Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему
Воспитание здоровой личности – основное требование модернизации системы образования. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников. В каждом детском саду сложились свои традиции в работе по укреплению и оздоровлению детей. В нашем педагогическом коллективе традиционным стало проведение оздоровительных досугов один раз в месяц и спортивных праздников один раз в квартал с участием родителей....
В нашем педагогическом коллективе возникла необходимость поиска новых методов организации работы с детьми. Изучая методическую литературу, я натолкнулась на статью о новой системе - музыкально-валеологическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_-_doklad_na_pedchteniya.doc | 609.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ.
Детство – тот золотой и очень важный период жизни, во время которого растёт организм ребёнка, и закладываются основы здоровья человека. Здоровье – это великий дар, без которого невозможно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Ребёнок должен расти здоровым. Такой ребёнок лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявленные к нему требования. У него быстрее формируются необходимые качества и навыки. Крепкое здоровье важно для правильного формирования детского характера. Воспитание здоровой личности – основное требование модернизации системы образования. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.
В каждом детском саду сложились свои традиции в работе по укреплению и оздоровлению детей. В нашем педагогическом коллективе традиционным стало проведение оздоровительных досугов один раз в месяц и спортивных праздников один раз в квартал с участием родителей.
За последние годы были организованы оздоровительные досуги, сгруппированные по разным темам. Оздоровительные досуги, построенные на основе народных игр, хороводов, с целью возрождения забытых календарных праздников, воспитания у детей интереса к прошлому нашего народа. Это Масленица, Вербное воскресенье, Тит и Варфоломей, Савватий Пчеловник и др.. Оздоровительные досуги, которые познакомили детей с подвижными, коммуникативными, играми-соревнованиями, эстафетами народов мира. Их дополняли различные виды самомассажа, дыхательные упражнения (по методике Б.Толкачёва и К.Бутейко), пальчиковые игры, комплексы ОРУ и ритмической гимнастики, упражнения для коррекции зрения. «Встреча с дедушкой АУ» (тайга), «В гостях у Водяного» (болото), «Всемогущая Катгыргын» (тундра), «Зимняя Олимпмада» (Арктика), «Путешествие в на банановый остров» (джунгли), «Как мы спасали солнышко» (горы и вулканы), «Весенняя сказка» (луговые цветы), «Оазис» (пустыня). И закончился цикл ОД большим спортивным праздником «Вокруг света» (земля и континенты).
Оздоровительные досуги, построенные на основе сюжетов сказок и литературных произведений. Это - «Петушок и бобовое зёрнышко», «Репка», «Зимнее путешествие колобка», «Мой весёлый, звонкий мяч», «Прыгалки-скакалки» (на День Матери), «Найдём Ваню» по мотивам р.н.с. «Гуси-лебеди», «Путешествие по произведениям С.Маршака», Для малышей проводились оздоровительные досуги, способствующие закреплению полученных культурно-гигиенических навыков – «У козлёнка день рождения», «Маша-растеряша», «Маша обедает», «Мишка идёт на прогулку» и др. Один раз в квартал проводились спортивные праздники – «Богатыри Земли русской», «Космические дали», «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» и др.
В спортивных мероприятиях активное участие принимают родители, открыто выражая желание бегать, прыгать, соревноваться. Это создаёт хороший, позитивный настрой, дарит огромную радость детям от взаимного общения. Родители совместно с детьми создавали эмблему, придумывали девиз, гимн своей спортивной семьи. Дети с увлечением рассказывали о спортивных увлечениях мам, пап, дедушек и бабушек на одном из праздников.
В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями воспитание здоровой личности – основное требование модернизации системы образования. И задача дошкольного учреждения – обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения его в учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
В нашем педагогическом коллективе возникла необходимость поиска новых методов организации работы с детьми. Изучая методическую литературу, я натолкнулась на статью о новой системе - музыкально-валеологическое воспитание. Сейчас я подбираю литературу по этой теме, изучаю материалы в периодических изданиях, методических пособиях, и предложила апробировать эту систему в нашем детском саду.
Валеология – (la vale - стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров») – общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. Буквально это слово обозначает – здоровый образ жизни.
Музыка за тысячелетия существования рядом с человеком научилась быть ему полезной в самых разных нуждах. Новые научные знания о воздействии музыки на физическое и психическое здоровье, на интеллект и эмоции человека позволяют рассматривать музыку как универсальное средство совершенствования его жизнедеятельности. Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в исторических трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Пифагор разработал понятие - учение об эвритмии, которая понималась, как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях» - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах.
В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
Итак, музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического воздействия на организм человека. Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика) используемые на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают развивать и укреплять здоровье ребенка. Все эти рассуждения, послужили стимулом к организации педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка, получившего название музыкально-валеологическое воспитание.
Новизна системы состоит в следующем:
1. На музыкальной НОД, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников используются современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, используются с пользой для здоровья. Например, начинается каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен перемеживается с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – проводится дыхательная, артикуляционная гимнастика, фонопедические и оздоровительные упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаются музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальная импровизация совмещается с музыкотерапией.
2. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
3. Проводятся интегрированная музыкально - валеологическая НОД один раз в месяц. Алгоритм проведения отличается от традиционных музыкальных: они побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Здесь обязательна согласованная работа музыкального руководителя и воспитателя. Ведь в такой короткий промежуток времени нужно уместить всю самую важную информацию по теме.
4. Музыкально-валеологические праздники, музыкально-физкультурные досуги проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в физкультурном зале или на спортивной площадке. Время проведения 35 – 40 минут. Досуги включают в себя: валеологические песни, комплексы ОРУ, подвижные игры на разные виды движений, здоровьесберегиющие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы. Единая сюжетная линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.
Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие мероприятия проходят с участием родителей, медицинского работника. Досуги и праздники «Азбука здоровья», "Приключения Кота Музика в Мышином королевстве", «Праздник здорового питания», «Целебная сила цвета», «Сердце своё сберегу, сам себе помогу!», «Что нас делает здоровыми», «Весёлые ладошки» (мл.гр) позволят в игровой форме закрепить изученный материал и применить имеющиеся знания о строении тела человека, о полезных и вредных продуктах, о различных органах и т.д.
5. Используется полодифференцированный подход, который позволяет решать такие задачи: оказывание влияния на двигательную активность (в занятия с девочками, в большинстве своем склонным к менее активной в физическом плане деятельности, включаются более привлекательные для них виды движений: элементы художественной гимнастики (упражнения с лентой, обручем, скакалкой, с платочками и т.д.), танцевальные элементы; пропаганда физических упражнений как средство формирования и поддержания хорошей фигуры и осанки; у мальчиков формирование целенаправленной интенсивной двигательной активности, избирательно воздействующей на становление личностных качеств. Это может быть как проведение раздельной НОД с характерным подбором музыки, инвентаря и т.д., которая способствует повышению мотивации, положительной динамике состояния детей, так и разучивание характерных песен, танцев, проведение игр отдельно для мальчиков и девочек.
6. Применяются новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию, включая вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома. Эффективность музыкально-валеологической работы – это не только труд коллектива ДОУ, но и отношение к музыкальному воспитанию в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей. Анкетирование помогает выбрать необходимые формы взаимодействия: открытые показы НОД по музыке, Дни открытых дверей, Дни здоровья, индивидуальные беседы, консультации по пропаганде ЗОЖ, обучение различным методам профилактики заболеваний, совместные праздники, организация клубов, «Музыкальные странички» в родительских уголках, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций. Составляется план работы, выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству со стороны ДОУ.
Использования здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности.
Схема.
Виды музыкальной деятельности | Здоровьесберегающие технологии | |
Вводная ходьба | Валеологическая песня | |
Музыкально-двигательные упражнения | Дыхательная гимнастика | |
Слушание музыки | Артикуляционная гимнастика | |
Распевание | Оздоровительные и фонопедические упражнения | |
Пение песен, песенное творчество | Пальчиковые игры | |
Игра на музыкальных инструментах | Музыкотерапия (активная танцетерапия) | |
Игры, хороводы, инсценировки | Музыкотерапия (пассивная) | |
Пляски, танцевальное творчество | Речевые игры | |
Игровой массаж |
НОД по музыке с использованием технологий здоровьесбережения эффективна при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех невозможен без совместной деятельности с воспитателем, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
Рассмотрим составные части организации и проведения НОД по музыке с использованием здоровьесберегающих технологий.
1. Песенки-распевки. Каждое НОД по музыке начинается с таких песенок – распевок.
Несложные, добрые тексты песен и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
2. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Основными задачами дыхательных упражнений на НОД по музыке являются: укрепление физиологического дыхания детей (без речи); тренировка силы вдоха и выдоха; развитие продолжительности выдоха.
3. Артикуляционная гимнастика. Цель этой гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
4. Игровой массаж — нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей.
5. Пальчиковые игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
6. Речевые игры. Использование на занятии речевых игр развивает музыкальный слух, речевой слух. Основой служит детский фольклор. В речевых играх текст поется или декламируется хором, соло или дуэтом.
7. Музыкотерапия (активная танцетерапия). В конце каждого занятия включаются танцевальные импровизации под музыку, музыкально-двигательные фантазии, релаксация, которые содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение, доставляют детям истинное удовольствие. Эта работа включает в себя: этюды, двигательную импровизацию с предметами, двигательную импровизацию с речевым сопровождением, свободную импровизацию.
Каждое НОД заканчивается рефлексией и пожеланием добра.
8. Музыкотерапия (пассивная). Музыка звучит утром, в течение всего дня.
Использование музыкальных здоровьесберегающих технологий
в режиме дня в нашем ДОУ.
Музыка сопровождает детей на утренней гимнастике, которая проводится в разных формах. С предметами, с использованием «Парашюта здоровья», резинки; на степах, с использованием гимнастических ковриков и массажных дорожек; в игровой форме, в форме сюжета песни или сказки. Два раза в неделю - проводится ритмическая гимнастика, для малышей - «Весёлая гимнастика» Е.Железновой. Во время проведения НОД в группе проводятся физкультминутки в виде небольших танцевальных композиций, используя пособие «Танцевальная ритмика», «Танцуй, малыш» Т.Суворовой, «Ритмическая мозаика» А.Бурениной, «Физкультминутки» Е.Железновой. В свободное от НОД время предлагаются детям музыкальные подвижные игры, хороводы, подвижные игры Е.Железновой, логопедические музыкально-игровые упражнения Е.А.Судаковой, песенки-игры Г.Вихаревой.
Релаксация перед сном сопровождается спокойной, негромко звучащей музыкой в сочетании с воздушными ваннами.
Гимнастика после сна 2 раза в неделю проводится босиком в виде музыкальных композиций Т.Суворовой, А.Бурениной с использованием ходьбы по массажным дорожкам, массажа, самомассажа, дыхательных упражнений, кинезиологических упражнений.
Один раз в месяц проводятся оздоровительные досуги, один раз в квартал спортивные праздники. Постепенно внедряем музыкально-валеологические досуги и праздники. В этом году один раз в неделю проводится театральный кружок «Кукляндия» с использованием пособия по театрализованной деятельности М.И.Родиной, А.И.Бурениной. Содержание работы реализуется в играх, упражнениях, этюдах способствующих развитию у детей мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, памяти, воображения и фантазии, голоса и речи, артикуляции, дыхания, выразительной мимики, повышению психологического статуса каждого ребёнка и сплочение детского коллектива, координации речи и движения; релаксационных упражнениях.
В 2013-2014 году , в преддверии проведения Олимпийских игр в г.Сочи планируем организовать проект «Будущие Олимпийцы». Одним из пунктов - организация клуба «Здоровейка» (совместное проведение занятий детей и родителей). Принципы взаимодействия на занятиях станут лозунги «Помоги, но не навреди!», «Заинтересуй, но не настаивай», «Помни о том, что каждый ребёнок – индивидуальность!». Предложение: «А не провести ли Малые Олимпийские игры среди воспитанников ДОУ в районе?». Чтобы сформировать устойчивые мотивации ЗОЖ у детей, необходимы определённый профессиональный уровень педагогов и их личная заинтересованность и уверенность в правильности выбранного пути - планируем ввести «Час здоровья для педагогов», организацию устного журнала «Уроки здоровья» для сотрудников («Аптека на окошке», «Где взять витамины зимой» и пр.). Организация кружка для детей «Я и моё здоровье», возобновление кружка танцевально-игровой гимнастики «Сафидансе».
Научная основа системы (проекта) музыкально-валеологического воспитания базируется на программах и методических пособиях, которые имеются в наличии в нашем ДОУ:
по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной; Программа «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; Программа «Ладушки» И. Каплуновой. Пособия: «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой; «Спортивные олимпийские танцы для детей» Т. Суворовой, «Танцуй, малыш» Т. Суворовой, танцевально-игровое пособие «Ку-ко-ша» Е. Кутузовой, «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» Е. Судаковой; «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» Л. Гаврищевой. «Песенки для развития и музыкального слуха» Е. и С. Железновых, «Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Картушиной, «Игровая методика обучения детей пению» О. Кацера; «Песеки-игры для малышей» Г. Вихаревой, «Развивающие музыкальные игры» Джона Бинна и Амалии Оулфилд, «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой,
по воспитанию здорового ребенка: «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» В. Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, Программа «Живая экология» - «Человек» А. Иванова, «Физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные игры, весёлая гимнастика, игры с мамой» Е. и С. Железновых, «Пальчиковая гимнастика» А. Иванова, «Царство моего здоровья» Д. Юматовой., «Конспекты-сценарии по физической культуре для дошкольников Н. Мулаевой, «Конспекты логоритмических занятий» М. Картушиной, «Оздоровительные досуги» М. Картушиной, «Музыка и чудеса» И. Каплуновой, «Са-фи-дансе» Ж. Фирилевой, «Нетрафиционные занятия физкультурой» Н. Голициной.
Предполагаемый результат. Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности обеспечит более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявит и разовьёт музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.
В заключении хочется подчеркнуть ещё один важный аспект проблемы. В этом позитивном процессе главными являются не темпы, а качество, помноженное на любовь к своему делу. Ведь, согласно восточной мудрости, «всё великое делается медленным незаметным ростом».
Мир, Любовь, Добро всем, кто справа от меня.
Мир, Любовь, Добро всем, кто слева от меня.
Мир, Любовь, Добро всем, кто впереди меня.
Мир, Любовь, Добро всем, кто сзади от меня.
(Упражнение «Пожелание добра»).
Успеха вам и нам, радости и удачи во всех начинаниях!
Используемая литература.
1. А.И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмике для детей дошкольного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 2000
2. А.Н.Зимина. Теория музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010
3. В.Г.Алямовская. Материалы курса: Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательной учреждении. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005
4. И. Каплунова. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб, ООО Невская нота, 2010
5. М.А.Давыдова. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: ВАКО, 2006
6. М.Ю.Картушина. Конспекты логоритмических занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008
7. М.Ю.Картушина. Сценарии оздоровительных досугов – М.: ТЦ Сфера, 2007
8. М.И.Родина. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008
9. О.П.Радынова. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010
10. Т.Э.Тютюнникова. Под солнечным парусом или полёт в другое измерение: учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008
Журналы
1. Воспитатель ДОУ
2. Дошкольное воспитание
3. Дошкольная педагогика
4. Здоровье в детском саду
5. Инструктор по физкультуре
6. Медработник
7. Музыкальная палитра.
8. Обруч
9. Ребёнок в детском саду
10. Современный детский сад.
11. Творчество в детском саду
Приложение.
Песенки-распевки
Приветствие: традиционный русский поклон.
Моя рука свободна от оружия, | Правая рука отводится в сторону на уровне плеча |
Моё горячее сердце, | Правая рука прикладывается к сердцу |
Мои светлые мысли - | Ладонь правой руки подносится ко лбу |
Всё это вам! | Рука ладонью наружу плавным движением опускается до пола, туловище сгибается в поклоне |
Почему именно такие движения составляют традиционный поклон: в древности люди много воевали, поэтому при встрече они показывали друг другу, что не держат в руках оружия; прикладывая руку к сердцу демонстрировали дружеское расположение; рука у лба – нет чёрных, злых мыслей; поклон до земли – знак уважения.
«Здравствуйте!» М.Картушиной
Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! | Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз 3 хлопка в ладоши |
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ! | «Пружинка» Топают ногами |
Здравствуйте, щёчки Плюх-плюх-плюх! | Гладят ладонями щёки 3 раза слегка похлопывают по щекам |
Пухленькие щёчки! Плюх-плюх-плюх! | Круговые движения кулачками по щекам Трижды слегка ударяют кулачками по щекам |
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок! | Качают головой вправо-влево 3 раза чмокнуть губами |
Здравствуйте, зубки! Щёлк-щёлк-щёлк! | Качают головой вправо-влево 3 раза щёлкают зубами |
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип! | Гладят нос ладонью 3 раза нажимают на нос указательным пальцем |
Здравствуйте, гости! Всем привет! | Протягивают руки вперёд, ладонями вверх Приветственно машут рукой над головой |
«Доброе утро!»
Доброе утро! | Поворачиваются к друг другу |
Улыбнись скорее! | Разводят руки в стороны |
И сегодня весь день будет веселее. | Хлопают в ладоши |
Мы погладим лобик, носик и щёчки. | Выполняются движения по тексту |
Будем мы красивыми, как в саду цветочки! | Постепенно поднимают руки вверх, выполняя «фонарики» |
Разотрём ладошки сильнее, сильнее! А теперь похлопаем смелее, смелее! Ушки мы теперь потрём И здоровье сбережём. | Выполняются движения по тексту |
Улыбнёмся снова, будьте здоровы! | Разводят руки в стороны |
Дыхательная гимнастика
Упражнения для развития дыхания без звука: «Вдох-выдох» (по Н.И.Журавленко), «Попеременное дыхание» (по методу йогов). Цель этого вида дыхания сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох от одной ноздрёй, то другой. Если дети возбуждены, это упражнение помогает быстро снять напряжение и подготовиться к дальнейшей работе.
Упражнение на продолжительность и равномерность выдоха с использованием раздаточного материала (листиков на веточках, свечек с «огнём», домиков с окошками, в котором висит занавеска) очень нравятся детям.
Звуковые дыхательные упражнения: «Пузырь», «Собачки» (по К.Тарасовой) - дети кладут руки на живот и чувствуют как он движется, когда они резко и коротко произносят: «Ав-ав!..», а затем пытаются произнести продолжительно «А-а-а-ав».
Дыхательные упражнения под музыку. Попевка-упражнение «Ветер» - способствует равномерному выдоху.
Дует, дует ветер – у-у-у-…. | Дети качают перед собой руками вправо-влево |
Я всех сильней на свете – у-у-у….. | |
Дерево качаю – у-у-у… | Качают поднятыми вверх руками из стороны в сторону |
Парус надуваю – у-у-у… | Соединяют ладони над головой («парус») |
С листьями играю – у-у-у… | Вращают кистями, разводя руки в стороны |
На землю опускаю – у-у-у…. | Плавно опускают руки |
На занятии используется не более двух упражнений.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы вызвать у детей интерес к этому занятию использую «Сказки о Весёлом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.
Логопедические распевки Н.В.Нищевой и Л.Б.Гаврищевой основаны на пропевании чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками. Можно использовать их с артикуляционными жестами.
Пневмопластические упражнения (по М.Л.Лазареву) направлены на работу артикуляционного аппарата с опорой на дыхание. Каждое упражнение произносится на одном дыхании, как можно дольше.
«На болоте»
Лягушка очень любила своё болото. И мошки, и стрекозы, и комары – все поют на свой лад:
Па-та, па-та | Работают губы – кончик языка |
Та-ча, та-ча | Кончик – середина языка |
Ка-ча, ка-ча | Середина – корень языка |
А-ка-а, а-ка-а | Корень языка – голосовые связки |
Т-ч-к, т-ч-к | Кончик – середина – корень языка |
Та-ка, та-ка | Кончик – корень языка |
Па-ка, па-ка | Губы – корень языка |
Па-та-ча-ка, па-та-ча=ка | Губы – кончик – середина – корень языка |
Фонопедическая игра «От шёпота до крика» - раскрепощение голосового аппарата.
Игровой массаж.
Массаж биологических активных точек (по А.Уманской)
Пальчик быстро покажи, Переносицу найди и тихонько надави. Влево, вправо, влево, вправо Этот пальчик поверни. Указательных два пальца Возле носика прижми, Не прерывисто, легонько | Быстро-быстро надави. А теперь за каждым ушком Нужно точечку найти. Не прерывисто, тихонько Ты на точку надави. |
Самомассаж
«Ушки-слушки»
Ваши ушки «слушки»? Предлагаю настроить их. Улыбайтесь!
Теперь потянем ушки вниз! В каждое движение вкладываем радость!
Теперь потянем ушки вверх. За ушко – да на солнышко! Уши не оторвите! А где улыбка?
Взяться за середину ушной раковины. Тянем в стороны, делаем ушки, как у Чебурашки. А где наша улыбка? Теперь наши ушки стали «слушки»
«С добрым утром!»
С добрым утром, глазки, вы проснулись?
С добрым утром, бровки, вы проснулись? И т.д.
Перечисляются все части тела с проведением самомассажа. В конце, дети поднимают руки вверх и говорят «С добрым утром, солнце, я проснулся!»
«Турист»
ИП: на ладони левой руки стоят «ножки» - указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты («рюкзак за плечами»).
Я шагаю по ладошке, Поднимаю пальцы-ножки, | Поочереди поднимать пальцы – «турист шагает» |
Раз-два-три-четыре-пять - | «Шагает» по пальцам по порядку, начиная с мизинца |
Хорошо мне так шагать! | «Идти» дальше по руке вверх, «в гору» |
Хорошо мне так шагать, Дойти до шеи, сзади остановиться Можно шейку почесать |
Таким образом можно «подходить» к разным частям тела, и проводить массаж («попрыгать», «потопать» и выполнять другие действия, в зависимости от фантазии)
«Ладошка»
С. и Е. Железновы, «Музыка с мамой»
Твоя ладошка – это пруд, По ней кораблики плывут. | Медленно водить согнутым указательным пальцем по ладони |
Твоя ладошка – как тетрадь, В тетради можно рисовать. Твоя ладошка – как лужок, А сверху падает снежок. | Указательным пальцем «нарисовать», например, «солнышко» Дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки |
Твоя ладошка – как окно, Его помыть пора давно! | Потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак |
Твоя ладошка – как дорожка, А по дорожке ходят кошки! | Осторожно переступать пальцами другой руки |
Пальчиковые игры.
Использую пособие Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.
«Семья»
Пап, мама, брат и я - | Дети правой рукой загибают на левой руке по одному пальчику, начиная с большого. |
Вместе дружная семья. | Показывают крепко сжатый кулачок левой руки. |
Раз, два, три. Четыре, | Левой рукой загибают на правой по одному пальчику, начиная с большого. |
Все живём в одной квартире. | Показывают крепко сжатый кулачок правой руки. |
«Это я»
Это глазки. Вот, вот. | Показывают пальцем сначала левый глаз, потом – правый. |
Это ушки. Вот, вот. | Берутся сначала за мочку левого уха, потом – правого. |
Это нос, это рот. | Левой рукой показывают рот, правой – нос. |
Там спинка. Тут живот. | Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот. |
Это ручки. Хлоп-хлоп. | Показывают обе руки, потом два раза хлопают в ладоши. |
Это ножки. Топ-топ. | Кладут ладони на бёдра, потом два раза топают. |
Ой, устали, вытрем лоб. | Правой ладонью проводят по лбу. |
«Умывалочка»
Мы намылим наши ручки, | Круговыми движениями трут одну ладонь о другую. |
Раз, два, три. Раз, два, три. | Два раза выполняют по три ритмичных хлопка. |
А над ручками, как тучки, | Выбрасывают руки вверх. |
Пузыри, пузыри. | Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, держа руки на поясе. |
«Зубная щётка»
Эта щётка для Андрейки, | По два движения указательным пальцем правой руки вдоль левой щёчки, потом – правой |
Чисти зубки поскорей-ка. | Четыре движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз |
Раз, два, три. Раз, два, три. | Движения указательным пальцем правой руки вдоль губ |
Вот так зубки! Посмотри! | Упражнение «Улыбка» |
Пособие «Весёлые пальчики» С.Железнова и Е.Железновой – «Мои вещи», «Мальчик с пальчик», « Я еду» и др. «Человечек» (на руку дети могут «одеть» картинку, прикреплённую на резинку, можно использовать пособие «Забавные перчатки» или «Гонзики».
Чтобы детям было интереснее, использую тренажер-игрушку «Забавные перчатки». Надеть такую перчатку на руку может не только ребёнок, но и взрослый, что расширяет возможности её использования. «Забавные перчатки» помогают стимулировать речевую активность, развивать пространственное восприятие, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и координацию движений, речь, воображение, способствует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми, детской самостоятельности, учат прислушиваться к своим ощущениям. Использовать их можно для различных игр (подвижных, дидактических), в сочетании с различными массажными ковриками, для организации пальчиковых игр, разыгрывание разных сюжетов, для проведения игрового массажа. И самое главное – это тренажёр доставляет огромную радость детям.
Применяю ещё одно игровое пособие «Волшебные Гонзики» - смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках детей.
Игра «Комарик».
Надеть «Гонзика» на средний палец руки. Вытянуть его вперёд (это «нос Комара»). Остальные пальцы опустить вниз и поставить на ладонь другой руки (или на стол) – это «лапки Комара».
- Мы шагаем, мы шагаем | Поднимаем по очереди по два пальца без «Гонзика» |
- Лапки к верху поднимаем. | Головою повертели – сделать круговые движения пальчиком с «Гонзиком» |
- Оттолкнулись, полетели -ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ! | Оттолкнуться пальчиками и, вытянув вперёд «нос Комара», покружить перед собой |
Речевые игры.
Пособия Т. Э.Тютюнниковой.
Микроб-пешеход.
Шел микроб через дорогу, почесать подумал ногу.
Встал микроб на полпути, ни проехать, ни пройти.
Нет, пройти, проехать можно, только это очень сложно.
Ведь сперва под микроскопом надо нам его найти!
Котелок.
Жили-были баба с дедом, ели кашу с молоком.
И болтали баба с дедом за обедом языком.
Ели кашу с молоком и болтали языком.
Не заметили и съели кашу вместе с котелком.
Баба с дедом три недели не выходят за порог,
Три недели все при деле – ищут всюду котелок.
Музыкотерапия (активная танцетерапия).
Этюд - «Наши ножки».
В данном этюде участвуют несколько детей. Перед детьми ширма, из-под которой видны только ступни. Дети встают босиком на ковёр за ширмой и выполняют движения сначала по подсказке педагога. Затем под любую мелодию ( это может быть марш, полька, вальс и т.д.). Каждый выполняет свои движения, т.е. проявляет фантазию.
-Ветер, ветер, ветерок, У тебя сколько ног? - Я бы рад тебе сказкать, Только как их сосчитать? Ноги бегают по свету, Были здесь – и вот уж нету, - Быстрые, воздушные, такие непослушные! Только стану их считать: Десять, двадцать, сорок пять, - А ноги не считаются. Раз – и разбегаются. Видишь сам, я не могу Сосчитать их на бегу. Е.Григорьева | За ширмой: Шевелить пальчиками ног; Не отрывая пяток от пола, поворачивать ступни вправо, влево, разводить в стороны и соединять вместе, приподнимать ступни поочередно; Вставать на носочки; Бегать; Кружиться; Вставать на внешние стороны стоп; Потряхивать ступнями; Выставлять ноги на носок и пятку и пр. |
Солнечный луч.
Танцевальная фантазия на музыку Ж Рево и К.Француа «Мой путь»
Педагог читает стихотворение, дети танцуют с нитками мулине. Желательно, чтобы было много оттенков желтого цвета (от очень светлого до ярко-оранжевого).
Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно –
На ладошке появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло. Будто руку, протянуло тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом, поздоровалось со мной!
Активное слушание
«Музыкальные контрасты» - девочки превращаются в бабочек, порхают на звучание лёгкой и нежной музыки, со сменой музыки на уверенную и громкую бабочки замирают на местах, а жуки зашагают по дорожкам
«Танцующие ручки». Танцевальная фантазия на музыку Л.Бетховена «Весело-грустно».
Выполняется детьми, стоящими за ширмой. Детям-зрителям должны быть видны только ладошки артистов, которые выполняют разнообразные движения руками.
Психогимнастика
«Лучик».
К солнышку потянулись, Лучик взяли, К сердцу прижали. Людям отдали И улыбнулись! | Дети выполняют движения руками по тексту |
Коммуникативное упражнение для зрения
«Комарик»
Звучит фонограмма музыки Ванессы Мэй.
Упражнение выполняется в парах, «комариком» (полосками ленты) дети управляют поочерёдно. Вначале дети выбирают себе пару и помогают завязать друг другу на пальчик «комарика». Дети не должны поворачивать голову, работают только глазные мышцы.
Всё летел, летел комарик, | Ребёнок выполняет плавные движения рукой перед собой |
Вдруг он сел на носик твой. | Партнёр переводит взгляд на свой нос |
Дальше полетел комарик, | Движение «комара» по линии к носу товарища |
И он сел на носик мой. | Партнёр переводит взгляд |
Полетел, полетел – И на твой носик сел, Полетел, полете – И на мой носик сел. | Далее движения по тексту |
Вот он вправо полетел, Вот он влево полетел, Вот он в небо полетел, На коленочки к нам сел. | Дети не должны поворачивать голову, работают только глазные мышцы |
Посидел, посидел И совсем улетел. | Спрятать руки за спину |
Релаксация.
Игра «Волшебный коврик»
«Раз, два, три, четыре, пять – начинаем отдыхать!»
Реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко….
Далее используются релаксационные сказки по теме, под специально подобранную мелодию.
Упражнение «Пожелание добра»
Сядьте поудобнее, сделайте свободный вдох и выдох. Представьте все стороны вокруг вас. В каждую сторону мысленно направьте пожелание:
Мир, Любовь, Добро всем, кто справа от меня.
Мир, Любовь, Добро всем, кто слева от меня.
Мир, Любовь, Добро всем, кто впереди меня.
Мир, Любовь, Добро всем, кто сзади от меня.
Управление образования администрации Тындинского района
Районные педагогические чтения
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила Хода Марина Олеговна
Музыкальный руководитель
1 квалификационная категория
МДОКУ д/с «Мальвина»
п.Олёкма
2013г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Данная статья рассматривает различные аспекты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом современных требований к дошкольному образованию. Материал может быть полезен педа...
Буклет: консультация для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Ваш здоровый малыш!»
Визуальные закладки для родителей «Ваш здоровый малыш!», методическая разработка консультации поможет родителям в воспитании у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Консультац...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...
Консультация для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Ваш здоровый малыш!»
Ваш здоровый малыш...
Воспитательное мероприятие познавательно-физической направленности по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста разновозрастной группы (4-6лет) по итогам работы кружка «Неболейка»«Путешествие по станциям страны Здоровья»
Великая ценность каждого человека – здоровье.В настоящее время одной из наиболее важных задач является состояние здоровья детей. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по ...
Проект по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии "Путешествие в страну Здоровье"
Актуальность проекта Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позв...