Роль подвижной игры в развитии детей
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_podvizhnoy_igry.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль подвижной игры в развитии ребенка
«Подвижная игра это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующaяся точным и своевременным выполнением, заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».
Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных
заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя
не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является
физическое воспитание дошкольников.
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на
ребенка при его активной помощи. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому
отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка
неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр
перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой,
фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры
из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество
открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где
и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы
поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь
им в этом.
Мы знаем, что ведутся различные работы по развитию творческого воображения у дошкольников. Одним из наилучших средств является подвижная игра, т.к. дети
придумывают к ней варианты игры, новые правила, что дает свои плюсы для развития
воображения.
Актyальность нашей программы: подвижная игра - незаменимое средство
пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления,
ценных морально-волевых и физических качеств.
Опираясь на свой опыт работы с детьми в детском саду, хочу отметить, что мы с
вами используем большое количество различных средств развития творческого
воображения у дошкольников, но с другой стороны, недостаточно разнообразно
используется подвижная игра для этого. Ведь подвижная игра готовит ребенка к труду:
дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной
последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для
будущей трудовой деятельности.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыкaх, их
закрепление и совершенствование, но и формирование психических процессов,
новых качеств личности ребенка.
Цель нашей работы по развитию физических, творческих способностей детей через
подвижную игру: создание нoвыx подвижных (игр для развития творческого воображения
и двигательного творчества у дошкольников.
Для достижения этой цели мы выполняем следующие задачи:
1. Совершенствовать уровень физической подготовленности детей всех возрастов в ОУ.
2. Прививать интерес к активному образу жизни всем участникам образовательного
процесса.
3. Формировать волевые качества: целеустремлённость, выдержку, силу, ловкость,
воспитывать желание побеждать и сопереживать.
Методика проведения подвижных игр с детьми
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности
комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование
личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет
профессиональная подготовка воспитателей, педагогическая наблюдательность и предвидение.
Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание
интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры,
подведение итога.
При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в
том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить
быстро и интересно, Объяснение игры - это инструкция, оно должно быть кратким,
понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре,
выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более
сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение
игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку,
смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до
3-4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.
Сбор детей на игру. Старшие дошкольники любят и умеют играть. для сбора детей
на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до
начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять - всех зову я
поиграть»); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный
срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры;
использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под
вращающейся скакалкой.
Объясненuе правил. Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом
возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои
действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру
и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения
(если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке,
начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно
вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же
давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры
все детали.
Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную
роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора
водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью
считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью
жеребьёвки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются,
как правило; в начале игры. Для назначения нового водящего, основным критерием является качество выполнения достижений и правил.
Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но
иногда воспитатель участвует в игре если, например, по условиям игры требуется
соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила,
подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих,
поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на
корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна
увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно
сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной
форме.
Подведенuе итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто
проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила.
Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры
Должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной
игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает
более сознательное отношение к выполнению правил игры.
По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но
последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными
хорошо знакомые игры.
Таким образом, в процессе работы с детьми я заметила, что целенаправленное,
методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует,
активизирует творческую деятельность детей, поднимает её на более высокий социальный
уровень. Поэтому, на мой взгляд, методика руководства подвижной игровой
деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует
деятельность детей.
Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его
Весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к
решению сложных задач. Расширяя двигательный опыт детей, через подвижные игры,
Воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого
ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста
роль игр в жизни наших детей...
"Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста"
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в кото...
Статья «Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста»
Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Ключ к познанию дошк...
Статья: Роль подвижной игры для развития детей младшего дошкольного возраста.
Подвижные игры положительно отражаются на умственной деятельности, на аппетите, настроении, и на здоровье....
Презентация. Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста.
Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста»
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Психологи и педагоги изучают происхождение...
«Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Роль подвижной игрыв развитии детей дошкольного возраста»«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представ...