Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

Данилова Галина Михайловна

 

Данилова Г.М., воспитатель ГБДОУ д/с №10 В.О. р-на С-Пб

 

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

 Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. 

 Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья дошкольника. 

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:

сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;

обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

 Реализация указанных выше задач возможна благодаря внедрению целого ряда современных здоровьесберегающих технологий в дошкольное образование, направленных на реконструкцию и сохранение здоровья. И это не случайно, так как в разработку методик заложены многофункциональные аспекты развития ребенка. Квалифицированные медики все чаще заостряют свое внимание на повышенном росте заболеваемости среди детей детских учреждений и обращают внимание воспитателей на необходимость активизации работы по сохранению здоровья детей. С точки зрения специалистов в области медицины, лишь совместная плодотворная работа педагога дошкольного образования, родителей и детей способна обеспечить комплексное единство физического и духовного в жизни дошкольника.

Как правило, здоровьесберегающие технологии в детском саду подразделяются на:

физкультурно-оздоровительные,

технологии организации социально-психологического равновесия ребенка,

работу по просвещению родителей по общей теории здоровья,

работу по здоровьесбережению и здоровьеобогащению воспитателей дошкольного образования.

 В своей практической деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии:

 - технологии сохранения и стимулирования здоровья:

 для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла провожу физкультминутки. Методики здоровьесбережения акцентируют внимание на учете правильного распределения нагрузок физического характера в связи с возрастными параметрами, профилактики  перенагрузки  детей. Поэтому в современном мире специалисты настаивают на необходимости проведения небольших перерывов между занятиями в виде определенных упражнений для глаз и рук.

 для снятия глазного напряжения применяю гимнастику для глаз.

 для тренировки тонких движений пальцев кисти рук использую пальчиковые игры.

 для поднятия настроения и мышечного тонуса детей после сна организую бодрящую гимнастику

 для укрепления дыхательной мускулатуры, улучшения самочувствия ребенка использую дыхательные упражнения: организую подвижные и спортивные игры на прогулке, в групповой комнате, в спортивном зале. Игры подбирают в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Подвижные игры, создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

 -технологии обучения здоровому образу жизни:

 ежедневно с детьми провожу утреннюю гимнастику, включающую простые гимнастические упражнения с обязательным введением дыхательных и пальчиковых упражнений, способствующую повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия;

основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний, считаю непосредственно — образовательную деятельность по физической культуре. Обязательно в НОД включаю элементы здоровьесберегающих педагогических технологий (дыхательную и пальчиковую гимнастики, психогимнастику, упражнения для релаксации);

 для привлечения детей к самопрофилактике, к бережному отношению к собственному здоровью обучаю воспитанников делать самомассаж , точечный массаж ушных раковин , пальцев, рук, ног, массажи лица и головы; Массаж – одно из любимых занятий дошкольников. Однако здесь важно доступно объяснить ребенку, что необходимо делать, чтобы не нанести вред своему организму.

 -коррекционные технологии:

 для снижения у детей эмоционального напряжения, коррекции различных сторон психики ребенка использую психогимнастику, подбираю простые мимические и пантомимические упражнения, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций.

 Мероприятия игрового плана в дошкольных учреждениях происходят по группам с учетом возрастных категорий и степени подвижности детей. В детских учреждениях современного типа акцентируется внимание не только на физическом, но и на эстетическом воспитании и здоровье. На занятиях нравственной направленности воспитанники детских садов имеют возможность посещать театры, выставки. Но  ни для кого не является тайной, что основные азы нравственности ребенок получает при общении с семьей и воспитании дома.

Нельзя не сказать и о пользе главнейшей составляющей физического воспитания – закаливании. Эта процедура воздействует на защитные силы организма, развивает устойчивость к окружающей среде. Однако необходимо помнить, что несоблюдение всех принципов закаливания может привести к негативным последствиям.

 Главным оздоровительным моментом в работе считаю прогулку. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбирают в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

 Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали у воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, сохранение здоровья. Заметила, что за период с средней группы по подготовительную медицинские показатели индекса здоровья моих воспитанников улучшились, хорошо сформировались представления о навыках поведения за столом, во время мытья рук и умывания лица. Считаю, что только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Проанализировав характеристики от применения каждой методики можно абсолютно точно сказать, что все выше оговоренные технологии выполняют оздоровительную функцию. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС – это гарант полноценного развития организма ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...