Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе игровой деятельности.
консультация (старшая группа) по теме
Консультация для родителей старших дошкольников с задержкой психического развития. Представлены дидактические игры на развитие мышления, не требующие специальных условий организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt_razvitie_v_igre.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
детский сад комбинированного вида №180 «Чародейка»
г. о. Тольятти
Консультация для родителей
Тема: Интеллектуальное развитие дошкольников в игровой деятельности.
Подготовила: учитель-дефектолог Н.В. Наумкина |
2012-2013 учебный год
Понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, воображения, речи, расширение общего кругозора.
Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. В игре формируются в ней представления детей о мире взрослых и умственные способности. Исследованиями психологов подтверждено, что в игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заменителей.
Существует множество видов игр: творческие (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительно-конструктивные, режиссерские), и игры с правилами (дидактические, подвижные, музыкальные, театральные, игры-развлечения, игры-забавы). Каждая из них играет определенную роль в развитии интеллекта ребенка.
Мы рассмотрим дидактические словесные игры, в которые родители могут поиграть с ребенком в любое время, например, ожидая своей очереди к врачу, по пути в детский сад, в поездке. Эти игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.
Предлагаю Вашему вниманию некоторые из них.
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.
Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
ГОВОРИ НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать
следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
КТО КЕМ БУДЕТ?
Ведущий называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе проектной деятельности"
Обобщение опыта по работе над интеллектуальным развитием дошкольников в процессе проектной деятельности....
Нравственное развитие дошкольников в процессе игровой деятельности
Я предлагаю несколько игр для развития нравственных качеств среди дошкольников, которые можно использовать воспитателям ДОУ. Они просты, не требуют длительной подготовки, но очень хорошо формируют пол...
"Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе игровой и познавательной деятельности"
Цель: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога с дошкольниками по развитию интеллектуальных способностей в процессе игро...
«Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе учебной деятельности»
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересова...
Социально – личностное развитие дошкольников в процессе игровой деятельности.
Опыт работы по социально- личностному развитию дошкольников в игре....
Презентация. Тема:«Речевое развитие дошкольников в процессе игровой деятельности»
Цель:Изучение и анализ эффективности использования игр в развитии речи дошкольниковЗадачи:-развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры;-формировать все компоненты устной речи: грамматический...