Консультация для воспитателей по двигательной активности детей.
материал

Метлич Людмила Андреевна

Консультация для воспитателей детского сада по двигательной активности детей дошколноговозраста в групповом помещении. Основные виды ДА, примеры использвания, картотека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_da.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по двигательной активности детей.

В. А. Сухомлинский писал:

"Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребенка,

чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее".

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм является включение в организацию коррекционно – развивающей деятельности современных здоровьесберегающих технологий.

Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.

 Целью проведения динамических пауз, гимнастики для глаз, пальчиковых игр и упражнений, коррекционных упражнений является повышение умственной работоспособности, обеспечение кратковременного активного отдыха перед занятиями, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кистей рук.

Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам, «классики» и т.д.).

 Динамические паузы,  проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

  • Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  • Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  • Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  • Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
  •   Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
  •  Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
  •  Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
  •  Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний
  • Лечебную – способствовать выздоровлению.

Утро лучше начинать с психологического тренинга «Доброе утро, дети!». Детей становлю в круг. К первому от себя ребенку протягиваю ладони, рядом стоящий ребенок протягивает свои ладони мне, я говорю: «Доброе утро, Рома! Он отвечает: «Доброе утро Евдокия Ильинична». Поворачивается, и рядом стоящему ребенку, встретившись ладонями, говорит: «Доброе утро, Настя» - «Доброе утро, Рома». По кругу последний ребенок протягивает мне ладони: «Доброе утро, Евдокия Ильинична». «Доброе утро, Алина». Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось, они окончательно проснулись.

Динамические паузы: «Обезьяна», «Узнай по движению, кто это?», «Где мы были не скажем, что делали покажем».

Дети очень любят игру – тренинг –игра «Пары». Стоящих в кругу детей делю на пары и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить между занятиями, т.к. они положительно настраивают детей.

Ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, подвижные игры.

Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.

При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.

Массаж пальцев и кистей рук.

Отношение к рукам у человек всегда было особым, даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу. Защищали, строили жилище, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили, учились. По рукам судили о здоровье человека, о его положении (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные или рабочие руки). О характере, темпераменте (вялые, быстрые, нервные). Не случайно в русском языке много выражений, связанных с руками: мастер на все руки, золотые руки, положа руку на сердце, рукой подать, не подать руки, руками развести, обеими руками за, своя рука владыка, чужими руками жар загребать, руки не оттуда растут, работать не покладая рук, как рукой сняло.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития является хорошее развитие руки, кисти – мелкой пальцевой моторики. «Две сороконожки». Игры-массажи «Собираемся на бал» для девочек 4-6 лет, для мальчиков «Собираемся на охоту». Существует целая методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. С двух лет рекомендуются приёмы самомассажа кисти руки, пальцев (мальчик-пальчик).

«Вот помощники мои»

    Пальцы встали дружно в ряд,

    Десять маленьких ребят.

    Эти два всему указка

    Всё подскажут без подсказки.

    Пальцы – два середничка,

    Два здоровых добрячка.

    Ну а эти безымянны

    Молчуны, всегда упрямы.

    Два мизинца-коротышки

    Непоседы и плутишки.

    Пальцы главные средь них

    Два больших и удалых.

    Мальчик-пальчик, где ты был?

    С этим братцем суп варил,

    С этим братцем в лес ходил,

    С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песни пел.

Эти стихотворения можно использовать как познавательное – помощь детям запомнить как и какой пальчик называется.

Массаж пальцев начиная с большого и до мезинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать рифмовками.

    Массаж ладонных поверхностей разными шариками.

    Массаж шестигранными карандашами.

    Массаж четками – очень успокаивает и настраивает на гармоничное восприятие окружающего.

Массаж лица проводится с детьми с 5 лет (ст.гр) или профилактические мероприятия против гриппа и ОРЗ. Десять точек на лице и шее – 10 пальцев.

Физкультминутка — прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом. Для малышей наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений.

 Физкультурные упражнения направлены на исправление осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышечного корсета, координацию и используются как для общих занятий физкультурой так и в комплексах лечебной гимнастики, физкультминутках, спортивных играх, динамических паузах.

Благотворное влияние физических упражнений в сочетании с художественным словом многократно усваивается.

 Выйди, выйди солнышко

  Мы посеем зёрнышко

  Скоро вырастет росток

  Потянется на запад

   Потянется на восток

   Перекинется мосток

   Мы по мостику пойдём

   В гости к солнышку придём!

Ритмические движения под музыку. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма. Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками. Обучение детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.

Для реализации двигательной активности была подобранна картотека «ДА»

Данная картотека включает в себя игровые упражнения простые по содержанию, хорошо знакомые детям на различные группы мышц содержат элементы корригирующей гимнастики, психогимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики. Продолжительность игровых оздоровительных упражнений для детей старшего дошкольного возраста не более 10 минут.

Основной целью использования педагогами или родителями в работе с детьми картотеки «Оздоровительные упражнения» является предупреждение мышечного и зрительного переутомления, а так же развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, анализа, синтеза, глазо – двигательной координации, пальцевой моторики, кинестетических ощущений. Картотека «Оздоровительные упражнения» составлена в помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родительскому сообществу.

Гимнастика для глаз

Цель: повышение двигательной активности; глазодвигательной координации; развитие артикуляционной моторики, силы воздушной струи.

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Дети вытягивают вперед ладошку.
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка.
Ставят на ладонь указательный палец другой руки.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводя вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет:
Голова все время находится в фиксированном положении.
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает.
Закрывают глаза ладонями.

Все больного навещают,
Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево.
Все больного угощают:
Кто морошкой,
Кто черникой,
Кто сушенной земляникой.

Смотрит носик вправо-влево,
Резко перемещают взгляд вправо и влево.
Смотрит носик вверх и вниз.
Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались?
Мягко проводят указательными пальцами по векам.

«Зайка»

Каждый ребенок берет зайчика в руки или любой предмет

Зайка вправо поскакал,
Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал,
Каждый взглядом увидал.
Зайка – вправо, зайка – влево.
Ах, какой зайчонок смелый!

Комплексы коррекционных упражнений

Цель: способствовать повышению двигательной активности; укрепление сводов стопы; развитие двигательно–моторной координации.

«Плавание на байдарках»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вы¬тянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз.

«Гусеница»

Цели: формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног.
И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одно¬временно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все – гусеницы. Поползли!

 

«Лягушки» («Лягушата»)

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки!

И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).

Средь деревьев, на болотце,
Есть свой дом у лягушат.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши’ножки.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, не жалея ножки. 

«Пингвины на льдинах»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах нижних конечностей.

Бело-черные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Как они шагают дружно?
Показать вам это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали -немножко.
А моржа вдруг увидали,

Руки вверх чуть приподняли
И быстрей на льдину зашагали.

Между ступнями зажаты маленькие кубики или мешочки с песком. Дети выполняют движения под речевое сопровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развиваем двигательную активность детей"

Физическая культура занимает ведущие место в воспитании детей и представляет собой целый комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет д...

Консультация для воспитателей "Организация двигательной активности детей на прогулке"

Прогулка имеет особое оздоровительно-воспитательное значение, если она насыщена разнообразной двигательной деятельностью.  Данная консультация поможет педагогам правильно организовать деятльность...

Консультация для воспитателей «Активизация двигательной активности детей в зимний период»

Материал предназначен для воспитателей ДОУ. Содержит особенности организации двигательной деятельности детей в зимний период....

Консультация для воспитателей:"Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею"

Что означает двигательная активность? Основные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям во время самостоятельной двигательной активности....

Консультация для воспитателей .Организации двигательной активности детей на прогулке в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Двигательная активность  рассматривается как биологический и социальный феномен,главный источник развития и укрепления ресурсов здоровья,механизм регуляции жизнедеятельности растущего человека....

Консультация для воспитателей "Организация двигательной активности детей в группе"

К сожалению, в групповых помещениях современных детских садов не так много места для двигательной активности детей. К этой проблеме можно подойти творчески – создать предметную среду на полу с п...

Консультация для воспитателей: Организация двигательной активности детей на занятиях плаванием

Организация двигательной активности детей в плавании На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биоло...