Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка на тему
Картинки по здоровьесберегающим мероприятиям в детском саду, можно использовать для показа детям, составление презентации для педсоветов, семинаров и поаказа детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня | 15.5 КБ |
консультация по здоровьесберегающим технологиям | 57.23 КБ |
педсовет | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня ДОУ
Детский сад, так издавна называется то место, где любят, ухаживают, обучают, развивают, т. е. растят детей – цветы нашей жизни. Нелегко вырастить цветок, так, чтобы он радовал окружающих. Воспитатель, как хороший садовник, должен создать наиболее комфортные условия, оградить от неблагоприятных факторов, постоянно следить за его развитием и способствовать этому.
В последние годы здоровье приходящих в детский сад детей значительно ухудшилось. А ведь это напрямую связано с результативностью развития, обучения и воспитания детей. Проанализировав состояние здоровья принятых в детский сад детей, а, также результаты анкетирования родителей, мы выявили неблагоприятную ситуацию с их здоровьем.
Полученные факты заставили задуматься о возможностях детского сада, где дети находятся около 12 часов в сутки, в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Рассматривались различные пути к оздоровлению детей, и среди них – формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Таким образом, обозначились три фактора, послуживших мотивом для разработки здоровьесберегающей технологии:
1. фактическое состояние здоровья детей, прибывающих в детский сад;
2. формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, заложенные в реализуеиой программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы;
3. последние документы Министерства образования, ориентирующие на внедрение здоровьесберегающих технологий в режиме дня ДОУ.
Целью разработанной здоровьесберегающей системы стало: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; формирование навыков здорового образа жизни.
Свою работу по оздоровлению детского организма я начала с формирования здоровьесберегающей среды. В практике работы большое внимание уделяла выполнению санитарных норм и правил: режиму проветривания, уровню искусственного освещения, чёткому выполнению режима дня, отсутствию травмоопасных объектов в группе и на участке детского сада; соответствию двигательного режима и отдыха, и. т. п.
Считая психологический комфорт пребывания детей в детском саду важной составляющей, я стремилась создать для них уютную, тёплую, доброжелательную обстановку, следуя правилам лечебной педагогики.
Для достижения поставленных целей работу построила в четырёх направлениях:
1. Организация деятельности по формированию здорового образа жизни
2. Укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры
3. Оздоровительно-профилактическая деятельность
4. Сохранение психического здоровья детей.
1. Организация деятельности по формированию здорового образа жизни у детей.
Для реализации целей и задач по формированию здорового образа жизни у детей я разработала рабочий перспективный план образовательной деятельности. Эта непосредственно – образовательная деятельность была адаптирована в соответствии с условиями детского сада и реализуемой нами программой «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы.
Содержание этой непосредственно – образовательной деятельности наполняла сказочными и игровыми сюжетами, продуктивной деятельностью, опытами, экспериментированием что способствует успешному усвоению детьми материала.
Учитывая, интегративность всех содержащих направлений в программе «От рождения до школы» осуществляется во всех образовательных процессах. Например: в «Познании–Ознакомление с окружающим» дети в игровой обстановке усваивают, что нужно делать, чтобы быть здоровым, в «Художественном творчестве – рисовании, лепке, аппликации» закрепляются у детей знания о здоровом образе жизни, например: рисование «Мы занимаемся зарядкой», лепка «Зимой на прогулке», аппликация «Как отдыхали на реке, на море» и др.
Поскольку, дошкольный возраст – это возраст игры в группе размещены развлекательно-познавательные игры по формированию здорового образа жизни.
2. Укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры
Традиционные виды физического воспитания включает в себя: физкультурно-оздоровительную деятельность, утреннюю гимнастику, физминутку, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурные праздники и досуги, туристические походы, индивидуальную работу с детьми.
Нетрадиционные виды физического воспитания включают в себя: оздоровительный бег, динамические паузы, пальчиковая гимнастика и дни здоровья.
Нетрадиционные виды целесообразно дополняют традиционную систему физического воспитания детского сада и позволяют результативнее решать поставленные задачи.
Динамические паузы, осуществляемые в разных формах (физкультурные минутки в стихотворной форме подвижные игры, повышают эмоциональный настрой, что в конечном итоге поддерживает желание к познанию нового.
Пальчиковая гимнастика – занимательные для детей упражнения с собственными руками доставляют детям радость и позволяют развить мелкую моторику, сделать пальчики более «послушными», а также благоприятствуют развитию интеллектуальных и творческих возможностей человека.
Я разработала мероприятия по проведению Дней здоровья.
3. Оздоровительно-профилактическая деятельность. Система оздоровительно-прфилактической работы в группе включает в себя закаливание детского организма, фитотерапию, аромотерапию, воздействие на биологически активные зоны стопы, артикуляционную и дыхательную гимнастики.
Очень действенными и обеспечивающими максимальный охват детей оказались аромо- и фитотерапия. Дети с удовольствием посещают аромо- и фитобар, где получают в виде чая, оптимально сбалансированный комплекс фитопрепаратов, которые производят коррекцию содержания витаминов и микроэлементов в организме ребёнка в период наибольших физических и умственных нагрузок. Сборы трав содержат не одно, а комплекс биологически активных веществ, осуществляя тем самым многостороннее воздействие на организм. Наряду с этим дети получают в меньшей степени воздействующую на организм аналогичную процедуру при помощи фитоподушечек.
4. Сохранение психического здоровья детей.
Методы, используемые в работе: психогимнастика, музыкотерапия.
Психогимнастика способствует развитию различных сторон психики ребёнка, развивает его характер и волевые качества. В процессе этой деятельности дети учатся выражать свои чувства, эмоции, находить выход из сложившейся ситуации, оценивать действия и поступки как свои, так и товарищей. Мною разработаны три цикла серии занятий по развитию представлений об эмоциях у детей дошкольного возраста. После таких занятий дети более осознано воспринимают окружающий мир, могут моделировать своё поведение.
Очень привлекательна для нас и для детей музыкотерапия. Этот метод работы позволяет создать такой музыкальный фон, который обеспечивает комфортное психологическое состояние детей: музыка мажорного звучания в утренние часы корректирует психологическое состояние детей, у которых сложно происходит расставание с родителями. Методика музыкально-рефлекторнорного засыпания помогает подготовить детей ко сну. Сон наступает ненавязчиво и спокойно. Использование музыки при пробуждении после дневного сна обеспечивает мягкое спокойное индивидуальное воздействие на детей с различным типом нервной системы. Дети ведут себя эмоционально стабильно, отличаются хорошим настроением.
Системность такой работы позволяет формировать у детей здоровый образ жизни и укреплять их физическое здоровье, а также сохранять психическое благополучие детей.
Предварительный просмотр:
Использование
здоровьесберегающих технологий
в ДОУ
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия:
Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого
обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;
способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений;
повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;
положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий.
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое внимание – 30 - 40 минут коррекционной работе.
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
- Ритмическая гимнастика
- Гимнастика состоящая из хороводов
- Сюжетные танцы
- Обыгрывание сюжетного стихотворения
- Подвижные игры
- Оздоровительный бег
- гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
- оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
- гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.
Физкультурные занятия
Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате -10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:
- Традиционные
- Игровые
- Сюжетно-игровые
- Тренировочного типа
- Тематические
- Интегрированные-оздоровительные
- Занятия ритмической гимнастикой
- Занятия по интересам
- Занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов
- Занятия – соревнования.
И включают в себя следующие элементы:
Стретчинг – комплекс упражнений основаный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.
Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.
Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.
Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».
В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем ортопедическую гимнастику.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Точечный самомассаж
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время со старшего возраста.Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.
Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.
Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.
Технологии музыкального воздействия
Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Занятия проводятся по специальным методикам .
Для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления здоровья детей используется кинезиологическая гимнастика, которая позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения здоровья ребёнка. Проводится со старшей группы.
Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.
Технологии коррекции поведения проводится сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Ежедневно после дневного сна проводится Гимнастика бодрящая , 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
В свободное время, можно во второй половине дня проводятся проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Воспитатели, психолог
Коррекционные технологии
Арттерапия
Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы
Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ . Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:
- развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- закаливание,
- дыхательная гимнастика,
- массаж и самомассаж,
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и
Реализация этих технологий осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей- задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Концепция
деятельности ДОУ по реализации здоровьесберегающих технологий
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА
В МДОУ Д/С №12 «Рябинка»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ
СРЕДА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В МДОУ Д/С №12 «РЯБИНКА»
- медицинское направление
- педагогическое направление
- социально-психологическое направление
- физкультурно-оздоровительное направление
- координационно-управленческое направление
.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В МДОУ Д/С №12 «Рябинка»
ОРГАНИЗАЦИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КАДРАМИ
ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
И ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В МДОУ д/с №12 «Рябинка»
КРИТЕРИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МДОУ Д/С №12 «Рябинка»
- Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального, формирующей способность к творчеству и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого ребёнка
- Апробация и внедрение в практику работы воспитателей основных соционических установок; подбор развивающих технологий под конкретную группу, определение базового психотипа индивидуума и группы в целом
- Осуществление здоровьесберегающей организации воспитательного процесса
- Снижение заболеваемости детей
- Снижение тяжести течения адаптации (оцениваются в динамике при поступлении в ДОУ)
- Отсутствие травматизма
- Оценка социальной адаптации
- Оценка психоэмоционального состояния
- Разработка оптимальных режимов с учётом времени года
Здоровьесберегающие технологии,
используемые в воспитательно-образовательном процессе
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
Технологии стимулирования и сохранения здоровья | |||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. После приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | Инструктор по физической культуре. |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. После приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка | Инструктор по физической культуре |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. | инструктор по физической культуре. |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковского, Рахманинова), звуки природы. | инструктор по физической культуре |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой детей ежедневно. | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой отрезок времени (в любое удобное время). | инструктор по физической культуре |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин, в любое время года; в зависимости от зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. | инструктор по физической культуре |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещений, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа пред применением процедуры. | инструктор по физической культуре |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. | инструктор по физической культуре. |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. | инструктор по физической культуре. |
Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Пред занятием необходимо хорошо проветрить помещение. | инструктор по физической культуре. |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в спортивном или музыкальном залах. | Используются различные виды организации утренней гимнастики. | инструктор по физической культуре. |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 занятие в 2 месяца со старшего возраста, 1 занятие в месяц для младшего возраста. Проводятся в утренние и вечерние часы, на прогулке. | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. | инструктор по физической культуре. |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Необходимо объяснить ребёнку серьёзность процедуры и дать детям элементарные знания о том как не нанести вред своему организму. | инструктор по физической культуре. |
Точечный самомассаж | Проводиться в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. | Проводиться строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал. |
инструктор по физической культуре. |
Коррекционные технологии | |||
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего возраста. Как часть занятия, в игре. | Занятия проводятся по специальным методикам. | инструктор по физической культуре. |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; в зависимости от поставленных целей. | Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя пр. | инструктор по физической культуре. |
Кинезиотерапия | Один раз в неделю, со старшего возраста. Как часть занятия. | Комплексное применение различных средств для оздоровления детей. | инструктор по физической культуре. |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но недаром существует много разнообразных немедикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно создать на базе детского сада под руководством воспитателей, физинструктора, медицинских работников.
В данном выступлении представлены практические и действенные методы поддержания здоровья детей дошкольного возраста, описаны разнообразные методики нетрадиционного оздоровления, которые могут быть использованы в дошкольном учреждении для профилактики простудных и хронических заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.
Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особо остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных временных затрат необходимо принять меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.
Во время прогулки можно провести 2-3 игры разной степени подвижности, несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.
Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил личной гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
ПЕРВОЕ направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
осмотр детей специалистами детской поликлиники;
диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.
ВТОРОЕ направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей:
утренняя гимнастика;
физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
занятия с использованием мини – тренажеров;
ритмика;
гимнастика после сна;
ежедневный режим прогулок;
создание необходимой развивающей среды;
строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
музыкальные занятия;
занятия по формированию здорового образа жизни.
ТРЕТЬЕ направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:
босохождение;
умывание;
ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
воздушные ванны в облегченной одежде;
гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
ЧЕТВЕРТОЕ направление связано с осуществлением лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия:
постоянный контроль осанки;
контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
подбор мебели в соответствии с ростом детей;
профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновая мазь для носа;
сбалансированное питание;
вакцинация против гриппа;
потребление фитонцидов (чеснока и лука);
употребление соков и фруктов;
использование очистителей воздуха;
физиотерапия;
ингаляция;
кварцевание групп;
прием поливитаминов;
массаж.
ПЯТЫМ направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей:
пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
психогимнастика по методике М. Чистяковой;
аромотерапия;
игровой массаж А. Уманской.
ШЕСТЫМ направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:
психодиагностика;
элементы аутотренинга и релаксации;
элементы музыкотерапии;
индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
СЕДЬМЫМ направлением является реабилитация и коррекционная работа:
коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
коррекция психоэмоциональной сферы;
индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;
индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
ВОСЬМЫМ направлением является консультативно – информационная работа:
оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ;
оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;
проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ
Утренняя гимнастика:
- дыхательная гимнастика А. Стрельниковой;
- пальчиковая гимнастика;
- общеразвивающие упражнения;
- танцевальные упражнения;
- использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.
Перед занятиями:
- точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.
Физкультминутки на занятиях:
- дыхательные упражнения;
- пальчиковая гимнастика.
Утренняя прогулка:
- дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;
- оздоровительная ходьба, бег.
Перед сном:
- релаксация, саморегуляция.
После сна:
- гимнастика пробуждения;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).
Перед ужином:
- массаж на профилактику простудных заболеваний;
- физкультурные занятия – 2 раза в неделю;
- ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Включает несколько видов массажа.
Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
- «Найди и покажи носик»;
- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).
- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.
- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.
- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.
- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».
- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.
Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
- «Найдем и покажем ушки»;
- «Похлопает ушками»;
- «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей;
- «Покрутим козелком»;
- «Потрем ушки».
Закаливающий массаж подошв. Такой вид массажа рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.
КОМПЛЕКСЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1. «Дождик»
Капля первая упала – кап! (Сверху пальцем показывает
траекторию её движения)
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх).
Капельки кап-кап запели.
Намочились лица,
Мы их вытираем. (Вытирают лицо руками.)
Туфли, посмотрите, (Показывают руками вниз и
Мокрыми стали. смотрят.)
Плечами дружно поведем (Движения плечами.)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. (Приседают.)
2. «Зарядка»
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку. (Встают, руки на поясе.)
Руки в стороны – согнули, (Выполняют данные движения.)
Вверх подняли – помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо
Через левое еще.
Дружно присели – пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
3. «Самолет»
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет. (Смотрят вверх и водят пальцем
за пролетающим самолетом.)
Правое крыло отвел –
Посмотрел. (Отводят вверх руки попеременно
Левое крыло отвел - и прослеживают взглядом.)
Поглядел.
Я мотор завожу (Делают вращательное движение
И внимательно гляжу. перед грудью и прослеживают
взглядом.)
Поднимаюсь, ввысь лечу. (Встают на носочки и выполняют
Возвращаться не хочу. летательное движение.)
4.«Жук»
В группу к нам жук влетел, (Грозят пальцем.)
Зажужжал и запел: «ж-ж-ж».
Вот он вправо полетел, (Указывают рукой направление и
Каждый вправо посмотрел. и прослеживают взглядом.)
Вот он влево полетел.
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, (Правой рукой указывают направление
Не дадим ему присесть. Движения к носу со стороны.)
Жук наш приземлился. (Направление движения вниз
и приседание.)
Зажужжал и приземлился. (Делают вращательное движение
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. руками типа волчка и встают.)
Жук, вот правая ладошка,
Посиди немножко. (Поочередно протягивают руки
Жук, вот левая ладошка, и смотрят на них.)
Посиди немножко.
Жук вверх полетел (Поднимают руки вверх и смотрят.)
И на потолок присел.
На носочки мы привстали, (Поднимаются на носочки
и вытягивают руки вверх.)
Хлопнем дружно (Хлопки над головой.)
Хлоп – хлоп – хлоп, (Имитируется полет жука и
Чтобы улететь он смог. Садятся на стульчики.)
Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
5. «Прогулка в зимний лес»
Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по комнате.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)
Справа – березка в шубке стоит, (Руки отводят в указанную сторону
Слева – елка на нас глядит. и смотрят.)
Снежинки на небе кружатся. (Движения «фонарики» и смотрят вверх.)
На землю красиво ложатся. (Приседают.)
Вот зайка проскакал, (Прыжки.)
От лисы убежал.
Это серый волк рыщет, (Руки на поясе, наклоны в стороны.)
Он себе добычу ищет.
Все мы прячемся сейчас, (Приседают, прячась.)
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит, (Имитируют сон.)
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они! (Имитируют полет птиц.)
В лесу красота и покой, (Разводят руки в стороны.)
А нам уже пора домой. (Садятся на свои места.)
КАК МЫ ПРОСЫПАЕМСЯ
Рекомендации
Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет вам удачу. Настраивайте себя только на хорошее. Утренний психологический настрой поможет вам преодолеть возникающие препятствия, пережить огорчения. Учитесь управлять своими поступками и чувствами. Это поможет вам сэкономить вашу жизненную энергию и здоровье. Закрепите утренний психологический настрой, с улыбкой скажите: «Доброе утро» себе, своим родным и близким, с улыбкой приветствуйте детей, родителей, сотрудников. Улыбка – залог хорошего настроения. А настроение, как известно, передается. Так давайте передавать друг другу только хорошее настроение.
Для решения проблем и преодоления трудностей сконцентрируйте все свои силы. Используйте следующие формы самовнушения: «Я могу быть приветливым, терпеливым, добрым…», «У меня хорошее настроение», «Даже если это совсем не просто, я с этим справлюсь», «Это нужно сделать», «Не поддаваться слабоволию», «Все будет хорошо», «Все изменится к лучшему». Пожелайте всем «Добра, Любви и Гармонии».
Итак, вы проснулись, настроили свои мысли на положительные эмоции, улыбнулись.
Лежа на спине, разотрите ладони, погладьте руки от кистей вверх, ладонями разотрите ушные раковины, как бы умойте лицо, круговыми движениями по часовой стрелке погладьте живот. Вы почувствуете, как постепенно пробуждается ваш организм, каждая клеточка наливается бодростью и свежестью.
Теперь уберите подушку и лежа на спине хорошо потянитесь. Руки вытяните за голову, а ноги поочередно вперед. Отдохните и потянитесь двумя ногами вместе. Повторите каждое упражнение 3-5 раз.
Дыхание спокойное, произвольное, через нос, вдох короче, чем выдох. Потягивание пробуждает организм, нормализует кровообращение, снимает вялость, сонливость.
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ
1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцы в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
7. Разотрите ладони до появления тепла.
8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
11. Потяните две ноги вместе.
12. Прогнитесь.
13. Сели.
14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАССАЖ
1. Оттянуть уши вперед – назад, чет до 10, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.
2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.
3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.
4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.
6. Движения челюстью слева направо и наоборот.
АНТИСТРЕССОВЫЙ МАССАЖ
1. Массаж пальцев рук:
- нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;
- массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.
2. Массаж запястья круговыми движениями.
3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки».
4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем шею, лоб, щеки и сбросить.
5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.
6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить.
7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.
8. Массаж головы. Над ушами к верхней точке, ото лба к верхней точке.
9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.
10. Массаж ушных раковин.
РЕЛАКСАЦИЯ
Лежа на спине. Руки вдоль туловища, ладонями вниз или вверх, немного согнуты в локтях. Закройте глаза, проследите, чтобы зубы не были сомкнуты, а губы сжаты. Лежите спокойно, но постепенно погружаясь в дремоту, как в теплую ванну. Посторонние мысли уходят. Ничто не отвлекает вас, не беспокоит. Приятный теплый ветерок овевает тело, расслабляет мышцы.
Расслабляются мышцы губ, уголки рта слегка опускаются.
Расслабляются мышцы щек. Веки плотно смыкаются. Они стали тяжелыми – тяжелыми. Мышцы лица расслаблены. Вы не ощущаете их.
Расслабляются мышцы ног. С каждым выдохом волна покоя усиливается. Вы не чувствуете ног. Вы отдыхаете.
Расслабляются мышцы спины. Спина как бы соединяется с поверхностью, на которой вы лежите. Вы чувствуете легкость во всем теле.
Сердце бьется спокойно, ритмично. Дыхание легкое, свободное. Вы совершенно спокойны. Полный покой овладевает вами. Вы отдыхаете. Восстанавливаются ваши силы, каждая клеточка вашего организма наливается здоровьем.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
1. Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.
2. Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
3. Широко использовать для закаливания и оздоровления нетрадиционное физкультурное оборудование.
4. Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.
5. Использовать в своей работе динамические, статические дыхательные упражнения.
6. После сна выполнять движения для пробуждения.
7. Применять точечный массаж
8. В весеннее – зимний период вводить витаминизацию и фитотерапию.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ
Первым требованием для проветривания при проведении закаливания детей в детских учреждениях является сочетание гигиенических условий жизни детей. Это прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха и одежды детей.
Температура на уровне ребенка от 2 до 3 лет + 19 - + 20. при такой температуре напряжение процессов терморегуляции у ребенка минимально. Дети должны находится в 2-слойной одежде:
- у мальчиков: шорты, майка, рубашка;
- у девочек: майка, хлопчатобумажное платье, гольфы, босоножки.
Хождение босиком после сна до 5 минут.
Проводится сквозное проветривание (5-7 мин.) в отсутствии детей, температура не должна снижаться ниже + 18 градусов.
График проветривания
1. Утром, перед приходом детей.
2. Перед занятием.
3. После ухода детей на прогулку.
4. Перед сном.
5. После полдника
Литература:
Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.
Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...