Здоровьесберегаюшая технология "Песочная терапия"
консультация ( группа) на тему
Раскрыто значение и приемущества применения кинетического песка в совместной деятельности с детьми, подобраны игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА № 77 «ЭРУДИТ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ
И ТЕХНОЛОГИИ
В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ)
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Старченко С.М.
Нижневартовск, 2015г.
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием всегда остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Реализация здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного процесса, при которой происходит качественное развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка.
Все здоровьесберегающие технологии при творческом подходе со стороны педагогов можно использовать с применением нетрадиционного оборудования.
Преимущества использования
нетрадиционного оборудования.
- Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
- Интерес детей к различным новшествам вызывает положительные эмоции и это тонизирует организм ребенка в целом.
- Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения мира.
Основные принципы
использования нестандартного оборудования
1.Должно быть безопасным, эстетичным, соответствовать возрасту и иметь функциональную привлекательность.
2.Оборудование может быть использовано в самостоятельной деятельности детей.
3. Начинать упражнения от самых простых, постепенно переходить к более сложным и разнообразным.
4. В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.
5. С целью развития воображения, памяти и речи, воспитания самостоятельности и активности целесообразно предлагать детям самим придумать упражнения и игры с нестандартным оборудованием.
Кинетический песок
Сегодня мы поговорим о играх с песком. Эти занятия хороши тем, что они увлекательны как для детей, так и для взрослых. Для подобных игр есть название – песочная терапия.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в контакте с песком как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
Кинетический песок – это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса (создан в 2013 г.).
Кинетический песок – похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается даже если попадет на ковер.
Игры с кинетическим песком хороши тем, что не обязательно выходить во двор и можно играть дома или в детском саду даже в дождливый день или зимой.
Характеристика песка
- Состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего.
- Он никогда не сохнет
- Оставляет все поверхности совершенно чистыми
- Неблагоприятная среда для размножения бактерий
- Предназначен для детей с одного года;
- 100% оригинальный продукт
- Изготовлено в Швеции
Кинетический песок способствует достижению воспитательных, образовательных, терапевтических целей.
- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную
текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;
- Игра с песком способствуют развитию творческого воображения;
- В играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь.
- В игре с песком совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания, песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми (гиперактивными).
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения;
Что необходимо для игры с песком
-кинетический песок;
-чистая, плоская поверхность (стол, ящик, коробка);
-набор мелких игрушек (человеческие персонажи, животные, машины, здания).
-естественные предметы (камушки, ракушки, цветы и.т.д.)
-песочные наборы (формочки, совочки);
-пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
-тихая, спокойная музыка.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру…
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей «коллекции» для игр с песком.
Предлагаю поиграть с песком
Перед игрой в песок нужно познакомить детей с правилами, которые необходимо соблюдать.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Чужие замки не ломать,
Стран чужих не разорять!
Песок – мирная страна.
Можно строить и лепить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря
Дети, поняли меня?
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
«ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ»
- «Здравствуй песок»
Цель: развитие тактильного ощущения
Дети берут в руки песок, мнут, пересыпают, прихлопывают ладошками, рассказывают какой песок – мягкий, пушистый и т.д.
- «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильного ощущения, ознакомление с окружающим миром
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки – паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
- «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
- «Археология»
Цель: Развитие мышления, мелкой моторики, фантазии детей
Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и расскажет о том, что он раскопал.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
«ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА»
- «Путешествия к звукам»
Игра-сказка «Путешествие в страну «А».
Для того чтобы начать игру взрослому нужно подготовиться:
- отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-1О штук),
- если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,
- приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением.
Есть прекрасная страна – Где принцессу зовут А,
(Взрослый ставит в песочницу букву А)
В реке плещутся А-кулы
(В песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции “Киндер-сюрприза” на них тоже наклеена буква А)
А-исты в садах живут
(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А)
А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут
(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)
Чтобы здесь нам поиграть,
Надо много слов назвать.
Привести сюда друзей
В чьих названьях – А.
- Смелей!
(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)
Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса – положительная мотивация сформирована… И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем. Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.
Игра-сказка «Путешествие в страну «Е».
Пожалуйста, давайте познакомимся!..
С милым звуком Е
«Живет в той сказочной стране
Спокойный, добрый, милый Е.
Он утром Ели объезжает
И все игрушки проверяет.
И мчатся с ним по веткам Ели,
Как по зеленой карусели,
“Медведь” и “Белочка”,
“Скворец”, и “Лев” и даже… “Огурец”!
Но вот, друзья мои, беда –
Забыл другие он слова,
Где тоже есть наш милый Е.
Поможем мы его беде?”
С волшебником И
“На облаке мягком,
Что в небе парит,
Звук И, как волшебник,
Над миром летит…
Он счастье несет,
И добра всем желает,
И где что рассыпалось,
Соединяет!
Он любит Индейцев,
Изюм и Икру,
И любит в песочке
Простую игру!
Он рад и с тобою
В песок поиграть,
Чтоб ты все слова
С звуком И мог назвать!”
(В стихотворной инструкции уже не дается конкретных указаний по строительству определенной страны. Это позволит Вам и ребенку проявить творческое воображение).
На приведенных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязательно, чтобы инструкции к играми были стихотворными. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку. Такого рода игры с увлечением играют дети уже с 3 лет. Играя, Вы можете вводить понятия “гласных” и “согласных” звуков.
- «Город волшебных букв»
“Давайте строить Город Букв!
Песок у нас здесь есть.
Пусть каждый нарисует сам
Какие буквы есть!
На пары делимся друзья,
Здесь ты сидишь, а рядом – я,
Ты лепишь буквочку мою,
А я должна слепить твою.
Вот так мы весело играем
Из букв мы Город собираем!
- Песочная грамматика
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ:
- Игры «Знакомство с окружающим миром»
Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр.
2. Географические игры.
Здесь мы узнаем, как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
3.Фантастические игры.
В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность для нас –использовать современную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в “мирных”, познавательных целях.
- Исторические игры (история России, края, города)
ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ
Это проекция внутреннего мира ребенка, то есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей.
Ребенку предлагается подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается.
ГРУППОВЫЕ ИГРЫ
Игры с песком в группе направлены на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять та 2-х, 4-х и более детей. Если «сложные» дети (агрессивные, гиперактивные) лучше не собирать группу более 3-х человек
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Литература.
- Газета «Школьный психолог», январь 2000, №4. Гиперактивный ребенок.
- Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком»
- Газета «Школьный психолог», 2006 № 2 «Игры с песком»Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, «Владос», 1995
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс.2002
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Чудеса на песке. Песочная игротерапия
- Трисиддер Д. Словарь символов /Пер. с англ. М.: ФАИР – ПРЕСС, 1999
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006
- Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2007
11 Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер,2001
- Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика.
Тавистокские лекции. СПб.: БСК, 1998.
13. Юнг К.Г. Человек и его символы / Общ. Ред. С.Н.Сиренко, М.: Серебряные нити, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегаюшие технологии.
Информация в помощь педагогам и родителям....
Здоровьесберегаюшие технологии «Профилактика профессионального выгорания у педагогов». Элементы психотренинга
Здоровьесберегаюшие технологии «Профилактика профессионального выгорания у педагогов».Элементы психотренинга...
Использование здоровьесберегаюших технологий на физкультурных занятиях в условиях реализации ФГОС ДО
доклад...
Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории "Использование элементов здоровьесберегаюших технологий на занятиях по музыкальному воспитанию"
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию.От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественно...
Конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО по образовательной деятельности "Художественно эстетическое развитие конструировани на тему "Снеговик"(с использованием игровых и здоровьесберегаюших технологий)
Конспект НОД "Снеговик...
Конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО по образовательной деятельности "Художественно эстетическое развитие в группе раннего возраста на тему "В гости к бабкшке"(с использованием игровых и здоровьесберегаюших технологий)
Конспект непрерывной образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО "В гости к бабушке"...
Конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО по образовательной деятельности "Художественно эстетическое развитие" в группе раннего возраста на тему :"Развиваемся в игре"(с использованием игровых и здоровьесберегаюших технологий)
Конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО по образовательной деятельности"Художественно эстетическое развитие" в группе раннего возраста на тему: "развиваемся в игре" (с использо...