Здоровьесберегающие технологии.
материал

Ярусова Наталья Аркадьевна

 

Здоровьесберегающие технологии.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

 В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
  • физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
  • обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
  • образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  •  обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Задачи здоровье сберегающих технологий в группе.

  • Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к своему здоровью. 
  • Дать знания о здоровье и умении оберегать, поддерживать и охранять его.
  • Обеспечить уровень валеологической компетентности, позволяющий ребёнку самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, оказание элементарной медицинской помощи.

Виды здоровье сберегающих технологий применяемых в группе.

Физкультурно-оздоровительные;

  • Медико- профилактические;
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
  • Валеологического просвещения детей и родителей;
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии в группе.

Система здоровьесбережения в группе.

  • Комплекс закаливающихмероприятий (воздушное закаливание, хождение по масажным коврикам, профилактика плоскостопия; хождение босиком, полоскание горла и рта, максемальное прибывание детей на свежем воздухе)
  • Беседы, консультации, осмотр детей медицинскими работниками, папки передвижки, информация по здоровому образу жизни для родителей. Чтение художественной литературы. Дни здоровья. Спортивные праздники.
  • Занятия по валеологии; «Познай своё тело», «Для чего нам уши», «Чтоб кусался зубок», «Я вижу, чувствую, ощущаю»… Беседы с детьми. Режим дня. Гигиенические процедуры.

Таблица заболеваемости.

Месяц

2013-2014 уч.год.

Старшая группа

2014-2015 уч.год.

Подготовительная группа

2015-2016 уч.год.

2 младшая группа

Списочный состав

Кол-во заболеваний

%

Списочный состав

Кол-во заболеваний

%

Списочный состав

Кол-во заболеваний

%

Август

22

0

0%

23

4

17%

22

2

9%

Сентябрь

21

4

20%

23

2

7%

22

11

50%

Октябрь

19

1

6%

23

3

13%

24

5

21%

Ноябрь

19

1

6%

23

5

21%

23

3

13%

Декабрь

20

5

25%

23

6

26%

23

3

13%

Январь

20

0

0%

23

0

0%

22

5

23%

Февраль

20

6

30%

23

2

7%

22

8

36%

Март

21

2

10%

23

5

21%

22

3

14%

Апрель

21

2

9%

23

1

4%

22

4

18%

Май

21

3

13%

23

2

8%

22

5

23%

Июнь

23

3

14%

23

1

4%

24

4

17%

Взаимодействие с семьёй по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

  • Информационные стенды для родителей (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, развитие общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
  • Информационные стенды медицинских работников (о болезнях и их последствиях, о прививках, о медицинской профилактической работе с детьми);
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, недели здоровья).
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...