Экологическое воспитание
статья ( группа) на тему

Экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

             

               Экологическое воспитание - это новое направление в дошкольной  педагогике, отличается  от традиционного ознакомления с природой.  

                В период дошкольного детства  в процессе  целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать  начала экологической культуры   -  осознанно-правильного  отношения к явлениям,  объектам живой и неживой природы, которые составляют  их непосредственное окружение в этот период жизни.  

                Осознанно-правильное отношение вырабатывается  при  условии тесного контакта  и различных форм воздействия ребенка с растениями и животными, имеющимися на участке детского сада  и в доме ребенка. Он узнает,  что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при  наличии определенных внешних условий – среды обитания,    пригодной для того или иного организма. Иначе говоря ,каждое существо должно иметь свой дом, в котором есть все для его жизни.  Экологическое воспитание дошкольников  - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком,  во взаимосвязи со средой обитания и выработало  на этой основе правильные формы взаимодействия с ним.  

               Такое отношение может быть  сформировано у маленького ребенка, если   систематически  на протяжении нескольких лет  его знакомят с разнообразием растений и животных, которые их окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных,  предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями  в благоприятных условиях.  

               К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимопонимания  человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек  как  природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий  природу и по мере  возможности восстанавливающий ее богатства.   Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются   в окружении и в практике жизни каждого ребенка.

              Возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью  ребенок познает не только внешние параметры объектов  природы (окрас, строение, запах и т. д.), но и их связь со средой.

             Наблюдение как метод работы с детьми  чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд   разных по содержанию наблюдений  за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности,  направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность  и рассказы, заполнение календарей ит.д.). Поэтому составление циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основывается в первую очередь на наблюдении.  Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Само чтение рассказов (чаще всего неоднократное),вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседы о прочитанном -  все это  разные формы речевой деятельности, которые  позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить  свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения  явлений природы, их связи    между собой.                        

              Особое внимание следует уделять такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируются обобщенные представления о явлениях природы, закономерных процессах, восприятие произведений искусства. В этом случае значение имеет логика построения вопросов, помогающих понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный труд с воспитателем в уголке природы или на участке по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных позволяет  детям приобрести умение, правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. приобщиться к сознательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их  воспитанности и экологической культуры. Новой формой экологического воспитания можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники  детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Их проведение можно связать с известными датами, всеобщими праздниками: « Земля наш дом», «Чисто не там где убирают, а там где не мусорят», «Не проходите мимо». Акции – это  комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми.  Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы детского сада, оказывают влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения. Китайская пословица гласит: «Покажи мне  - я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму».    Эстетическое развитие  сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею. Понимать красоту природы запечатленную в произведениях искусства: музыке, живописи, поэзии, графике  и т. д. Создать ее своими руками через разные формы  изо деятельности.  Не в стороне и физическое  развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь  с малых лет.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...