Консультация для воспитателей. Применение различных методов релаксации в воспитательной деятельности дошкольных образовательных учреждения
консультация по теме

Игротерапия является самым интересным для детей и более доступным  методом релаксации. Различные спокойные игры, не требующие сложного физического и умственного напряжения можно применять в любых видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon relaksatsiya_v_dou.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение различных методов  релаксации в воспитательной деятельности  дошкольных образовательных учреждениях.

                                             «Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей    гибкостью мышления, но и лучше приспособлены  

 к борьбе со стрессами».

                                                                                                                                  Р. Коуплан

РЕЛАКСАЦИЯ - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

«Неправильно лечить голову без тела, а тело без души» (Сократ)

Насущными проблемами человека, живущего в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он вынужден реагировать. Понятие «стресс» стало обыденным. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых.

Растить здоровых ребятишек, вот о чем заботятся педагоги и родители. Чтобы укрепить здоровье малыша, нужны физические упражнения. Но не менее важно восстановить психофизическое равновесие. Иногда взрослые говорят малышу: «Посиди!», «Отдохни!», «Расслабься!». Как правило, ребенок воспринимает эти указания как ограничение в действии, но малышам очень сложно расслабиться. Да и не все взрослые могут за короткий период времени снять психофизическое напряжение. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Существует множество различных методов релаксации: это музыкотерапия, рассказ, сказкотерапия, терапия творчеством, терапия воображения, игротерапия и т.д.

Самый известный приём – это музыкотерапия, полное расслабление тела, под спокойную, умиротворённую музыку, шумы природы. Но для такого приёма требуется не мало времени, чтобы ребёнок полностью смог расслабиться, поэтому его лучше применять во время дневного сна.

Прочтение рассказа или сказки под спокойную музыку, так же является одним из видов приёмов релаксации.

Но самым эффектным и более доступным (можно применять в различных видах деятельности) и более интересным для детей методом является игротерапия. Применяются самые различные спокойные игры, не требующие сложного физического и умственного напряжения – это игры на развитие умения напрягать  и расслаблять  мышцы тела («Куклы мягкие и деревянные», «Кактус и ива», «Цветок» и т.д.); игры на развитие воображения(«Игра с песком», «Муравей», «Спящий котёнок» и т.д.). Такие игры не только снимают нервно-психическое напряжение, но и развивают творческие способности, воображение и эмоциональность дошкольника.

         

Игры на развитие умения напрягать и расслаблять различные группы мышц тела.

«Кактус и ива»

Цель: Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

По любому сигналу, например хлопки, дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

«Куклы деревянные, куклы мягкие»

Цель: Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, менять движения точно по сигналу педагога.

Выполнять различные движения, напрягая все мышцы тела, не сгибая рук и ног, по сигналу педагога расслабляться и двигаться свободно и легко, подражая движениям мягкой куклы.

«Цветочек»

Цель: Развивать умение поочерёдно напрягать и расслаблять различные группы мышц тела.

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелёк сломался»), и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволив корпусу, голове и рукам упасть вперёд, слегка согнув колени («завял цветочек»).

«Силач»

Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что Вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

«Воздушный шар»

В положении стоя закрыть глаза, руки поднять вверх, глубоко вдохнуть и набрать в себя воздух. Ребёнку предлагается представить, что он большой воздушный шар, наполненный воздухом. В данном положении необходимо зафиксироваться в течение 1-2 минуты, затем представить, что в шаре появилось небольшое отверстие. Шар резко сдувается, тем самым полностью расслабляет всё тело.

Игры на развитие творческих способностей, воображения и эмоциональности

«Передай другому»

Цель: Развивать умение выражать различные эмоции (испуг, неприязнь, лакомство, любование).

Всем выстроиться по кругу. Поочерёдно передавать верёвку по кругу, воображая, что это змея. Передать эмоционально своё отношение к данному образу. Так же можно передавать кубик, представляя его мороженным, бабочкой, пауком.

«На рыбалке»

Цель: развивать образные представления, имитировать движения.

Пригласить всех детей к воображаемой реке, имитируя ловлю рыбы (первоначально надо вспомнить, какие действия надо сделать, чтобы поймать рыбу, какие снасти, корм, как это надо показывать). Передавать в движении, в мимике эмоциональное состояние: радость, досада, огорчение, разочарование. Угадать по эмоциям, что поймали другие ребята (большую рыбу, или мелочь).

“Игра с песком”

     Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

“Муравей”

     Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

“Спящий котёнок”

     Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

«Сосулька»

Ребятам предлагается представить, что они - сосульки. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем участникам предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.

«Огонь и лед»

Исходное положение - стоя в кругу. По команде «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребёнок выбирает произвольно. По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Преподаватель (далее П.) несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

«В царстве золотой рыбки»

В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб...

«Травинка на ветру»

Ребёнок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

 «Раскачивающееся дерево»

Строится аналогично предыдущему упражнению (корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый участник игры представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

Рассказы.

«Сон в летнюю ночь»

Дети лежат на ковре, с закрытыми глазами. «Тихо, тихо стало вдруг. Солнышко уснуло. Одуванчик спит давно, и кузнечик тоже. А кукушке все равно, спать она не может. Все ку-ку-ку-ку, за окошком вторит. Отдохну и я немножко, а теперь взгляну в окошко».

«Дружные человечки»

Дети лежат на ковре. «Дружные дети в нашем саду, очень я их успокоить хочу. Глазки закройте друзья и представьте. Озеро, лебеди, небо прекрасное. Ну а теперь вы представьте волну. Вот окатить ею вас я хочу. Страшно? Нисколько. Еще полежите. Ну, а теперь все дружно глаза отворите».

«Берег»

Дети стоят на ковре и смотрят на ведущего. « Стойте рядом, стойте вместе. Берег здесь, а вы на месте. А теперь глаза закройте. И попробуйте, так стойте»

«Звездочка»

Дети лежат на ковре лицом вверх. На потолке звезды. « Глазки смотрят на небо прекрасное. Видите сколько звезд на небе ясном. Можно их сосчитать, а можно выбрать одну. И желанье свое загадать. Раз, два, три желание звездочка мое прими!»

«Море»

Дети сидят и смотрят на панно «Рыбы в море». «Море волнуется, море волнуется. Очень уж хочется с небом сразиться. Рыбки плывут все и без остановки. Глазки закрой и следом плыви. Глазки открой и эту же рыбку найди».

«Цветы»

Дети лежат на животе и смотрят на панно «Цветы на поляне» « Цветы на поляне дружно стоят. Цветы здесь опять ожидают ребят. Я сделаю шаг и остановку. Подумаю, так ли ступаю я ловко. А вес мне цветы кивают. Давай ложись на полянку и отдыхай. Я глазки закрою и снова в пути. Цветы и цветы - я иду по росе»

«Дождик»

Дети лежат на ковре на животе (с начала с открытыми глазами). «Дождик – кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются. Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю».

«Птицы»

Дети лежат на ковре с закрытыми глазами. « Птицы поют с утра и до вечера. Слушать люблю, когда делать мне нечего. Вот и сейчас поют, и поют. Я отдыхаю и думаю тут. Вырасту, стану большим, умным , красивым таким. Просто надо уметь отдыхать. А то можно быстро устать. Если глаза работали, подумай отдохнуть охота ли им».

Методическая литература:

1.        Буренина, А.И. Ритмическая мозаика./ А.И. Буренина. - СПб.:  ЛОИРО, 2000.- 220с

2.        Михайлова М. А., Горбина Е.В.Поём, играем, танцуем дома и в саду. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.

3. Чурилова Э.Методика организации театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Применение ИКТ на музыкальных занятиях в детском учреждении"

Мотивация воспитанника является одной из важнейших составляющих успешного обучения. Интересным для детей любого возраста использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запо...

Консультация для воспитателей "Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Уважаемые коллеги предлагаю вам консультацию по теме: "Организация  мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения"....

Консультация для воспитателей Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

Консультация для воспитателей «Как организовать театрализованную среду в дошкольном образовательном учреждении»

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому в требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении в...