Формирование двигательной активности детей 5-7 лет по средствам игр-эстафет
статья (старшая группа) по теме
Рациональное сочетая разные виды игр-эстафет педагог может решить вопрос о формирование двигательной активности у детей 5- 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_dvigatelnoy_aktivnosti_detey_5-7_let_po_sredstvam_igr-estafet.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования
Администрации города Бийска»
МБДОУ Детский сад № 72 «Калинка»
инструктор по физкультуре Космынина Е.А.
Формирование двигательной активности детей 5-7 лет по средствам игр-эстафет
С 2014 года деятельность дошкольного образовательного учреждения выстраивается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). ФГОС включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, ее объёму, условиям реализации и результатам освоения. В МБДОУ №72 «Калинка» реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ Детский сад №72 составленная с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Одной из главных задач, которую ставит программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о ЗОЖ, воспитание полезных привычек, в том числе привычка к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма – двигательная активность является важнейшим условием всестороннего развития ребенка.
Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей 5-7 лет.
Двигательная активность – это любой вид деятельности, направленный на улучшение или сохранение физической формы здоровья в целом.
Двигательная активность является важнейшей биологической потребностью детей, степень удовлетворения которой определяет дальнейшую структуру и функциональное развитие их организма. Е.А. Аркин считал значительную подвижность малыша «его естественной стихией».
Многочисленные исследования Н. А. Бернштейна, А.Г. Аракеляна, Н.Ф. Денисенко, Л.В. Карманова, С.Я. Лайзане, Т.И. Осокиной и др., свидетельствуют о том что, дети с достаточной двигательной активностью имеют хорошее здоровье, физическое развитие и быстрее усваивают физические упражнения.
Одним из условий успешной подготовки к школе является физическая готовность ребенка к обучению, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных и учебных навыков, хороших функциональных возможностей и состояния центральной нервной системы ребенка.
В вопросах преемственности физического воспитания в детском саду и школе, как в теории, так и на практике пока остается много нерешенных проблем. В школе физическое воспитание претерпевает значительную перестройку по сравнению с детским садом как по содержанию, методике, так и по организационным формам. Остаются неизменными только игры-эстафеты, но наполняемость их меняется. Дети, хорошо овладевшие сложными видами движений и способами их выполнения, способны достичь высоких результатов в выполнении движений, совершая их различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростно-силовые качества и выносливость и в школе.
Ю. Ф. Заманский рекомендует рациональное использование двигательной деятельности через преобладание циклических, прежде всего беговых упражнений и их комбинаций во всех видах двигательной активности детей.
Формирование двигательной активности в условиях нашего ДОУ осуществляется при помощи игр – эстафет.
Игры – эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами, участники в таких играх составляют отдельные коллективы-команды. Игры – эстафеты характеризуются совместной деятельностью команды, направленные на достижение общих целей. Игры эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Игры с элементами соревновательности требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе. [3. стр. 192]
Объясняя игры-эстафеты, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение. Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.
Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.
Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.[3. стр. 204]
Игры – эстафеты рекомендуется проводить в конце основной части физкультурного занятия вместо подвижной игры, во время физкультурных развлечений, спортивных праздников, прогулок, походов. Игры – эстафеты могут проводиться с целью общей и специальной разминки, улучшение эмоционального состояния детей, повторения и закрепления отдельных упражнений или их целевого использования для развития определенных двигательных способностей.
Для решения задач подбираются такие эстафеты, в которых участвую все дети:
- перед изучением нового материала с цель повторения и закрепления изученных упражнений, связанных по структуре с новыми двигательными действиями;
- после изучения отдельных видов упражнений с целью качественной поверки пройденного материала в усложнённых условиях предельных скоростей, эмоционального возбуждения, высокой ответственности перед командой.
Игры – эстафеты в конце физкультурного занятия или вместо подвижной игры следует подбирать простые по организации и требующие минимум времени для проведения.
Сложные эстафеты, вплоть до комбинированных, с использование и установкой различного оборудования, подойдут для соревнований, развлечений, спортивных праздников.
В каждой игре – эстафете, в зависимости от ее сложности, может содержаться в определенном сочетании от 2 до 10 упражнений из основных видов движений, знакомых детям.
На начальных этапах разучивания игр – эстафет нужно предъявлять требования к правильности, четкости выполнения движений, постепенно увеличивать их скорость. Усложненные варианты эстафет можно предлагать после усвоения детьми основных правил.
Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышения двигательной активности чередуются с интервалами отдыха, где физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность остается высокой, так как внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает.
Физическая нагрузка в эстафете зависит от используемых видов основных движений и от того, где проходят игры эстафеты – в спортивном зале, на участке детского сада или на полосе препятствий.
Игры – эстафеты делятся на три группы:
1. Малой подвижности: ходьба и бег с подлезанием, перелезанием, подлезанием, перешагиванием, ползанием, влезанием и спрыгиванием. Продолжительность эстафет на более 20 секунд до 5 раз.
2. Средней подвижности: используется крупный и мелкий инвентарь, увеличивается число препятствий до 8. сочетается бег с перепрыгиванием, ведение мяча, броски в корзину и т. д. игры – эстафеты средней подвижности могут быть в колонне по одному по два сидя лицом по направлению движения. Продолжительность игрового задания около 30 секунд, эстафета повторяется не более 3 раз.
3. Большой подвижности: количество препятствий увеличивается до 10, к исходным положениям добавляется сидя спиной по направлению движения, лежа на животе и др. Дети в таких эстафетах пробегают 25-30 метров.
В педагогической практике игры-эстафеты классифицируются на:
1. по количеству включаемых заданий: простые и сложные.
2. по требованию выполнения задания: строго регламентированные и произвольные.
3. по характеру перемещения: линейные, встречные и круговые.
4. по способу действия участников: индивидуальные и коллективные.
5. группируются с учетом вида упражнений: гимнастические, легкоатлетические, игровые (бег, прыжки и пр.), лыжные, водные.
6. также они могут быть: тематическими и комическими.
Учитывая все выше перечисленное, и рациональное сочетание разных видов игр-эстафет педагог может решить вопрос о формирование двигательной активности у детей 5- 7 лет. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда все основные параметры (объём, продолжительность и интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а так же обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжения и отдыха.
Используемая литература
- Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. – М.: Просвещение. – 1968. – 165с.
- Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений [Текст]: избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн – Воронеж.; НПО «МОДЭК». – 2004. — 688с.
- Двигательная активность ребёнка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2002 год;
- Заманский Ю. Ф. Здоровый дошкольник: авторская программа (сокращенный вариант) // Дошкольное воспитание. 1995. №6. С. 11-17
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные игры в формировании двигательной активности детей.
Народные игры являются неотъемлемой частью художественного, национального, и физического воспитания дошкольников. Главная задача состоит в том, чтобы научить д...
Формирование двигательной активности детей 2-3 лет c нарушением ОДА
Третий год жизни - важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно...
Доклад"Формирование двигательной активности детей 2-3 лет средствами нетрадиционного физкультурного оборудования"
Этот доклад о том,какие нетрадиционные физкультурные оборудования можно изготовить своими руками....
Конспект открытого занятия в первой младшей группе. «Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора»
Конспект открытого занятия в первой младшей группе.«Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора» Образовательная область: Физическое развитиеИ...
Формирование двигательной активности детй 3-х лет средствами нетрадиционного физкультурного оборудования
Формирование двигательной активности детй 3-х лет средствами нетрадиционного физкультурного оборудованияЗабота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнедеятельности детей зависи...
Формирование двигательной активности детей 5-7 лет по средствам игр-эстафет
Консультация для педагогов...