«Формирование у детей 5-го года жизни знаний о пожарной безопасности»
проект ( группа) на тему
Дошкольный возраст - эта важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны применить в реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
содержание проекта | 46.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
для детей группы общеразвивающей направленности
от 4 до 5-ти лет
«Формирование у детей 5-го года жизни
знаний о пожарной безопасности»
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст - эта важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны применить в реальной жизни.
Тяга детей к огню, игре со спичками общеизвестна. Психологи доказывают, что об опасности этих игр дети знают, они различают огонь добрый и злой, огонь созидающий и разрушающий. Помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь их от беды – задача взрослых.
Пожары происходили все времена, однако, в последние годы их число неуклонно растет, а сами пожары становятся наиболее катастрофичны.
Актуальность темы.
Дети в своих разнообразных играх часто повторяют поступки и действия
взрослых, имитируя их труд. Велика любознательность ребенка. Ему хочется как можно скорее все узнать и испытать самому и, конечно, в первую очередь детей интересуют яркие и запоминающиеся явления. А что может быть интереснее огня, с которым в детстве они встречаются на каждом шагу? Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решится поиграть с коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который он видел в лесу.
Иногда взрослые вынуждены оставить детей на какое-то время одних. Однако, прежде чем уйти из дома, необходимо поручить наблюдение за ребенком старшим детям или кому-нибудь из взрослых. Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах. В случае пожара они не могут самостоятельно выйти из горящего помещения. Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами. Отыскать детей в обстановке пожара дело нелегкое.
В свои игры дети стараются внести элементы таинственности. Порой, даже трудно предугадать, куда приведет детская фантазия в поиске мест для игр. Нередко игры проходят на чердаках и в подвалах. Таинственность и темнота требуют присутствия огня, и тогда ребята, не задумываясь о последствиях, могут развести костер там, где опасно даже зажечь спичку.
Трагические случаи наглядно доказывают: главная причина гибели детей на пожаре кроется в их неумении действовать в критических ситуациях. Во время пожара у маленьких детей срабатывает подсознательный инстинкт: ребенок старается к чему-то прижаться, куда-то спрятаться, ищет мнимое убежище - под кроватью, столом и т. д. Там его беда и настигает. Очень важно научить ребенка не паниковать и не прятаться в случае пожара, а научить его необходимым действиям, показать возможные выходы для эвакуации – в этом и заключается актуальность данного проекта.
Новизна.
Педагогический проект «Формирование у детей 5-го года жизни знаний о пожарной безопасности» позволяет систематизировать знания по предложенной теме, стимулирует развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, создает предпосылки поисковой деятельности, способствует развитию безопасности.
Совместная работа педагогов, воспитанников и их родителей над проектом способствует успешному решению задач безопасного поведения.
Проблема.
Дети не имеют достаточных знаний об огне и его опасности для человека.
Тип проекта: социальный.
Вид проекта: педагогический.
По времени проведения: долгосрочный.
Срок реализации проекта: с 01.09.2014г. по 31.08.2015г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».
Цель проекта. Формирование у детей 5-го года жизни знаний о пожарной безопасности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
- Дать детям знания о правилах поведения в случае возникновения пожара и как позвать взрослого на помощь в соответствующих обстоятельствах.
- Развивать умения и навыки безопасного поведения у детей при возникновении пожара.
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Развивать осознанность и произвольность в выполнении основных правил безопасного поведения при пожаре.
- Вовлекать родителей в совместную работу по воспитанию безопасного поведения у детей.
В основу педагогического проекта положены следующие принципы:
- Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем).
- Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей).
- Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды).
- Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал).
5. Динамичность (интеграция задач в разных видах деятельности).
Участники проекта:
- воспитатели группы: Колесникова М.В., Копнина Е.С.;
- дети 5-го года жизни;
- родители (законные представители) воспитанников.
Формы, методы работы с детьми.
При ознакомлении детей с правилами пожарной безопасности, особое внимание следует уделить использованию разнообразных методов – это: НОД, экскурсии, игровые упражнения, проблемные и познавательные вопросы, образовательных ситуаций, показ, объяснение, наблюдения, сравнения, театрализация, дидактические и подвижные игры, чтение познавательной и художественной литературы, беседы познавательного характера и др.
Формы, методы работы с родителями.
Успех любой работы с детьми во многом зависит от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности воспитателей группы.
В качестве наиболее эффективной формы убеждения используются следующие традиционные и нетрадиционные коллективные формы общения:
- консультации «Безопасность наших детей – в наших руках» и др.;
- просмотры открытых НОД: «Отважные пожарные», «Встреча с интересным человеком» и др.;
- участие в досуге «Огонь-друг, огонь-враг»;
Оформление:
- папки-раскладушки по темам: «Спички – детям не игрушки» и др.;
- памятки «Огонь – друг, огонь – враг», «Соблюдай правила пожарной безопасности» и др.;
- организована выставка работ детей и родителей «Осторожно, огонь!» и др.;
- организована выставки художественной литературы «Огонь вокруг нас»;
- анкетирование по теме проекта;
- создана педагогическая библиотека для родителей.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационный:
- определение темы проекта;
- формулировка цели и задач;
- составление плана реализации проекта.
2 этап. Реализация проекта:
- проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта;
- проведение совместной деятельности с детьми и родителями группы.
3 этап. Заключительный этап:
- проведение итогового мероприятия;
- проведение мониторинга знаний и умений детей.
Материально - технические обеспечение:
- пособия и материалы: дидактические, демонстрационные и раздаточные по безопасности, сюжетные и предметные картинки;
- методическая литература, детская художественная литература по безопасности;
- медиатека - как источники необходимой информации; магнитофон, ИКТ (информационно – коммуникационные технологии) и др.
Ожидаемый результат:
- Дети проявляют познавательную активность.
- Имеют знания и представления о правилах безопасного поведения при
пожарах.
- В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного
поведения.
- Дети осуществляют перенос опыта безопасного поведения в игру (объясняют кукле основные источники и виды опасности пожара в быту, в природе; обучают ее способам безопасного поведения), самостоятельно соблюдают данные правила во взаимодействии со сверстниками.
- Дети умеют в угрожающих жизни и здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.
- Родители активно участвуют в обогащении знаний детей о безопасном поведении.
Критерии и средства диагностики уровня формирования знаний детей среднего дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности.
«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», реализуемая в ДОУ, предполагает в декабре и августе учебного года проведение мониторинга эффективности деятельности педагога с детьми по теме: «Формирование у детей 5-го года жизни знаний о пожарной безопасности».
Характеристика уровней знаний детей среднего дошкольного возраста по пожарной безопасности:
Высокий уровень. Ребенок с интересом познает правила безопасного поведения, узнает как можно больше об опасных и безопасных ситуациях, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, разгадывает загадки. В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения. Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций. Осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру (объясняет кукле основные источники и виды опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; обучает ее способам безопасного поведения, предупреждает), самостоятельно соблюдает данные правила во взаимодействии со сверстниками. Умеет в угрожающих жизни и здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.
Средний уровень. Ребенок недостаточно проявляет интерес к освоению правил безопасного поведения. В повседневной жизни не всегда стремится соблюдать правила безопасного поведения. Иногда осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру, с помощью взрослого соблюдает данные правила во взаимодействии со сверстниками. Не всегда умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.
Низкий уровень. У ребенка не проявляется интерес к освоению правил безопасного поведения. Ребенок сам становится источником возникновения опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками, часто травмируется. Несмотря на предупреждение взрослого, не проявляет осторожность при контактах с потенциально опасными предметами.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- разработать педагогический проект по пожарной безопасности для детей 6-го года жизни;
- активизировать участие родителей по развитию знаний о безопасном поведении дошкольников в рамках требований ФГОС ДО.
Литература.
- Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Средняя группа. ЦГЛ Москва 2004г.
- Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – спб.: ооо «Издательство «Детство-пресс», 2013.-144 с.
- Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты, занятия, игры. – спб.: ооо «Издательство «Детство-пресс», 2013.-128 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – спб.: ооо «Издательство «Детство-пресс», 2012.-240 с.
- Чермашенцева, О.В. Основы безопасности поведения дошкольников: занятия. Планирование, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2012. – 207 с.
План проведения мероприятий
по реализации педагогического проекта
«Формирование у детей 5-го года жизни
знаний о пожарной безопасности»
Срок | Название мероприятия (деятельность детей и педагогов) | Деятельность родителей |
сентябрь | Беседа «Ребенок и огонь». Сюжетно-ролевая игра «Осторожно, пожар!». Заучивание потешки «Тили-тили, тили-бом! Загорелся кошкин дом!» (инструктаж). | Информирование родителей о целях, задачах, содержании проекта. |
октябрь | Беседа – инструктаж «История со счастливым концом». Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные». Драматизация сказки «Кошкин дом». Экскурсия по детскому саду: в уголок противопожарной безопасности. | Оформление уголка пожарной безопасности в группе. |
ноябрь | Знакомство с художественной литературой С. Маршак «Пожар». НОД «Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Видео просмотр «Пожар в природе». Беседа - инструктаж «Спички не тронь – в спичках огонь!». | Папка-раскладушка «Спички детям не игрушки!». |
декабрь | Беседа - инструктаж «Что может испортить новогодний праздник?» (украшение елки свечами, ватой, электрическими гирляндами). Рассматривание сюжетных картинок «Осторожно, огонь!». НОД Лепка «Подсвечник». | Памятка «Соблюдайте правила пожарной безопасности». |
январь | Сюжетно-ролевая игра. «Семья». Сюжет «Маша забыла выключить утюг». Беседа «Не играй с огнем». Рассказывание произведения С.Я Маршака «Кошкин дом». Беседа - инструктаж «Пожароопасные предметы». | Консультация «Безопасность наших детей – в наших руках». |
февраль | Беседа - инструктаж «Осторожно, спички!». НОД «Использование и хранение опасных предметов». Рассматривание тематического альбома «Профессии людей». | Изготовление памяток, буклетов для детей и родителей на тему: «Огонь – друг или враг?» |
март | Беседа – инструктаж «Приключения Зажигалки». Аппликация коллективная «Пожарная машина». НОД «Отважные пожарные». | Организация выставки художественной литературы «Огонь вокруг нас». Просмотр НОД «Отважные пожарные». |
апрель | НОД «Огонь и «укротитель» огня». НОД Рисование (нетрадиционная техника) «Тили-бом, загорелся кошкин дом». Настольно-печатная игра «Профессии». | Досуг с детьми и родителями «Огонь-друг, огонь-враг». |
май | Беседа - интруктаж «О пожарной безопасности». Сюжетно-ролевая игра. «Шоферы» (пожарная машина). НОД «Труд пожарных». Настольная игра лото «Профессии». | Индивидуальные беседы «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему проекта?». |
июнь | НОД «Чем опасны пожары в лесу». Беседа – инструктаж «Пожароопасные предметы, пожар». Театрализованная деятельность. Драматизация ситуации «Как вести себя при пожаре». | Выставка совместных работ детей и родителей «Осторожно, огонь». |
июль | Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» (игровая ситуация: пожар). Театрализованная деятельность. Разыгрывание потешки «Кошкин дом». Беседы - инструктаж «Не играй со спичками - это опасно!». | Анкетирование родителей по теме проекта. |
август | Беседа «Правила поведения в лесу». Сюжетно-ролевая игра «Разговор по телефону: вызываем пожарную помощь». НОД «Хрюша попал в беду» (инструктаж). Игровое НОД. «Встреча с интересным человеком» (пожарным). | Оказать помощь в проведении итогового мероприятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пожарная безопасность» «Тили – бом, тили – бом, будет безопасным дом!»
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности на примере произведения С.Я Маршака «Кошкин дом».Задачи:1....
Календарно-тематическое планирование по обучению детей подготовительной к школе группы основам пожарной безопасности .
Тематическое планирование ао формированию у детей подготовительной группы навыков пожарной безопасности в рамках педагогического проекта "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор форм...
«Формирование у детей 5-го года жизни знаний о пожарной безопасности»
Дошкольный возраст - эта важнейший период, когда формируется человеческая личность.Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не ...
Рекомендации по формированию основ безопасности и жизнедеятельности для детей и их родителей по правилам пожарной безопасности.
Уважаемые родители(законные представители) наших воспитанников! Убедительная просьба соблюдать режим самоизоляции! В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции призываем Вас о...
Беседа по формированию основ безопасности у детей подготовительной к школе группы «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников» (Социально-коммуникативное развитие)
Беседа по формированию основ безопасности у детей подготовительной к школе группы«Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников»(Социально-коммуникативное развитие)...
Программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к правилам пожарной безопасности «Дружина юных пожарных»
Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность вз...