«Формирование у детей 5-го года жизни знаний о пожарной безопасности»
проект ( группа) на тему

Копнина Екатерина Сергеевна

Дошкольный возраст - эта важнейший период, когда фор­мируется человеческая личность.

Определить, правильно  или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъ­яснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний,  а стиль жизни в  различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей  является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны   применить в реальной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл содержание проекта46.12 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

для детей группы общеразвивающей направленности

от 4 до 5-ти лет

«Формирование у детей 5-го года жизни

знаний о пожарной безопасности» 

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - эта важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Определить, правильно  или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний,  а стиль жизни в  различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей  является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны   применить в реальной жизни.

Тяга детей к огню, игре со спичками общеизвестна. Психологи доказывают, что об опасности этих игр дети знают, они различают огонь добрый и злой, огонь созидающий и разрушающий. Помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь их от беды – задача взрослых.

Пожары происходили все времена, однако, в последние годы их число неуклонно растет, а сами пожары становятся наиболее катастрофичны.

Актуальность темы.                                                                        

Дети в своих разнообразных играх часто повторяют поступки и действия

взрослых, имитируя их труд. Велика любознательность ребенка. Ему хочется как можно скорее все узнать и испытать самому и, конечно, в первую очередь детей интересуют яркие и запоминающиеся явления. А что может быть интереснее огня, с которым в детстве они встречаются на каждом шагу? Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решится поиграть с коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который он видел в лесу.

Иногда взрослые вынуждены оставить детей на какое-то время одних. Однако, прежде чем уйти из дома, необходимо поручить наблюдение за ребенком старшим детям или кому-нибудь из взрослых. Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах. В случае пожара они не могут самостоятельно выйти из горящего помещения. Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами. Отыскать детей в обстановке пожара дело нелегкое.

В свои игры дети стараются внести элементы таинственности. Порой, даже трудно предугадать, куда приведет детская фантазия в поиске мест для игр. Нередко игры проходят на чердаках и в подвалах. Таинственность и темнота требуют присутствия огня, и тогда ребята, не задумываясь о последствиях, могут развести костер там, где опасно даже зажечь спичку.

Трагические случаи наглядно доказывают: главная причина гибели детей на пожаре кроется в их неумении действовать в критических ситуациях. Во время пожара у маленьких детей срабатывает подсознательный инстинкт: ребенок старается к чему-то прижаться, куда-то спрятаться, ищет мнимое убежище - под кроватью, столом и т. д. Там его беда и настигает. Очень важно научить ребенка не паниковать и не прятаться в случае пожара, а научить его необходимым действиям, показать возможные выходы для эвакуации – в этом и заключается актуальность данного проекта.

Новизна.

Педагогический проект «Формирование у детей 5-го года жизни знаний о пожарной безопасности» позволяет систематизировать знания по предложенной теме, стимулирует развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, создает предпосылки поисковой деятельности, способствует развитию безопасности.

Совместная работа педагогов, воспитанников и их родителей над проектом способствует успешному решению задач безопасного поведения.

Проблема.                                                                                        

Дети не имеют достаточных знаний об огне и его опасности для человека.

Тип проекта: социальный.

Вид проекта: педагогический.

По времени проведения: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с 01.09.2014г. по 31.08.2015г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».

Цель проекта. Формирование у детей 5-го года жизни знаний о пожарной безопасности.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
  2. Дать детям знания о правилах поведения в случае возникновения пожара и как позвать взрослого на помощь в соответствующих обстоятельствах.
  3. Развивать умения и навыки безопасного поведения у детей при возникновении пожара.
  4. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  5. Развивать осознанность и произвольность в выполнении основных правил безопасного поведения при пожаре.
  6. Вовлекать родителей в совместную работу по воспитанию безопасного поведения у детей.

В основу  педагогического проекта положены следующие принципы:

  1. Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем).
  2. Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей).
  3. Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды).        
  4. Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал).

          5. Динамичность (интеграция задач в разных видах деятельности).

Участники проекта:

  • воспитатели группы: Колесникова М.В.,  Копнина Е.С.;
  • дети 5-го года жизни;
  • родители (законные представители) воспитанников.

Формы, методы  работы с детьми.

При ознакомлении детей с правилами пожарной безопасности, особое внимание следует уделить использованию разнообразных методов – это: НОД, экскурсии, игровые упражнения, проблемные и познавательные вопросы, образовательных ситуаций, показ, объяснение, наблюдения, сравнения, театрализация, дидактические и подвижные игры, чтение познавательной и художественной литературы, беседы познавательного характера и др.

Формы, методы  работы с родителями.

Успех любой работы с детьми во многом зависит  от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности воспитателей группы.

В качестве наиболее эффективной формы убеждения используются следующие традиционные и нетрадиционные коллективные формы общения:

  • консультации «Безопасность наших детей – в наших руках» и др.;
  • просмотры открытых НОД:  «Отважные пожарные», «Встреча с интересным человеком» и др.;
  • участие в досуге «Огонь-друг, огонь-враг»;

Оформление:

  • папки-раскладушки по темам: «Спички – детям не игрушки» и др.;
  • памятки «Огонь – друг, огонь – враг», «Соблюдай правила пожарной безопасности» и др.;
  • организована выставка работ детей и родителей  «Осторожно, огонь!» и др.;
  • организована выставки художественной литературы «Огонь вокруг нас»;
  • анкетирование по теме проекта;
  • создана педагогическая библиотека для родителей.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационный:

  • определение темы проекта;
  • формулировка цели и задач;
  • составление плана реализации проекта.

2 этап. Реализация проекта:

  • проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта;
  • проведение совместной деятельности с детьми и родителями группы.

3 этап. Заключительный этап:

  • проведение итогового мероприятия;
  • проведение мониторинга знаний и умений детей.

Материально - технические  обеспечение:

  • пособия и материалы: дидактические, демонстрационные и раздаточные по безопасности, сюжетные  и предметные картинки;
  • методическая литература, детская художественная литература по безопасности;
  • медиатека - как источники необходимой информации; магнитофон, ИКТ (информационно – коммуникационные технологии)  и др.

Ожидаемый результат:

  1. Дети проявляют познавательную  активность.
  2. Имеют знания и представления о правилах безопасного поведения при

пожарах.

  1. В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного

поведения.

  1. Дети осуществляют перенос опыта безопасного поведения в игру (объясняют  кукле основные источники и виды опасности пожара в быту, в природе; обучают ее способам безопасного поведения), самостоятельно соблюдают данные правила во взаимодействии со сверстниками.
  2. Дети умеют в угрожающих жизни и здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.
  3. Родители активно участвуют в обогащении знаний детей о безопасном поведении.

Критерии и средства диагностики уровня формирования знаний детей среднего дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности.

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», реализуемая в ДОУ, предполагает в декабре и августе учебного года проведение мониторинга эффективности деятельности педагога с детьми по теме: «Формирование у детей 5-го года жизни знаний о пожарной безопасности».

Характеристика уровней знаний детей среднего дошкольного возраста по пожарной безопасности:

Высокий уровень. Ребенок с интересом познает правила безопасного поведения, узнает как можно больше об опасных и безопасных ситуациях, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, разгадывает загадки. В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения. Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций. Осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру (объясняет кукле основные источники и виды опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; обучает ее способам безопасного поведения, предупреждает), самостоятельно соблюдает данные правила во взаимодействии со сверстниками. Умеет в угрожающих жизни и здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.

Средний уровень. Ребенок недостаточно проявляет интерес к освоению правил безопасного поведения.  В повседневной жизни не всегда стремится соблюдать правила безопасного поведения. Иногда осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру, с помощью взрослого соблюдает данные правила во взаимодействии со сверстниками. Не всегда умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.

Низкий уровень. У ребенка не проявляется интерес к освоению правил безопасного поведения. Ребенок сам становится источником возникновения опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками, часто травмируется. Несмотря на предупреждение взрослого, не проявляет осторожность при контактах с потенциально опасными предметами.

Перспективы  дальнейшего развития проекта:

  • разработать педагогический проект по пожарной безопасности для детей 6-го года жизни;
  • активизировать участие родителей по развитию знаний о безопасном поведении  дошкольников в рамках требований ФГОС ДО.

Литература.

  1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Средняя группа. ЦГЛ Москва 2004г.
  2. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – спб.: ооо «Издательство «Детство-пресс», 2013.-144 с.
  3. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты, занятия, игры. – спб.: ооо «Издательство «Детство-пресс», 2013.-128 с.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – спб.: ооо «Издательство «Детство-пресс», 2012.-240 с.
  5. Чермашенцева, О.В. Основы безопасности поведения дошкольников: занятия. Планирование, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2012. – 207 с.

План проведения мероприятий

по реализации педагогического проекта

«Формирование у детей 5-го года жизни

знаний о пожарной безопасности»

Срок

Название мероприятия

(деятельность детей и педагогов)

Деятельность родителей

сентябрь

Беседа «Ребенок и огонь».

Сюжетно-ролевая игра «Осторожно, пожар!».

Заучивание потешки «Тили-тили, тили-бом! Загорелся кошкин дом!» (инструктаж).

Информирование родителей о целях, задачах, содержании проекта.

октябрь

Беседа – инструктаж   «История со счастливым концом».

Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные».

Драматизация сказки «Кошкин дом».

Экскурсия по детскому саду: в уголок противопожарной безопасности.

Оформление уголка пожарной безопасности в группе.

ноябрь

Знакомство с художественной литературой С. Маршак «Пожар».

НОД «Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Видео просмотр  «Пожар в природе».

Беседа - инструктаж «Спички не тронь – в спичках огонь!».

Папка-раскладушка «Спички детям не игрушки!».

декабрь

Беседа - инструктаж «Что может испортить новогодний праздник?» (украшение елки свечами, ватой, электрическими гирляндами).

Рассматривание сюжетных картинок «Осторожно, огонь!».

НОД Лепка «Подсвечник».

Памятка «Соблюдайте правила пожарной безопасности».

январь

Сюжетно-ролевая игра. «Семья». Сюжет «Маша забыла выключить утюг».

Беседа  «Не играй с огнем».

Рассказывание произведения С.Я Маршака «Кошкин дом».

Беседа - инструктаж «Пожароопасные предметы».

Консультация «Безопасность наших детей – в наших руках».

февраль

Беседа - инструктаж  «Осторожно, спички!».

НОД «Использование и хранение опасных предметов».

Рассматривание тематического альбома «Профессии людей».

Изготовление памяток, буклетов для детей и родителей на тему: «Огонь – друг или враг?»

март

Беседа – инструктаж «Приключения Зажигалки».

Аппликация коллективная «Пожарная машина».

НОД «Отважные пожарные».

Организация выставки художественной литературы «Огонь вокруг нас».

Просмотр НОД «Отважные пожарные».

апрель

НОД «Огонь и «укротитель» огня».

НОД Рисование (нетрадиционная техника) «Тили-бом, загорелся кошкин дом».

Настольно-печатная игра «Профессии».

Досуг с детьми и родителями «Огонь-друг, огонь-враг».

май

Беседа - интруктаж «О пожарной безопасности».  

Сюжетно-ролевая игра. «Шоферы» (пожарная машина).

НОД «Труд пожарных».

Настольная игра лото «Профессии».

Индивидуальные беседы «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему проекта?».

июнь

НОД  «Чем опасны пожары в лесу».  

Беседа – инструктаж  «Пожароопасные предметы, пожар».

Театрализованная деятельность. Драматизация ситуации «Как вести себя при пожаре».

Выставка совместных работ детей и родителей  «Осторожно, огонь».

июль

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» (игровая ситуация: пожар).

Театрализованная деятельность. Разыгрывание потешки «Кошкин дом».

Беседы  - инструктаж «Не играй со спичками - это опасно!».

Анкетирование родителей по теме проекта.

август

Беседа «Правила поведения в лесу».

Сюжетно-ролевая игра «Разговор по телефону: вызываем пожарную помощь».

НОД «Хрюша попал в беду» (инструктаж).

Игровое НОД. «Встреча с интересным человеком» (пожарным).

Оказать помощь в проведении итогового мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пожарная безопасность» «Тили – бом, тили – бом, будет безопасным дом!»

Цель: Закрепить  и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности на примере произведения С.Я Маршака «Кошкин дом».Задачи:1....

Календарно-тематическое планирование по обучению детей подготовительной к школе группы основам пожарной безопасности .

Тематическое планирование ао формированию у детей подготовительной группы навыков пожарной безопасности в рамках педагогического проекта "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор форм...

«Формирование у детей 5-го года жизни знаний о пожарной безопасности»

Дошкольный возраст - эта важнейший период, когда фор­мируется человеческая личность.Определить, правильно  или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не ...

Рекомендации по формированию основ безопасности и жизнедеятельности для детей и их родителей по правилам пожарной безопасности.

Уважаемые родители(законные представители) наших воспитанников! Убедительная просьба соблюдать режим самоизоляции! В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции призываем Вас о...

Беседа по формированию основ безопасности у детей подготовительной к школе группы «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников» (Социально-коммуникативное развитие)

Беседа по формированию основ безопасности у детей подготовительной к школе группы«Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников»(Социально-коммуникативное развитие)...

Программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к правилам пожарной безопасности «Дружина юных пожарных»

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность вз...