«Аутотренинг как средство профилактики эмоционального выгорания у педагогов ДОУ»
план-конспект занятия на тему

Гаричкина Евгения Андреевна

В современной жизни с ее ускоряющимися с каждым днем ритмами и увеличивающимися нагрузками всем нам необходимо уметь эффективно противостоять стрессам и психологическим перегрузкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autotrening.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие «Аутотренинг как средство профилактики эмоционального выгорания у педагогов ДОУ»

Работа педагога-психолога с педагогическим коллективом

Направление деятельности: психологическая профилактика.

Цель мероприятия: знакомство педагогов с техникой психотерапии аутотренингом и особенностями использования его педагогами с целью снижение психоэмоционального стресса напряжения, чувства тревоги и дискомфорта, мобилизации интеллектуальных ресурсов, отдыха, восстановление сил за короткое время.

Материал для занятия: стулья по количеству участников; спокойная музыка; брошюры «Метод вербального самовнушения», «Как успокоить свои нервишки»; бланки с тестовыми вопросами «Синдром эмоционального выгорания».

План семинара-практикума

Ход мероприятия:

1. Приветствие и сообщение цели мероприятия педагогам;

2. Знакомство педагогов с особенностями аутогенной тренировки;

3. Проведение серии упражнений «Как успокоить свои нервишки»;

4. Проведение аутотренинга с педагогами;

5. Сообщение педагогам правила составления личного аутотренинга;

6. Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания и эффективная профилактика с помощью аутотренинга;

7. Завершение занятия и раздача методической литературы.

Краткий сценарий мероприятия

1. Приветствие и сообщение цели мероприятия педагогам.

2. Знакомство педагогов с особенностями аутогенной тренировки

В современной жизни с ее ускоряющимися с каждым днем ритмами и увеличивающимися нагрузками всем нам необходимо уметь эффективно противостоять стрессам и психологическим перегрузкам. Как же этому научиться? Как в условиях острой нехватки времени найти способы обрести так необходимый нам положительный настрой, точную внутреннюю установку на уравновешенность и устойчивость нервной системы, как избавиться от ежедневных психологических нагрузок.

Одним из наиболее эффективных способов обретения навыка расслабления является аутотренинг (аутогенная психо-мышечная) тренировка. Аутотренинг - это методика релаксации нервной, мышечной, сосудистой системы, это комплексная система управления эмоциональным и психическим состоянием, эффективно снимающая нервное напряжение, душевные переживания, регулирующая дыхание, кровообращение и создающая внутренний комфорт.

Аутотренинг необходим, прежде всего, здоровым, активным людям для снятия эмоционального, психического и физического напряжения, но также эффективно способствует быстрому восстановлению после перенесенных заболеваний, стрессовых состояний, помогает преодолеть депрессию, синдром хронической усталости.

Аутотренинг несколько уступает по силе воздействия гипнозу. Однако и с помощью аутотренинга можно внушить себе очень многое. С помощью аутотренинга лечатся даже некоторые болезни.

Регулярно занимаясь аутотренингом вы научитесь:

• распознавать и понимать свои эмоции и реакции, переживаемые в отдельно взятый момент

• чувствовать себя более спокойно, гармонично и уверенно

• осознанно управлять своими эмоциональными состояниями (а также других людей)

• освобождаться от негативных эмоций и помогать в этом, при необходимости, другим

• более гибко и свободно выражать свои чувства и желания.

Аутотренинг и построен на том, что первая его стадия — расслабление.

Расслабление — это способ снятия негативного эмоционального фона, способ убирания негативных наводок на последующие целенаправленные самовнушения. Негативное напряжение записывается в основном в мышечном напряжении и мышечных зажимах (воротниковая зона, кисти, диафрагма., и снятие мышечного напряжения снимает негативный эмоциональный фон.

Аутотренинг учит человека расслабляться, а расслабившийся человек становится, как чистый лист бумаги, на котором теперь можно эффективно записывать любые новые, полезные внушения.

Итого: на первой стадии аутотренинга человек сам себя с помощью специальных самовнушений расслабляет, очищает от негативного напряжения. На второй стадии — или просто отдыхает, или дает себе специальные, полезные внушения (например, придающие ему уверенность, мотивирующие его к тому или иному делу, меняющие его отношение к каком-то событию или человеку). Третья стадия — выход из состояния расслабления, выход в жизнь с общим состоянием спокойствия и энергии.

Освоение аутотренинга

Оптимальный режим освоения аутотренинга — заниматься 5 раз в день по 5 минут. Как правило, через 2 недели состояние расслабления будет появляться стабильно. Еще через 2 недели занятий у вас появится умение расслабляться перед стрессовыми ситуациями — перед трудным разговором, экзаменами, перед публичными выступлениями, а также станете вечером засыпать всегда легко и быстро. Еще спустя месяц вы сможете с помощью аутотренинга засыпать в течение дня на 10 минут, просыпаясь отдохнувшим

Положение тела для аутотренинга

Лучше всего для аутотренинга — лечь. Легли на спину, руки вдоль тела. Не должно быть никаких перекрестов ни рук, ни ног. Ладони вверх или вниз — как удобнее. Если нет возможности лечь, можно сидеть в удобном кресле, лучше с подголовником или сзади стена. Главное, чтобы никуда не упадала голова. Ноги не надо ни вытягивать, ни подбирать под себя — это все оказывается неудобным. Они стоят немного вперед и так, чтобы никуда не падали ни влево, ни вправо. Никаких перекрестов ни рук, ни ног.

3. Проведение серии упражнений «Как успокоить свои нервишки».

4. Проведение аутотренинга с педагогами.

Мои глаза закрываются.

Я успокаиваюсь.

Я расслабляюсь.

Я чувствую себя спокойно и легко.

Мое тело расслабляется.

С каждым выдохом мое тело все больше расслабляется

Я спокоен.

Я расслаблен.

Мне спокойно, легко и приятно.

С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней

Я отдыхаю, мне хорошо.

Мое лицо расслабляется.

Мой лоб расслабляется.

Лоб полностью расслаблен.

Мой нос расслабляется.

Нос полностью расслаблен.

Мои щеки расслабляются.

Щеки полностью расслаблены.

Мое лицо полностью расслабленно.

Моя голова полностью расслаблена.

Расслабляется правая рука.

Расслабляется правая кисть.

Расслабляется правое предплечье.

Расслабляется правое плечо.

Правая рука полностью расслаблена.

Расслабляется левая рука.

Расслабляется левая кисть.

Расслабляется левое предплечье.

Расслабляется левое плечо.

Левая рука полностью расслаблена.

Обе руки полностью расслаблены.

Приятное тепло наполняет мои руки.

Мои руки налиты приятной тяжестью.

Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляется моя правая нога.

Расслабляется правая стопа.

Расслабляется правая голень, колено.

Расслабляется правое бедро.

Правая нога полностью расслаблена

Расслабляется левая стопа.

Расслабляется левая голень, колено.

Расслабляется левое бедро.

Левая нога полностью расслаблена.

Приятное тепло наполняет мои ноги.

Мои ноги налиты приятной тяжестью.

Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляются мышцы таза.

Расслабляются мышцы спины.

Расслабляются мышцы живота.

Мое тело полностью расслабленно.

Мое тело налито приятным теплом и тяжестью

.

+++

Я спокойный человек.

Я уверен в себе.

Я способен достигнуть любой цели.

Я уверен в собственных силах.

Я способен решить любую задачу в жизни.

Я уверен в себе.

Я сильный человек.

Я спокойный и уверенный в себе человек.

Я могу достигнуть всего, что я хочу.

Я продолжаю двигаться к цели, что бы не случилось и в итоге я достигаю любой цели.

Я постоянно помню, что я сильный, спокойный, уверенный в себе человек.

+++

Я отдохнул.

Чувствую как наливаюсь легкостью.

Я чувствую прилив сил.

Я наливаюсь свежестью и бодростью.

Я полон энергии!

Мне хочется встать и действовать!

Глаза – открываются.

Я – встаю!

5. Сообщение педагогам правила составления личного аутотренинга.

В формулах аутотренинга старайтесь избегать слов-отрицаний: формула «постепенно успокаиваюсь» гораздо более уместна, чем «не буду волноваться». В зависимости от конкретной ситуации корректируйте некоторые фразы аутотренинга: «в любой обстановке сохраняю спокойную уверенность в себе и хорошее настроение» (во время экзамена, в кресле у стоматолога, в разговоре с руководством и т. п.) .

Придумывая формулы аутогенной тренировки, не подражайте другим, их стилю и выражениям. Проводите тренировки в свойственной вам манере, сами выбирайте, что вам больше по душе: ласково упрашивать себя или собою командовать.

6. Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания и эффективная профилактика с помощью аутотренинга.

СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы

Распространенность синдрома эмоционального выгорания

Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих, следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно предотвратить возникновение СЭВ:

• определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания) ;

• использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы) ;

• овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию) ;

• профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.) ;

• уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ) ;

• эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным) ;

• поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

• стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

• учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

• проще относиться к конфликтам на работе;

• не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

7. Завершение занятия и раздача методической литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов"

знакомство с термином эмоциональное выгорание и его профилактикой...

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Психологический практикум «Обучение педагогов бесконфликтному общению как средство профилактики эмоционального выгорания»

Конфликты правомерно рассматривать как факторы стрессогенного порядка.Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между коллегами, между педагогами и родителями. В...

Конспект занятия педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Во вложении представлен вариант встречи, которую можно провести с педагогами ДОУ. Встреча рассчитана на 1ч. На занятии у психолога педагоги могут познакомиться с тем, что же такое выгорание и узнать, ...

Рекомендации для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов"

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, воспитателей, то...