Экологическое воспитание
статья ( группа) на тему

Экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

             

               Экологическое воспитание - это новое направление в дошкольной  педагогике, отличается  от традиционного ознакомления с природой.  

                В период дошкольного детства  в процессе  целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать  начала экологической культуры   -  осознанно-правильного  отношения к явлениям,  объектам живой и неживой природы, которые составляют  их непосредственное окружение в этот период жизни.  

                Осознанно-правильное отношение вырабатывается  при  условии тесного контакта  и различных форм воздействия ребенка с растениями и животными, имеющимися на участке детского сада  и в доме ребенка. Он узнает,  что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при  наличии определенных внешних условий – среды обитания,    пригодной для того или иного организма. Иначе говоря ,каждое существо должно иметь свой дом, в котором есть все для его жизни.  Экологическое воспитание дошкольников  - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком,  во взаимосвязи со средой обитания и выработало  на этой основе правильные формы взаимодействия с ним.  

               Такое отношение может быть  сформировано у маленького ребенка, если   систематически  на протяжении нескольких лет  его знакомят с разнообразием растений и животных, которые их окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных,  предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями  в благоприятных условиях.  

               К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимопонимания  человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек  как  природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий  природу и по мере  возможности восстанавливающий ее богатства.   Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются   в окружении и в практике жизни каждого ребенка.

              Возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью  ребенок познает не только внешние параметры объектов  природы (окрас, строение, запах и т. д.), но и их связь со средой.

             Наблюдение как метод работы с детьми  чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд   разных по содержанию наблюдений  за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности,  направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность  и рассказы, заполнение календарей ит.д.). Поэтому составление циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основывается в первую очередь на наблюдении.  Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Само чтение рассказов (чаще всего неоднократное),вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседы о прочитанном -  все это  разные формы речевой деятельности, которые  позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить  свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения  явлений природы, их связи    между собой.                        

              Особое внимание следует уделять такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируются обобщенные представления о явлениях природы, закономерных процессах, восприятие произведений искусства. В этом случае значение имеет логика построения вопросов, помогающих понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный труд с воспитателем в уголке природы или на участке по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных позволяет  детям приобрести умение, правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. приобщиться к сознательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их  воспитанности и экологической культуры. Новой формой экологического воспитания можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники  детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Их проведение можно связать с известными датами, всеобщими праздниками: « Земля наш дом», «Чисто не там где убирают, а там где не мусорят», «Не проходите мимо». Акции – это  комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми.  Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы детского сада, оказывают влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения. Китайская пословица гласит: «Покажи мне  - я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму».    Эстетическое развитие  сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею. Понимать красоту природы запечатленную в произведениях искусства: музыке, живописи, поэзии, графике  и т. д. Создать ее своими руками через разные формы  изо деятельности.  Не в стороне и физическое  развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь  с малых лет.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...