Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы
консультация (старшая группа) на тему

Мухаметзянова Альбина Фануровна

Примерное распределение обязанностей между инструктором по физической культуре и воспитателем в ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.dlya_vospitateley.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей. Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя. Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя, воспитателя и учителя-логопеда и т. д. Данное взаимодействие должно быть отражено документально. Так, в разделе "Организация режима пребывания детей в ДОУ" обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусмотрены графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей.

Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре. Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика; занятия физической культурой в помещении и на воздухе; физкультурные минутки; подвижные игры; спортивные упражнения; ритмическая гимнастика; занятия на тренажерах; плавание и др.

Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.

В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.

Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.

Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен ознакомить его с содержанием занятия физической культурой или досуга, обсудить организационные моменты.

Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.

Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега.

В основной части занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.

Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений.

Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

В заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:

специалист занимается с ослабленными детьми,

  • воспитатель с остальными (и наоборот);
  • специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
  • специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
  • специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
  • специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
  • инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.

Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет

С детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.

Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную  среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы. В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

В качестве примера в приложении представлено распределение обязанностей между инструктором по физической культуре и воспитателем в ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей группы.

При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.

Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.

Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы, задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя полноправными участниками мероприятия.

Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это является инструктор по физической культуре. Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей.

Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Если в целях оздоровления организма ребенка в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов, то необходимо взаимодействие не только инструктора по физической культуре и воспитателя, но и медицинского работника ДОУ.

Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя является организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Литература:

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №4 * 2012 г.

Примерное распределение обязанностей

между инструктором по физической культуре и воспитателем

в ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей группы

Задачи:

  • упражнение детей: в ходьбе с высоким подниманием колен; непрерывном беге продолжительностью до 1 мин; ползании по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони; подбрасывании мяча вверх;
  • развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры. Предварительная работа:
  • ознакомление воспитателя с содержанием и программными задачами;
  • обсуждение организационных моментов;
  • разучивание слов к подвижной игре "Мы веселые ребята".

Оборудование: канат (шнур), корзина, мячи большого диаметра.

Часть 1

Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. Перестроение в колонну по одному (прыжком). Ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс

Инструктор по физической культуре обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы с высоким подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой в колене ноги, носок оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе.

Воспитатель следит за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними.

Бег в колонне по одному

(продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на ходьбу)

Инструктор по физической культуре выполняет бег вместе с детьми: руки согнуты в локтях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в колонну по три в движении.

Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен, воспитатель выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга.

Часть 2

Общеразвивающие упражнения

Инструктор по физической культуре объясняет и показывает воспитанникам упражнение, контролирует правильность его выполнения в передних рядах.

Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, подходит к детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает им принять правильное исходное положение, исправляет неверно выполненное движение.

И. п. - основная стойка, руки на пояс;

- правую ногу назад на носок, руки за голову;        ,

- вернуться в исходное положение. То же левой ногой.

и. п. - стойка: ноги врозь, руки на пояс;

- поворот вправо, правую руку вправо;

- вернуться в исходное положение. То же влево.

И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища;

1 - выпад правой ногой вперед;

2-3 - пружинистые покачивания;

4 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой.

И. п. - стойка на коленях, руки на пояс;

1-2 - медленным движением сесть на правое бедро, руки вынести вперед;

3-4 - вернуться в исходное положение. То же влево.

И. п.- стойка: ноги на ширине плеч, руки вниз;        

- руки в стороны;

- наклон вперед, коснуться пальцами рук носка левой ноги;

- выпрямиться, руки в стороны;

- вернуться в исходное положение. То же к правой ноге.

И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища.

1-8 - прыжки на двух ногах - левая вперед, правая назад; в прыжке сменить положение ног.

9 - пауза и снова прыжки (3-4 раза).

Инструктор по физической культуре выполняет упражнение в прыжках вместе с детьми.

Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям запрещены прыжки, выполняете ними ходьбу на месте.

Основные виды движений

Инструктор по физической культуре вместе с воспитателем ставит две гимнастические скамейки параллельно друг другу и в метре от них вдоль зала (площадки) кладет два каната. Дети перестраиваются в две колонны по одному и поочередно выполняют упражнение в ползании, а затем в равновесии. После выполнения данных упражнений инструктор по физической культуре вместе с воспитателем убирают оборудование.

Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени (2-3 раза)

Инструктор по физической культуре объясняет и показывает детям упражнение. Контролирует правильность его выполнения. Обеспечивает страховку.

Равновесие - ходьба по канату (шнуру) боком приставным шагом, руки на пояс, голову и спину держать прямо (2-3 раза)

Воспитатель контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой детей,

Бросок мяча вверх двумя руками и его ловля.        

Броски мяча вверх и его ловля с хлопком в ладоши 10-15 раз)

По сигналу инструктора по физической культуре дети перестраиваются в колонну по одному и, проходя мимо корзины, берут по мячу большого диаметра, располагаются свободно по всему залу. Специалист объясняет и показывает им упражнение. Каждого ребенка обучает индивидуально, занимается с отстающими дошкольниками.

Воспитатель занимается с оставшейся группой детей.

Подвижная игра "Мы весёлые ребята"

Инструктор по физической культуре сообщает воспитанникам название игры, показывает место расположения ведущих, играющих и разметку площадки.

Воспитатель может назначить ведущего и помочь разместить играющих по местам.

Далее инструктор по физической культуре поясняет правила игры: сигналы к началу и остановке игры, за какие нарушения правил, игроки выбывают из игры, объясняет правила выполнения движений и требования к их качеству. Руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель на первом этапе разучивания игры берет на себя роль ловишки, а на последующих принимает активное участие в игре, вступает в эмоциональное речевое общение с детьми (хвалит, поддерживает и т. д.). Следит за соблюдением правил.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие (хором):

Мы, веселые ребята. Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три -лови! После слова "Лови!" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Ребенок, которого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4 раза. Инструктор по физической культуре совместно с воспитателем подводят итог игры:

отмечают детей, не нарушающих правил игры;

обращают внимание на их ловкость, быстроту, черты характера, товарищество, сообразительность и т. д.

Часть 3

Ходьба в колонне по одному

Инструктор по физической культуре ведет колонну за собой, воспитатель ее замыкает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспит...

Консультация для воспитателей Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем ...

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы...

Семинар - практикум на тему: «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМна тему:«Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимоп...

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации детей.

Согласно СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санита...