"У воды и в воде"
картотека на тему

Забавные упражнения, погружение в воду, игры в воде

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

«У ВОДЫ  И  В  ВОДЕ»

(забавные упражнения, погружение в воду, игры)

НИЖНЕВАРТОВСК

Игры и развлечения у воды и в воде – хорошее средство закаливания детей. Однако следует  помнить, что воздушные и солнечные ванны в сочетании с водными процедурами дают благоприятный оздоровительный эффект только при условии их регулярного применения. При этом необходимо соблюдать правила закаливания, а также учитывать физическое и эмоциональное состояние каждого ребенка.

 Место для купания и проведения игр в воде лучше всего оградить, например, обозначить веревкой с деревянными или пенопластовыми поплавками.  Поплавки укрепляют с помощью веревки с камнями, опускаемым на дно. Размеры ограждаемого  участка зависят от величины водоема, расположение удобного для купания участка.

Прежде чем приступить к купанию и играм у воды и в воде,  надо разъяснить детям основные правила поведения у воды и в воде:

  1. Входить в воду только по разрешению воспитателя и только в том месте, где будет указано;
  2. Не выходить за пределы обозначенного в воде участка;
  3. По первому указанию воспитателя выходить из воды;
  4. Не входить в воду разгоряченными;  войдя в воду, смочить грудь, лицо, под мышками;
  5. Не стоять в воде без движений, но и не толкаться, не мешать друг другу, самовольно не нырять;
  6. Не закрывать уши, нос и глаза руками, не пугаться, если вода попадет в рот, а встать и откашляться;
  7. Выйдя из воды, растереться полотенцем, вытереть голову и уши, снять и отжать мокрые и одеть сухие трусы и одежду, предварительно отряхнув их.

 Для игр у воды лучше всего выбирать место на пологом песчаном участке берега. На сухом и чистом песке пляжа хорошо просто понежиться на солнышке, походить, побегать, попрыгать и т.д. Но более всего увлекают дошкольников игры с песком и водой.

МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

Дети  младшего дошкольного  возраста  очень любят играть с песком и водой. Малыши любят выкладывать на песке узоры из разноцветных ракушек, камешков, палочек, шишек и других предметов природного окружения, печь пирожки.  Они с увлечением пускают игрушечные пароходики, лодочки, бумажные или вырезанные  из дощечки кораблики  по  воде участие  в этих играх активизирует детскую самостоятельность,  развивает воображение и фантазию. В результате обогащают ролевые  игры детей, сюжеты их наполняются новым содержанием. Освоиться с водой детям помогают веселые игры и забавы, выполнение несложных упражнений.

Забавные  упражнения

  1. Расположившись друг за другом, дети пробегают вдоль берега по самой кромке воды, шлепая ногами так, чтобы взлетали брызги.
  2. Если малыш не решается войти в воду, воспитатель, держа его за руки и ободряя, идет вместе с ним. Позже можно войти в воду, стать лицом к берегу и звать ребенка к себе, протягивая руки. Когда ребенок станет входить в воду, надо не заметно отходить назад, продолжая манить его. Можно также войти в воду вместе с ребенком, держа его за одну руку, затем предложить, также держась за руки, вбежать в воду (по колено), повернуться и выбежать на берег.
  3. А теперь сам! Дети вбегают самостоятельно в воду и выбегают из нее по одному, парами, группами по 5-6 человек.
  4. Бегом в воду! Несколько детей становятся на берегу в одну шеренгу. На расстоянии 4-5 шагов от берега на воде находятся плавающие мячи, количество которых равно числу играющих. По сигналу воспитателя дети бегут в воду, каждый берет один мяч и быстро возвращается на берег.
  5. Цапли. Дети, войдя в воду по колено, ходят по дну вдоль берега, высоко поднимая ноги, стараясь перешагнуть над поверхностью воды.
  6. Дровосек в воде. Став  в круг в  воде по колено, дети расставляют ноги пошире, складывают руки «в  замок»,  поднимают их над головой, а затем резко наклоняются и опускают руки вперед, «разрубают воду», поднимая брызги.
  7. Можно провести упражнения по ходьбе в воде:
  1. «Невод» - ходить вдоль берега, держась за руки.
  2. «Лодочка с веслами» - ходить в разных направлениях, разгребая перед собой воду рукам.
  3. «Ледокол» - ходить в воде по пояс, по грудь, спрятав руки за спину.
  4. «Задний ход» - идти спиной вперед, загребая руками, как веслами.
  1. Помоемся.  Дети входят в воду по пояс , обмывая руки, плечи, ополаскивают грудь, шею, «смывают с лица мыльную пену», поливают воду себе на спину, присаживаются и погружаются в воду по шею.
  2. Карусель. Взявшись за руки в воде, дети начинают движение по кругу по указанию воспитателя, постепенно ускоряют шаг, произнося: «Еле-еле, еле-еле закружились  карусели, а потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом».  Бегут по кругу до тех пор, пока воспитатель не произнесет: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите» дети постепенно замедляют шаг и со словами: «Вот и кончилась игра. Остановка – раз и два!» - останавливаются.
  3.  Веселые  брызги.  Дети идут друг за другом по кругу на мелком месте, каждый брызгает голенью на впереди идущего.
  4. Смельчаки. Дети вбегают в воду и с разбега падают  в нее, вытянув руки вперед.
  5.  Крокодил.  Дети передвигаются по дну на рука вперед..
  6.  Покажи пятки. На мелком месте дети  опираются руками руках о дно, выпрямляются и вытягивают ноги назад так, чтобы были видны пятки.
  7.  Раки. Опустившись на руки, дети передвигаются по дну назад.
  8.  Белые  медведи.  Дети передвигаются на мелком месте на четвереньках, опираясь на прямые руки и ноги, переваливаясь с боку на бок.
  9.  Крабы. Дети передвигаются по дну на руках влево и вправо боком.
  10.  Поймай воду. Играющие становятся по пояс в воде в шеренгу или в круг. Когда воспитатель скажет: « Поймай воду!», они вытягивают руки вперед, опускают их в воду, соединяют кисти рук, образуя ложечку, зачерпывают воду  и поднимают руки над поверхностью.  «Ой, какие ручки дырявые, зачерпнем водичку еще раз», - говорит воспитатель, если вода вытекает сквозь неплотно сомкнутые пальцы, и упражнение повторяется.
  11.  Переправа .  Детям дается задание всем вместе переправляться «через речку на другой берег», помогая себе гребковыми движениями рук.
  12.  Упражнения в положении сидя и лежа в упоре:
  1. Сесть на берегу на травку или песок, согнуть руки в локтях и опереться сзади на предплечья. Приподнять свободно  выпрямленные ноги, поочередно  и без напряжения совершать ими движения снизу вверх и сверху вниз.
  2. Проделать эти же движения ногами , сидя в воде на мелком месте.
  3. На мелком месте опереться о дно руками впереди себя, ноги вытянуть назад так, чтобы они всплыли и на поверхности воды показались пятки.

Погружение в воду

Для того чтобы малыши смело и непринужденно чувствовали себя в воде, необходимо научить их окунаться, погружаться в воду с головой.  Они должны уметь делать глубокий вдох и энергичный полный, плавный выдох.

  1.  Простейшие задания, которые подготавливают маленького ребенка к погружению в воду с головой, лучше выполнять  в следующей последовательности:
  1.  Зачерпнуть ладонями воду и помыть лицо, побрызгать самому  себе лицо.
  2. Постепенно приседать, погружаться  в воду до уровня подбородка, потом до уровня носа, глаз.
  3. Наклониться над поверхностью воды и рассматривать на дне камешки, ракушки, приближая лицо к поверхности воды, пробовать «размешать» воду носом; опустить в воду все лицо.
  1. Трудные задания дети увереннее выполняют вместе с воспитателем.
  2. При закреплении навыка погружения в воду с головой полезны забавы, которые отвлекают внимание детей.
  3.  Насос. Дети становятся парами лицом друг к другу на глубине по пояс. Они берутся за руки и, по очереди приседая, погружаются в воду с головой по 5-4 раза. Отпускать руки, чтобы смахнуть воду с лица, нельзя.
  4. На буксире. Взрослый берет ребенка за руки, тот ложится на воду и выпрямляется. В такой позе взрослый тащит за собой ребенка.
  5.  Щука. Дети ходят и бегают на глубине по пояс в произвольных направлениях, изображая рыбок. На берегу спиной к водоему стоит водящий – щука. По сигналу: «Щука плывет» - дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка или с головой. Щука поворачивается  и внимательно следит за тем, как «рыбки спрятались».  Ребенка, сделавшего это  не правильно, щука уводит к себе. Игра повторяется несколько раз.
  6.  Зеркальце. Держась за руки, дети стоят в кругу. Воспитатель, стоящий внутри круга, выполняет какое-либо движение. Отпустив руки, дети должны повторить это движение за воспитателем.

СТАРШИЕ  ДОШКОЛЬНИКИ

Дети старшего дошкольного возраста не меньше младших увлекаются играми у воды и с водой. Они охотно объединяются в небольшие группы и занимаются сооружением необходимых для игры построек: любят прокладывать каналы с мостами, создавать искусственные реки и озера, возводить башни, плотины. Из песка и камешков, принесенных с собой надувных матрацев и кругов, досок они строят корабли, подводные лодки, плоты и ледоколы.

Игры и забавы в воде чрезвычайно полезны для подготовки детей к обучению плаванию, так как  содержат в себе многие подготовительные к плаванию упражнения. Поэтому, если их проделывать регулярно, ребенок совершенно незаметно для себя научится непринужденно держаться на поверхности воды,  совершать выход в воду и перемещаться в ней, проделывая простейшие плавательные движения.

Упражнения и  игры

  1. В нежаркую погоду можно организовать пробежки:
  1. Пробежать за воспитателем или друг за другом по  рыхлому песку, ступая по следам, оставленными впереди бегущим.
  2. Пробежать друг за другом вдоль берега по мелкой воде, поднимая брызги.
  3. Пробегать по одному, группами и всем вместе по колени в воде, поднимая ноги над водой.
  4. Бежать вдоль берега в воде по колени спиной вперед.
  1.  Смельчаки. Дети встают в 2-3 м от воды в шеренгу. По сигналу воспитателя все вбегают в воду по пояс, по грудь и с разбега падают в нее. Затем встают и, взявшись за руки с рядом стоящими товарищами, выбегаю из воды.
  2.  Море волнуется. Дети становятся в колонну по одному в воде по пояс. По команде взрослого: «Море волнуется!» они разбегаются в произвольном направлении, окунаются, руками поднимают волны. После слов взрослого: «Ветер стих, море успокоилось!» - ребята быстро занимают свои места в колонне. В игре можно использовать построение в шеренгу, в круг, в два круга.
  3.  Поймайте меня! Находясь в мелкой воде вместе с детьми, воспитатель незаметно отходит немного в сторону и , улучив удобный момент, говорит: «Поймайте меня!». Спиной или боком, так чтобы все время видеть детей, он перебегает на другое место, дети бегут за ним. Побегав немного, воспитатель дает себя поймать.
  4. Невод.  Играющие делятся на рыбаков и рыбок. Рыбака берутся за руки, по сигналу воспитателя бегут за одной  из рыбок, стараясь окружить ее. Пойманная рыбка становится рыбаком.
  5.  Ловишки в воде. Игра проводится на мелком месте. Назначенный воспитателем водящий старается поймать убегающих от него детей (дотронуться рукой).  Окунувшегося в воду ловить нельзя.
  6. Сядь и встань. На глубине воды по колени или по пояс предлагается сесть и встать без помощи рук.
  7. Лягушки. Стоя по колени в воде, дети глубоко приседают, затем, выпрямляя ноги, совершают двумя ногами прыжок вперед на руки.
  8. Уточки.  Присев в воде, дети передвигаются вдоль берега, покачиваясь с боку на бок и хлопая по воде руками.
  9. Удочка. Дети становятся на мелком месте в круг. В центре круга располагается воспитатель, у него в руках удочка – веревка с мячом на конце. Воспитатель кружит удочку  так, чтобы мяч пролетал над самой поверхностью воды. Дети, к которым приближается удочка, подпрыгивают повыше, чтобы не задеть ее.
  10.  Караси и карпы. Воспитатель разделяет играющих на две равные группы. Дети становятся в воде по колени в две шеренги спиной друг к другу и приседают. Одна шеренга – караси, другая карпы. По сигналу воспитателя дети названной шеренги должны быстро подняться и бежать вперед, вторая команда поднимается, поворачивается и догоняет убегающих, стремясь дотронуться до них.
  11.  Фонтан. Четверо или более играющих образуют на мелком месте круг. Затем они садятся на дно, опираются сзади руками и вытягивают ноги. По сигналу взрослого все одновременно начинают поднимать и опускать ноги, поднимая фонтан брызги.
  12. Вратарь. Воспитатель старается перебрасывать мяч ребенку с таким расчетом, чтобы тот вынужден был, стремясь поймать мяч, броситься за ним вперед, в сторону и упасть в воду.
  13.  Дельфины. Дети произвольно располагаются в воде. Они присаживаются, погружаясь с головой под воду, потом выскакивают из нее. Затем задание усложняется: выпрыгивая из воды, дети взмахивают руками вверх и ныряют головой вперед.
  14. Нырни в круг. На поверхности воды плавает надутый резиновый круг или пластмассовый обруч. Ребенок погружается с головой в воду, подплывает или подходит под круг и встает, продев в него голову.
  15. Водолазы. Воспитатель опускает на дно несколько хорошо заметных под водой предметов. Играющие по очереди ныряют, доставая предметы со дна.
  16. На буксире. Воспитатель берет ребенка за руки и идет, а затем бежит спиной вперед, таща его за собой.
  17. Передай мяч. Двое детей.  В воде по пояс становятся друг за другом на расстоянии 0.7-0.8 м., ноги на ширине плеч. Ребенок, взяв в руки мяч, нагибается вперед, погружается в воду с головой и передает мяч под водой между ног стоящему сзади напарнику. Потом оба поворачиваются кругом, и мяч передается в обратном направлении.
  18. Хоровод.  Играющие, взявшись за руки, медленно идут по кругу. Они хором произносят:     Мы идем, идем,

                                     Хоровод ведем.

                                     Сосчитаем до пяти,

                                     Ну, попробуй нас найди!

Хоровод останавливается , дети считают до пяти, опускают руки и все одновременно погружаются с головой в воду.

  1.  Медуза. Для выполнения упражнения надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, медленно лечь на воду. Лежать следует расслабленно, без движений, считая про  себя  до  5-10.
  2.  Водяной паучок. Сделав глубокий  вдох, ребенок ложится на воду лицом вниз и раскидывает руки и ноги в стороны. В этом положении надо постараться пролежать на воде, посчитав про себя до 5.
  3.   Упади не бойся. Встать в воде по грудь, надо расставить ноги врозь, руки поднять вверх, сделать вдох и, задержать дыхание, упасть вперед на воду, вытянуться.
  4.  Винт. В скольжении ребенок совершает повороты с груди на спину и наоборот.
  5.  Торпеда. Двое ребят ложатся спиной на воду друг против друга, берутся за руки, сгибают ноги и упираются ступнями. В следующий момент оба отпускают руки и одновременно отталкиваются ногами, скользят по поверхности воды на спине.
  6.  Катание на кругах. Ребенок садится или ложится на надувной круг и катается на нем, как на лодке, подгребая руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков или вводим звуки в речь.

Сегодня мне хотелось бы   предложить для ознакомления  игры, которые  помогут  Вашему  ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, ра...

Консультация "Какие продукты необходимо вводить в рацион детям с нарушением зрения?".

Для того чтобы избежать появлений  болезней глаз необходимо правильно питаться или можно сказать соблюдать "глазную диету". Диета для глаз намного улучшает зрение и предохраняет его от разли...

Консультация на тему: «Кого мы вводим в школьную жизнь»

Какими  качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе? Ниже приведен список качеств «идеального ученика», но составлен он на основе анализа разных педагог...

Статья для родителей детей 4-5 лет на тему : «Вводим ребенка в мир книги»

Статья для родителей о возможностях восприятия детьми 4-5 лет художественной литературы и участия их в разных видах творческой художественной деятельности на основе литературных произведений. Создание...