Здоровьесберегающие технологии.
консультация
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 60.5 КБ |
Здоровьесберегающие технологии (Играйте с детьми!) | 734.29 КБ |
Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. после приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветриваемом помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | Руководитель физического воспитания |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО |
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физического занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, педагоги |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Гимнастика корректирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной цели и контингента детей | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст- 20-25 мин., старший возраст- 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Проблемно – игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели, психолог |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой … | Воспитатели, психолог |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания |
Точечный массаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал. | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания |
3. Коррекционные технологии | |||
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 30-35мин. со средней группы | Занятия проводят по подгруппам 10-13 чел., программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и пр. | Все педагоги |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа людей | Воспитатели, психолог |
Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели, психолог |
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 чел. Группы составляются не по одному признаку -дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. | Занятия проводятся по специальным методикам | Воспитатели, психолог |
Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста | Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий- фонетическая грамотная речь без движений | Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровьесбережение - это важнейшая составляющая часть педагогического процесса гуманного типа, являющегося олицетворением нового века .
Цель здоровьесберегающего педагогического процесса – обеспечить ребёнку высокий уровень здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Сущность педагогических технологий заключается в том, что они имеют выраженную этапность, включают в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, социальное благополучие. (из Устава Всемирной Организации Здравоохранения) Технология - это совокупность знаний и способов деятельности.
Здоровьесберегающие технологии это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья : стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная , гимнастика бодрящая, гимнастика коррегирующая, гимнастика ортопедическая. 2.Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурные занятия, проблемно – игровые (игротерапия) занятия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж. 3. Коррекционные технологии : арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая гимнастика.
Игровой стретчинг Игровой стретчинг – это творческая деятельность , при которой дети живут в мире образов, не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребёнка составляет суть стретчинга. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий, упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушение осанки и исправить её, оказывающих глубокое воздействие на весь организм
Каждое упражнение выполняется 4-6р. (в зависимости от возраста) и длится 20 мин со старшими детьми. С малышами занятия проводятся столько сколько они сами захотят. Подбирается музыка с ярко выраженным ритмом. Упражнения стретчингом направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление связочного аппарата, формирование правильной осанки. Также развивается эластичность мышц, координация движений, воспитывается выносливость и старательность.
Сказка «Утёнок Кряк» Жил-был на птичьем дворе утёнок Кряк. Кряк очень любил плавать и плескаться в луже. Вода в луже была тёплая, а лужа была такая большая, что утёнку казалось, будто он отважный капитан, который плывёт на корабле по океану.
Однажды на двор прилетела дикая утка, и стала рассказывать, что недалеко есть чудесное голубое озеро с чистой прозрачной водой. Кряку захотелось увидеть это озеро. Он решил найти озеро. Утёнок отправился в путь.
Игровой стретчинг «Ходьба» И.п. - сидя на полу, руки в упоре сзади, попеременно тянуть носки на себя.
Шёл утёнок и дошёл до луга. Трава на лугу высокая, густая. Никак утёнку не разглядеть , куда идти дальше. Опечалился Кряк. «Неужели я не увижу голубое озеро?» - подумал Кряк. Вдруг видит летит бабочка. Игровой стретчинг «Бабочка» И.п. – сидя, ноги согнуть в коленях; стопы соединены; спина прямая; опустить и поднять колени. Эй, бабочка, постой! – закричал Кряк. Чего тебе,утёнок! – спросила бабочка. Милая бабочка не могла бы ты показать дорогу к голубому озеру! – спросил утёнок. Хорошо, я тебе помогу. - ответила бабочка. И они отправились в путь. Но не успели пройти и пяти шагов, как дорогу преградила змея. Она страшно зашипела.
Игровой стретчинг «Змея» И.п. – лёжа на животе, ноги вместе. Поднять голову, затем грудь . Медленно прогнуться , вернуться в и.п. Почему вы так шумите и не даёте мне отдохнуть? – прошипела змея . Извините, пожалуйста, я ищу дорогу к голубому озеру, и вовсе не хотел вас тревожить – испуганно прошептал Кряк. - Ладно, повезло тебе, голубчик, что я сегодня сыта, - проворчала змея и уползла. Огорчился утёнок. Но высоко в небе он увидел птицу и побежал за ней.
Игровой стретчинг «Велосипед» И. п. - лёжа на спине. Попеременно сгибать и выпрямлять ноги.
Птичка, ты знаешь, где голубое озеро? Покажи мне дорогу к нему, пожалуйста! – попросил Кряк. Хорошо, беги за мной - ответила птица. Кряк побежал за птицей. Игровой стретчинг «Птица» И.п. сидя, руки в упоре сзади, ноги развести в стороны. 1- мах руками, наклон к правой ноге, 2- и.п., 3-4 – то же.
Скоро закончился луг и перед утёнком открылось чудесное озеро. Вода в нём была чистая, голубая и прозрачная. На берегу сидела большая рыжая кошка. Она пыталась поймать рыбу. Игровой стретчинг «Кошка» И.п. – стоя на четвереньках, спина прямая. 1-поднять голову, прогнуть спину, 2-опустить голову, выгнуть спину, 3-4- то же
Ах, ты, хитрюга! – крикнул Кряк , схватил веточку и бросился к кошке. Игровой стретчинг «Веточка» И.п. – лёжа на спине, руки в упоре на предплечья. 1 – поднять прямые ноги, сделать «угол», задержать , 2- вернуться в и.п.
Кошка увидела рассерженного утёнка с веткой и убежала. Тут из воды показалась рыбка и поблагодарила Кряка за то, что он выгнал кошку. Игровой стретчинг «Рыбка» И.п. – лёжа на животе, выпрямить руки, ноги вместе. 1- поднять руки и туловище вверх, 2- и.п.
Кряк вдоволь накупался и наплавался в озере. А потом каждый день приходил на озеро к друзьям. А рыжую кошку с тех пор никто не видел. Рассказывали, что она убежала далеко – далеко и всем рассказывала про храброго утёнка.
Принципы здоровьесберегающих технологий Принцип «Не навреди!» Принцип сознательности и активности; Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса; Принцип систематичности и последовательности; Принцип доступности и индивидуальности; Принцип всестороннего и гармоничного развития; Принцип системного чередования нагрузок и отдыха; Принцип постоянного наращивания оздоровительных воздействий; Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса .
10 золотых правил здоровьесберегающих технологий 1.Соблюдайте режим дня! 2.Обращайте внимание на питание! 3.Больше двигайтесь! 4.Спите в прохладной комнате! 5.Не гасите гнев в себе, дайте ему возможность вырваться (не на окружающих)! 6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7.Гоните прочь уныние и хандру! 8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9.Старайтесь получать больше положительных эмоций! 10.Желайте себе и окружающим только добра!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре в ДОО с детьми ОВЗ в рамках реализации ФГОС
Формирование культуры здоровья и приобщение к здоровому образу жизни происходит в дошкольном возрасте. В организации занятий по физической культуре для детей с ОВЗ требуется систематическая работа инструктора совместно воспитателем и другими работниками дошкольного образовательного учреждения, направленная на сохранение и укрепление здоровья этих детей. Чтобы обеспечить в рамках дошкольного
образовательного учреждения достижение оптимального уровня использования интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка необходимо создание психологической, нравственной атмосферы, в которой дети с ОВЗ не будут испытывать дискомфорта в виду своих особенностей. Таким образом, детям с ограниченными возможностями здоровья дается возможность наравне со всеми реализовать право на образование и, будучи включенным в полноценную социальную общественную жизнь среди ровесников, обрести право на обычное полноценное детство.
Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогическим коллективом детского сада, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия по физической культуре, и в виде коррекционной работы применяются к ребенку индивидуально с учетом особенностей его развития.
Для обеспечения развития и участия в образовательном процессе детей с ОВЗ ключевым фактором, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса, является слаженная работа всех участников данного процесса – воспитателя, логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и родителей ребенка.
Целью реализации образовательных программ в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ является создание условий для сохранения, укрепления здоровья каждого особенного ребенка, посредством применения здоровьесберегающих технологий.
Обозначим главные задачи применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особенностями развития здоровья :
а) Повышение умственной и физической работоспособности ребенка;
б) Укрепление дыхательной системы;
в) Совершенствование общей и мелкой моторики;
г) Снятие психического и нервного напряжения;
д) Стимулирование речевых зон коры головного мозга;
е) Профилактика нарушений зрения.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии интегрируют все
направления работы коллектива педагогов на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей с особенностями развития. В этой связи здоровьесберегающие технологии имеют наибольшее значение среди всех образовательных технологий по важности влияния на здоровье детей.
В современных дошкольных учреждениях в работе с воспитанниками с ОВЗ в основном применяются следующие здоровьесберегающие технологии.
1. Сохранение и стимулирование развития здоровья;
2. Обучения здоровому образу жизни;
3. Коррекционные технологии.
В рамках этих трех направлений реализуется комплекс различных
приемов и методов, направленных на сохранение здоровья детей.
Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.
Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Расслабляющие упражнения (релаксация) – коррекционный приём, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Умение расслабляться и регулировать мышечный тонус помогает детям с синдромом гиперреактивности, неврозами, высокой тревожностью, заиканием.
Артикуляционная гимнастика – комплекс специально подобранных упражнений для подвижности речевых органов с целью тренировки их мышц. Выполнение артикуляционной гимнастики развивает силу и координацию, переключаемость артикуляционных движений, что способствует не только формированию звукопроизношения, но и улучшению общего звучания речи, её темпа, ритма, разборчивости.
Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленный на развитие физиологического и речевого дыхания. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, а также профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы.
Гимнастика для глаз – комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц и сохранение зрения детей. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений, способствующий формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Ежедневная систематическая пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы различных центров коры головного мозга.
Игры на координацию речи с движением – игровая деятельность, направленная на развитие общей моторики детей. Двигательная активность улучшает работоспособность, эмоциональное состояние детей, активизирует внимание, память, мышление.
Занятия по физической культуре организуются в детских садах в соответствии с программными требованиями. В дошкольном образовательном учреждении они осуществляются в следующих формах: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность.
Во время утренней гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, дисциплинируется поведение, происходит коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие органов дыхания. Утренняя гимнастика проводится перед завтраком.
Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно, состоит из упражнений в кровати, «дорожки здоровья», закаливающих мероприятий.
Самомассаж – это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные массажеры. Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом.
Подводя итоги, можно отметить, что использование в работе совокупности приёмов и методов по здоровьесбережению детей с ограниченными возможностями по наблюдению специалистов, позволяет снизить уровень заболеваемости среди этой группы детей, повысить их работоспособность, выносливость, а также увеличить уровень социальной адаптации.
Все здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья, заложенного природой, поддержание позитивного эмоционального состояния детей. Вся работа направленная на оздоровление детей способствует нормальному физическому развитию, для увеличения результативности и эффективности данного процесса важно обеспечить сотрудничество c родителями воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Применение воспитателями и инструкторами по физическому воспитанию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ, повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогического коллектива и родителей необходимые ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...