«Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста».
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших особых учебных заведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_zanyatiy_po_plavaniyu_na_organizm_rebenka.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ВВЕДЕНИЕ.
О пользе плавания и купания.
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше.
Купание, игры в воде благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Плавание широко применяется как средство закаливания и профилактики ряда заболеваний и как средство коррекции функциональных отклонений. В результате систематических занятий плаванием более совершенными становятся сердечно-сосудистая и дыхательная системы, лучше развиваются и отдельные физические качества.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.
Цель обучения плаванию – подготовить ребенка к жизни, деятельности в разных условиях. Древние философы, говоря о бесполезных людях, подчеркивали: «Они не умеют ни читать, ни плавать», то есть умение свободно держаться на воде, приравнивалось к грамотности и считалось неприемлемым условием полезного для общества человека.
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших особых учебных заведений.
Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску более эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый итог пока не достигнут: учебный процесс занимает долгие сроки, довольно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это в особенности актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит более интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических действий и поведения, проявляющаяся в способности управлять собственной умственной и двигательной деятельностью.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в аква - среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значимой степени зависит от того, как развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, как адекватны его двигательные представления. Практика указывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.
2. Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста.
Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых нужных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем ранее приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное действие плавания на развитии всего детского организма.
До этого всего, мышечная система ребенка, дошкольного возраста развита слабо, её масса составляет 22--24% массы тела (у взрослого--40%). По своему строению, составу и функциям мускулы детей отличаются от мускулов взрослого человека. Мускулы ребенка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая крепость ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы.
У ребенка мускулы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении - удлиняются. Этими чертами мышечной системы ребенка разъясняется тот факт, что дети скоро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность малыша к долгим мышечным напряжениям, одинаковым статическим перегрузкам.
Плавательные движения ребенок совершает при помощи больших мышечных групп: рук, ног, тела, уже довольно отлично развитых к 3--5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые маленькие группы мускул. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием в особенности благоприятны.
Движения, при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мускулы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, разрешают ему управляться со значимой физической перегрузкой в течение достаточно долгого времени.
Сердечно-сосудистая система малыша отлично приспособлена к потребностям возрастающего организма. Размер крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения её по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мускулы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но нужно иметь в виду, что сердце малыша скоро утомляется при напряжении, просто возбуждается и не сходу приспосабливается к изменившейся перегрузке, ритмичность его сокращений просто нарушается. Отсюда необходимость нередкого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка нужно учесть при выборе физических упражнений.
При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца; близкому к горизонтальному, работе больших мышечных групп по огромным дугам, механическому действию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение её к сердцу. Верный ритм работы мускул и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.
Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания можно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.
Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, богатство в слизистых оболочках и стенах дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных действий дыхательных путей и раздражению от чрезвычайно сухого воздуха, в особенности в помещениях.
У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается отменная согласованность дыхания с движениями. При плавании Человек дышит незапятнанным, лишенным пыли и довольно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мускулы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мускулы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клеточки, возрастает жизненная емкость легких. У пловцов она достигает 5000--7300 см3 и более.
Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников Жизненная емкость легких растет у них до 1800--2100 см3.
Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у малыша мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду таковой податливости он просто подвергается ненормальным изгибам, которые могут потом закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы упрощает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, в особенности на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно употребляется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.
У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, лишь начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезвычайно резкие перегрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40--50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают огромную и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются совсем благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления жесткой опоры нижних конечностей - тазового пояса.
Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения стопа дитя просто подвергается деформации, в итоге частенько развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано лишней перегрузкой на стопы либо неверным распределением её на внутренний и наружный своды стоп. Крупная динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее действие на формирование детской стопы, помогает - предупредить заболевание плоскостопием.
В лечебной гимнастике плавание находит все более обширное применение в. Качестве средства для профилактики и исцеления разных нарушений в осанке детей, к примеру: сколиозов, кифозов (конфигурации обычной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и разных последствий детского паралича -- полиомиелита.
В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, нужная для хоть какой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников достаточно сложную задачку. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание в особенности эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.
Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2--2,5 года общественная картина строения головного мозга у детей не достаточно различается от строения такового у взрослого. Клеточки коры головного мозга детей владеют большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом описывает и способность малыша к сравнимо легкому освоению новейших движений.
До 6 лет у ребенка в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над действиями торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Совместно с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет огромное значение.
В 5--6 лет дети довольно хорошо осваивают и выполняют разные произвольные движения. Но у них наблюдается еще некая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т. д. В связи с этим движения дошкольников частенько неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мускул, значимым усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
У детей до 7 лет характеристики центральной нервной системы таковы, что они скоро устают, но и скоро отдыхают, поэтому огромные кратковременные перегрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет одинаковая деятельность, требующая большой точности движений.
Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания -воздух, солнце, вода. Более действующим является закаливание водой. Его просто дифференцировать - по силе и продолжительности благодаря разным способам применения воды необходимой температуры -- при обтирании, обливании, купании. В особенности эффективны купание, плавание, так как сочетают в себе действие на организм малыша воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение занятий по плаванию для укрепления организма человека
информация для общего развития, а именно из истории о значении занятий плаванием, водных процедур...
Значение художественно-эстетического образования в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Человек будущего – это человек созидатель, личность с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В необходимых условиях эстетического развития и воспитания, максимально проявляются данны...
Материалы к педагогическому совету: "Значение занятий плаванием в укреплении здоровья ребенка дошкольного возраста".
Материалы к педагогическому совету....
мультимедийная презентация "Значение русской народной культуры для коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста"
Во все времена взрослый, воспитывая свое дитя. обращался к педагогическому опыту предков. И в народном творчестве, как нигде лучше не сохранилось все богатство и мудрость народа. Потешки, погово...
Консультация: «Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка».
Консультации для родителей....
«Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребёнка дошкольного возраста»
доклад на педагогическом совете...