Методическая разработка Тема: «Использование бани и сауны в оздоровлении детей»
методическая разработка на тему
Тема: «Использование бани и сауны в оздоровлении детей»
Содержание
| Введение | 3 |
1. | Русская баня и сауна как средство терапии | 4 |
2. | Методика проведения оздоровительных процедур в сауне с дошкольниками | 5-8 |
| Заключение | 9 |
| Список литературы | 10 |
Введение
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привели к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского. Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей.
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются актуальными задачами, стоящими перед обществом.
Появившиеся в печати публикации свидетельствуют о хорошем оздоровительном эффекте сауны и бани, но призывают к необходимости более тщательного исследования и проверки возможностей использования данного метода закаливания для детей, особенно для детей раннего возраста. Сауна и баня дает существенную нагрузку на несовершенные механизмы терморегуляции детей. Многие авторы отмечают, что такой же эффект можно получить более простыми способами.
В Германии и Скандинавских странах уже накоплен опыт использования сауны для укрепления здоровья малышей. И русская баня, и финская сауна могут закаливать не только взрослых, но и дошкольников при соблюдении более щадящих условий.
1. Русская баня и сауна как средство терапии
Отличным закаливающим средством, обладающим и профилактической направленностью, является русская баня и сауна. Пар и сухой жар с давних времен широко использовались для сохранения и укрепления здоровья.
Установлено, что под влиянием этих факторов тренируется сердечно-сосудистая система (усиливается крово- и лимфообращение, увеличивается сердечный выброс крови, улучшается циркуляция крови за счет включения в кровоток так называемой резервной крови), улучшается газообмен и вентиляционная способность легких (дыхание становится глубже, возрастает резерв легочной вентиляции).
Особенно полезно посещение русской бани или сауны детям, часто болеющим острыми респираторными заболеваниями. Регулярное посещение бани, сауны положительно влияет на снижение частоты, тяжести и длительности течения острых респираторных заболеваний.
Наиболее оправданно первое посещение ребенком бани или сауны в возрасте 4 - 5 лет. При входе в парную большинство детей поначалу испытывают волнение, а иногда и страх.
Однако их успокаивает возможность быстро вернуться в естественную температурную среду. Обычно после второго или третьего посещения бани (сауны) процедура начинает детям нравиться, и они не испытывают перед ней никакого страха.
Прежде, чем вести ребенка в баню или сауну необходимо выяснить:
- во-первых, что у него нет противопоказаний: врожденного порока сердца, хронических заболеваний почек и мочевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта, печени, а также эндокринных нарушений и заболеваний, сопровождающихся судорогами.
Необходимо помнить, что баня (сауна) противопоказана при острых инфекционных заболеваниях, сопровождающихся высокой температурой.
- во-вторых, при первом посещении бани или сауны с ребенком надо обращаться исключительно мягко, не следует заставлять его насильно что-либо делать. Постепенно дети адаптируются к более высокой температуре и к резким температурным контрастам. Дети очень быстро привыкают к бане (сауне).
2. Методика проведения оздоровительных процедур в сауне с дошкольниками
Одной из эффективнейших физкультурно-оздоровительных технологий, используемых в ряде дошкольных образовательных учреждений, является термотерапия (посещение ребёнком сауны).
Использование термотерапии (адаптированной для детского организма) тесно сочетается с закаливанием, личной гигиеной и положительными эмоциями. Кроме того, неоспоримое общеоздоровительное воздействие адекватных термопроцедур создаёт необходимые предпосылки для оптимизации процессов роста и развития ребёнка.
Данная оздоровительная процедура воздействует на организм ребёнка многогранно. Тепло, вода, пар, резкое изменение температуры - все эти факторы, объединившись, создают целый комплекс раздражителей, на которые организм отвечает соответствующими реакциями. В условиях дошкольного учреждения кабинет термотерапии может рассматриваться как составная часть рекреационно - реабилитационного комплекса, созданного для осуществления профилактического закаливания детского организма, активного отдыха в целях восстановления жизненных сил, адаптации, нейтрализации негативных последствий прогресса, снятия физического и психоэмоционального переутомления.
Оздоровительное воздействие термотерапии складывается из компонентов:
• сухой жар убивает микробы на теле человека, открывает и прочищает все поры, снимает с верхнего слоя кожи омертвевшие слои эпидермиса, улучшает кожное дыхание;
• сухой жар - сильный раздражитель - даёт толчок многим физиологическим реакциям. Под его воздействием изменяется терморегуляция, улучшается лёгочная вентиляция, повышаются активность центрального и периферического кровообращения, функциональные возможности сердечно-сосудистой системы;
• повышение активности кровообращения, сильный разогрев кожи влекут за собой увеличение потоотделения. Пот уносит с собой излишки тепла и конечные продукты обмена веществ;
• способствуя энергичному выводу шлаков, термотерапия облегчает работу почек, улучшает водно-солевой обмен. С потом удаляются и излишки молочной кислоты, накопление которой в мышцах вызывает чувство усталости. Чередование кратковременной гипертермии и охлаждения (воздушного или водного) является мощным закаливающим средством, средством тренировки сосудистого тонуса (профилактика вегетососудистых дистоний). Непременным условием термотерапии является удовольствие от получаемой процедуры.
В процедуре термотерапии можно выделить две фазы: прогревание организма и охлаждение организма.
Первая фаза (прогревание организма) начинается с растирания тела полотенцем или массажной варежкой. Затем процедура продолжается непосредственно в кабинете термотерапии.
Выбор теплового режима диктуется показателями (возрастом, состоянием здоровья, уровнем терпимости к гипертермии, степенью закаленности).
В течение первой фазы различают два периода: адаптации (пассивное прогревание организма, ускорение кровотока и микроциркуляции) и через 3-7 минут после начала процедуры - период интенсивного прогревания, характери-зующийся интенсивным потоотделением и сдвигом водно-солевого равновесия.
Ребенок должен уметь контролировать свое самочувствие, знать правила поведения в термокабинете, поэтому нецелесообразно использовать термотерапию у детей младше 3-4 лет.
Во время процедуры нужно спрашивать детей об их самочувствии, предлагать им спуститься на нижнюю полку для индивидуального подбора режима. Длительность пребывания детей в кабинете термотерапии 5-10 минут.
Вторая фаза (охлаждение организма). Для охлаждения могут быть использованы:
- помещение с температурой воздуха 22-25°С;
- бассейн с температурой воды 28-32°С;
- душ без напора с температурой 30-32°С;
- обливание водой из ведра (температура 33-20°С).
- Раздевание (температура среды – 22-25°С).
- Теплый гигиенический душ с использованием губки и мыла (температура среды – 36-40°С, длительность 2-3 мин.).
- Осушение, растирание полотенцем, надевание х/б трусиков и косынки или трикотажной шапочки (температура среды - 22-25°С, длительность 2-3 мин.).
- Первый заход в термокамеру – вторая полка (температура среды – 50-65°С, длительность 5-6 мин.).
- Отдых и промежуточное охлаждение на воздухе (накрыться простынкой) - (температура среды – 22-25°С, длительность 10-15 мин.).
- Второй заход в термокамеру – вторая полка (температура среды – 50-65°С, длительность 5-6 мин.).
- Охлаждение под душем (температура среды – 34-35°С для ослабленных детей, 33-20°С для здоровых детей, длительность 2-3 мин.).
- Осушение (температура среды – 22-25°С, длительность 3-5 мин.).
- Одевание (температура среды – 22-25°С, длительность 3-5 мин.).
- Отдых, прием замещающих жидкостей (витаминный чай, минеральная вода, сок) - (температура среды – 22-25°С).
Во время пребывания в термокамере ребенок может лежать на полке с валиком под головой или сидеть с поднятыми на полку ногами (чтобы избежать депонирования крови). Положение тела меняется каждые 2-3 минуты. Во время отдыха между заходами в термокамеру можно сделать несколько медленных дыхательных упражнений.
Процедура термотерапии проводится не чаще одного раза в неделю при условии положительного отношения к ней ребенка. После процедуры не допускаются шумные и подвижные игры. Прием фиточая после процедуры обязателен.
М.Н. Кузнецова представляет несколько иную методику проведения оздоровительных процедур в сауне.
Во-первых, она считает, что оздоровительный комплекс "сауна-фитобар" можно вводить только с 4 лет.
Кроме того, она предусматривает не два, а три захода детей в термокамеру. Причем температура воздуха с каждым заходом увеличивается (для детей 4-5 лет - первый заход: 60-65°С, второй: 65-70°С, третий: 70-75°С; для детей 5-7 лет температура в термокамере может быть выше на 10-12°С). Длительность пребывания детей в термокамере в первый заход 5-6 мин. (отдых – 10 мин.), во второй – 7-8 мин. (отдых – 5 мин.), в третий – 5-6 мин.
М.Н. Кузнецова уточняет, что во время первого-второго заходов дети должны находиться на первой полке, причем желательно в положении лежа, так как температура воздуха в сауне значительно различается на разных уровнях (10°С и более). И только во время второго или третьего заходов дети могут находиться на второй полке.
Автор считает, что, находясь в термокамере, дети могут выполнять простые дыхательные упражнения, слушать сказки или музыку через динамик.
Анализируя описанные методики и учитывая существующие в нашем ДОУ условия, при проведении оздоровительных процедур в сауне воспитателям рекомендуется руководствоваться следующей схемой:
1. Раздевание (температура среды – 22-25°С, длительность 1 мин.).
2. Растирание полотенцем или массажной перчаткой, надевание косынки или трикотажной шапочки (температура среды - 22-25°С, длительность 1-2 мин.).
3. Первый заход в термокамеру, простые дыхательные упражнения или элементы самомассажа (температура среды - 50-65°С, длительность 5-6 мин.).
4. Отдых и промежуточное охлаждение на воздухе простые дыхательные упражнения или элементы самомассажа, чтение художественной литературы по оздоровительной тематике - (температура среды - 22-25°С, длительность 8-10мин.)
5. Второй заход в термокамеру (температура среды - 50-65°С, длительность 5-6 мин.).
6. Одевание, отдых, прием замещающих жидкостей (витаминный чай, минеральная вода, сок), слушание спокойной музыки - (температура среды – 22-25°С, длительность 5-7 мин.).
Таким образом, общая длительность проведения оздоровительных процедур в сауне составляет 25-30 мин.
Использование данной здоровьесберегающей технологии в системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада позволит:
• снизить уровень заболеваемости дошкольников; снизить показатель
пропущенных дней по болезни на одного ребёнка;
• поднять авторитет детского сада в глазах родителей воспитанников дошкольного учреждения;
• обеспечить преемственность методов и приёмов физического воспитания и оздоровления дошкольников в детском саду и семье;
• изменить отношение самих детей к своему здоровью; у детей в процессе
использования данной технологии развивается умение поддерживать, сохранять и оберегать своё здоровье.
Заключение
Бани и сауны являются одним из эффективных способов оздоровления организма человека, средством профилактики простудных заболеваний, снижения их частоты и тяжести протекания.
Одним из самых полезных средств оздоровления организма по праву является баня. Жар бани - сильный раздражитель - дает толчок многочисленным физиологическим реакциям. Банная процедура - прекрасный стимулятор обмена веществ.
На разумном сочетании таких раздражителей, как жара и холод, и построен широкий спектр физиологического воздействия бани. Но даже безобидный переход из горячей бани в более холодную комнату для отдыха - тоже раздражитель, вполне доступный каждому, и тоже тренировка кровообращения.
Правильное регулярное посещение сауны способствует повышению реактивности организма, развитию компенсаторно-приспособительных процессов, ослаблению или исчезновению воспалительных реакций, улучшению трофики тканей, повышению умственной и физической работоспособности.
Неумеренное, неправильное использование бани может привести к нарушениям жизнедеятельности организма, обострениям хронических воспалительных процессов, к сердечно-сосудистым расстройствам.
Список литературы
1. Боголюбов В.М. Сауна. Издательство: М.: Медицина, 1985
2. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий /авт. -сост. М.А. Павлова, М. В.Лысогорская. – Волгоград: Учитель 2009.
5. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт. -сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. М.: АРКТИ, 2000.
6. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий /М. Н. Кузнецова. – М.: айрис-пресс, 2008.
7. Куркина И. Здоровье - стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах. – СПб.: Образовательные проекты. М. : НИИ школьные технологии. – 2008.
8. По материалам книги Улащик В.С. Домашняя физиотерапия, или Как избавиться от болезней и укрепить здоровье без лекарств. — Мн.: Беларусь, 1993. — 287 с.: ил.
9. Термотерапия в дошкольном учреждении: методика проведения оздоровительных процедур: пособие для воспитателей и педагогов / авт.-сост. Т.В. Волосникова, Т.И. Доворецкая, С.В. Попов, С.О. Филиппова. – М.: Школьная Пресса, 2005.
10. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. Владос-Пресс, Москва, 2006
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
banya_sauna.docx | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование бани и сауны в оздоровлении детей»
Содержание
Введение | 3 | |
1. | Русская баня и сауна как средство терапии | 4 |
2. | Методика проведения оздоровительных процедур в сауне с дошкольниками | 5-8 |
Заключение | 9 | |
Список литературы | 10 |
Введение
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привели к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского. Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей.
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются актуальными задачами, стоящими перед обществом.
Появившиеся в печати публикации свидетельствуют о хорошем оздоровительном эффекте сауны и бани, но призывают к необходимости более тщательного исследования и проверки возможностей использования данного метода закаливания для детей, особенно для детей раннего возраста. Сауна и баня дает существенную нагрузку на несовершенные механизмы терморегуляции детей. Многие авторы отмечают, что такой же эффект можно получить более простыми способами.
В Германии и Скандинавских странах уже накоплен опыт использования сауны для укрепления здоровья малышей. И русская баня, и финская сауна могут закаливать не только взрослых, но и дошкольников при соблюдении более щадящих условий.
- Русская баня и сауна как средство терапии
Отличным закаливающим средством, обладающим и профилактической направленностью, является русская баня и сауна. Пар и сухой жар с давних времен широко использовались для сохранения и укрепления здоровья.
Установлено, что под влиянием этих факторов тренируется сердечно-сосудистая система (усиливается крово- и лимфообращение, увеличивается сердечный выброс крови, улучшается циркуляция крови за счет включения в кровоток так называемой резервной крови), улучшается газообмен и вентиляционная способность легких (дыхание становится глубже, возрастает резерв легочной вентиляции).
Особенно полезно посещение русской бани или сауны детям, часто болеющим острыми респираторными заболеваниями. Регулярное посещение бани, сауны положительно влияет на снижение частоты, тяжести и длительности течения острых респираторных заболеваний.
Наиболее оправданно первое посещение ребенком бани или сауны в возрасте 4 - 5 лет. При входе в парную большинство детей поначалу испытывают волнение, а иногда и страх.
Однако их успокаивает возможность быстро вернуться в естественную температурную среду. Обычно после второго или третьего посещения бани (сауны) процедура начинает детям нравиться, и они не испытывают перед ней никакого страха.
Прежде, чем вести ребенка в баню или сауну необходимо выяснить:
- во-первых, что у него нет противопоказаний: врожденного порока сердца, хронических заболеваний почек и мочевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта, печени, а также эндокринных нарушений и заболеваний, сопровождающихся судорогами.
Необходимо помнить, что баня (сауна) противопоказана при острых инфекционных заболеваниях, сопровождающихся высокой температурой.
- во-вторых, при первом посещении бани или сауны с ребенком надо обращаться исключительно мягко, не следует заставлять его насильно что-либо делать. Постепенно дети адаптируются к более высокой температуре и к резким температурным контрастам. Дети очень быстро привыкают к бане (сауне).
2. Методика проведения оздоровительных процедур в сауне с дошкольниками
Одной из эффективнейших физкультурно-оздоровительных технологий, используемых в ряде дошкольных образовательных учреждений, является термотерапия (посещение ребёнком сауны).
Использование термотерапии (адаптированной для детского организма) тесно сочетается с закаливанием, личной гигиеной и положительными эмоциями. Кроме того, неоспоримое общеоздоровительное воздействие адекватных термопроцедур создаёт необходимые предпосылки для оптимизации процессов роста и развития ребёнка.
Данная оздоровительная процедура воздействует на организм ребёнка многогранно. Тепло, вода, пар, резкое изменение температуры - все эти факторы, объединившись, создают целый комплекс раздражителей, на которые организм отвечает соответствующими реакциями. В условиях дошкольного учреждения кабинет термотерапии может рассматриваться как составная часть рекреационно - реабилитационного комплекса, созданного для осуществления профилактического закаливания детского организма, активного отдыха в целях восстановления жизненных сил, адаптации, нейтрализации негативных последствий прогресса, снятия физического и психоэмоционального переутомления.
Оздоровительное воздействие термотерапии складывается из компонентов:
• сухой жар убивает микробы на теле человека, открывает и прочищает все поры, снимает с верхнего слоя кожи омертвевшие слои эпидермиса, улучшает кожное дыхание;
• сухой жар - сильный раздражитель - даёт толчок многим физиологическим реакциям. Под его воздействием изменяется терморегуляция, улучшается лёгочная вентиляция, повышаются активность центрального и периферического кровообращения, функциональные возможности сердечно-сосудистой системы;
• повышение активности кровообращения, сильный разогрев кожи влекут за собой увеличение потоотделения. Пот уносит с собой излишки тепла и конечные продукты обмена веществ;
• способствуя энергичному выводу шлаков, термотерапия облегчает работу почек, улучшает водно-солевой обмен. С потом удаляются и излишки молочной кислоты, накопление которой в мышцах вызывает чувство усталости. Чередование кратковременной гипертермии и охлаждения (воздушного или водного) является мощным закаливающим средством, средством тренировки сосудистого тонуса (профилактика вегетососудистых дистоний). Непременным условием термотерапии является удовольствие от получаемой процедуры.
В процедуре термотерапии можно выделить две фазы: прогревание организма и охлаждение организма.
Первая фаза (прогревание организма) начинается с растирания тела полотенцем или массажной варежкой. Затем процедура продолжается непосредственно в кабинете термотерапии.
Выбор теплового режима диктуется показателями (возрастом, состоянием здоровья, уровнем терпимости к гипертермии, степенью закаленности).
В течение первой фазы различают два периода: адаптации (пассивное прогревание организма, ускорение кровотока и микроциркуляции) и через 3-7 минут после начала процедуры - период интенсивного прогревания, характери-зующийся интенсивным потоотделением и сдвигом водно-солевого равновесия.
Ребенок должен уметь контролировать свое самочувствие, знать правила поведения в термокабинете, поэтому нецелесообразно использовать термотерапию у детей младше 3-4 лет.
Во время процедуры нужно спрашивать детей об их самочувствии, предлагать им спуститься на нижнюю полку для индивидуального подбора режима. Длительность пребывания детей в кабинете термотерапии 5-10 минут.
Вторая фаза (охлаждение организма). Для охлаждения могут быть использованы:
- помещение с температурой воздуха 22-25°С;
- бассейн с температурой воды 28-32°С;
- душ без напора с температурой 30-32°С;
- обливание водой из ведра (температура 33-20°С).
- Раздевание (температура среды – 22-25°С).
- Теплый гигиенический душ с использованием губки и мыла (температура среды – 36-40°С, длительность 2-3 мин.).
- Осушение, растирание полотенцем, надевание х/б трусиков и косынки или трикотажной шапочки (температура среды - 22-25°С, длительность 2-3 мин.).
- Первый заход в термокамеру – вторая полка (температура среды – 50-65°С, длительность 5-6 мин.).
- Отдых и промежуточное охлаждение на воздухе (накрыться простынкой) - (температура среды – 22-25°С, длительность 10-15 мин.).
- Второй заход в термокамеру – вторая полка (температура среды – 50-65°С, длительность 5-6 мин.).
- Охлаждение под душем (температура среды – 34-35°С для ослабленных детей, 33-20°С для здоровых детей, длительность 2-3 мин.).
- Осушение (температура среды – 22-25°С, длительность 3-5 мин.).
- Одевание (температура среды – 22-25°С, длительность 3-5 мин.).
- Отдых, прием замещающих жидкостей (витаминный чай, минеральная вода, сок) - (температура среды – 22-25°С).
Во время пребывания в термокамере ребенок может лежать на полке с валиком под головой или сидеть с поднятыми на полку ногами (чтобы избежать депонирования крови). Положение тела меняется каждые 2-3 минуты. Во время отдыха между заходами в термокамеру можно сделать несколько медленных дыхательных упражнений.
Процедура термотерапии проводится не чаще одного раза в неделю при условии положительного отношения к ней ребенка. После процедуры не допускаются шумные и подвижные игры. Прием фиточая после процедуры обязателен.
М.Н. Кузнецова представляет несколько иную методику проведения оздоровительных процедур в сауне.
Во-первых, она считает, что оздоровительный комплекс "сауна-фитобар" можно вводить только с 4 лет.
Кроме того, она предусматривает не два, а три захода детей в термокамеру. Причем температура воздуха с каждым заходом увеличивается (для детей 4-5 лет - первый заход: 60-65°С, второй: 65-70°С, третий: 70-75°С; для детей 5-7 лет температура в термокамере может быть выше на 10-12°С). Длительность пребывания детей в термокамере в первый заход 5-6 мин. (отдых – 10 мин.), во второй – 7-8 мин. (отдых – 5 мин.), в третий – 5-6 мин.
М.Н. Кузнецова уточняет, что во время первого-второго заходов дети должны находиться на первой полке, причем желательно в положении лежа, так как температура воздуха в сауне значительно различается на разных уровнях (10°С и более). И только во время второго или третьего заходов дети могут находиться на второй полке.
Автор считает, что, находясь в термокамере, дети могут выполнять простые дыхательные упражнения, слушать сказки или музыку через динамик.
Анализируя описанные методики и учитывая существующие в нашем ДОУ условия, при проведении оздоровительных процедур в сауне воспитателям рекомендуется руководствоваться следующей схемой:
1. Раздевание (температура среды – 22-25°С, длительность 1 мин.).
2. Растирание полотенцем или массажной перчаткой, надевание косынки или трикотажной шапочки (температура среды - 22-25°С, длительность 1-2 мин.).
3. Первый заход в термокамеру, простые дыхательные упражнения или элементы самомассажа (температура среды - 50-65°С, длительность 5-6 мин.).
4. Отдых и промежуточное охлаждение на воздухе простые дыхательные упражнения или элементы самомассажа, чтение художественной литературы по оздоровительной тематике - (температура среды - 22-25°С, длительность 8-10мин.)
5. Второй заход в термокамеру (температура среды - 50-65°С, длительность 5-6 мин.).
6. Одевание, отдых, прием замещающих жидкостей (витаминный чай, минеральная вода, сок), слушание спокойной музыки - (температура среды – 22-25°С, длительность 5-7 мин.).
Таким образом, общая длительность проведения оздоровительных процедур в сауне составляет 25-30 мин.
Использование данной здоровьесберегающей технологии в системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада позволит:
• снизить уровень заболеваемости дошкольников; снизить показатель
пропущенных дней по болезни на одного ребёнка;
• поднять авторитет детского сада в глазах родителей воспитанников дошкольного учреждения;
• обеспечить преемственность методов и приёмов физического воспитания и оздоровления дошкольников в детском саду и семье;
• изменить отношение самих детей к своему здоровью; у детей в процессе
использования данной технологии развивается умение поддерживать, сохранять и оберегать своё здоровье.
Заключение
Бани и сауны являются одним из эффективных способов оздоровления организма человека, средством профилактики простудных заболеваний, снижения их частоты и тяжести протекания.
Одним из самых полезных средств оздоровления организма по праву является баня. Жар бани - сильный раздражитель - дает толчок многочисленным физиологическим реакциям. Банная процедура - прекрасный стимулятор обмена веществ.
На разумном сочетании таких раздражителей, как жара и холод, и построен широкий спектр физиологического воздействия бани. Но даже безобидный переход из горячей бани в более холодную комнату для отдыха - тоже раздражитель, вполне доступный каждому, и тоже тренировка кровообращения.
Правильное регулярное посещение сауны способствует повышению реактивности организма, развитию компенсаторно-приспособительных процессов, ослаблению или исчезновению воспалительных реакций, улучшению трофики тканей, повышению умственной и физической работоспособности.
Неумеренное, неправильное использование бани может привести к нарушениям жизнедеятельности организма, обострениям хронических воспалительных процессов, к сердечно-сосудистым расстройствам.
Список литературы
1. Боголюбов В.М. Сауна. Издательство: М.: Медицина, 1985
2. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий /авт. -сост. М.А. Павлова, М. В.Лысогорская. – Волгоград: Учитель 2009.
5. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт. -сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. М.: АРКТИ, 2000.
6. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий /М. Н. Кузнецова. – М.: айрис-пресс, 2008.
7. Куркина И. Здоровье - стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах. – СПб.: Образовательные проекты. М. : НИИ школьные технологии. – 2008.
8. По материалам книги Улащик В.С. Домашняя физиотерапия, или Как избавиться от болезней и укрепить здоровье без лекарств. — Мн.: Беларусь, 1993. — 287 с.: ил.
9. Термотерапия в дошкольном учреждении: методика проведения оздоровительных процедур: пособие для воспитателей и педагогов / авт.-сост. Т.В. Волосникова, Т.И. Доворецкая, С.В. Попов, С.О. Филиппова. – М.: Школьная Пресса, 2005.
10. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. Владос-Пресс, Москва, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»
На данном собрании родители узнают как с помощью сказки можно реализовать потребность детей в движении, которая составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и является о...
Методическая разработка. Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни»
Методическая разработка. Тема:«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни»...
Методическая разработка. Тема: «Использование инновационных образовательных технологий в ходе знакомства дошкольников с историей России и формирования нравственно-патриотических начал»
Для того, чтобы сформировать в дошкольниках патриотические начала, дать представления об историческом прошлом нашего государства, одним из разделов основной общеобразовательной программ в соответствии...
Методическая разработка. Тема: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Почти любое стихотворение можно «записать». Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, мы графически ил...
Методическая разработка Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Методическая разработкаТема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми поразвитию речи»...
Мастер-класс с родителями и детьми группы "Пчёлки" тема: «Использование альтернативного нетрадиционного пособия, для оздоровления детей в режимных моментах»
Мастер-классс родителями и детьми группы "Пчёлки"тема:«Использование альтернативного нетрадиционного пособия, для оздоровления детей в режимных моментах»...
Презентация со звуком к методической разработке Тема: Использование современных здоровьесберегающих технологий (кинезиотерапия) при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР.
Данная презентация используется на занятии учителя-логопеда...