Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
статья ( группа) на тему

Кочеткова Инна Александровна

Здоровьесберегающие педагогические технологии включа¬ют все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био¬энергетическом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Введение

  «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.    От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                   В.А. Сухомлинский

Что может быть прекраснее ребенка? Без его улыбки бледнеют все краски мира, теряют смысл все богатства бытия. Дети - это свежее утро жизни, воплощение нежности, чистоты и непосредственности. Они самая большая любовь и радость, смысл жизни и деятельности. Но и величайшая ответственность! Детство - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития ребенка. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей будущей, взрослой жизни. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, а также показателей здоровья детей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» остается дискуссионным, у разных авторов встречаются различные трактовки данного понятия.  Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н. К. Смирнов.      Он утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.  Автор пишет, что как прилагательное,  понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — детей и педагогов; здоровьесберегаюшую технологию можно рассматривать как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии это технологии, направленные, прежде всего, на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

 Цели:

сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов.

Задачи:

  • обеспечить высокий уровень реального здоровья ребенка;
  • сформировать мотивационные установки на осознанное отношение к своему здоровью;
  • содействовать становлению культуры здоровья (в том числе культуры профессионального здоровья);
  • сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки  здорового образа жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни
  • расширить знания родителей воспитанников в вопросах формирования здорового образа жизни.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

  1. Медико-профилактические, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

  1. Физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

  1. Образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

  1. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

  1. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни); сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация;

  1. Обучения здоровому образу жизни - технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомасс Также здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех аж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

  1. Технология активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Сущность данной технологии заключается не столько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно-развивающей среды является не система сенсорной дидактики не комплекс рабочих режимов, а именно система субъект-субъектных отношений между педагогом и воспитанником.

 

Основные принципы

здоровьесберегающих технологий:

1.   гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития   ребенка в организации педагогической процесса ДОУ;

2.   учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка — использование первичной диагностики здоровы детей, учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

3.   учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;

4.   субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе — свобода высказываний и поведения в разных формах организации педагогического процесса; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

5.    педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами, основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;

6.   профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...