному месту.
3. Приветствия и реверансы должны выполняться четко и громко;
4. Во время бега нельзя отталкивать соперника руками.
Варианты игры:
1. Изменяются способы приветствия друг друга в месте встречи.
2. Изменяется вид бега (со сменой темпа, со сменой направления).
3. Девочка перед началом бега повязывает косынку, а мальчик надевает кепку.
Ход игры.
Воспитатель приглашает детей (природный настрой):
1 вариант: «Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Старый, добрый , верный друг».
2 вариант: «И от скуки, и от грусти
Может вылечить игра.
Приглашаю в круг широкий Вас, с улыбкой, детвора».
Дети встают в круг и выбирают водящего с помощью считалки:
1 вариант: «Добрые слова не лень
Повторять нам трижды в день.
Только выйдем за ворота,
Всем идущим на работу:
Кузнецу, врачу, ткачу –
«С добрым утром!» я кричу.
«Добрый день!» -кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю».
2 вариант: «Дети, милые, родные, шустрые и заводные.
Вы с культурой подружитесь, и быть лучшими стремитесь».
Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «Гуся».
По окончании игры проводится упражнение
на расслабление «Сбрось усталость». Взрослый даёт инструкцию:
«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперёд, назад. А сейчас аккуратно встряхни головой, руками, ногами. Ты стряхнул всю усталость и опять стал сильным и бодрым».
«Двурукие»
(для детей старшего дошкольного возраста).
Программное содержание:
1.Упражнять в беге с ускорением.
2.Учить согласовывать свои действия с действиями сверстника.
3.Воспитывать ловкость, целеустремлённость.
4.Способствовать развитию гендерных особенностей детей.
5. Способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе сверстников.
Предварительная работа:
1. Выполнение цикла различных заданий с жилеткой.
2. Чтение художественной литературы о взаимопомощи между людьми.
Материал: специально сшитые жилетки, клубок ниток, детали пластмассового или деревянного конструктора «Юный плотник».
Правила игры:
1.Каждый участник может использовать для совместной работы только одну, продетую в пройму жилета, руку. Помогать второй рукой нельзя.
2. Побеждает тот, кто быстрее выполнил работу и работал слаженно в паре.
Варианты игры:
1.Изменяются задания в парах ( намотать на палочку, веревку, нарисовать елочку, вымыть игрушку и т.д.).
2. Задания в парах выполняются в различных исходных положениях (сидя, стоя на кубиках, на газете, стоя на коленях и.т.д.
Ход игры.
Воспитатель приглашает детей (природный настрой):
«Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
Вместе ходим и играем,
Никогда не унываем
Куда он ,- туда и я
Мы - отличные друзья!»
Дети самостоятельно распределяются в пары (находят вторую половинку открытки – девочка с девочкой, мальчик с мальчиком) и подходят к линии старта.
Воспитатель даёт указания: вместе добежать до жилеток, надеть их и выполнить задания (девочкам - смотать клубок ниток, мальчикам – соединить детали с помощью шурупов и гаек), снять жилеты и вернуться к линии старта бегом “Кто быстрее”.
В конце игры проводится обсуждение результатов выполнения заданий:
1.Удалось ли выполнить задания?
2.Какие трудности испытывала каждая пара?
3.Как помогали друг другу во время выполнения заданий?
Используемая литература:
1. «Игры в детском саду». Мн.:Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000, стр.54.
2. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», стр.72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра с дидактической направленностью как здоровьесберегающий метод обучения детей дошкольного возраста
В нашем детском саду творческой группой педагогов «Здоровый дошкольник» разрабатывались авторские подвижные игры с дидактической направленностью. На базе детского сада проходили консультационные пункт...
мастер-класс: здоровьесберегающий метод обучения "Подвижная игра с дидактической направленностью"
В ходе мастер-класса педагоги смогут не только теоретически, но и на практическом уровне усвоить принципы внедрения здоровьесберегающих методов развития и обучения дошкольников через интеграцию подвиж...
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ДИДАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТЫВНЫХ НАВЫКОВ.
В разработке представлены авторские игры...
ПОДВИЖНАЯ ИГРА С ДИДАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
Мастер-класс для воспитателей...
Мастер класс "Подвижная игра с дидактической направленностью - здоровьесберегающий метод обучения"
Данный материал предназначен для детей, обучающихся в логопедических группах...
Подвижная игра с дидактической направленностью «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Для детей старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения направленные на коррекцию социально-коммуникативной сферы дошкольников
Данное приложение содержит подборку игр и упражнений для коррекции агрессии, гипердинамичности, стеснительности других проявлений социально-коммуникативной дезадаптации дошкольников...