использование элементов психогимнастики в сохранении и укреплении здоровья детей
материал на тему
советы для взрослых по укреплению здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_ispolzovanie_elementov_psihogimnastiki_v_sohranenii_i_ukreplenii_zdorovya_detey.docx | 72.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов психогимнастики в сохранении
и укреплении здоровья детей
Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.
В последнее время современные родители всё больше заняты проблемами образования. Они заботятся о том, чтобы дети много знали, имели преимущества перед сверстниками. Ими делается основной упор на подготовку к обучению в школе. Воспитание и развитие как бы отходят на второй план. У занятых взрослых всё меньше остается времени для детей. Они мало знают о внутреннем мире ребенка, его нравственных переживаниях и поисках. Телевизор и компьютер заменяют живое общение.
Сегодня особенно, когда мир потрясён волной жестокости и безнравственности, так необходимо позаботиться о развитии именно эмоциональной сферы ребенка, его коммуникативных навыках. Таким образом, педагоги в детском саду считают важным, научить ребёнка общаться, понимать эмоциональное состояние других людей и своё собственное. В решении этой проблемы, мы предполагаем, поможет использование в образовательном процессе элементов психогимнастики.
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.
Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:
- движений;
- эмоций;
- общения;
- поведения.
Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент триады.
Задачи психогимнастики:
- дети приобретают навыки ауторелаксации;
- обучаются технике выразительных движений;
- тренируют психомоторные функции;
- воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;
- корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;
- избавляются от эмоционального напряжения;
- учатся распознавать эмоции и управлять ними.
Специальный курс психогимнастики используется обычно в случаях, если у ребенка обнаружены нарушения психомоторики или эмоциональной сферы, когда ребенок страдает от детских страхов, имеет трудный характер, слабая концентрация внимания, истеричность, боязливость, замкнутость.
Группы комплектуются по возрасту, в каждой - не более шести детей.
Занятия психогимнастикой проходят в четыре этапа.
На первом проводят мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных эмоциональных состояний и чувств, а также на развитие внимания и памяти.
На втором этапе добиваются выражения отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения.
Третий этап занятия имеет психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Развиваются способность природного воплощения в заданный образ, коррекция отдельных черт характера, тренинг общения.
На четвертом этапе - снятие психоэмоционального напряжения, расслабления, внушение настроения, желательных способов поведения и черт характера.
Занятие длится от 25 мин до 1 часа и более (при необходимости и желании детей).
Курс психогимнастики состоит из 20 занятий. Продолжительность его при двух занятиях в неделю - около трех месяцев. Занятия проводит педагог – психолог.
Методика занятий психогимнастикой довольно проста. Работу детей в психогимнастической группе воспитатель фиксирует в специальном дневнике. Можно предложить уровневую систему оценки выполнения задач в каждой игре, каждого этапа занятия и комплекса в целом. Уровни показателей (высокий, средний, низкий) каждого участника тренинговой группы дополняются текстовыми заметками, которые представляют собой развернутую форму наблюдений за детьми, самоанализ эффективности работы воспитателя, причин ошибок, предложения педагога.
В нашем детском саду педагог использует только элементы психогимнастики для развития у детей - внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений, коммуникативных навыков, умений. Основной целью является: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, наладить взаимоотношения с коллективами детей и взрослых.
Воспитатели в свою очередь используют элементы психогимнастики в различных образовательных областях с помощью игр и этюдов: в свободной деятельности детей - утром и вечером, на прогулке. В начале занятия как организационный момент для повышения уверенности в себе; в середине, как физкультминутку и в конце как творческую деятельность или закрепление материала.
В детском саду мы особое внимание уделяем играм, упражнениям и игровым тренингам. Играем не только с детьми, но и познакомили и научили играть в игры, родителей…..
(слайд)
Следует подчеркнуть необходимость творческого подхода к планированию и проведению психогимнастики с детьми - ориентироваться на индивидуальные различия детей, прибегать к импровизации, не бояться отойти от плана, если этого требует ситуация. Дети должны чувствовать себя свободно, не замечать оценочного отношения к ним воспитателя, тем более негативного. Обстановка раскованности, естественности, спонтанности при добровольной внутренней дисциплине - вот тот идеал, к которому следует стремиться каждому.
МБДОУ № 24
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Использование элементов психогимнастики
в сохранении
и укреплении
здоровья детей
Подготовила:
Педагог-психолог:
С.Н. Максимова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования...
Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.
Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...
Использование здоровьесберегающих технологий по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ
В статье описано применение здоровьесберегающих технологий для укрепления и сохранения психологического благополучия воспитанников ДОУ...
Мастер-класс для родителей на тему: «Использование игрового массажа для сохранения и укрепления здоровья детей»
Рассказывание воспитателей о формировании элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их применения....
«Использование здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...
Опыт работы «Использование здоровье-сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста».
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, ...
Сборник физических упражнений для бодрящей гимнастики с элементами самомассажа, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей средней группы
Сборник физических упражнений по бодрящей гимнастике с элементами самомассажа направлен на укрепление и сохранение здоровья детей средней группы.Сборник – издание, содержащее ряд произведений од...