Консультация-практикум для воспитателей "Профилактика плоскостопия"
консультация на тему
Консультация-практикум для воспитателей "Профилактика плоскостопия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.-praktika_ploskostopie.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация – практикум для воспитателей
«Упражнения по профилактике детского плоскостопия».
Cоставила: инструктор по физической культуре Кузнецова Н.А.
Содержание
- Актуальность вопроса.
- Детское плоскостопие и косолапость.
- Профилактика и коррекция детского плоскостопия и косолапости.
- Упражнения по профилактике детского плоскостопия.
Тема: «Упражнения по профилактике детского плоскостопия».
Актуальными задачами физического воспитания являются правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика и коррекция возможных нарушений. Это обусловлено тем, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей дошкольного возраста, наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, а в частности нарушение осанки и уплощение стоп.
Стопа человека осуществляет опорную и локомоторную функции. Вследствие этого в строение стопы имеются существенные особенности, обусловленные, прежде всего вертикальным положением туловища. Пальцы стопы короткие и менее подвижные; плюсна мощная и прочная; кости располагаются в разных плоскостях и образуют продольный и поперечный своды. Укрепляют своды стопы туго натянутые связки, называемые пассивными «затяжками» стопы. В укреплении сводов стопы важную роль выполняют мышцы, которые являются активными «затяжками» стопы. Таким образом, конструкция стопы в виде сводчатой арки поддерживается благодаря форме костей, прочности связок и тонусу мышц.
Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что приводит нередко к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформации. Мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, относительно слабо развиты. Суставно-связочный аппарат стоп ещё не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объём движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощяются, но по её окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение её функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребёнка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать препятствием к занятиям спортом.
Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Любое нарушение в области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, осанку ребёнка. Дети страдающие плоскостопием, быстро устают, при ходьбе жалуются на боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Во время ходьбы, бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном развитии стопы не наблюдается.
Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольных учреждений хорошо знали особенности развития и формирования опорно – двигательного аппарата, приёмы и способы профилактики и устранения некоторых деформаций.
Эффективными способами предупреждения плоскостопия являются укрепление костно – мышечного аппарата специальными упражнениями, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов: камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, верёвок, набивных мячей и т. д.- и специальных приспособлений. Плоскостопие у детей этого возраста можно объяснить функциональной незрелостью костно-связочного аппарата, слабостью мышц.
Одним из способов борьбы с утомлением, коррекции недостатков и деформации является закрепление опорно – двигательного аппарата специальными упражнениями, массирование рефлекторных зон стопы, именно где и сходятся проекционные зоны внутренних органов и систем организма: нервной системы, сердечно – сосудистой, лёгких, печени, желудка, почек, тонкого кишечника и т. д.
Проходя по дорожке - массажеру с ребристыми поверхностями, ребёнок под тяжестью тела перекатывает стопу от пятки до кончиков пальцев и тем самым массирует практически все рефлекторных зоны подошвы. Снимает утомляемость, восстанавливает работоспособность.
На дорожке – массажёре целесообразно выполнять следующие упражнения: ходьба медленная с глубоким перекатом стопы, ходьба на носках, на наружных краях стопы, поочерёдное топтание ногами с высоким подниманием колен, приставные пружинящие шаги, лёгкие подскоки и прыжковые упражнения и т. д.
Упражнения проводятся в определённой последовательности в три этапа.
На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения – вверх-вниз, вправо-влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.
С целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического
кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. всё это не только способствует развитию мышц конечностей, формированию дуги стопы, профилактике и коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.
На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, верёвки разной толщины, мешочки с песком…), перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажёр и ходьба по дорожкам массажёрам. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учётом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности…
На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребёнка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребёнка на этих снарядах: дети ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивается), по дорожкам, лесенке, мостику-качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы и т.д.
Таким образом, систематическая тренировка детей даёт положительные результаты в деле коррекции и профилактике плоскостопия.
Используемая литература:
- Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Практическое пособие. Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2005;
- Моргунова О.Н. « Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» Практическое пособие. Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2005;
- Кудрявцев Н.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления» Программно - методическое пособие. М.: Линка - Пресс, 2000;
- Чупаха И.В., Бугаева Е.З., Соколова И.Ю. «Здоровье сберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе». М.: «Иленса», Ставрополь «Сервисшкола», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - практикум "Научите руки волшебству"
Нетрадиционное рисование....
Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей
Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым...
Консультация-практикум для педагогов "Организация деятельности воспитателя по освоению дошкольниками основных движений"
Даннный материал представляет консультацию-практикум с педагогами ДОУ , включающую теоретический и практический материал для успешного решения задач физического развития дошкольников.Содержание данной...
Консультация-практикум для воспитателей "Таинственные картинки"
В художественно - творческой деятельности существует много приемов и техник работы на бумаге.С одним из приемов подготовки бумаги к живописной работе хочу вас познакомить. Прием называется « Рис...
Консультация - практикум для воспитателей «Упражнения по профилактике детского плоскостопия».
Актуальными задачами физического воспитания являются правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика и коррекция возможных нарушений. Это обусловлено тем, что среди функцио...
Взаимодействие с педагогами ( консультации, консультации - практикум)
Для того чтобы обеспечить активную роль воспитателя на НОД рекомендуется инструктору консультировать педагогов, знакомить с целью и содержанием занятий на определенный период, с требованиями, предъявл...
Консультация - практикум для родителей «Здоровье начинается со стопы»: Сохранение и укрепление здоровья детей. Профилактика сколиоза и плоскостопия.
Консультация - практикум для родителей «Здоровье начинается со стопы» Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей. Профилактика сколиоза и плоскостопия. ...