Консультация для педагогов "Народные игры".
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Народные игры».
Подготовила: Федюшина Вероника Викторовна
Исследованиями ученых доказано, что целенаправленные эмоциональные физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить достаточную двигательную активность ребенка. А через народные подвижные игры можно наиболее полно осуществлять это воздействие на ребенка.
Гипокинезия отрицательно влияет на функции многих жизненно важных систем организма, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность вообще. В результате развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус детей, ослабляется мышечный аппарат, ухудшаются показатели сердечнососудистой и дыхательных систем, формируются различные дефекты осанки.
Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Народные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающееся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цыплята) , ответственности, смелости, находчивости (наседка).
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые по определению русского фольклориста Г. А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
Катился горок по блюду, Ты води, а я не буду.
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты води.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:
Конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: Сивого или златогривого?
Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки:
«Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т. п. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется,
Губа задерется.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:
Первенчики, бубенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки
Медок, сахарок, Молчок!
Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.
Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:
Мышка, мышка,
Продай уголок
За шильце,
За мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.
Благодаря этим играм обыденное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. Преимущество игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связанна с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Творчество, фантазия - непременное условие большинства народных игр, это проявление воли к жизни усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют деятельность всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы оздоровления (Медвецкий А.И., 1990; Гребешева И.И. и др.; 1990 г.). У ребенка существует врожденная функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, между мышечной и эмоциональной сферой ребенка. Благодаря указанным связям через народные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.
Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний.
Серьёзными исследованиями педагогов, физиологов и врачей доказано благотворное влияние подвижных игр на детей. Одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, отвлекает ребенка от «ухода» в болезнь. Игры часто сопровождаются неожиданными смешными ситуациями, вызывает искренний смех у детей, следовательно, уже по одному этому они незаменимые корректоры в лечении детей.
Дошкольный возраст - главный период человеческой игры. Для целенаправленной тренировки некоторых мышечных групп наряду с играми целесообразно вводить упражнения игрового характера, где дети имитируют движения животных, насекомых («зайчик прыгает», «бабочка летает» и т.д.). Благотворное влияние подвижных игр на энергообеспечивающие системы - сердечно-сосудистую и дыхательную системы отмечал Р.И. Евдокимов.
Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является эффективным средством профилактики и важнейшим стимулятором роста и развития детей (Студенкин М.Я., 1988). Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Дети в детском саду и дома большую часть времени проводят в статическом положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением, развивается расстройство нервной системы, снижается эмоциональный тонус. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.
Для эффективного воздействия игр на организм ребенка нужно следовать комплексной системе:
- провести мониторинг состояния здоровья детей;
- разработать классификацию народных подвижных игр с учетом
состояния здоровья каждого ребенка, его возрастных
особенностей;
- наметить пути интегрированного подхода в проведении
народных подвижных игр;
- составить индивидуальный план оздоровления на каждого ребенка
через игру;
- повышать профессиональное мастерство педагогов через
семинар-практикум, консультации, деловые игры, тренинги;
- организовать сотрудничество с семьей.
Для родителей можно организовать клуб «Будь здоров», где решаются проблемные ситуации. Кроме того, они должны получать информацию о народных подвижных играх через родительские уголки, папки-передвижки, а также в «открытых днях» для родителей, в проведении совместных досугов, праздников.
Основой всей работы является индивидуальный план оздоровления на каждого ребенка через народную подвижную игру.
Учитывая перенесенные заболевания детьми желательно проводить игры с учетом состояния здоровья детей и их возраста, характера функциональных изменений организма, степени физической подготовленности.
После заболеваний ОРЗ, для восстановления носового дыхания, тренировки дыхательной мускулатуры, улучшения местного кровообращения используем игры «Совушка-сова», «Перышки», «Кто громче», «Шарик».
На сердечно-сосудистую и дыхательную системы оказывают благотворное влияние игры: «В льдинку», «Метелица», «В медведя», «Горелки», «Рыбаки и рыбы».
Нарушение осанки - частый спутник хронических заболеваний. Основой профилактики нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка.
В процессе проведения народных подвижных игр «Коршун и наседка», «Шел козел по лесу», «Гуси-лебеди», «Плетень», «Карусель», добиваемся тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия; «Ловлю птиц на лету», «Пчелы», «Два мороза», «Цепи кованные».
Детям, которые имеют плоскостопие и уплотнение стопы, подбираем игры для укрепления связочно-мышечного аппарата голени и стопы. Стопа является опорой, фундаментом всего тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Такие игры как: «Мостик через речку», «Метелица», «Зайцы в лесу» восстанавливают навыки правильной ходьбы.
Очень серьезная проблема - ожирение у детей. При этом заболевании в организме происходят изменения сходные с процессом старения.
Народные подвижные игры: «Стадо», «Заячьи горелки», «Медведи с цепью», «Петушиный бой» проводим для повышения интенсивности обменных процессов. Обязательно чередуем с бегом и ходьбой, где устраняется одышка, повышается эмоциональный тонус.
У детей после перенесенных инфекций могут длительное время оставаться нарушения нервной системы, ослабление организма, общее истощение, снижение эмоционального тонуса. На фоне щадящего режима дня такие игры как: «Заинька-паинька», «Карусель», «Кошка и мышка», «Море волнуется» помогают обрести ребенку уверенность в себе, улучшают его психическое здоровье. Жизнерадостное настроение способствует правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и восстановительным процессам в организме человека.
Игры занимают в режиме дня особое место. Они проводятся в помещении, на воздухе в любое время года. Народные подвижные игры несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний.
Во время проведения народных подвижных игр используем музыкальное сопровождение. Стоит отметить, как эффективно развиваются и закрепляются полезные качества и умения: это согласованность движений, чувство ритма, уравновешиваются нервные процессы. В ходе проведения народных подвижных игр возникают неожиданные смешные ситуации, которые вызывают искренний смех и радость у детей, а это незаменимые корректоры в лечении. Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой оздоровительной силой. В результате целенаправленной систематической организации проведения народных подвижных игр мы можем улучшить состояние здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»
Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые н...
консультация для родителей "Играйте с детьми в народные игры"
консультация для родителей с описанием народных игр которые можно использовать в домашних условиях...
Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"
Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...
Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?
«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...
Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Консультация для родителей. Игры по дороге в детский сад.
Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителейКонсультация для родителей.Игры по дороге в детский сад....
Консультация для родителей "Играйте с играми в подвижные игры"
Консультация для родителей с примерным перечнем подвижных игр....