Творческий подход формированию культуры здоровья у дошкольников
консультация на тему

Чертановская Татьяна Петровна

Именно в дошкольном возрасте  идет интенсивное развитие органов и становление функциональнных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_kultury_zdorovya_u_doshkolnikov.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий подход формированию культуры здоровья у дошкольников

     Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

   Дошкольное детство - период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма.

    Наша современная дошкольная образовательная программы составлена достаточно грамотно, обоснованно и она акцентирована на вопросах гигиены и безопасности. Это, конечно, чрезвычайно важные условия, как для нормальной адаптации ребёнка в обществе, так и для сохранения его жизни в целом.  И наш детский сад-  осуществляет деятельность с приоритетом по физическому направлению развития детей. Целью деятельности является обеспечение условий  для охраны физического здоровья и всестороннего развития ребенка и качества дошкольного образования. И для нас воспитателей стоит задача привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

   Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

   Мы знаем, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Компоненты здорового образа жизни:

правильное  питание;

рациональная двигательная активность;

закаливание организма;

развитие дыхательного аппарата;

сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

   На этом и основана наша работа с детьми, которая предполагает различные формы, средства и методы формирования, основ здорового образа жизни у дошкольников. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники («День здоровья», «Малые олимпийские игры»).

   В режиме дня и НОД мы рационально используем двигательные и эмоционально-психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные разрядки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, элементы релаксации).

  На НОД по «Познанию» мы формируем  представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека.               

   Во время образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности  формируются  представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

   В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а это: закаливающие процедуры в летний период –  зарядка на воздухе, босо хождение по полу, , сон без маек, воздушные ванны длительный период в теплое время. В зимний период –  это: зарядка, босо хождение по коврику, умывание лица и рук до локтя, короткие  воздушные ванны. Всё это развивают физические, психические качества детей, воспитывают самостоятельность.

   Воспитываем   у  детей культурно-гигиенические навыки, которые предусматривают формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

   Физкультурные досуги  в нашей группе способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Их содержание  направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.

   Режимные моменты  мы используем  для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.

   Также средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В сюжетно-ролевых играх "Больница", "Семья» мы формируем   у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур.

Условия  нашего детского сада  соответствуют  возрастным потребностям роста и развития ребенка и обеспечивают его гармоничное развитие, обучение и воспитание.

   Результативность такого процесса во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители. Совместное участие родителей и детей в праздниках, досугах и викторинах, посвященных физической культуре и здоровью - неотъемлемая часть созидания здоровья.

   Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании. Главным залогом успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек является образцом для подражания.

   Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала "Здоровье", тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья "Вот я – болеть не буду" "Как я расту", проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.

       Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что формирование культуры здоровья держится на трёх китах: педагоги, ребёнок, семья.  Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»

      «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...

Формирование культуры здоровья у дошкольников

Цель нашей работы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человек...

Формирования культуры здоровья у дошкольников.

консультация для  родителей Зож...

Конспект совместного мероприятия с родителями по формированию культуры здоровья старших дошкольников "Путешествие в страну здоровья"

Создание условий для формирование у детей представление о том, что здоровье зависит от человека, что за здоровьем можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать....

Перспективное планирование "Формирование культуры здоровья у дошкольников"

Важным условием формирования у детей дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребност...

Консультация для воспитателей «Инновационные методы в формировании культуры здоровья у дошкольников»

В современных условиях сохранение жизни, охрана и укрепление здоровья настоящего и будущего поколений является одной из центральных задач развития человечества. Здоровье подрастающего поколения &ndash...