Физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки
консультация (средняя группа) на тему

Мерц Галина Васильевна

Особенности методики проведения занятий при различных нарушениях осанки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_osanki.docx368.81 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат на тему: «Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки».        

Выполнила: Мерц Галина Васильевна.  

План:

  1. Позвоночник - основа здоровья.
  2. Дефекты осанки.
  3. Особенности методики проведения занятий при различных нарушениях осанки.
  4. Подвижные игры, упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.

Вступление.

Большое значение в жизнедеятельности человека имеет хорошая осанка. Скелет - каркас и опора всех мягких тканей и органов нашего тела. При плохой осанке он деформируется, нагрузка на суставы, связки и мышцы распределяется неправильно, от этого страдает вся опорно-двигательная система. Кроме того, при постоянном искривлении тела внутренние органы могут отклоняться от нормального положения и зажиматься другими органами. Всё это сказывается на самочувствии.

Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании.

Особенно важно, чтобы физическое развитие ребёнка было организованно правильно. Для этого необходимо в интересной, игровой форме проделывать с детьми простейшие гимнастические упражнения, приучающие их прямо держать позвоночник и голову, укрепляющие мускулатуру туловища и улучшающие согласованность движений. Кроме того, надо проводить с ребёнком различные подвижные игры с использованием малых и больших мячей, флажков, гимнастических палок, скамеек, лесенок и т.п.

Родителям следует помнить, что значительно легче предупредить нарушения осанки в дошкольном возрасте, чем исправлять эти нарушения у школьников.

Позвоночник - основа здоровья

Позвоночник - это одна из наиболее важных частей скелета.

Основные его функции - опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений - обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности, подвижности.

Позвоночник состоит из отделов:        шейного, грудного, поясничного

(переходящего в крестец) и копчикового - с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее - заднее направление.

Закладка и образование костной ткани происходит на 5-й неделе внутриутробного развития.

Череп к моменту рождения ребёнка представлен большим числом костей. Стреловидный, венечный и затылочный швы открыты и начинают закрываться только с 3-4 - месячного возраста. У доношенных детей боковые роднички обычно закрыты.

Позвоночник новорождённого лишён физиологических изгибов. Шейный изгиб начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6-7 месяцев жизни, когда ребёнок самостоятельно сидит, а окончательно он закрепляется только в 6-7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9-12 месяцев, окончательно формируется в школьные годы.

При правильной осанке голова и туловище расположены по одной вертикальной линии, плечи развёрнуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические линии позвоночника выражены нормально. Грудь слегка выпуклая, живот выступает незначительно или слегка втянут, ноги разогнуты в коленях и тазобедренных суставах. Грудная клетка имеет цилиндрическую или коническую форму. Мускулатура рельефна, все суставы подвижны. Ноги прямые, смыкание бёдер, коленей и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками. Внутренние своды стоп не касаются пола.

Дефекты осанки

Причины нарушений правильной осанки обычно делятся на две основные группы: врождённые недостатки опорно - двигательного аппарата и приобретённые дефекты.

Врождёнными недостатками чаще всего являются: расщепление остистых отростков позвонков, клиновидная форма некоторых из них, сращение их тел; увеличение или уменьшение количества позвонков; недоразвитие рёбер или увеличение их числа, например наличие поясничных рёбер, сращение их. Наиболее распространенной причиной приобретённых нарушений осанки непатологического характера является слабость мышц туловища, преимущественно спины и брюшного пресса (мышц, окружающих брюшную полость), причём решающую роль здесь играет неравномерное распределение «мышечной тяги». Отсутствие достаточно крепкого естественного «мышечного корсета» служит предрасполагающим моментом для появления различных недостатков в осанке.

К приобретённым дефектам опорно-двигательного аппарата, отрицательно влияющим на осанку, также относятся деформации, вызванные перенесёнными заболеваниями (рахитом, полиомиелитом, детским спастическим параличом, гнойным плевритом) и различными травмами (повреждение тела). В этих случаях для восстановления нормальной осанки требуется специальное лечение. Огромное значение для здоровья детей, формирования и закрепления у них правильной осанки имеет строгое соблюдение гигиенического режима с включением в него систематических занятий физическими упражнениями, закаливание свежим воздухом, водой и солнечными лучами, а также приучение детей к правильному стоянию, ходьбе, посадке за столом.

Осанка - привычное положение тела человека во время движения и покоя - формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Эта привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры.

Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую (круглая спина), кифотическую, выпрямленную (плоская спина), а также асимметричную. Нарушение осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребёнка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.).

Сколиоз (сколиотическая болезнь) — это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняет независимо от положения ребёнка и нагрузки.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника у ребёнка выражены умеренно. Голову и туловище он держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развёрнутыми, живот подтянутым, ноги прямыми.

Нарушение осанки может стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций и отразиться на здоровье ребёнка.

Описание.

Вялая осанка (неустойчивая). Голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. Сутуловатость. Голова выдвинута вперёд, плечи сильно сведены, живот выпячен.

Лордоз. Чрезмерный прогиб поясничного отдела позвоночника.

Сколиоз. Боковое искривление позвоночника, асимметрия плечевого пояса.

Для развития хорошей осанки прежде всего следует приучать детей правильно стоять, ходить и сидеть, так как огромное значение для дошкольника имеет правильное положение тела за столом или партой.

Соответствие стола и стула росту и пропорциям тела ребёнка - одно из обязательных условий для формирования у него правильной осанки. При неправильно подобранной мебели у ребёнка нарушается кровообращение ног и брюшной полости. Читать рекомендуется сидя, опираясь на спинку стула и держать книгу несколько приподнятой над столом. Детям хорошо пользоваться специальной подставкой для книги - пюпитром.

Если стол низкий, ребёнок опускает голову, сутулиться. Если стол высокий ребёнок поднимает предплечья, для облегчения неудобной позы опускает руку, что ведёт к асимитрии плечевого пояса.

Неправильные позы ведут к сужению у детей грудной клетки и нарушению осанки.

Занятия, требующие выполнения заданий за столом, необходимо сочетать с занятиями подвижного и малоподвижного характера с соблюдением их установленной длительности.

Смена деятельности в течении дня, соблюдение режима подвижности создают у детей бодрое, жизнерадостное настроение и влияют на формирование правильной осанки.

В гигиенический режим (распорядок дня) дошкольника, как было сказано выше, обязательно должны включаться физические упражнения.

Физические упражнения всесторонне развивают детский организм, улучшают работу лёгких, сердца, пищеварения, укрепляют мускулатуру, нервную систему, закаливают организм, позволяют активно влиять на формирование правильной осанки.

Физические упражнения подбираются с учётом требований «Программы воспитания в детском саду».

Они даются детям, прежде всего в виде ежедневной утренней гимнастики — «зарядки», содержащей несколько упражнений, способствующих формированию правильной осанки.

Большую роль в образовании неправильной осанки играют плохие привычки, часто возникающие с самого раннего детства, например привычка стоять с опорой на одну ногу; таз при этом принимает косое положение, и позвоночник всегда бывает изогнут в одну сторону; неправильная походка: с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами, покачиваниями туловища в стороны; привычка носить тяжёлые книги, портфель, сумку и т.п. всё время в одной и той же руке.

Особенно сильно ухудшает осанку вредная привычка неправильно сидеть за столом во время письма и чтения: низко склоняя голову, согнутая спина, неровное положение плеч и локтей, висящее в воздухе или поджатые под стул ноги - всё это искривляет позвоночник, сжимает грудную клетку, сдавливает брюшную полость, перекашивает плечевой пояс, создаёт и закрепляет неравномерную мышечную тягу вокруг позвоночного столба.

Очень большую роль в предупреждении нарушений осанки играет правильное положение тела во время сна, занимающего у детей, в зависимости от возраста, 8-10 часов в сутки (постоянное лежание на одном боку,сгибание спины «калачиком», сильно подтянутые к животу ноги, поднятое положение головы из-за чрезмерно высокой подушки, «проваливание» туловища в слишком мягкий матрац).

Родителям надо укладывать детей спать на ровном, плотном и не чрезмерно мягком матраце, лучше всего на волосяном, и на одной не высокой подушке. Приучать детей спать лучше всего на спине, держа руки поверх одеяла.

У детей причинами нарушения осанки, кроме указанных, также могут быть долгая езда на велосипеде с согнутым положением спины и ряд игр, связанных со стоянием и прыжками на одной ноге: «классы», подбрасывание предметов одной ногой и т.п.

Причиной различных ухудшений осанки может служить неправильная одежда и обувь: сильно стягивающий талию пояс, высокие каблуки, придающие неправильное положение тазу и нижним конечностям.

Все указанные неблагоприятные моменты, отрицательно влияющие на осанку, особенно вредно действуют на людей с плохим здоровьем, перенесших тяжёлые заболевания, имеющих слабую мускулатуру, пониженное питание, отличающихся вялостью, слабой волей и не соблюдающих гигиенический режим.

Одежда должна быть удобной, лёгкой, красивой и не стеснять движений ребёнка.

Детская обувь должна соответствовать форме стопе и её размерам, быть широкой в носовой части и обеспечивать устойчивое положение пятки во время движения.

3. Особенности методики проведения занятий при различных нарушениях осанки.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц - разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения предпочтительнее выполнять из положения лёжа и сидя. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозгу. Предпочтение отдавать симметричным упражнениям (повороты в сторону, взмахи правой и левой ногой или рукой). Темп выполнения большинства упражнений не быстрый, спокойный, чтобы дать возможность ребёнку потянуться, выпрямиться, как говориться проработать мышцы. Одно и то же упражнение при разучивании выполнять медленно, а при его повторении - быстрее. Регулируя темп выполнения упражнений, можно обеспечивать разную нагрузку на нужные группы мышц, отдавая преимущество тем, которые нужно укреплять в данное время. В процессе выполнения физических упражнений чаще применяется произвольное дыхание: выдох совпадает с опусканием рук, хлопком, наклоном. После силовых и темповых упражнений следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом. Выполнение специальных дыхательных упражнений в покое нецелесообразно, так как не вызывается потребностью организма.

Упражнения для малышей 2-3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у них желание двигаться активно, с удовольствием.

Для формирования правильной осанки необходимо в старшем дошкольном возрасте (5 -7 лет) постепенно переходить уже к специальным упражнениям, способствующим формированию осанки. Однако эти упражнения также проводятся преимущественно в форме игры. Это достигается путём применения большого числа имитационных (подражательных) движений, например «Растягивание пружины», «лыжник», «Конькобежец», «Зайчик», «Кошка», и т.д. Которые должны проделываться с детьми дома и в детском саду по нескольку раз в день. Эти упражнения заключаются в выполнении отдельных, интересных для ребёнка заданий, например: для того чтобы выполнить потягивание, детям предлагается показать, какими они вырастут большими; для того чтобы они наклонялись в стороны, изобразить, как качаются в стороны деревья; для приседания - как ездят на лыжах; для пригибания спины - как выгибается кошка.

Все упражнения дети должны выполнять в мягкой обуви и лёгком свободном костюме, в котором не должно быть тугих резинок и слишком

коротких бретелек. Для упражнения лёжа необходимы мягкие и чистые подстилки.

Заниматься с детьми нужно в хорошо проветриваемой комнате или на открытой площадке в привычной обстановке, где по возможности отсутствовало бы всё, что может отвлечь детей (говорящий радиоприемник, шум, разговоры).

Упражнения лучше всего проделывать в первой половине дня, когда дети ещё не утомлены, до приёма пищи и не ранее чем через 1-1,5 часа после него. Не следует делать сразу слишком много движений. Вполне достаточно выполнить 4-6 упражнений, повторяя их в среднем от 3-4 до 5-6 раз и часто меняя исходные положения. Не надо пытаться искусственно регулировать дыхание ребёнка, необходимо наблюдать за тем, чтобы дети дышали через нос, не задерживали дыхания, а там, где нужно достичь полного выдоха, сопровождать отдельные моменты движений громким произношением различных звуков, например: ух! Ах! Ох! - при наклоне вперёд в упражнении «Дровосек». Кроме того, вообще для эмоциональной окраски упражнений и более глубокого полного выдоха желательно сопровождать их имитационными звуками, например: ш-ш-ш... при упражнении «Пилка дров»; ж-ж-ж... при изображении летящего самолёта; чух-чух-чух... при показе, как идёт паровоз, как идёт паровоз, и т.п. Нельзя требовать от детей - дошкольников гимнастической чёткости - «чистоты» выполнения движений, однако надо всегда обращать внимание на то, чтобы дети не опускали низко голову, не горбились и выполняли упражнения достаточно энергично.

Никакие, даже самые интересные, упражнения не следует проводить с дошкольниками как гимнастические занятия. Все движения надо чередовать с различными развлечениями и играми, используя для этого различные игрушки. Кроме того, и сами упражнения необходимо разнообразить, используя мячи, флажки, палки и другие предметы. После наиболее трудных для детей движений хорошо на несколько минут дать им отдохнуть, сидя на детских стульчиках. Общая длительность занятий физическими упражнениями (гимнастикой, играми) не должна превышать 20-30 минут. Очень ценными для дошкольников являются упражнения в таких естественных движениях, как ходьба и бег. Однако их тоже надо стараться проводить в игровой форме, например, ходить на носках с движением рук, поднятых в стороны, подражая полёту птиц, ходить на наружных краях стоп, как косолапый мишка, и т.д.

Большое значение для образования правильной осанки имеет развитие у детей координации движений, что наилучшим образом осуществляется во время проведения подвижных игр.

В физическом воспитании дошкольников игры занимают ведущее место. Поэтому все упражнения, способствующие образованию правильной осанки, безусловно должны проводиться в форме игры.

Игры являются деятельностью в жизни ребёнка, они очень увлекательны и достовляют много радости детям. В процессе игры развиваются внимание, воображение, память и речь, приобретаются различные навыки поведения в


коллективе; воспитываются инициативность, решительность и смелость, настойчивость в достижении цели, расширяется представление об окружающем мире.

Подвижные игры -ценнейшее средство укрепления организма ребёнка, развития координации движений, ловкости. Они воздействуют на опорно - двигательный аппарат, создают благоприятные условия для воспитания правильной осанки. Для выработки правильной осанки важно использовать игры, в которых требуется выпрямление туловища, сведение лопаток, расширение грудной клетки.

Важную роль в выработке правильной осанки у детей играют упражнения на сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры, например ходьба по черте, проведенной мелом, линейке, положенной на пол, влезание в обруч (перешагиванием) а также различные виды ходьбы на носках с движением рук.

При подборе упражнений следует учитывать возраст, физическое развитие и индивидуальные особенности ребёнка (характер, внимание, сообразительность, овладение двигательными навыками).

При занятиях с детьми нужно брать 1-2 упражнения из каждой группы и чередовать их друг с другом так, чтобы избегать чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Например, необходимо движения рук сменять движениями ног и туловища, не забывая о том, что после трудных упражнений детям необходим кратковременный отдых.

Воспитатели должны объяснять детям упражнения очень кратко, точно и образно, весёлым жизнерадостным тоном, и сопровождать объяснения личным показом. Желательно, особенно при групповых занятиях в детских садах, проводить часть физических упражнений и игр под музыку, которая даёт занятиям прекрасную эмоциональную окраску, увлекает, организует детей и развивает у них ритмичность движений.

Физические упражнения активно влияют на укрепление основных групп мышц.

Упражнения для закрепления навыков правильной осанки (используются в индивидуальной работе с детьми)

  1. Положение тела ребенка стоя. Корпус выпрямлен, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, руки опущены и вдоль туловища ноги прямые.

  1. положение тела ребёнка при ходьбе. Голова приподнята, корпус слегка наклонен вперёд, ступни ног параллельны.

  1. положение ребёнка при беге. Корпус несколько наклонен вперёд, руки свободно двигаются в плечевых суставах, ступни ног ставятся параллельно.
  2. педагог, родители должны быть примером для подражания.

Упражнения в исходном положении стоя.

поднимание палки. Поднять палку прямыми руками вверх, выпрямляя спину; опустить палку.

обруча. Поднять вытянутые руки с обручем вверх, энергично потянуться, выпрямляя спину; опустить руки вниз.

Прогибание спины. Поднять обруч вверх над головой, прогибая спину и отставляя одну ногу назад на носок; опустить обруч вниз.

«Кошечка». Став на четвереньки, сильно сгибать и прогибать спину, подражая движениям кошки, когда она делает «горбик» и потягивается после сна.

«Скольжение». Став на четвереньки, скользящим движением ладоней вытянутых вперёд рук опуститься грудью к полу, прогибая спину; затем, подтянув руки и туловище назад, вернуться в прежнее положение.

Комплекс утренней гимнастики для профилактики осанки и деформации позвоночника.

Ходьба друг за другом в колонне по одному гимнастическим шагом. Бег в колонне по одному змейкой. Ходьба, построение в звенья.

  1.  И.п.- о.с. Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд (5-6 раз)
  2.  И.п.- о.с. «домик». Соединять концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой, и наоборот (5-6раз).
  3.  И.п.- о.с. 1- поднять руки вперёд - вверх, выпрямляя спину и поднимаясь на носки;2- опустить руки в стороны и вниз (5-6 раз).
  4.  И.п.- ноги врозь. 1- сгибая руки к плечам, повернуть туловище вправо; 2- И.п. (10 раз).
  5.  И.п. - руки на поясе. Отвести вытянутую правую ногу в сторону; И.п. (Юраз).
  6.  И.п. - ноги врозь. Наклонить туловище вперёд, прогибая спину и отводя вытянутые руки в стороны; И.п. При наклоне держать голову прямо (6 раз).
  7.  И.п. - лёжа на спине, ноги вместе, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх. Согнуть правую ногу, притягивая бедро к животу; И.п.; тоже другой ногой (8 раз).
  8.  И.п. - лёжа на животе, руки под подбородком. Вытянуть левую руку вперёд, а правую назад, вдоль туловища, опустить голову и поднять корпус; И.п.; проделать то же, меняя положение рук (8 раз).
  9.  И.п. - руки на поясе. Прыжки на двух ногах, в чередовании с ходьбой (2раза по 10 прыжков)

10.упражнение на дыхание «Часики» (2 раза).

Игра – упражнение для формирования правильной осанки.

«Не расплескай воду».

И.п. - стоя, ноги вместе. Руками палка удерживается на лопатках (коромысло). Ребёнок представляет, что необходимо зачерпнуть вёдрами воду из колодца и донести её до дома.

Наклон в правую, а затем в левую сторону (импровизация зачерпывания воды). Г ордой легкой походкой он передвигается с «коромыслом» по залу.

Условия: палку - коромысло можно держать двумя руками на уровне плеч, шире плеч, одной рукой, но в любом случае она должна быть перпендикулярна по отношению к телу и параллельна полу.

Жюри из состава детей оценивает самую красивую походку.

Заключение.

Огромное значение для здоровья детей, формирования и закрепления у них правильной осанки имеет строгое соблюдение гигиенического режима с включением в него систематических занятий физическими упражнениями, закаливание свежим воздухом, водой и солнечными лучами, а также приучение детей к правильному стоянию, ходьбе, посадке за столом.

Литература.

  1.  Анисимова Т.Г., Ульянова С.А., Под редакцией Р.А.Ерёминой.

« Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» Волгоград. 2009г.-146 с.

  1.  Е.Н.Вавилова «Укрепляйте здоровье детей» Москва «просвящение» 1986.
  2.  дошкольное воспитание №2 1989г. «Как выработать правильную осанку у младших дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Медико - педагогическое обследование физического развития детей с нарушениями осанки"

Статья - презентация иллюстрирующая обследование физического развития  детей дошкольного возраста....

Статья "Аудиовизуальный глобально-структуральный метод в реабилитации дошкольников с нарушенным слухом"

Важнейшей проблемой при обучении родному языку детей со сниженным слухом является развитие устной речи.Аудиовизуальный метод  - это интегральная часть верботонального метода, авторами которого яв...

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - опыт работы инструктора по ФК Романенко Н.Н.

Одним из профилактических способов укрепления здоровья детей являются упражнения, формирующие правильную осанку. В результате исследования выявлено, что для формирования правильной осанки у детей 5-7 ...

Конференция "Совместная работа педагога и родителей по слухоречевой реабилитации дошкольников с нарушенным слухом"

Создание слухоречевой среды -  важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию. Работа родителей по развитию речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога....

Программа физической реабилитации детей с нарушением осанки

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью. Накоплен опыт и разработаны отдельные...

Консультация для педагогов и родителей «Нетрадиционные формы оздоровления и реабилитации дошкольников с нарушением ОДА»

Данная консультация полезна для педагогов и родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. А также ее можно использовать для профилактики нарушений ОДА...

Физические упражнения для профилактики нарушений осанки.

Физические  упражнения  для  профилактики  нарушений осанки.1.Упражнения, направленные на создание ощущений правильной осанки у стены без плинтуса.: встать плотно, прижавшись к сте...