Программа БОС
рабочая программа ( группа) на тему
Программа «Здоровячок» по обучению детей старшего дошкольного возраста снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам психофизиологической саморегуляции, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия на основе технологии функционального биоуправления биоилогически-обратной связи НФП «Амалтея».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bos.doc | 402.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ ДС №10 «Белочка»
_______________________ С. А. Головина
«____» _____________ 20__г.
Программа «Здоровячок»
по обучению детей старшего дошкольного возраста
снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам психофизиологической саморегуляции, профилактики
и коррекции нарушений осанки и плоскостопия на основе технологии функционального биоуправления
«Бос – Малыш» НФП «Амалтея».
Разработчик программы:
воспитатель первой
квалификационной категории
Самойлова Е.Л.
г. Нижневартовск
- Паспорт программы кружка.
Наименование программы | «Здоровячок» |
Основание для разработки программы кружка | - Закон РФ «Об образовании». - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249 – 03. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003. - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2.542 – 96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным и электронно – вычислительным машинам и организация работы», утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от14.07.1996г. №14. - Международные акты в области защиты прав детства – «Конвенция о правах ребёнка». - Устав образовательного учреждения. - Приказ МЗ РФ №156 от 10.05.2000г. «О разрешении на применение в медицинских целях изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественно и зарубежного производства в Российской Федерации». - Приказ МО РФ от 05.03. 2001г. №800 «Об основных направлениях деятельности Министерства Образования РФ и первоочередных мерах по их реализации». - Приказ МО РФ от 15.05.2000г. №1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». - Постановление правительства РФ от 29.12.2001г. №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи». - Приказ МЗ РФ №320 от 18.10.2002г. «О реализации Постановления правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического развития детей, подростков и молодежи». - Постановление Губернатора ХМАО- Югры № 151 от 30.04.1998 г. «Об организации деятельности органов местного самоуправления по сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного и школьного возраста»; - Программа «Развитие образование города Нижневартовска на 2015-2020 годы»; - «Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления» от 07.03.2003г. - Приказ МЗ РФ и МО РФ от 31.05.2002г. № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ». |
Заказчик программы | Администрация МАДОУ №10, родители. |
Организация исполнения программы | Кабинет БОС МАДОУ ДСКВ № 10 «Белочка» ул. Менделеева д.22-А |
Целевая группа | Программа рекомендована для занятий с детьми старшего дошкольного возраста |
Составители программы | Воспитатель МАДОУ ДСКВ №10 «Белочка» Самойлова Елена Леонидовна |
Цель программы | внедрить в работу с детьми 5-7 лет технологию функционального биоуправления по обучению снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам саморегуляции, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия. |
Задачи программы |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка |
|
Срок реализации программы | 1-2 года |
Информационная карта
Наименование программы | «Здоровячок» | ||
Название учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Белочка» | ||
Ф.И.О. руководителя | Головина Светлана Анатольевна | ||
Адрес, телефон, факс | г. Нижневартовск, ул. Менделеева 22А, 67-15-06 | ||
Название программы | Программа для обучения снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам психофизиологической саморегуляции, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия на основе технологии функционального биоуправления «Бос - Малыш». | ||
Описание программы Программа «Здоровячок» для обучения детей старшего дошкольного возраста снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам психофизиологической саморегуляции, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия на основе технологии функционального биоуправления может быть использована в дошкольных учреждениях, имеющих оборудованный кабинет БОС и обученных специалистов, прошедших обучение по программе «Обучение навыкам саморегуляции на основе метода функционального биоуправления с использованием программ НПФ «Амалтея». Цель программы: внедрить в работу с детьми 5-7 лет технологию по обучению снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам саморегуляции, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия. Программа построена на принципах гуманизма, системности, учета возрастного подхода, эмоциональности, занимательности, непринужденности, личностно-ориентированного взаимодействия. Особенность программы: она является программно-аппаратным комплексом, с использованием технологии функционального биоуправления (ФБУ); проста в управлении и предназначена как для индивидуальной (1-3 человека), так и для групповой (8- 10 человек) работы с детьми; содержит разнообразные видеоматериалы и игровые сюжеты обратной связи, учитывающие интересы детей старшего дошкольного возраста; не требует специального лицензирования для использования в образовательном учреждении; у специалиста, работающего по программе, нет необходимости иметь медицинское образование; удобное крепление датчиков позволяет использовать программу без необходимости раздевать ребенка, что крайне важно при групповой работе. | |||
Ф.И.О. ответственного за реализацию программы | Должность | Реквизиты для связи | |
Самойлова Елена Леонидовна | Воспитатель первой квалификационной категории | Тел. 67-15-06 МАДОУ ДС № 10 «Белочка» | |
Хакимова Лилиана Рафаеловна | Воспитатель первой квалификационной категории | Тел. 67-15-06 МАДОУ ДС № 10 «Белочка» |
Оглавление
1.2. Идея программы. Цели и задачи. Новизна программы
1.3. Принципы реализации программы. Концептуальные подходы.
1.4. Этапы реализации программы
1.5. Механизмы реализации программы
1.6. Стратегия реализации программы
1.7. Кадровое и финансовое обеспечение
2.1. Методика программы «Экватор», «Волна», «Статус».
Продолжительность занятий:
4. Механизмы контроля промежуточных и конечных результатов
4. Преемственность между дошкольным (услугой «БОС – Малыш») и школьным образованием
5. Организация режима пребывания детей в кабинете «БОС – Малыш»
6. Участники образовательного процесса, их права и обязанности
7.1. Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста
по программам «Волна» и «Экватор»
Введение
Много здоровья дано от Бога каждому из нас – можно сказать,
что эта драгоценность принадлежит нам по праву рождения
Но сохранить, не расплескать это богатство умеет далеко не каждый.
А.А. Сметанкин
Современный мир предъявляет к возможностям человека очень высокие требования. Постоянно меняющиеся условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. Возрастающий темп информационных нагрузок, производственной и учебной деятельности требуют все больше интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий и одновременно сокращают возможности для реализации физической активности, которая уравновешивает психические нагрузки.
Когда продолжительность и сила психических раздражителей начинает превышать адекватный уровень, саморегуляция деятельности организма на биохимическом, физическом и психическом уровнях нарушается и требует направленного профилактического или терапевтического вмешательства.
Наступило время, когда требования мира, окружающего ребенка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.
Нарушения осанки и плоскостопие являются частой причиной беспокойства родителей, педагогов и медиков, особенно когда выявляются у практически здоровых детей и подростков при профилактических осмотрах. Ведущей причиной развития нарушений осанки и плоскостопия является снижение функционального состояния мышечной системы вследствие дефицита двигательной активности. Поэтому они часто возникают у ослабленных детей, при различных заболеваниях и повреждениях, ограничивающих физическую нагрузку.
Таким образом, нарушения осанки и плоскостопие не следует рассматривать как не требующую коррекции индивидуальную особенность человека, а целесообразно оценивать как показатели состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей. Предупреждение и ранняя коррекция этих нарушений создает условия для гармоничного развития детей.
В начале 70-х годов двадцатого века русский физиолог А.А. Сметанкин начал исследования в области биологической обратной связи (БОС) и физиологии человека. В результате 30 лет научной работы, поисков и открытий учеными и его коллегами была создана технология «БОС – Здоровье», суть которой – обучение человека навыкам сознательного управления своим здоровьем. В 1988г. была организована фирма «Биосвязь», а в 1996г. появилась общественная организация – Российская Ассоциация БОС. В 2001г. в Санкт – Петербурге начал работу Институт биологической обратной связи. В 2002 году в системе образования России появилась новая оздоровительная технология, получившая название «БОС - Здоровье». Данная технология использует принцип биологической обратной связи. БОС позволяет увидеть и услышать работу органов и систем человека, и обучить его организм совершенной работе.
Сегодня в России решение проблем в социальной сфере является приоритетным. Особое внимание государства уделяется проблемам демографии, охраны материнства и детства, сохранению здоровья россиян. Оздоровление граждан России, детей и молодежи – это национальная идея возрождения страны, которая успешно воплощается в жизнь. Уникальный метод БОС помогает здоровым людям оставаться здоровыми, продлевает жизнь, борется с болезнями без лекарств.
1. Теоретическая значимость
1.1. Актуальность
Оздоровление детей дошкольного возраста в последнее время стало одним из приоритетных направлений работы Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ.
Дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, о себе, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Задача педагогов детского сада воспитать в детях потребность бережного отношения к себе и своему здоровью. Ведь в основном человек рождается с большим запасом здоровья. И в течение жизни растрачивает его. Надо научиться, не только беречь этот неиссякаемый источник, но и пополнять его. И работу эту необходимо начинать именно в дошкольном возрасте.
В законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников (закон РФ «Об образовании» от 12.05.95г. глава 5, стр. 51)».
По статистическим данным, только 10% детей поступает в школу абсолютно здоровыми. Особенно актуальна проблема в сохранении детского здоровья для северных регионов России. Ханты – Мансийский автономный округ создает дополнительные дискомфортные условия для жизни человека. За последние годы состояние здоровья дошкольников постоянно ухудшается.
В связи с этим проблемы сохранения и укрепления здоровья детей становятся особо актуальными во всех сферах человеческой деятельности, особенно в образовательной области.
В силу этих причин созрела необходимость создания программы «Обучение навыкам саморегуляции, диафрагмальному дыханию, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия с использованием метода БОС в дошкольном учреждении» посредством внедрения здоровьесберегающей технологий «БОС - Здоровье».
Программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, определяющих приоритетное направление российского образования, образовательной системы ХМАО-Югры, Программы развития г. Нижневартовска на 2008-2011 г. в части сохранения и укрепления здоровья детей, и представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих позитивные изменения в содержании, технологиях и материально-техническом оснащении образовательного процесса ДОУ.
Законодательно – нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249 – 03. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2.542 – 96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным и электронно – вычислительным машинам и организация работы», утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от14.07.1996г. №14.
- Международные акты в области защиты прав детства – «Конвенция о правах ребёнка».
- Программа «Развития образования города Нижневартовска 2006-2011 г.»
- Устав образовательного учреждения.
- Приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
- Приказ МЗ РФ №156 от 10.05.2000г. «О разрешении на применение в медицинских целях изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественно и зарубежного производства в Российской Федерации».
- Приказ МО РФ от 05.03. 2001г. №800 «Об основных направлениях деятельности Министерства Образования РФ и первоочередных мерах по их реализации».
- Приказ МО РФ от 15.05.2000г. №1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения».
- Постановление правительства РФ от 29.12.2001г. №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
- Приказ МЗ РФ №320 от 18.10.2002г. «О реализации Постановления правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического развития детей, подростков и молодежи».
- Письмо начальнику управления научно – исследовательских медицинских учреждений МЗ РФ с С.Б. Ткаченко от 08.04.2002г. №16-14/168.
- «Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления» от 07.03.2003г.
- Приказ МЗ РФ и МО РФ от 31.05.2002г. № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ».
1.2. Идея программы. Цели и задачи. Новизна программы
Идея программы: организовать работу по обучению детей снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам саморегуляции, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия на основе технологии функционального биоуправления.
Цель программы: внедрить в работу с детьми старшего дошкольного возраста технологию функционального биоуправления.
Задачи:
- Организовать работу кабинета «БОС – Здоровье» в виде дополнительной услуги;
- Оптимизировать психофизиологическое состояние (оздоровление) часто и длительно болеющих детей через создание благоприятных условий для нормализации психоэмоционального состояния и нервно-психического развития;
- Обучение произвольной регуляции функциями организма с целью профилактики стрессогенных заболеваний, коррекция нарушения осанки и плоскостопия, коррекции нарушений поведения, выработка конструктивных стратегий поведения для развития внимания, памяти, работоспособности.
Новизна программы: услуга носит развивающе - обучающий (образовательно – профилактический) характер. Образовательный процесс включает в себя здоровьесберегающую технологию функционального биоуправления (ФБУ), обеспечивающие индивидуальный подход в форме фиксации результатов индивидуальных маршрутов.
В основе технологии ФБУ лежит закон биологической обратной связи (БОС), описывающий адаптацию организма к изменениям во внешней и внутренней среде. Данная технология позволяет быстро и эффективно осваивать механизмы произвольной саморегуляции, что значительно расширяет адаптационные возможности ребенка.
Особенности работы по программе заключаются в том, что:
- «Экватор», «Волна» и «Статус» является программно-аппаратным комплексом, с использованием технологии функционального биоуправления (ФБУ);
- программа проста в управлении и предназначена как для индивидуальной (1 – 3 человек), так и для групповой (8- 10 человек) работы с детьми;
- программа содержит разнообразные видеоматериалы и игровые сюжеты обратной связи, учитывающие интересы детей старшего дошкольного возраста;
- Программно-аппаратный комплекс, используемый в каждой программе достаточно прост и надежен, удобное крепление датчиков позволяет использовать программу без необходимости раздевать ребенка, что крайне важно при групповой работе;
- не требует специального лицензирования для использования в образовательном учреждении;
- у специалиста, работающего по программе, нет необходимости иметь медицинское образование.
Программа учитывает условия:
- Эмоциональности подачи нового материала педагогом;
- Непринужденности подачи нового материала педагогом;
- Доступности подачи нового материала для детей;
- Создания эмоционально-психологического комфорта для воспитанников;
- Получения ребенком мгновенного результата своего труда.
1.3. Принципы реализации программы. Концептуальные подходы.
Принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия - взаимодействие педагога с ребенком, умение педагога принять и поддержать индивидуальность, интересы и потребности воспитанника.
- Принцип гуманизма – предполагает гуманность как качество присущее людям способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно относиться к себе и к другим существам.
- Принцип непринужденности – взрослый привлекает детей к обучению без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, активизируя своим партнерским участием.
- Принцип занимательности – предлагаемый виды деятельности должны быть интересными, увлекательными для детей.
- Принцип эмоциональности – использование педагогом эмоциональных средств (подачи материала) способствует снятию эмоционального напряжения, удовлетворению детей в самовыражении, проявлению инициативы, самостоятельности; создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности.
- Принцип системности – работа проводится в системе, а не от случая к случаю.
- Принцип коммуникативной направленности–целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Концептуальные подходы
- Возрастной подход – учет возрастных возможностей и способностей воспитанников.
- Личностно-ориентированный подход – ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Личность ребенка при этом выступает не только как субъект, но и как субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-то отвлеченной цели.
1.4. Этапы реализации программы
1 этап – подготовительный
1блок: | - изучение нормативно-правовой базы |
- ознакомление родителей с оздоровительной технологией «БОС - Здровье» | |
- рефлексия исходных результатов, информирование родителей о планируемой работе – демонстрация возможностей ФБУ. | |
- составление сметы доходов и расходов | |
2 блок: | - разработка программы работы по обучению детей снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам психофизиологической саморегуляции, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия на основе технологии функционального биоуправления; |
- составление перспективного плана для:
Разработка рекомендаций для родителей по закреплению диафрагмально – релаксационного дыхания у детей в домашних условиях.
|
2 этап – основной
1. | Внедрение программы (апробация технологии по обучению детей снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам психофизиологической саморегуляции, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия на основе технологии функционального биоуправления. |
2. | Информационно – практический этап работы с детьми (обучение соответствующим навыкам без компьютерного подключения) |
3. | Практический этап (компьютерное обучение):
|
3 этап – итоговый
1. | - оценка эффективности работы по программе; |
2. | - рефлексия удовлетворенности родителей предоставлением данной услуги; |
3. | - подведение итогов реализации программы, корректировка. |
Прогнозирование:
- В ДОУ организована планомерная системная работа по освоению программы «БОС – Малыш»;
- Нормализировано психоэмоциональное состояние часто и длительно болеющих детей через создание благоприятных условий;
- Созданы условия для коррекции нарушения осанки и плоскостопия, коррекции нарушений поведения, выработки конструктивных стратегий поведения для развития внимания, памяти, работоспособности.
- Сформировано самостоятельное поддержание диафрагмально – релаксационного дыхания у воспитанников;
- Сформирован навык произвольной релаксации и оптимизации с его помощью его функционального состояния;
- Сформирован навык правильной осанки, повышена сила мышц, обеспечивающих сохранение вертикального положения тела и мышц, удерживающих своды стопы;
Срок реализации программы: 1 год.
Срок действия программы: в течение 1 учебного года.
1.5. Механизмы реализации программы
Субъекты педагогического процесса | Условия проведения педагогического процесса |
Дети старшего дошкольного возраста | Проведение работы по программе «БОС – Здоровье» зависит от участников программы (возраст не младше 4 –х лет), количества воспитанников (не более 5 человек), от противопоказаний (запрет на работу с монитором компьютера; грубые нарушения интеллекта, не позволяющие понимать инструкции педагога; нарушение поведения (гиперактивность, агрессивность); острые заболевания или обострение хронических заболеваний; заболевания кожи). |
Родители | Разработка серии консультаций, буклетов, презентаций по теме использования метода функционального биоуправления (ФБУ), ознакомление с результатами эффективности работы по программе. |
Педагоги, имеющие доступ к обучению по программе |
|
1.6. Стратегия реализации программы
1.7. Кадровое и финансовое обеспечение
Кадровое обеспечение
На момент реализации программы общее количество сотрудников, занятых непосредственно на работе кабинета «БОС - Малыш» составило:
Ф.И.О. ответственного за реализацию программы | Должность |
Самойлова Елена Леонидовна | Воспитатель первой квалификационной категории. |
Хакимова Лилиана Рафаеловна | Воспитатель первой квалификационной категории. |
Финансовое обеспечение программы
№ | Наименование показателя | Количество | Сумма (в рублях) |
1 | Ноутбук, мышь | 3 комплекта | |
2 | Наушники | 3 комплекта | |
3 | Программное обеспечение «Экватор» | 1 комплект | |
4 | Программное обеспечение «Волна» | 1 комплект | |
5 | Программное обеспечение «Статус» | 1 комплект | |
6 | Стол компьютерный детский | 3 | |
7 | Стул компьютерный детский | 3 | |
8 | Подставка для ног | 3 | |
9 | Термометр | 1 |
2. Технология программы
Технология программы, основанная на использовании программно-аппаратного комплекса на основе технологии функционального биоуправления (ФБУ),
направлена на обучение детей старшего дошкольного возраста снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам психофизиологической саморегуляции, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.
Технология построена на освоении детьми образовательной области «Здоровье» и является образовательно – профилактической. Целью образовательной области «Здоровье» является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Технология включает перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по программам: «Экватор», «Волна» и «Статус».
Технология реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи. Биоуправление – это направленное изменение физиологического параметров организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении. Метод функционального биоуправления (ФБУ) опирается на универсальный закон адаптации, согласно которому мозг человека для управления функциями организма постоянно получает от всех органов и систем информацию об их состоянии, мгновенно оценивает все положительные и отрицательные результаты взаимодействия с миром и вносит необходимые коррективы. Это, так называемый, принцип биологической обратной связи (БОС), когда, получая информацию в режиме реального времени, мозг может мгновенно оценить, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.
Технология программы предназначена как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми.
Следует отметить преимущества метода ФБУ перед традиционными методами коррекции:
- Техническая и физиологическая безопасность. Обеспечивается тем, что поток информации направлен от человека к прибору и в ходе снятия сигнала никакого физического воздействия на человека не оказывается. Работа по изменению параметров организма происходит только в рамках индивидуальной физиологической нормы, что обеспечивает безопасность работы и учет индивидуальных особенностей.
- Немедикаментозность, неинвазивность. Метод позволяет использовать те внутренние механизмы адаптации организма, которые в условиях жизни оказываются подавленными или нарушенными. Их восстановление позволяет снизить энергетические затраты организма при повышении качества функционирования его систем, то есть оптимизировать состояние.
- Полифункциональность, комплексность. Организм, являясь целостной системой, реагирует изменениями всех своих проявлений. Таким образом, речь идет не об изменении одного отдельного параметра, а о тренинге целостных состояний.
- Объективность. Использование объективных данных в ходе работы позволяет преодолеть определенную инертность или инфантильность пациента, превращает его в активного участника обучения.
- «Точность» направленности воздействия. Метод ФБУ позволяет реализовать патогенетический подход к коррекции различных нарушений, когда лечение направлено не на следствие, а на причину возникновения нарушений.
- Краткосрочность обучения. За счет включения ребенка в систему ФБУ, когда малейшие изменения состояния немедленно (в режиме on-line) преобразуются в сигналы обратной связи, быстро формируется точный навык управления состоянием.
- Долговременность действия. Так как способы изменения состояния имеют значительную моторную составляющую, то навык закрепляется на уровне памяти тела, что и обеспечивает его длительное хранение в памяти. Кроме того, в ходе формирования навыка обучается и сама нервная система, которая стремится самопроизвольно поддерживать наиболее благоприятный режим функционирования организма.
2.1. Методика программы «Экватор», «Волна», «Статус».
Название | ПРОГРАММЫ | ||
Волна | Экватор | Статус | |
Цель | обучение диафрагмальному дыханию и с его помощью оптимизация функционального состояния | обучение навыку произвольной релаксации и оптимизация с его помощью функционального состояния. | коррекция нарушений осанки, выработка устойчивого навыка правильной осанки, профилактика и коррекция плоскостопия |
Показания |
|
Периферическая температура является ведущим параметром биоуправления в коррекции функционального состояния при таких нарушениях, как:
|
|
Ограничения | Работа по программе с детьми, имеющими заболевание бронхиальной астмы (а также при некоторых психических заболеваниях, характеризующихся резкими перепадами состояний), может спровоцировать приступ. Специалист, работающий с такими детьми, должен обладать определенными знаниями поведения в подобных ситуациях или осуществлять работу в присутствии медицинского работника. Несмотря на некоторые сложности в работе с такими детьми, эти заболевания не являются противопоказаниями к работе. Напротив, работа с ними приведет к улучшению состояния ребенка, тем не менее, это накладывает определенные ограничения на работу и предъявляет особые требования к уровню компетенции специалиста. | - | Мелькающий экран обладает эффектом фотостимуляции и может оказывать неблагоприятное воздействие при некоторых состояниях: судорожная готовность невроз навязчивых состояний (тики, гиперкинезы) синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей и подростков повышенная психо-эмоциональная возбудимость заболевания глаз и нарушения зрения |
Противопоказания | Абсолютные:
Относительные:
|
|
|
Компьютерный индикатор | индикатор компьютерный «Волна -03» обеспечивает регистрацию кардиосигнала с помощью электрических биополярных кардиодатчиков, размещаемых на запястьях. | индикатор компьютерный «Терм-01» обеспечивает регистрацию периферической температуры и передачу сигнала в компьютер. Для регистрации температуры в индикаторе «Терм-01» используется термодатчик, размещаемый на подушечке пальца и закрепляемый с помощью «липучки». | электромиографический прибор «Мио -02», предназначенный для регистрации биоэлектрических потенциалов контролируемых мышц, первичной обработки сигналов и передачи данных в компьютер. Регистрация электромиограммы (ЭМГ) осуществляется по 2- м каналам с помощью одноразовых электродов с нефиксированным межэлектронным расстоянием. |
Структура и продолжительность курса |
Знакомство с программой и целью ее применения.
(1 занятие). Основной целью этого этапа является выявление особенностей психофизиологического и психоэмоционального состояния ребенка, определение индивидуальной тактики обучения дыханию. Проводится диагностический сеанс, в ходе которого оцениваются параметры дыхания и показатели деятельности сердечно-сосудистой системы. Длительность 5-10 минут.
Целью данного этапа работы является формирование мотивации на работу по программе, ознакомление детей с возможностями саморегуляции. На этом этапе работы детям в доступной (по возрасту) форме рассказывают о стрессовых нагрузках, об основах саморегуляции, о дыхании и возможностях произвольного управления дыханием. Ребята знакомятся с внекомпьютерными тренажерами, объясняется методика дыхания. Проводится ряд упражнений на диафрагмальное дыхание.
(8-12 занятий). Целью этого основного этапа работы является выработка навыка диафрагмального дыхания. На этом этапе проводится психофизиологический тренинг с использованием компьютерного тренажёра «Волна». Этап состоит из трех рабочих фаз:
В ходе этих занятий ребёнок или подросток осваивает технику диафрагмального дыхания.
В ходе этих занятий вырабатывается устойчивый навык диафрагмального дыхания-и формируется новое оптимальное функциональное состояние.
(3-5 занятий). В ходе этих занятий проводится закрепление навыка дыхания. При необходимости коррекционной работы проводятся занятия по формированию тактики эффективного поведения в проблемных ситуациях (Отработка индивидуально значимых стрессовых ситуаций), (см. приложение «Терапевтические возможности программы»).
Целью этого этапа является оценка эффективности работы по программе. Проводится диагностический сеанс, аналогичный первичной диагностике, результаты которой позволяют отследить прогресс тренировок и успешность проведенного тренинга. Наряду с диагностическим этапом в программе «Волна» рекомендуется провести первичную и вторичную диагностику с помощью психодиагностических методик. |
Целью данного этапа работы является формирование мотивации на работу по программе, ознакомление с возможностями саморегуляции. На этом этапе работы в доступной (по возрасту) форме рассказывают о возможностях саморегуляции, знакомят с технологией биоуправления, демонстрируют метод аутогенной тренировки и другие методики саморегуляции.
Целью этого — основного — этапа работы является выработка навыка произвольного повышения периферической температуры. На этом этапе проводится психофизиологический тренинг с использованием компьютерного тренажера «Экватор».
(3 занятия) Вырабатывается устойчивый навык регуляции периферической температуры и формируется оптимальное функциональное состояние.
Продолжительность занятий:
дошкольники - 15 мин. 1 раз в неделю | Коррекция нарушений осанки 1 этап (подготовительный). Определение особенностей осанки ученика (1-2 занятия) Осмотр Оценка функционального состояния позвоночника Диагностическое ЭМГ-исследование. 2 этап (основной). Коррекция нарушений осанки (10-15 занятий). Коррекция нарушений осанки пациента. Формирование навыка правильной осанки. 3 этап (заключительный). Тренировка навыка правильной осанки (5-10 занятий) Тренировка навыка правильной осанки. Заключительное диагностическое исследование. Оценка эффективности курса занятий. Коррекция плоскостопия 1 этап (подготовительный). Первичное диагностическое исследование (1-2 занятия). 2 этап (основной). Тренировка мышц задней поверхности голени (10-15 занятий). 3 этап (заключительный). Оценка эффективности курса занятий (1 занятие). |
Вид передачи информации в компьютер | Постоянно изменяющийся график, отражающий изменения пульса (пульсограмма) | постоянно изменяющийся график, отражающий изменения (повышение или понижение) температуры | Постоянно изменящийся график, отражающий изменения электрической активности, возникающей в мышечных волокнах при возбуждении нервных окончаний (электромиограмма). |
Виды обратной связи | Режим «Тренировка дыхания»:
Режим «Игра бабочка». Сюжеты:
| Зрительная обратная связь
Звуковая обратная связь
| Режим «Работа»:
(«Паровозик», «Царевна – Лягушка», «Лягушка ест мух) |
Анализ результатов |
(количество дыхательных движений в минуту)
(удары в минуту)
(удары в минуту)
|
(в градусах)
| Осанка
Плоскостопие
|
При работе по программе рекомендуется придерживаться следующей структуры:
- Подготовительный (информационно – практический) этап, включающий в себя вводное ознакомительное занятие и диагностическое исследование.
- Основной (практический) этап, включающий в себя тренинг с использованием компьютерного тренажера.
- Заключительный этап, включающий в себя заключительную диагностику, оценку эффективности курса занятий.
- Механизмы контроля промежуточных и конечных результатов
Контроль за реализацией Программы может осуществляться педагогом, реализующим программу, заместителем заведующего по воспитательной и методической работе, руководителем ДОУ.
Диагностика в каждой программе: «Экватор», «Волна», «Статус» проводится с помощью специального диагностического режима, предусмотренного в программе, режим становится доступным только после выбора и создания карточки обучающегося в окне «Картотека».
Первоначальная и заключительная диагностика должна проводиться в течение не менее 3- 5 минут.
Диагностическая регистрация проводится после вводного ознакомительного занятия – это первичная диагностика, именно с этими показателями в конце курса сравниваются результаты заключительной диагностики, и соответственно, тогда можно судить об изменении психофизиологического состояния ребенка.
После проведения диагностической регистрации в окне «Результаты» демонстрируется график за время проведения процедуры. Под окном с графиком выводится дата проведения процедуры, ее длительность и среднее значение показателя за время регистрации (в числовом выражении).
Результаты проведенных диагностических и тренировочных занятий можно просмотреть в рабочем окне «Графики», в котором предоставляется выбор просмотра двух режимов: «Прогресс диагностики» и «Прогресс тренировки».
Активировав режим «Прогресс диагностики» можно просмотреть средние значения показателей за все проведенные диагностические процедуры (в виде графика или в виде гистограммы). Кроме того, диагностическая запись фонового состояния может производиться перед каждым занятием, это позволит проследить последовательность процесса изменения показателей (характера дыхания, значений периферической температуры, активности мышц) и закрепления навыка.
Диагностика фонового состояния может занимать 1 – 2 минуты.
На этапе первичной диагностики необходимо оценить особенности психофизиологического и психоэмоционального состояния ребенка в начале курса с целью выработки индивидуальной тактики работы.
Оценивая достижения в обучении, следует рассматривать как изменения значений показателей при диагностической регистрации, так и успешность в отдельных сеансах, которая является показателем сформированности навыка произвольной регуляции состояния.
Грамотное проведение заключительной диагностики поможет качественно оценить эффективность работы, отследить прогресс тренировок и успешность проведенного тренинга. При этом следует иметь в виду, что у детей часто возникает ухудшение показателей на последнем рабочем сеансе, по сравнению с предыдущими, если об окончании курса им не сообщить заранее.
Наглядно представленные результаты в виде графиков и числовых значений наиболее значимых показателей позволяют написать подробный отчет по работе с каждым ребенком отдельно, и полный отчет по оценке эффективности программы.
4. Преемственность между дошкольным (услугой «БОС – Малыш») и школьным образованием
- Организация режима пребывания детей в кабинете «БОС – Малыш»
Наименование услуги: услуга здоровьесберегающей направленности для обучения детей старшего дошкольного возраста снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам психофизиологической саморегуляции, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия на основе технологии функционального биоуправления.
Назначение: создание условий для обучения детей снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам психофизиологической саморегуляции, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия на основе технологии функционального биоуправления. (предназначена для тренировочной и профилактической работы)
Область применения: дети старшего дошкольного возраста первого периода.
Перспективы:
- Вовлечение детей среднего возраста;
- Распространение педагогического опыта.
Краткое описание и основные характеристики: сеансы организуются в специально оборудованном кабинете.
Режим работы: сеансы проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (первый период).
Наполняемость группы – для теоретических сеансов – 8 – 10 человек, для практических – 2 - 5 человек.
Сеансы проводятся 2 раза в неделю, 2 раза в год и рассчитаны на 2 года обучения.
Время посещения для детей старшего дошкольного возраста: 15 минут (практические сеансы), 20 – 25 минут (теоретические сеансы) - 2 раза в неделю.
Отношения между МАБДОУ ДС №10 «Белочка» и родителями (законными представителями): регулируются договором, заключенным в установленном порядке (если услуга переходит в категорию платной).
Прием детей в группу услуги здоровьесберегающей направленности: осуществляется на основании заявления родителей.
Организация оздоровительно – профилактической работы предполагает создание условий для обучения детей снятию напряжения, диафрагмальному дыханию, навыкам психофизиологической саморегуляции, профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия на основе технологии функционального биоуправления.
- Участники образовательного процесса, их права и обязанности
6.1. Участниками образовательного процесса работы услуги являются воспитанники, родители (законные представители), педагогический работник.
6.2. Права, социальные гарантии и обязанности работников, занятых в кабинете «БОС – Здоровье» определяются законодательством РФ, Уставом МАБДОУ ДС №10 «Белочка», локальными актами ДОУ регламентирующими деятельность услуги (приказом, положением об услуге, должностной инструкцией специалиста, оказывающего услугу «БОС – Здоровье»), гражданско - правовым договором, определяющим условия выполнения работы. (Приложение ).
6.3. Права и обязанности родителей (законных представителей) определяются Уставом МАБДОУ ДС №10 «Белочка», локальным актом (приказом ДОУ), регламентирующим деятельность услуги, заявлением на зачисление ребенка на сеансы «БОС – Здоровье» или отчислением.
( Приложение).
6.4. Управление деятельностью услуги осуществляется заместителем заведующего ДОУ, руководствующим Положением о кружковой работе.
6.5. Деятельность услуги может быть прекращена в случае утери актуальности для родителей или прекращения функционирования услуги.
7. Практическая значимость.
7.1. Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста
по программам «Волна» и «Экватор»
Этап | Задачи этапа | Тема | Программное содержание, Оборудование | Количество занятий |
Информационный (Теоретические занятия) | Знакомство с программой и целью ее применения. Знакомство с кабинетом, компьютерным оборудованием, техникой безопасности при работе на компьютере. | № 1«Как мы дышим» «Учимся правильно дышать» |
Оборудование: Иллюстрации с изображением органов дыхания, мыльные пузыри, снежинки, кораблики, игрушки резиновые, бумажный язычок. | 1 |
Диагностический этап | Выявление особенностей психофизиологического и психоэмоционального состояния ребенка, определение индивидуальной тактики обучения дыханию с помощью программы «Волна» | № 2 Знакомство с биокомпьютерным тренажером «Волна». | Знакомство с биокомпьютерным тренажером «Волна». Проводится диагностический сеанс для оценки параметров дыхания. 5 мин. | 1 |
Практичес кий этап | Работа по программе «Волна» Выработка навыка формирование навыка диафрагмально -релаксационного типа дыхания с помощью приборов происходит на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. | № 3 Режим «Тренировка дыхания»: «Столбик» |
Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения.
Всего 9 мин., работа – 7 мин.
| 1 |
№ 4 Режим «Тренировка дыхания»: «Столбик» |
Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения.
Всего 9 мин., работа – 7 мин.
| 1 | ||
№ 5 Режим «Тренировка дыхания»: «Полоса» |
2. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения.
Всего 10 мин., работа – 8 мин.
| 1 | ||
№ 6 Режим «Тренировка дыхания»: «Полоса» |
Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения.
1. Работа – 3 мин. 2. Отдых – 1 мин. 3. Работа – 2 мин. 4. Отдых – 1 мин. 5. Работа – 3 мин. Всего 10 мин., работа – 8 мин.
| 1 | ||
№ 7 Режим «Тренировка дыхания» - «Прозрачность» |
Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения.
Цель – тренировка и закрепление навыка диафрагмального дыхания с использованием визуальной обратной связи. 1. Работа – 3 мин.
Всего 10 мин., работа – 8 мин.
| 1 | ||
№ 8 Режим «Тренировка дыхания» - «Слайды» |
Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения.
Всего – 11 мин., работа 9 мин.
| 1 | ||
№ 9 Режим «Тренировка дыхания»: «Слайды» | 1. Орг. момент (5 мин.) 2. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения. 3. Закрепление навыка
Всего – 11 мин., работа 9 мин. 4. Гимнастика для глаз. | 1 | ||
№ 10 Режим «Тренировка дыхания»: «Слайды» | 1. Орг. момент (5 мин.) 2. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения. 3. Закрепление навыка
Всего – 11 мин., работа 9 мин. 4. Гимнастика для глаз. | 1 | ||
№ 11 Режим «Слайды» | 1. Орг. момент (5 мин.) 2. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения. 3. Закрепление навыка
Всего – 11 мин., работа 9 мин. 4. Гимнастика для глаз. | 1 | ||
№ 12 Режим «Игра Бабочка» |
Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения.
| 1 | ||
№ 13 Заключительная диагностика | Диагностический сеанс 5 мин. | 1 | ||
Работа по программе «Экватор» | № 1 | Знакомство с биокомпьютерным тренажером «Экватор». Ознакомление ребенка с возможностями саморегуляции. | 1 | |
№ 2 Режим «Температурный тренинг» Режим «Столбик» | 1. Орг. момент (5 мин.) 2. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения. 3. Формирование навыка (2 мин). Содержание: При установлении порога на графике температуры задается значение, которое определяет успешность работы в сеансе. Это значение отображается на столбике индикатора в виде горизонтальной черты. Изменения периферической температуры отражаются в виде заполнения этого столбика цветом. Задача – поднять столбик индикатора выше установленной черты. (Изменения периферической температуры отражаются в виде заполнения столбика цветом). 4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). 5. Гимнастика для глаз. | 1 | ||
№ 3 Режим «Столбик» Режим «График» | 1. Орг. момент (5 мин.) 2. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения.
(содержание и задачи см. выше) Время – 2мин. Содержание: В этом режиме на экране выводится график реальных значений периферической температуры. Задача – добиться прогрессивного движения температурной кривой при постоянном повышении значений. 4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). 5. Гимнастика для глаз. | 1 | ||
№ 4 Режим «Столбик» Режим «Калейдоскоп» | 1. Орг. момент (5 мин.) 2. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения. 3. Обучение регуляции периферической температуры (содержание и задачи см. выше) Время – 2мин. Содержание: Рабочее окно разделено на 8 равных частей по горизонтали и 6 частей по вертикали. Это окно является скрытым изображением. Задача – открыть как можно больше новых изображений в горизонтальном ряду на пересечении температурной границы. Время - 2 мин. 4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). 5. Гимнастика для глаз. | 1 | ||
№ 5 Режим «Радуга» | 1. Орг. момент (5 мин.) 2. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения. 3.Обучение регуляции периферической температуры Содержание: При каждом повышении температуры на 0,5 выделенный горизонтальный диапазон закрашивается цветом от точки пересечения до границы рабочего окна. При ухудшении показателей (снижении температуры) закрашенные зоны теряют свою окраску. Задача – «закрасить» все линии на графике. 4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). 5. Гимнастика для глаз. | 1 | ||
№ 6 «Радуга» Режим «Калейдоскоп» | 1. Орг. момент (5 мин.) 2. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения. 3.Обучение регуляции периферической температуры (содержание и задачи см. выше) Время – 2мин. (содержание и задачи см. выше) Время – 2мин. 4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). 5. Гимнастика для глаз. | 1 | ||
№ 7 Анимация «Солнышко» | 1. Орг. момент (5 мин.) 2. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения. 3.Закрепление навыка. Содержание: Режим представляет собой мультфильм, в котором движение персонажей зависит от выполнения обучающимся задачи сеанса. 4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). 5. Гимнастика для глаз. | 1 | ||
№ 8 Анимация «Солнышко» | 1. Орг. момент (5 мин.) 2. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения. Цель: тренировка и закрепление навыка снятия напряжения по параметру периферической температуры с использованием анимации в виде обратной связи. 3.Закрепление навыка. Содержание: Режим представляет собой мультфильм, в котором движение персонажей зависит от выполнения обучающимся задачи сеанса. 4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин). 5. Гимнастика для глаз. | 1 | ||
Заключительная диагностика | № 9 | Заключительная диагностика | 1 |
Учебный план
Количество сеансов в неделю | 1 курс | 2 курс | Длительность | Всего сеансов в год |
1 | 22 | 22 | 20 – 25 мин (теоретический сеанс) 10-20 мин (практический сеанс) | 22 |
Список литературы:
- Руководство пользователя по эксплуатации комплексной образовательно – профилактической программы «Волна». НПФ «Амалтея», СПб., 2010.
- Руководство пользователя по эксплуатации комплексной образовательно – профилактической программы «Экватор». НПФ «Амалтея», СПб., 2010.
- Учебно – методическое пособие для работы с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста. НПФ «Амалтея», СПб., 2010.
- Методическое пособие «Экватор». Обучение навыкам саморегуляции.
/Сост. Ледина В.Ю., Зубова Н.А. – СПб., 2004.
- Методическое пособие «Статус». Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия. / Сост. к.м.н. Кузьмичева О.А., к.пс.н. Ледина В.Ю., СПб, 2011.
Методическое пособие «Волна». Обучение диафрагмальному дыханию. / Сост. Ледина В.Ю., Зубова Н.А. – СПб., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...