Тренинг для воспитателей "Эмоциональная саморегуляция педагогов"
план-конспект занятия на тему

1. Приветствие

2. Мозговой штурм "Радости и огорчения в профессии"

3.Упражнение "Австралийский дождь"

4.Коллаж "Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе"

5.Упражнение "Руки"

6.Притча "Все в твоих руках"

7.Упражнение "Источник"

8.Рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_emotsionalnaya_samoregulyatsiya.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Эмоциональная саморегуляция педагогов»

  1. Приветствие. Участникам предлагается написать бэйджики с тем именем с которым к участнику нужно обращаться (и все должны обращаться к участнику только так как написано на бэйдже). Затем поздороваться с группой и продолжить фразу: «Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что...».
  2. Мозговой штурм «Радости и огорчения в профессии»

Психолог: «В профессии педагога есть свои радости и свои огорчения. Давайте постараемся их сформулировать. Юмор приветствуется!»

Делим лист ватмана на две части вертикальной чертой и записываем высказывания (слева – радости, справа - огорчения).

Психолог: «Огорчения, когда их много, могут вызвать стресс, ну а дальше ЭВ, будем учиться с ним бороться».

Вкратце про ЭВ

  1. Упражнение «Австралийский дождь»

Цель: снятие нервно-мышечного напряжения.

Участники становятся в круг. «Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте послушаем вместе, какой он. Сейчас вы будете выполнять те действия, о которых я буду говорить. Будьте внимательны».

В Австралии поднялся ветер (трём ладони).

Начинает капать дождь (клацаем пальцами обеих рук).

Дождь усиливается (хлопаем в ладоши).

Начинается настоящий ливень (хлопаем по бёдрам)

А вот и град – настоящая буря (топаем ногами).

Буря стихает (хлопаем по бёдрам)

Дождь стихает (хлопаем с паузами в ладоши).

Редкие капли падают на землю (клацаем пальцами)

Тихий шелест листьев ветра (трём ладони)

Солнце! (руки вверх, шевелим пальчиками рук).

  1. Коллаж «Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе»

Цель: активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.

«Мы с вами определили огорчения из-за которых и возникает ЭВ. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе».

Педагоги делятся на 2 группы. Первая группа создает коллаж на тему «Условия эмоционально комфорта педагога на работе», вторая – «Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы».

По окончании команды защищают свои проекты.

  1. Упражнение «Руки».

Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Представь себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, вот он струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, землю. Вы отчетливо, физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости.

 

 Вывод: любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления. Овладение способами снятия психоэмоционального напряжения и применения их в повседневной жизни позволяет педагогу стать в определённой степени самому себе “доктором”. Более того, стремление педагога к сбережению и укреплению как физического, так и психологического здоровья может стать своеобразной “баррикадой” перед появлением “заболевания”.

Только здоровый и духовно развитый педагог может воспитать психологически здорового ребенка.

Существует система приемов эмоциональной  саморегуляции, которую необходимо использовать сразу после действия на организм стрессовых факторов. К ней относятся следующие приемы.

Первая помощь после действия стрессовых факторов

  • Использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
  • Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если  помещение знакомо; переводя взгляд с одного предмета на другой,  сосредоточиться на каждом отдельном предмете и мысленно описать его внешний вид. Мысленно говорить себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески». Сосредоточение на каждом отдельном предмете поможет отвлечься от внутреннего стрессового напряжения, переключить  внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
  • Посмотреть в окно на небо, сосредоточиться на том, что видите.
  • Набрав воды в стакан, медленно выпить ее, сконцентрировав  внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
  • Представить себя в приятной обстановке - в саду, на пляже, под душем.
  • Найти место, где можно вслух проговорить, покричать, выплакаться, посмеяться, побегать и т.д.
  1. Притча «Все в твоих руках»

Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.

Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:

— Дай-ка я над ним посмеюсь!

Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:

— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:

— Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит: — Все в руках твоих!

  1. Упражнение " Источник"

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется".

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.

Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Рефлексия «Мне сегодня...»

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания?

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы психологической саморегуляции педагога

Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо для управления своим состоянием, возможностью разреша...

Буклет "Саморегуляция педагогов и детей"

Игры и упражнения на расслабление мышц, релаксирующие упражнения, дыхательные техники, упражнения на саморегуляцию педагогов...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Буклет "Методы и приемы психологической саморегуляции педагогов"

Городской семинар-практикум для педагогов "Методы и приемы психологической саморегуляции педагогов"...

Практикум для педагогов ДОО "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога"

Современный темп работы педагога нередко провоцирует хроническое утомление, вследствие этого его физическое и психическое напряжение усиливаются. Как его снизить и изменить отрицательное психическое с...

Тренинг "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога"

Данный тренинг проводится с педагогами с целью охранения и укрепления психического здоровья, профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания, формирования психологической устойчивости и мот...