"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей от 2 до 3 лет"
консультация на тему

Курунова Екатерина Ивановна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kulturno-gigienicheskih_navykov.docx404.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культурно-гигиенических навыков

у детей от 2 до 3 лет

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего возраста наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Задачи:

1.учить самостоятельно умываться;

2. учить пользоваться туалетом;

3.воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;

4.активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;

5.формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;

6.культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.

Однако одним из важнейших условий, необходимых для успешного воспитания самостоятельности, является единство требований со стороны воспитателей и родителей. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали. Поэтому просто необходимо, чтоб правила и требования в детском саду не отличались от правил и требований дома:


http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2055000/2054368-8d30c2c57abc93f4.png

Ребёнок за столомhttp://izbakurnog.ru/vospitanie/item/f00/s00/z0000004/pic/000041.jpg

- Приучать детей правильно сидеть за столом, аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережевывать пищу;

- Уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

- Учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, суп, салат, запеканка)

Навыки культуры еды включают умение:

1. Держать ложку;

2. Не крошить хлеб;

3. Не разговаривать за столом; не крутиться, не играть.

4. Благодарить;

5. Пользоваться салфеткой.

Учим умываться

- Обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место. Использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.http://cs627426.vk.me/v627426156/1b618/mgduebeagoo.jpg

Приступая к гигиенической процедуре, проговаривать с детьми весь процесс:

- Завернуть рукава одежды;

- Поднести руки под струю воды, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга;

- Смыть мыло под струёй воды;

- Снять полотенце;

- Насухо вытереть лицо и руки (называют части тела и лица, которые вытирают); аккуратно повесить полотенце в свою ячейку;

- Предложить посмотреть в зеркало. «Вот какой ты чистый стал и красивый!»

- Все действия следует сопровождать оживлённым разговором, а также использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий, в процессе дидактических игр.

Обязательные правила:

- Руки моем после туалета, перед столовой и по мере загрязнения.

- После столовой вымыть губы.

Навыки мытья рук и умывания включают умение:

1. Закатать рукава;

2. Смочить руки;

3. Взять мыло, намыливать до появления пены;

4. Мыть руки;

5. Смыть мыло;

6. Умыть лицо.

7. Сухо вытереть руки, лицо, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.

Основные правила одевания и раздевания

- Научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь;https://lykoshko.files.wordpress.com/2011/12/552898130.jpg

- Расстёгивать и застёгивать пуговицы спереди;

- Знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду;

- Самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке.

Формирование правил поведения:

- Начав раздеваться, не отвлекаться игрой;

- Аккуратно убирать одежду. Одновременно знакомить детей с различными свойствами и качествами предметов одежды, названиями действий, упражнять в правильном употреблении глаголов: надеть, одеть, обуть и т. д

- Во время всего процесса одевания или раздевания побуждать детей к самостоятельности.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (брюки);

3. Аккуратно повесить;

4. Снять обувь;

5. Снять колготки, носки

6. Надеть в обратной последовательности.

Учим пользоваться расчёскойhttp://funforkids.ru/pictures/hygiene/hygiene05.jpg

- Знать свою расчёску и место, где она лежит;

- Показать функциональное назначение расчёски и формировать навык её использования;

- Учить спокойно относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности;

- Позволять ребёнку проявлять самостоятельность, исходя из его желания («Я сам!»);

- Переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-ролевой игре;

- Исключить возможность пользования чужой расчёской.

Учим пользоваться носовым платкомhttp://previews.123rf.com/images/lenm/lenm1301/lenm130100005/17291072-illustration-of-a-boy-covering-his-nose-with-a-handkerchief-stock-illustration.jpg

- Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры;

- Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению;

- Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки и т. д.

- Самостоятельно доставать платок из кармана и вытирать самому нос (в случае необходимости обращаться за помощью);

- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

- Обращать внимание на чистоту носового платка!

Правила поведения в туалете:http://tips-ua.com/img/f/4/f4bf83426462b25a7fed0df6a4428edc.jpeg

-Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:

-пользоваться туалетом (умение проситься в туалет)

Дети трехлетнего возраста должны уметь:

1. Одевание:

*Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать.

*Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

2. Кормление:

*Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни), салфеткой;

*Уметь пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом.

*Привлекать ребенка к участию в приготовлении к еде (поставить стул к столу, принести тарелку, ложку).

3. Умывание:

*Мыть руки, засучивая рукава, насухо вытирать полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

*Мыть лицо, не разбрызгивая воду

*Правильно пользоваться мылом

*Не мочить одежду

4. Самостоятельно убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе, при формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...

Педагогический проект воспитателя СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка Третьяковой Г.В. на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

3. Цель проекта:  Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей раннего возраста посредством игры.Задачи проекта:1.       Раз...

«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков этикета у детей дошкольного возраста»

Консультационный материал для воспитателей ДОО по основам формирования культурно-гигиенических нвыков и навыков этикетного поведения у детей дошкольного возраста (для всех возрастов)...