Оздоровительные технологии в ДОУ
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
В данном разделе можно ознакомиться с технологиями, которые я применяю в ДОУ для оздоровления детей. Это дыхательная гимнастика, цветотерапия, гимнастика пробуждения, ароматерапия, песочная терапия, закаливание, психогимнастика, музыкотерапия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnye_tehnologii_v_dou.docx | 214.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительные технологии в детском саду
1. Дыхательная гимнастика
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.
При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:
- выполнять упражнения каждый день, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях;
- заниматься до еды;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
-вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно;
-после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
Дыхательные упражнения: «Подуй на шарик», «Гуси летят», «Пушок», «Паровозик», «Ворона», «Вырасти большой», «Часики».
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на легкий шарик, загоняя его в кубик. Следить, чтобы не раздувались щеки, задувать шарик на одном вздохе.
2. «Цветотерапия»
Как правило, детские товары выделяются сразу и все это за счет цветового оформления. Детские товары в основном оформляются в трех цветах — это желтый, синий, зеленый и красный. Эти цвета легко воспринимаются детьми, и они сразу обращают свое внимание на товары. Бытует мнение, что детскую комнату лучше всего оформлять с использованием этих основных цветов. Было проведено множество исследований на тему «Воздействие цвета на психику ребёнка». И поэтому при оформлении предмета или помещения, помня это нужно правильно подбирать цвета.
Желтый цвет можно назвать гармонизирующим цветом, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. К тому же желтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. Благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях.
Зеленый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к деятельности и к познанию окружающего мира. Также зеленый цвет наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью.
Оранжевый цвет укрепит сообщество людей собирающихся в «оранжевом» помещении. Оранжевый цвет может пробудить аппетит, поэтому смело оформляйте кухню оранжевыми оттенками. А вот в детской комнате оранжевый цвет поможет ребенку переносить одиночество.
Фиолетовый цвет ассоциируется с духовным совершенством и чистотой, изобилием и просветлением. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя.
Синий цвет передает глубину и чистоту, поэтому пробуждает воображение и вызывает интерес. Для того, чтобы привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет, достаточно использовать немного синего цвета.
Голубой цвет выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Способен синий цвет и снизить давление. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.
Например, красный цвет может провоцировать чрезмерную активность, так как является сильным раздражителем.
Для этого был создан уголок «Цветотерапии», также была введена цветная неделя.
3. Гимнастика пробуждения.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, головокружение. Длительность гимнастики в постели - около 4 - 5 минут.
Гимнастика №1 (гимнастика выполняется с проговариванием стихотворения)
Глубокий вдох всей грудью
Глотательные движения
Лежа на кровати, дети выполняют «Велосипед»
Поглаживание висков указательным пальцем
Скажите «А»
Погладить животик, круговые движения ладонью
Согнем колени и расслабим
Вставайте! Что же вы сидите!
Идут по солевой дорожке и массажному коврику.
4. Ароматерапия (кулоны)
Современная ароматерапия – это профилактический способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы, позволяющий снять ежедневные стрессы, это один из инновационных способов оздоровления детей.
Применение средств ароматерапии группе позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься в глиняные фигурки, кулоны. Создавая, здоровьесберегающее пространство в группе не забудьте о таком методе применения ароматерапии как ароматическая лампа.
5. Песочная терапия.
Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком. Ребёнок строит в песочнице свою модель мира, отображая все свои беспокойства, страхи и переживания. По информативности песочные творения могут быть не менее ценны, чем рисунки. К тому же, в песке малыш сам расставляет акценты поведения и действий персонажей, а это помогает ему находить правильные решения и в жизни.
• Открывает широкий простор фантазии;
• Развивает мелкую моторику;
• Помогает регулировать мышления
Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрвстную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!»
Психолог Мариелла Зейц
6. Закаливание - одно из эффективных средств укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний.
Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому.
• Прогулка
• Гимнастика после сна
• Хождение босиком по солевым дорожкам
• Закаливание носоглотки (полоскание рта после приема пищи)
• Воздушные ванны
• Утренняя гимнастика
• Комплексность (прогулка, сауна, сон)
7. Психогимнастика
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера.
Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Детям в средней группе очень нравиться проигрывать небольшие отрывки из сказок.
8. Музыкотерапия
Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Благоприятно музыка действует утром, когда встречаешь детей. У них улучшается настроения, при этом они поют и пританцовывают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОЗДАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ»
Для получения обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здо...
Создание физкультурно-оздоровительной технологии для обеспечения полноценного воспитания и реабилитации детей, имеющих нарушения в развитии, в условиях ДОУ средствами адаптивной физкультуры
Для получения обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здоровых сверст...
Конспект городского методического объединения воспитателей старших групп «Арт-терапия как одно из современных направлений коррекционно-развивающих оздоровительных технологий».
Понятие "здоровьесберегающие педагогические технологии" в настоящее время остается дискуссионным. У разных авторов встречаются различные трактовки донного понятия. Родоначальником введения понятия "зд...
Физкультурно - оздоровительные технологии. План - конспект зимнего физкультурного праздника
Физкультурный праздник с использованием элементов зимних видов спорта, проводится на улице в благоприятную погоду с детьми старшего дошкольного возраста. Предварительно проводится работа по ознакомлен...
Творческая презентация «Физкультурно-оздоровительные технологии как средство физического развития и оздоровления дошкольников»
Описание опыта работы по использованию физкультурно-оздоровительных технологий...
Особенности использования здоровьесберегающих технологий в адаптационный период.Эффективность физкультурно-оздоровительной технологии в первой младшей группе.
Особенности использования здоровьесберегающих технологий в младшей группе...