Методический коллоквиум "Современные тенденции образа жизни и состояния здоровья педагогов"
учебно-методический материал ( группа) на тему

Борисенко Наталья Эдуардовна

Методический коллоквиум "Современные тенденции образа жизни и состояния здоровья педагогов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Будьте добрыми, если захотите; 

Будьте мудрыми, если сможете;

  Но здоровыми вы должны быть всегда.

 (Конфуций)

 

Ход

Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. "Будьте здоровы!" - говорят люди друг другу. "Желаем вам самого главного - здоровья!", говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства.

В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме здоровья педагогов уделено недостаточное внимание. Не секрет, что каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека. Воспитывать детей - дело сложное: это и постоянные стрессы, и необходимость сдерживать собственные чувства, а еще прибавьте к этому постоянное повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. А ведь от самочувствия педагога зависят стиль, интенсивность, креативность и качество  его работы. А от того, с каким настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников.

Наверное, каждый из нас, задумывался,  что же такое здоровье? С чего оно начинается? Где его можно приобрести и укрепить.  Сейчас я предлагаю вам порассуждать на тему «Здоровье – это…», я для вас приготовила несколько тезисов – определений понятия «здоровье» и хотелось бы услышать ваше мнение: как вы их понимаете, согласны с ними или нет.

 Работа с коллективом «Скажи свое мнение»

-здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует.

- Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие.

- Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.

- Здоровья - это образ жизни.

- Здоровье – это твой капитал.

Итак, все ответы были верны, подведем миниитог: ( итог на слайде)

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Само понятие «здоровья» подразделяют на два определения: это психическое здоровье и физическое здоровье.

«Психологическое здоровье» толкуется как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности».
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека, которые вы видите на экране.

Физическое здоровье: это благоприятное состояние организма человека,  которое можно поддерживать занятиями спортом, здоровым питанием, экологией.

Какие же факторы могут влиять на здоровье педагогов? Предлагаю нам разбиться на группы и попытаться ответить на этот вопрос.

Работа в минигруппах: Составим схему «Факторы, влияющие на здоровье педагога».

Далее представление схемы (можно добавить со слов педагогов)

- эмоциональное состояние педагога.

- микроклимат в коллективе и в группе.

- семейная обстановка.

- политическая обстановка в обществе.

Итог на слайде.

Действительно, профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Эта эмоциональная напряженность не может не сказаться на здоровье и самочувствии педагога.

Профессия «педагог», иначе «работа сердца и нервов», требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Что касается профессиональной деятельности педагога дошкольного образования... Она характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, педагоги  буквально «сгорают» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя», которое в свою очередь отрицательно влияет на физическое самочувствие. Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганиях.

Сейчас я предлагаю вам небольшой тест – упражнение, который называется   «Поза Наполеона». ( выполняют все педагоги сидя).

Участникам показывается три движения:

руки скрещены на груди,

руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и

руки сжаты в кулаки.

По команде ведущего: «Раз, два, три! », каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится).

Комментарий ведущего

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

В следствии стрессов, усталости и неврозов, у многих педагогов со временем возникают особое психологическое состояние, которое называется: "эмоциональное сгорание" .

 Синдром эмоционального сгорания – это неблагоприятная реакция педагога на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Как показывает практика, "Сгоранию" подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время "вкладываясь" в других, они начинают испытывать разочарование, так как не всегда удается достичь ожидаемого эффекта.

Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, так же наиболее подвержены выгоранию. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Относят к «сгорающим» и «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения)

Реже “выгорают” оптимистичные и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы, те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеют средствами психической саморегуляции, заботятся о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.

Сейчас я хотела б предложить небольшую анкету на выявление степени эмоционального выгорания

Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).

1.Меня тяготит педагогическая деятельность.

2.У меня нет желания общаться после работы.

3.У меня в группе есть "плохие" дети.

4.Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.

5.Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими.

Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко.

Ключ: 5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания;

9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания;

13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания.

Как мы уже выяснили, перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело. Но, человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

* чтобы не болеть;

* чтобы принимать правильные решения.

Как же избавляться от отрицательных эмоций, научится по возможности сразу их сбрасывать, а не вытеснять их в психосоматику.

Упражнение «Перевертыши» (Выполняется коллективно, сидя).

Один из способов это метод «перевертыша», т. е. умение находить позитив в негативе. Давайте мы с вами попробуем. Для этого каждой группе дана будет та или иная негативная ситуация. Задача: найти как можно больше позитива.

Задания:

1. По результатам диагностики у детей Вашей группы самые низкие показатели по продуктивным видам деятельности, в частности по аппликации.

2. На педагогическом совете Ваша фамилия прозвучала в списке педагогов недобросовестно выполняющих свои должностные обязанности.

3. На Ваше обращение к родителю «почистить снег на участке» он ответил грубым отказом.

Следующим способом из средств снятия психологического напряжения являются психологические зарядки, которые помогают овладеть приемом релаксации и концентрации, способствуют повышению энергетического потенциала. Для достижения желаемого результата зарядку рекомендуется проводить по 15-20 минут каждый день, повторяя каждое упpaжнeниe от 3 до 5 раз. Вот некоторые из них.

«Зарядка» (Выполняется коллективно, в кругу).

1. Сжать руки в кулаки, прижать их к талии. Делать движение локтями вперед-назад, повторяя вслух фразу: «Я снимаю напряжение».

2. Вытянуть руки вперед и поочередно написать ими в воздухе слово «счастье».

3. Ладонь правой руки положить на живот и, напрягая и расслабляя мышцы живота, повторять: «Радость. Любовь. Здоровье». То же самое проделать с ладонью левой руки.

4. Делать махи правой ногой вперед-назад, повторять: «Я действую мудро».

5. Совершать махи левой ногой вперед-назад со словами: «Я довольна собой».

«Дыхание» (Выполняется коллективно, в кругу).

Следующий способ – это нормализация дыхания. Не для кого не секрет, что равномерное дыхание облегчает работу сердца, снимает состояние напряжения и гнева, отвлекает от навязчивых мыслей, нормализует эмоции.

 Формулы дыхательного упражнения следует произносить, сконцентрировавшись на работе дыхательной системы:

 «Мне дышится легко и свободно.

Дыхание спокойное и равномерное.

 Воздух наполняет каждую клеточку моего тела.

Я наслаждаюсь легкостью дыхания».

  1. Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх. Верю в свои силы.
  2.  Выдох с открытым сильным звуком А-А-А.
  3.  Вдох, руки вверх до уровня плеч.
  4.  Выдох с сильным звуком О-О-О (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь) .
  5.  Медленный, глубокий вдох.
  6.  Медленный, глубокий выдох со звуком У-У-У (руки опустить вниз).

Как вы себя почувствовали?

Игра «Атомы»(Выполняется коллективно, в кругу).

 Все становятся атомами. Атомы двигаются все время. Время от времени объединяются в молекулы. Число атомов может быть разным. Оноопределяется тем, какую цифру увидите. (Звучит музыка, двигаетесь произвольно по залу, заканчивается - объединяетесь в атомы).

Пальчиковый массаж (Выполняется коллективно, в кругу).

Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме.

 Массируются пальцы каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной  и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.

Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; 

Указательный – улучшает работу желудка;

 Средний – кишечник и позвоночник;

Безымянный – улучшает работу печени;

Мизинец – помогает работе сердца.

«Пирамида любви» (Выполняется коллективно, в кругу).

Первый участник протягивает руки с раскрытыми ладонями в центр круга и произносит фразу «Я ЛЮБЛЮ… ». Второй кладет свою ладонь и произносит эту же фразу. В результате появляется пирамида любви, которая помогает участникам ощутить присутствие положительных эмоций у себя и окружающих.

Упражнение «Ладонь»(Выполняется коллективно, сидя).

Для того чтобы быть более уверенным в своих действиях, необходимо реально оценивать свои возможности, свои умения, давать себе правильную оценку. А еще нам нужно знать, как нас оценивают окружающие.

Обведите свою ладонь, в центре напишите имя, а на каждом пальчике ваши соседи напишут какое-либо ваше качество. Когда Вам станет грустно, посмотрите на эту ладонь и скажите «Ах, какая я хорошая!»

Упражнение «Да и Нет»

  1. Нашему здоровью – Да, да, да!
  2. Нашим беспокойствам – Нет, нет, нет!
  3. Нашему покою – Да, да, да!
  4. Всем нашим тревогам – нет, нет, нет!
  5. Вере в наши силы – Да, да, да!
  6. Унынию и грусти – Нет, нет, нет!
  7. Стойкости и мужеству – Да, да, да!
  8. Плохим и мрачным мыслям – Нет, нет, нет!
  9. Быть всегда здоровым - Да, да, да!

В заключение мне хочется прочитать Вам притчу:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает  не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? » А сам думает: «скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Поэтому, уважаемые коллеги: ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ

Желаю быть всегда мудрыми и здоровыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Игра-практикум «Мы за здоровый образ жизни!» (Эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей по вопросам здоровьесбережени)

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Формирование у дош...

Проект по формированию здорового образа жизни "Мы-за здоровый образ жизни"

Проект по формированию здорового образа жизни  "Мы-за здоровый образ жизни"...

«Совершенствование форм физического развития и привития навыков здорового образа жизни в процессе взаимодействия педагогов ДОУ и родителей»

    Здоровье ребенка в любом возрасте - это самая большая драгоценность, а значит, ради него не стоит жалеть ничего, начиная от времени и заканчивая родительской заботой и силами....

Физкультурно-творческий калейдоскоп для педагогов "Формирование привычки к здоровому образу жизни"у детей и педагогов" + ФОТО.

Физкультурно-творческий калейдоскоп для педагогов  "Формирование привычки к здоровому образу жизни"у детей и педагогов" + фото....

Проект по формированию основ здорового образа жизни «Мы - за здоровый образ жизни» (для подготовительного возраста)

Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физическ...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей здорового образа жизни"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...