"У воды и в воде"
картотека на тему
Забавные упражнения, погружение в воду, игры в воде
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»
«У ВОДЫ И В ВОДЕ»
(забавные упражнения, погружение в воду, игры)
НИЖНЕВАРТОВСК
Игры и развлечения у воды и в воде – хорошее средство закаливания детей. Однако следует помнить, что воздушные и солнечные ванны в сочетании с водными процедурами дают благоприятный оздоровительный эффект только при условии их регулярного применения. При этом необходимо соблюдать правила закаливания, а также учитывать физическое и эмоциональное состояние каждого ребенка.
Место для купания и проведения игр в воде лучше всего оградить, например, обозначить веревкой с деревянными или пенопластовыми поплавками. Поплавки укрепляют с помощью веревки с камнями, опускаемым на дно. Размеры ограждаемого участка зависят от величины водоема, расположение удобного для купания участка.
Прежде чем приступить к купанию и играм у воды и в воде, надо разъяснить детям основные правила поведения у воды и в воде:
- Входить в воду только по разрешению воспитателя и только в том месте, где будет указано;
- Не выходить за пределы обозначенного в воде участка;
- По первому указанию воспитателя выходить из воды;
- Не входить в воду разгоряченными; войдя в воду, смочить грудь, лицо, под мышками;
- Не стоять в воде без движений, но и не толкаться, не мешать друг другу, самовольно не нырять;
- Не закрывать уши, нос и глаза руками, не пугаться, если вода попадет в рот, а встать и откашляться;
- Выйдя из воды, растереться полотенцем, вытереть голову и уши, снять и отжать мокрые и одеть сухие трусы и одежду, предварительно отряхнув их.
Для игр у воды лучше всего выбирать место на пологом песчаном участке берега. На сухом и чистом песке пляжа хорошо просто понежиться на солнышке, походить, побегать, попрыгать и т.д. Но более всего увлекают дошкольников игры с песком и водой.
МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ
Дети младшего дошкольного возраста очень любят играть с песком и водой. Малыши любят выкладывать на песке узоры из разноцветных ракушек, камешков, палочек, шишек и других предметов природного окружения, печь пирожки. Они с увлечением пускают игрушечные пароходики, лодочки, бумажные или вырезанные из дощечки кораблики по воде участие в этих играх активизирует детскую самостоятельность, развивает воображение и фантазию. В результате обогащают ролевые игры детей, сюжеты их наполняются новым содержанием. Освоиться с водой детям помогают веселые игры и забавы, выполнение несложных упражнений.
Забавные упражнения
- Расположившись друг за другом, дети пробегают вдоль берега по самой кромке воды, шлепая ногами так, чтобы взлетали брызги.
- Если малыш не решается войти в воду, воспитатель, держа его за руки и ободряя, идет вместе с ним. Позже можно войти в воду, стать лицом к берегу и звать ребенка к себе, протягивая руки. Когда ребенок станет входить в воду, надо не заметно отходить назад, продолжая манить его. Можно также войти в воду вместе с ребенком, держа его за одну руку, затем предложить, также держась за руки, вбежать в воду (по колено), повернуться и выбежать на берег.
- А теперь сам! Дети вбегают самостоятельно в воду и выбегают из нее по одному, парами, группами по 5-6 человек.
- Бегом в воду! Несколько детей становятся на берегу в одну шеренгу. На расстоянии 4-5 шагов от берега на воде находятся плавающие мячи, количество которых равно числу играющих. По сигналу воспитателя дети бегут в воду, каждый берет один мяч и быстро возвращается на берег.
- Цапли. Дети, войдя в воду по колено, ходят по дну вдоль берега, высоко поднимая ноги, стараясь перешагнуть над поверхностью воды.
- Дровосек в воде. Став в круг в воде по колено, дети расставляют ноги пошире, складывают руки «в замок», поднимают их над головой, а затем резко наклоняются и опускают руки вперед, «разрубают воду», поднимая брызги.
- Можно провести упражнения по ходьбе в воде:
- «Невод» - ходить вдоль берега, держась за руки.
- «Лодочка с веслами» - ходить в разных направлениях, разгребая перед собой воду рукам.
- «Ледокол» - ходить в воде по пояс, по грудь, спрятав руки за спину.
- «Задний ход» - идти спиной вперед, загребая руками, как веслами.
- Помоемся. Дети входят в воду по пояс , обмывая руки, плечи, ополаскивают грудь, шею, «смывают с лица мыльную пену», поливают воду себе на спину, присаживаются и погружаются в воду по шею.
- Карусель. Взявшись за руки в воде, дети начинают движение по кругу по указанию воспитателя, постепенно ускоряют шаг, произнося: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом». Бегут по кругу до тех пор, пока воспитатель не произнесет: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите» дети постепенно замедляют шаг и со словами: «Вот и кончилась игра. Остановка – раз и два!» - останавливаются.
- Веселые брызги. Дети идут друг за другом по кругу на мелком месте, каждый брызгает голенью на впереди идущего.
- Смельчаки. Дети вбегают в воду и с разбега падают в нее, вытянув руки вперед.
- Крокодил. Дети передвигаются по дну на рука вперед..
- Покажи пятки. На мелком месте дети опираются руками руках о дно, выпрямляются и вытягивают ноги назад так, чтобы были видны пятки.
- Раки. Опустившись на руки, дети передвигаются по дну назад.
- Белые медведи. Дети передвигаются на мелком месте на четвереньках, опираясь на прямые руки и ноги, переваливаясь с боку на бок.
- Крабы. Дети передвигаются по дну на руках влево и вправо боком.
- Поймай воду. Играющие становятся по пояс в воде в шеренгу или в круг. Когда воспитатель скажет: « Поймай воду!», они вытягивают руки вперед, опускают их в воду, соединяют кисти рук, образуя ложечку, зачерпывают воду и поднимают руки над поверхностью. «Ой, какие ручки дырявые, зачерпнем водичку еще раз», - говорит воспитатель, если вода вытекает сквозь неплотно сомкнутые пальцы, и упражнение повторяется.
- Переправа . Детям дается задание всем вместе переправляться «через речку на другой берег», помогая себе гребковыми движениями рук.
- Упражнения в положении сидя и лежа в упоре:
- Сесть на берегу на травку или песок, согнуть руки в локтях и опереться сзади на предплечья. Приподнять свободно выпрямленные ноги, поочередно и без напряжения совершать ими движения снизу вверх и сверху вниз.
- Проделать эти же движения ногами , сидя в воде на мелком месте.
- На мелком месте опереться о дно руками впереди себя, ноги вытянуть назад так, чтобы они всплыли и на поверхности воды показались пятки.
Погружение в воду
Для того чтобы малыши смело и непринужденно чувствовали себя в воде, необходимо научить их окунаться, погружаться в воду с головой. Они должны уметь делать глубокий вдох и энергичный полный, плавный выдох.
- Простейшие задания, которые подготавливают маленького ребенка к погружению в воду с головой, лучше выполнять в следующей последовательности:
- Зачерпнуть ладонями воду и помыть лицо, побрызгать самому себе лицо.
- Постепенно приседать, погружаться в воду до уровня подбородка, потом до уровня носа, глаз.
- Наклониться над поверхностью воды и рассматривать на дне камешки, ракушки, приближая лицо к поверхности воды, пробовать «размешать» воду носом; опустить в воду все лицо.
- Трудные задания дети увереннее выполняют вместе с воспитателем.
- При закреплении навыка погружения в воду с головой полезны забавы, которые отвлекают внимание детей.
- Насос. Дети становятся парами лицом друг к другу на глубине по пояс. Они берутся за руки и, по очереди приседая, погружаются в воду с головой по 5-4 раза. Отпускать руки, чтобы смахнуть воду с лица, нельзя.
- На буксире. Взрослый берет ребенка за руки, тот ложится на воду и выпрямляется. В такой позе взрослый тащит за собой ребенка.
- Щука. Дети ходят и бегают на глубине по пояс в произвольных направлениях, изображая рыбок. На берегу спиной к водоему стоит водящий – щука. По сигналу: «Щука плывет» - дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка или с головой. Щука поворачивается и внимательно следит за тем, как «рыбки спрятались». Ребенка, сделавшего это не правильно, щука уводит к себе. Игра повторяется несколько раз.
- Зеркальце. Держась за руки, дети стоят в кругу. Воспитатель, стоящий внутри круга, выполняет какое-либо движение. Отпустив руки, дети должны повторить это движение за воспитателем.
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ
Дети старшего дошкольного возраста не меньше младших увлекаются играми у воды и с водой. Они охотно объединяются в небольшие группы и занимаются сооружением необходимых для игры построек: любят прокладывать каналы с мостами, создавать искусственные реки и озера, возводить башни, плотины. Из песка и камешков, принесенных с собой надувных матрацев и кругов, досок они строят корабли, подводные лодки, плоты и ледоколы.
Игры и забавы в воде чрезвычайно полезны для подготовки детей к обучению плаванию, так как содержат в себе многие подготовительные к плаванию упражнения. Поэтому, если их проделывать регулярно, ребенок совершенно незаметно для себя научится непринужденно держаться на поверхности воды, совершать выход в воду и перемещаться в ней, проделывая простейшие плавательные движения.
Упражнения и игры
- В нежаркую погоду можно организовать пробежки:
- Пробежать за воспитателем или друг за другом по рыхлому песку, ступая по следам, оставленными впереди бегущим.
- Пробежать друг за другом вдоль берега по мелкой воде, поднимая брызги.
- Пробегать по одному, группами и всем вместе по колени в воде, поднимая ноги над водой.
- Бежать вдоль берега в воде по колени спиной вперед.
- Смельчаки. Дети встают в 2-3 м от воды в шеренгу. По сигналу воспитателя все вбегают в воду по пояс, по грудь и с разбега падают в нее. Затем встают и, взявшись за руки с рядом стоящими товарищами, выбегаю из воды.
- Море волнуется. Дети становятся в колонну по одному в воде по пояс. По команде взрослого: «Море волнуется!» они разбегаются в произвольном направлении, окунаются, руками поднимают волны. После слов взрослого: «Ветер стих, море успокоилось!» - ребята быстро занимают свои места в колонне. В игре можно использовать построение в шеренгу, в круг, в два круга.
- Поймайте меня! Находясь в мелкой воде вместе с детьми, воспитатель незаметно отходит немного в сторону и , улучив удобный момент, говорит: «Поймайте меня!». Спиной или боком, так чтобы все время видеть детей, он перебегает на другое место, дети бегут за ним. Побегав немного, воспитатель дает себя поймать.
- Невод. Играющие делятся на рыбаков и рыбок. Рыбака берутся за руки, по сигналу воспитателя бегут за одной из рыбок, стараясь окружить ее. Пойманная рыбка становится рыбаком.
- Ловишки в воде. Игра проводится на мелком месте. Назначенный воспитателем водящий старается поймать убегающих от него детей (дотронуться рукой). Окунувшегося в воду ловить нельзя.
- Сядь и встань. На глубине воды по колени или по пояс предлагается сесть и встать без помощи рук.
- Лягушки. Стоя по колени в воде, дети глубоко приседают, затем, выпрямляя ноги, совершают двумя ногами прыжок вперед на руки.
- Уточки. Присев в воде, дети передвигаются вдоль берега, покачиваясь с боку на бок и хлопая по воде руками.
- Удочка. Дети становятся на мелком месте в круг. В центре круга располагается воспитатель, у него в руках удочка – веревка с мячом на конце. Воспитатель кружит удочку так, чтобы мяч пролетал над самой поверхностью воды. Дети, к которым приближается удочка, подпрыгивают повыше, чтобы не задеть ее.
- Караси и карпы. Воспитатель разделяет играющих на две равные группы. Дети становятся в воде по колени в две шеренги спиной друг к другу и приседают. Одна шеренга – караси, другая карпы. По сигналу воспитателя дети названной шеренги должны быстро подняться и бежать вперед, вторая команда поднимается, поворачивается и догоняет убегающих, стремясь дотронуться до них.
- Фонтан. Четверо или более играющих образуют на мелком месте круг. Затем они садятся на дно, опираются сзади руками и вытягивают ноги. По сигналу взрослого все одновременно начинают поднимать и опускать ноги, поднимая фонтан брызги.
- Вратарь. Воспитатель старается перебрасывать мяч ребенку с таким расчетом, чтобы тот вынужден был, стремясь поймать мяч, броситься за ним вперед, в сторону и упасть в воду.
- Дельфины. Дети произвольно располагаются в воде. Они присаживаются, погружаясь с головой под воду, потом выскакивают из нее. Затем задание усложняется: выпрыгивая из воды, дети взмахивают руками вверх и ныряют головой вперед.
- Нырни в круг. На поверхности воды плавает надутый резиновый круг или пластмассовый обруч. Ребенок погружается с головой в воду, подплывает или подходит под круг и встает, продев в него голову.
- Водолазы. Воспитатель опускает на дно несколько хорошо заметных под водой предметов. Играющие по очереди ныряют, доставая предметы со дна.
- На буксире. Воспитатель берет ребенка за руки и идет, а затем бежит спиной вперед, таща его за собой.
- Передай мяч. Двое детей. В воде по пояс становятся друг за другом на расстоянии 0.7-0.8 м., ноги на ширине плеч. Ребенок, взяв в руки мяч, нагибается вперед, погружается в воду с головой и передает мяч под водой между ног стоящему сзади напарнику. Потом оба поворачиваются кругом, и мяч передается в обратном направлении.
- Хоровод. Играющие, взявшись за руки, медленно идут по кругу. Они хором произносят: Мы идем, идем,
Хоровод ведем.
Сосчитаем до пяти,
Ну, попробуй нас найди!
Хоровод останавливается , дети считают до пяти, опускают руки и все одновременно погружаются с головой в воду.
- Медуза. Для выполнения упражнения надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, медленно лечь на воду. Лежать следует расслабленно, без движений, считая про себя до 5-10.
- Водяной паучок. Сделав глубокий вдох, ребенок ложится на воду лицом вниз и раскидывает руки и ноги в стороны. В этом положении надо постараться пролежать на воде, посчитав про себя до 5.
- Упади не бойся. Встать в воде по грудь, надо расставить ноги врозь, руки поднять вверх, сделать вдох и, задержать дыхание, упасть вперед на воду, вытянуться.
- Винт. В скольжении ребенок совершает повороты с груди на спину и наоборот.
- Торпеда. Двое ребят ложатся спиной на воду друг против друга, берутся за руки, сгибают ноги и упираются ступнями. В следующий момент оба отпускают руки и одновременно отталкиваются ногами, скользят по поверхности воды на спине.
- Катание на кругах. Ребенок садится или ложится на надувной круг и катается на нем, как на лодке, подгребая руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков или вводим звуки в речь.
Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, ра...
Консультация "Какие продукты необходимо вводить в рацион детям с нарушением зрения?".
Для того чтобы избежать появлений болезней глаз необходимо правильно питаться или можно сказать соблюдать "глазную диету". Диета для глаз намного улучшает зрение и предохраняет его от разли...
Консультация на тему: «Кого мы вводим в школьную жизнь»
Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе? Ниже приведен список качеств «идеального ученика», но составлен он на основе анализа разных педагог...
Статья для родителей детей 4-5 лет на тему : «Вводим ребенка в мир книги»
Статья для родителей о возможностях восприятия детьми 4-5 лет художественной литературы и участия их в разных видах творческой художественной деятельности на основе литературных произведений. Создание...