Сказкотерапия
занимательные факты ( группа) на тему

Никитина Наталья Николаевна

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx51.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Анцирский детский сад»

Сказкотерапия

Никитина Н.Н.,


                Содержание

Введение        3

  1. Сказка - инструмент диагностики и коррекции        4

  2. Типы сказок        6
  3. Как сочинить лечебную сказку?        10
  4. Методы работы со сказкой        11

Заключение        13

Список литературы        14

Приложение        15


Введение

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Сказкотерапия дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Сказка помогает разговаривать с ребенком на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив ребенка, какая у него любимая сказка.

Почему именно сказка обладает таким мощным психотерапевтическим воздействием? В сказочном сюжете зашифрованы большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает ребенок. Часто ребенок замыкается на какой-то своей проблеме и не способен выйти за ее пределы. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное ребенка и активизирует потенциальные части личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния. Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, с другой - дает возможность идентифицировать ребенка с героями сказок, тем самым усиливая потенциальные возможности, помогает преодолеть то, что на данном этапе тормозит его развитие.

Для ребенка сказка является проводником во "взрослую" жизнь. Сказкотерапия  поможет решить многие психологические проблемы, но не стоит считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, и обязательно будет.

  1. Сказка - инструмент диагностики и коррекции.

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: "Сочини сказку о мальчике пяти лет", "Сочини любую сказку". Затем проводится анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.

Терапевтическая сказка - сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.

Коррекционные сказки используются для того, чтобы помочь ребёнку увидеть, осознать его собственные, возможно разрушающие психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие.

В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария ребенка.

Таким, образом, сказкотерапия выполняет следующие функции:

- восполняет пробелы индивидуальной истории ребенка и дополняет ее общечеловеческой информацией.

- позволяет актуализировать вытесняемые ребенком моменты личной истории.

- позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

- отображает внутренний конфликт ребенка (страх) и дает возможность размышлять над ним.

Основные способы психодиагностики с помощью сказки:

1.Рассказываем сказку и отслеживаем его реакции. Для этого необходимо погрузить ребенка в сказку. Это достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок.

2.Взрослый должен наблюдать, как малыш реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Следует отметить, с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

2. Просим рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае мы исходили из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе ребенка, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев. Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев  идентифицирует себя ребенок, можно определить его "программу" на всю сознательную жизнь.

3. Просим ребенка придумать и рассказать историю, сказку. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики.

Тут следует не только отслеживать реакции ребенка, но и сделать полный анализ продукта творчества - сказки, которую можно условно отнести к художественному произведению, автор которого комбинирует образы не случайно, как во время сновидения или бессмысленного мечтания.

  1. Типы сказок

Художественная сказка

К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.

Народная сказка

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с ' принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами.

Дидактическая сказка 

Самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Ну а кроме прочего - показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить дома. Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен. Это может быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том,

  • как и зачем нужно внимательно переходить дорогу,
  • как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения,
  • как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай,
  • как и зачем нужно убирать на место игрушки,
  • как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми...

Чаще всего функцию дидактической сказки выполняют короткие мультфильмы, сюжет которых - прост и незамысловат и оттренировывает один-единственный навык. Любое рутинное и скучнейшее для ребенка занятие наполняется неземным волшебством и смыслом, если об этой рутинной вещи рассказать соответствующую сказку, «оживив», «одушевив» задействованные в ней предметы и процессы.

Психологическая сказка 

Эти сказки чуть сложнее и одновременно - чуть проще. Психологическая сказка - это любая авторская история, содержащая вымысел. В этом заключается её простота. Но одновременно с этим, психологическая сказка имеет  цель - повлиять на личностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этом её сложность.

Так чем отличается дидактическая сказка от психологической? Да, собственно, только тем, что первый тип сказки концентрируется на обучении полезным навыкам, делам, действиям, бытовой стороне жизни. А сказка психологическая полностью убирает быт из своих целей и задач. Психологическая сказка не будет учить, как заварить свежий чай к маминому приходу. Психологическая сказка не станет рассказывать, как переходить улицу и как надуть шарики ко дню рождения друга. Но она сосредоточится на психологической стороне всех этих действий. Она сосредоточится на личностном развитии слушающего и объяснит ему - зачем любить маму, зачем любить своих друзей и зачем вообще беречь свою жизнь.

Психокоррекционная сказка

 Сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки ребёнка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. События, которые происходят с героями психокоррекционной сказки могут быть похожи на события обычной жизни, а могут звучать как несколько абстрактные метафоры. Вот, например, возьмём всем известную сказку про крошку Енота. Когда он скалился и кривлялся, смотря в ручей - ему казалось, что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью, вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт речь о важности улыбки при встрече с миром - очень похоже на события обычной жизни.

Сказки такого, второго типа нуждаются в обсуждении и прояснении. Здесь важно дать высказаться первому - тому, кто эту сказку слушал. Очень часто мнение педагога может расходиться с мнением ребенка. Тогда совместными усилиями они придумывают тот вариант сказки, который устроил бы обоих.

Психотерапевтическая сказка 

Эта сказка - жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям.

Цель психотерапевтической сказки - оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч.

Медитативная сказка 

Это самая сложная. Её под силу создать и рассказать (получив нужный эффект от слушательской аудитории!) лишь тем, кто одарён свыше даром рассказчика, Бояна, Шахерезады.  Медитативная сказка обычно служит прологом, настроем к психотерапевтическому сеансу. От медитативной сказки требуется:

  1. Создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей
  2. Создание ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать даже те, кто визуализировать не умеет.
  3. Разговор с бессознательным.
  4. Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс.

Чего не требуется от медитативной сказки:

  1. От неё не требуется иметь чёткий и ясный сюжет.
  2. Строгое начало и понятный конец.
  3. Как сочинить лечебную сказку?

Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.


  1. Методы работы со сказкой

I. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.

2) что было бы, если.? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.

3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

II. Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-Несмеяна ставится задача - почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а учителю позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.

III. Рассказывание сказки. Решаются задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему.

IV. Сочинение сказки. Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе.

Полный сюжет включает 7 этапов (алгоритм построения сюжета):

1) Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме;

2) расставание с родительским домом;

3) Выбор пути, проверка на доброе сердце;

4) Борьба и победа;

5) Возвращение домой, трудности обратного пути;

6) Прибытие домой;

7) Свадьба, коронование.

Заключение

Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет  развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Диагностическая сказка с успехом используется психологами, предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

1) осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;

2) понимание причинно-следственных связей событий и поступков;

3) познание разных стилей мироощущения;

4) осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;

5) внутреннее ощущение силы и гармонии.

Как и в любом направлении, возможности комплексной сказкотерапия изучены не достаточно полно, открываются новые перспективы, появляются новые методы, дорабатываются уже имеющиеся приемы.

Сказкотерапия - перспективное направление практической психологии.

Сказкотерапия дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Сказка помогает разговаривать с ребенком на одном языке, дает общую систему символов.


Список литературы

1. Вачков И.В., Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков - М.: Просвещение, 1997. - 178 с.

2. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2001. - 345с.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.М. Грабенко., Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2003. - 400с.

4. Защиринская О.В., Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия [Текст] / О.В. Защиринская - М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2003. - 123с.

5. Иванов, В.Д. Основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов, преподавателей, научных работников, исследовательские проблемы человекознания [Текст] / В.Д. Иванов, Б.З. Вульфов. - М: УРАО, 1999. - 616 с.

6. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] /Д.Ю. Соколов - М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. - 224с.

7. Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] /Д.Б. Кудзилов., Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2003. - 146с.

8. Марцинковская, Т.Д. История психологии [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марушнковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 544 с.

9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова - Харьков, 1996 год. - 126с.

Приложения

Сказки

Страх темноты. Про Чебурашку Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее. Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тревогу; ему показалось, что в спальне кто-то есть. Этот «кто- то» скрывается в темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от него или предлагать дружбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так и не решился войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно Чебурашке не избежать насмешек. Размышляя таким образом, Чебурашка вновь попробовал войти в спальню. Теперь этот «кто-то» даже чем-то потрескивал в комнате. Стало еще страшнее. «Надо покрепче закрыть дверь в спальню и срочно звонить Гене. Неважно, будут надо мной смеяться или нет», — подумал Чебурашка. «Алло», — ответил на другом конце провода Крокодил Гена. «Гена, мне срочно нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую, как она тикает». «Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят большие часы с кукушкой — они и тикают». «Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно что-то опасное. Приезжай скорее». — Как хорошо, что ты приехал! — воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу Гене. Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо. Ничего не тикало и не потрескивало. Но именно это и настораживало. Особенно Чебурашку. Скоро его настороженность и тревога начали передаваться и Гене. «Что за глупости, — подумал он, — я начинаю бояться как в далеком детстве». И тут Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно заходить в неосвещенные комнаты. — Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое было. — Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?! — Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в неосвещенных комнатах, таких как твоя спальня, обитают незнакомые мне существа. Я не знал, злые они или добрые, навредят они мне или, наоборот, будут помогать. Я ни чего про них не знал, не мог их толком разглядеть, и мне ничего не оставалось, как их бояться. Ведь всем известно, что если ты чего-то или кого-то не знаешь, то ты начинаешь бояться. — Знаешь, Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими друзьями, они давно бы вышли на свет, или как-то дали о себе знать. — Дорогой Чебурашка, они, может, и стали бы нашими друзьями, если бы действительно существовали. — Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? — воскликнул Чебурашка. — Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде свет, мне казалось, что никаких посторонних звуков нет. И мне совсем не было страшно. Страх приходил только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти существа, если они, конечно, есть на самом деле, сами боятся! —Чего же?! — Боятся света. Но, — продолжал Гена, — когда я стал более внимательно прислушиваться к звукам в доме, полном све та, то обнаружил, что все эти звуки есть! — Ой, — прошептал Чебурашка, — значит, эти существа все- таки не боятся света! — Не волнуйся, Чебурашка, — Гена улыбнулся и ласково обнял друга за плечи, — оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом ведь тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые он издает, очень тихие. Когда мы чем-то заняты, или разговариваем, мы издаем звуки громкие. Поэтому нам сложно услышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает — не слышно машин на улице, выключен радиоприемник, спят соседи, мы можем слышать, как поскрипывает пол, ветер гудит за окном, тихий ход часов. Дом, в котором мы живем, начинает рассказывать нам свои сказки. — Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спальню! — воскликнул Чебурашка. — Когда чего-то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься. Придумываешь себе и бомбы, которые подло жила Шапокляк, и чудовищ. Чебурашка смутился — теперь его выдумка о бомбе казалась смешной. —Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые рассказывает мне мой дом. Его звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путе шествиях. —Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые рас сказывает мне мой дом, нужно еще войти в темную спальню, найти включатель и включить свет... —Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраняет, — задумчиво сказал Крокодил Гена. — Тогда я раскрою один волшебный секрет: когда входишь в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: «Охраняй, Волшебный Круг. Мне знакомо все вокруг!» —Спасибо тебе, дорогой Гена! А почему ты мне сразу не сказал про волшебный круг и заклинание? —Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх толь ко на время. Тебе было бы не до того, чтобы слушать сказки своего дома. Потратив силы на борьбу со страхом, ты не узнал бы, как много интересного происходит в это время рядом с тобой. Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка совсем по-новому оглядел свой дом. Он погладил рукой стены, двери. «Неужели, вы каждую ночь рассказываете мне сказки! Конечно же, вы ждете меня, когда я гуляю с друзьями и учусь. Согреваете меня, когда холодно. Пробуете со мной разговаривать, издавая звуки. А я, не зная этого, боялся. Спасибо вам». И Чебурашке показалось, что пол благодарно скрипнул. На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка начертил Волшебный Круг и произнес заклинание. Правда, делая это, он уже совсем не чувствовал страха. Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые потом превращались в удивительные и прекрасные сны.


 Сказка для хвастунов.  

Котенок-Матросенок Однажды в классе, где учится сын Кота Матроскина, Котенок-Матросенок младший, произошли не очень приятные события — одноклассники объявили Матросенку бойкот, заявили, что не хотят с ним больше общаться— уж больно надоело всем слушать, как Матросенок хвастается. И вправду, была у Матросен-ка такая нехорошая привычка — как начнет рассказывать о том, как хорошо живет его семья, так никак и не может остановится: и молоко-то корова матроскиных дает самое жирное в Простоквашино, и игрушек-то у него дома видимо-невидимо, и компью- тер-то у него самой последней модели, а «Вискаса» у Матроски- ных дома столько, что им можно всех котов в Простоквашино целый год кормить. Обиделся Матросенок, заплакал, побежал домой родителям на своих одноклассников жаловаться. И вот сидит семья Матроскиных, пригорюнившись. Папа с мамой сыночку слезы вытирают, а как помочь — не знают. И вдруг — стук в дверь, открыли — входит дядя Федор — приехал проведать своего давнего друга кота и все его семейство. Усадили Матроскины дорогого гостя за стол, накормили, и давай рассказывать дяде Федору о беде своего сына. А котенок все всхлипывает да причитает: «Ну почему они меня так не любят? Ну почему они такие злые?!» Задумался дядя Федор на несколько минут, а потом сказал: — Ты знаешь, Матросенок, я думаю, тебе не стоит обижаться на своих одноклассников. Глупо ждать от окружающих дружбы и доброты, если сам ты для своих товарищей ничего хорошего и доброго не делаешь, а только и умеешь, что хвастаться. Если хочешь дружбы — забудь все обиды и постарайся первым сделать шаг навстречу одноклассникам. — А как? — Да очень просто. Вот, например, у тебя дома много разных книг, кассет, дискет с играми. Наверняка твоим товарищам будет приятно, если ты предложишь им почитать интересную книгу, дашь посмотреть кассету с хорошим фильмом или дискету с новой игрой. А твоим дорогим футбольным мячом вы с одноклассниками могли бы вместе играть после уроков. Вообще подумай, что хорошего и полезного ты можешь сделать для своего класса, — закончил дядя Федор. Матросенок молча встал, тихонько ушел в свою комнату, закрыл за собой дверь — видно, слова дяди Федора взволновали его. И вот с этого самого дня что-то стало меняться в Матроскине- младшем. Перестал он хвастаться, и в классе стал вести себя совсем по-другому: кому книгу даст почитать, кому диск с игрой принесет, а с кем-то поделится на переменке вкусным «Вискасом». И то ли волшебство произошло, то ли в чем другом причина, только постепенно стало меняться отношение одноклассников к Матросенку — котята стали принимать его в свои игры, ходить к нему в гости, и даже приглашать к себе на дни рождения. И кто знает, может и закончится это все крепкой дружбой, которая так необходима не только котятам из Простоквашино, но и всем нам. 


Сказка для тех, кто не любит мыться.

Грязь-Грязища и Иван Жил в деревне мальчуган по прозванию Иван. Недостаток был один — мыться Ваня не любил. Никогда не стриг Ванюша ни ногтей и ни волос. В общем, я скажу короче «Грязью по уши зарос». Ни кнутом и ни коврижкой, ни подарком, ни пинком не справлялися с мальчишкой, так и слыл он дураком. От Ивана— замарашки убегал и стар и млад, а ему-то, что дурашке — лишь бы бани избежать. Как-то утром, спозаранку, вышел Ваня на полянку, чтобы, значит, поиграть — блох да вошек погонять. Но, видать, не знал Ванюша, Али сказок он не слушал, что всех грязных в Край болот Грязь-Грязища заберет. А она уж не дремала, хвать Ивана и... украла. Наш Ванюша слезы льет, а она его несет... Знамо дело — в край болот. Так прошло четыре дня, плачет Ванина родня, ну а Ваня средь болот у Грязищи той живет. Днем Грязища уползает, но дверей не запирает, Ваня словно как шальной — ноги не идут домой. Вот Грязища приползла, Ваня, бросив все дела, ей велит держать ответ: «Заколдован я, аль нет?! Каждый день ты уползаешь и дверей не запираешь, что же держит меня здесь? Ну-ка, старая, ответь!» Тут Грязища рассмеялась и открыть не побоялась она Ване свой секрет: «Тут, Ванюша, тайны нет, не уходишь ты домой, так как ты теперя мой. И отсюда грязь твоя век не выпустит тебя. Был бы чистым ты, так сразу убежал бы от меня». Уползла с утра Грязища, а Иван свои глазищи мыл болотною водой, утирался лебедой, нож в болоте отыскал, космы, ногти обкромсал. И скажу вам без обмана: Не узнать теперь Ивана. Став красивым, как Делон, поджидал Грязищу он. А она как поглядела на него, и... обалдела... А Ванюша: «Что, карга, не узнала ты меня?». Тут Грязища задрожала, плюх в болото и... пропала. Как пришел Иван домой, так в деревне пир горой! Сразу Ваню полюбили, стал наш Ванечка герой. Ведь Грязищу победить. Это вам не в цирк сходить... Да, не в цирк сходить, А в баню... С той поры слывет наш Ваня самым чистым из Иванов. Вот мой сказ весь — без обманов.

СКАЗКА

 Тайна Далеко-далеко есть чудесный лес невиданной красоты с волшебными обитателями. Это крохотные блестящие существа, не похожие ни на кого из живущих на земле, невидимые для людей, разговаривающие на всех языках. Несмотря на то, что они маленькие, они очень большие мечтатели. А мечтают они обо всем, причем все их мечты имеют волшебное свойство сбываться. Так, если мечтатели видели грустного ребенка, они мечтали о том, как было бы хорошо, если б он улыбнулся. И вскоре их мечта исполнялась. Таким даром мечтателей наделили однажды солнечные лучи, с которым они были дружны, как и со всем, что их окружало: облаками, каплями дождя, деревьями, травой. Потому что были мечтатели очень добрыми и желали добра, хорошего настроения, удачи всем. И чем больше желали, тем более добрыми становились сами. А случалось, добро настолько переполняло их, что они начинали светиться и из разноцветных искорок возникал новый мечтатель. Звук их голоса напоминал звон колокольчика. И если кому- то, вдруг, становится грустно, он берет колокольчик и его звон напоминает о волшебных существах, которые обязательно этот звон услышат и пожелают тому, кто держит в руках колокольчик, всего самого хорошего. И если сразу их пожелание не исполнится, все знают, что наступит то время, когда ты будешь счастлив, потому что мечтатели этого очень хотят. Оказывается, самой близкой подругой мечтателей была вода. Они очень любили резвиться под дождем, плавать и нырять в речке. Именно вода помогала мечтателям в осуществлении их желаний, делала их блестящими и укрепляла силы. Потому что, как и все в лесу, эта вода была волшебной. Только мечтатели знали, что если вымыть в воде руки, а потом прикоснуться ими к ягодам или грибам, они станут вкуснее. Если окунуть в воду голову, вымыть волосы — они станут блестящими и шелковистыми, и будут излучать добро. Потому что после соприкосновения с водой в того, кто купается в ней, входит небольшая часть волшебства. Дорожкой для этого волшебства служат волосы. Через них оно проникает в нас, накапливается и растет. Узнав этот секрет, игрушки прыгнули в речку. Они долго плавали, ныряли, а когда вышли на берег, почувствовали внутри себя что-то необычное. —Я становлюсь волшебником, — обрадовался бегемотик. —Конечно, — улыбнулся мечтатель. —И могу творить чудеса? —Еще нет. Должно пройти много времени, прежде чем волшебство проявится в полную силу и ты сможешь им пользоваться, но это время обязательно наступит. —А если мыть голову каждый день, самыми лучшими шампунями, волшебства будет больше? Мечтатель засмеялся. —Не торопись, бегемотик. Во всем надо знать меру и иметь терпение. Даже если ты будешь купаться два раза в неделю этого достаточно, чтобы в тебя вошла нужная порция волшебства. Я хочу открыть тебе самый большой секрет. Оказывается, волшебная вода есть не только в лесу, где живут мечтатели. Она повсюду, даже в наших квартирах. Только вместо капель дождя мы принимаем душ, а речку заменяет ванна, озеро — бассейн, но волшебное действие воды сохраняется.

Психокоррекционные сказки:

- Проблема детских капризов – «Королева капризов» (Анна Смирнова).
«Слоненок с шариками» (Наталья Никитина).
- Расставание – «Про семью медведей» (Анна Смирнова).
- Страх темноты – «Про Чебурашку» (Татьяна Зинкевич -Евстигнеева).
- Проблема драчливости – «Заяц с рюкзаком» (Анна Смирнова).
- Проблема «второго ребенка» – «Сказка про Медвежонка» (Татьяна Зинкевич - Евстигнеева).
- Проблема жизни и смерти – Сказка «Самый важный секрет».

Книги о том, как взрослеют мальчики (Рекомендую мамам мальчиков почитать эти книги):

- Булат Окуджава – «Упразднённый театр: Семейная хроника».
- Эрик-Эмманюэль Шмитт – «Оскар и Розовая Дама». «Мсье Ибрагим и цветы Корана». «Дети Ноя: Повести».
- Эрик-Эмманюэль Шмитт – «Борец сумо, который никак не мог потолстеть: Повесть».
- Патрик Зюскинд – «Повесть о господине Зоммере».
- Дидье ван Ковеларт (Ван Ковелер) – «Мой настоящий отец: роман». (Пер. с фр. Елены Клоковой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...