«Методика оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома».
статья на тему

Чернева Светлан Геннадьевна

В современных социально – экономических условиях развития общества особенно остро, на государственном уровне, стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития. Состояние здоровья ребёнка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье. Вместе с тем результаты специальных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте катастрофически уменьшается число здоровых детей. Чуть более 10% составляют практически здоровые дошкольники. Физиологическая незрелость наблюдается у 60% детей, функциональные отклонения – у 70% детей, хронические заболевания – у 50% детей. Если раньше мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребёнке. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а так же мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Как же приобщить ребёнка к здоровому образу жизни? Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребёнка снижает защитные возможности детского организма. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму. Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребёнка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Не менее важный составляющей частью режима является сон, который необходим детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днём, и ночью) засыпал в одно и то же время. Таким образом, домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, и Д, минеральными солями, а также белками. В детском саду все блюда готовятся из натуральных продуктов, без добавок, специй и консервантов. В рацион включается творог, гречневая и овсяная каши. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определённых интервалов между приёмами пищи. Чем раньше ребёнок узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Что такое закаливание? Смысл закаливания состоит в том, чтобы с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличении выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общем делом. В детском саду используется Куйбышевский метод закаливания (босохождение). Дети делятся на две подгруппы: первая – здоровые дети, вторая – вновь поступившие, часто болеющие, переболевшие ОРВИ. Закаливание проводится после дневного сна в трусиках и маячках. Дети находятся в движении, чередуя ходьбу по линолеуму и ковру. Так же после сна проводится гимнастика пробуждения. Дети выполняют упражнения, сначала лёжа в кровати, затем сидя и стоя в движении. Все упражнения проводятся в спокойном темпе, чтобы дать детскому организму проснутся. Перед сном дети выполняют ходьбу по дорожкам здоровья. Начинают ходить при температуре пола не ниже 18 градусов – в носочках 3-5 дней, затем без них 5-7 дней ходить не более 3-4 мин, затем удлиняется на 1 мин. в день и доводится до 15-20 мин. Следующее мероприятие по закаливанию детей – полоскание горла со снижением её температуры является методы профилактики заболевания носоглотки. Полоскание горла начинается при температуре воды 36-37 градусов. Снижается каждые 2-3 дня на 1 градус, и доводиться до комнатной. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. В комплекс закаливающих мероприятий входит и мытьё рук, лица водой, а летом и обливание ног перед сном в летний перод. Все вышеуказанные закаливающие мероприятия способствуют укреплению детского организма. Их можно проводить как в детском саду, так и дома – это одновременно действенные и не требующий никаких затрат методы укрепления защитных функций организма. Их можно начинать применять в любое время года и в любом возрасте. Польза закаливания известна с древних времен, на неё отзывчиво откликаются и сердечнососудистая, и костная, и нервная, и мышечная, дыхательная системы, терморегуляция, кожные покровы . Это огромный вклад для нормализации и успокоения психики человека. Поэтому особенно важно начинать закаливающие процедуры «с младых ногтей». Человеческое дитя – здоровое…развитое…Это не только идеал и абстрактивная ценность, и практически достижимая норма жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

города Чебоксары Чувашской Республики

Выступление на общем родительском собрании:

«Методика оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома».

                                                Воспитатель

первой квалификационной

категории  

Чернева С. Г.

Чебоксары 2015


В современных социально – экономических условиях развития общества особенно остро, на государственном уровне, стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития.

Состояние здоровья ребёнка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье. Вместе с тем результаты специальных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте катастрофически уменьшается число здоровых детей. Чуть более 10% составляют практически здоровые дошкольники. Физиологическая незрелость наблюдается у 60% детей, функциональные отклонения – у 70% детей, хронические заболевания – у 50% детей.

Если раньше мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребёнке. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а так же мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Как же приобщить ребёнка к здоровому образу жизни?

Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух.

Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребёнка снижает защитные возможности детского организма. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.

Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму.

Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребёнка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Не менее важный составляющей частью режима является сон, который необходим детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днём, и ночью) засыпал в одно и то же время. Таким образом, домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада.

Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, и Д, минеральными солями, а также белками. В детском саду все блюда готовятся из натуральных продуктов, без добавок, специй и консервантов. В рацион включается творог, гречневая и овсяная каши. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определённых интервалов между приёмами пищи.

Чем раньше ребёнок узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.

Что такое закаливание?

Смысл закаливания состоит в том, чтобы с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличении выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общем делом.

В детском саду используется Куйбышевский метод закаливания (босохождение). Дети делятся на две подгруппы: первая – здоровые дети, вторая – вновь поступившие, часто болеющие, переболевшие ОРВИ. Закаливание проводится после дневного сна в трусиках и маячках. Дети находятся в движении, чередуя ходьбу по линолеуму и ковру. Так же после сна проводится гимнастика пробуждения. Дети выполняют упражнения, сначала лёжа в кровати, затем сидя и стоя в движении. Все упражнения проводятся в спокойном темпе, чтобы дать детскому организму проснутся.

Перед сном дети выполняют ходьбу по дорожкам здоровья. Начинают ходить при температуре пола не ниже 18 градусов – в носочках 3-5 дней, затем без них 5-7 дней ходить не более 3-4 мин, затем удлиняется на 1 мин. в день и доводится до 15-20 мин.

Следующее мероприятие по закаливанию детей – полоскание горла со снижением её температуры является методы профилактики заболевания носоглотки. Полоскание горла начинается при температуре воды 36-37 градусов. Снижается каждые 2-3 дня на 1 градус, и доводиться до комнатной. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам.

В комплекс закаливающих мероприятий входит и мытьё рук, лица водой, а летом и обливание ног перед сном в летний перод.

Все вышеуказанные закаливающие мероприятия способствуют укреплению детского организма. Их можно проводить как в детском саду, так и дома   – это одновременно действенные и не требующий никаких затрат методы укрепления защитных функций организма. Их можно начинать применять в любое время года и в любом возрасте.
           Польза закаливания известна с древних времен, на неё отзывчиво откликаются и сердечнососудистая, и костная, и нервная, и мышечная, дыхательная системы, терморегуляция, кожные покровы . Это огромный вклад для нормализации и успокоения психики человека. Поэтому особенно важно начинать закаливающие процедуры «с младых ногтей».

Человеческое дитя – здоровое…развитое…Это не только идеал и абстрактивная ценность, и практически достижимая норма жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей: " Закаливание детей в детском саду и дома"

В данной статье дано значение закаливания для детей дошкольного возраста, условия закаливания, виды закаливания, особенности проведения  закаливания....

Закаливание детей в детском саду и дома.

                                                      ...

Презентация "Закаливание детей в детском саду и дома".

Данная презентация может  быть использована на родительском собрании или заседании клуба молодых родителей  по теме закаливания.В  презентации рассмотрены принципы, факторы, методы ...

Лекция на тему:"Особенности закаливания детей в детском саду и дома".

Особенности закаливания детей в детском саду и дома...

Тема: «Особенности закаливания детей в детском саду и дома» Консультация для родителей

комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования....

Консультация по закаливанию детей в детском саду и дома «Солевые дорожки или Рижский метод закаливания»

Консультация для родителей и педагогов детских садов по закаливанию "Солевые дорожки"....