Доклад
материал ( группа) на тему
Психолого педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа в период адаптации | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Я работаю с детьми второго года жизни уже более 17 лет. За эти годы я выработала свою систему работы по адаптации детей.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Поступление малыша в детский сад представляет собой серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей, сопровождающееся определенными психологическим трудностями.
Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного образования, условия которого специфичны: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.). Если ребёнок неправильно вошёл в период адаптации, он может заболеть, получить психологический стресс.
У 80% приходящих в детский сад детей, наблюдается дефицит общения, отсутствие умения контактировать с взрослыми и другими детьми. Приходя в детский сад, дети неадекватно реагируют на действия сверстников, воспринимают их как угрожающие. Это порождает неблагополучную эмоциональную атмосферу в группе, дети плачут, кричат. В процессе адаптации стрессовые ситуации влияют на физиологическую и биологическую адаптацию (появляется отказ от еды, нарушается сон, терморегуляция, ослабевает иммунная система), что сказывается на нервно-психическом развитии малыша.
Это все говорит о важности и значимости социализации детей.
Дети приходят в детский сад «условно не готовы». Поэтому остро стоит проблема о создании системы психолого-педагогической работы по сопровождению детей в период адаптации.
В связи с этим мною всегда стоит Цель: обеспечение оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребёнка в период адаптации детей раннего возраста.
Для достижения этой цели ставлю задачи:
- Создать предметно-развивающую среду в группе, направленную на укрепление психофизического здоровья малышей.
- Установить эмоциональный контакт и доверительных отношений с детьми.
- Организовать воспитательно-образовательный процесс, для создания условий положительного эмоционального состояния малышей, опираясь на принцип личностно-ориентированного подхода.
- Повышать уровень психолого-педагогической культуры родителей по вопросам адаптации и социализации детей.
Моя работа по адаптации детей раннего возраста выстраивается в тесном взаимодействии с медицинским персоналом, специалистами д/с и родителями.
На начальном этапе – «Ознакомительном» созваниваемся с родителями, просим прийти в детский сад для знакомства с персоналом и условиями в группе. Провожу индивидуальную беседу о режиме, питании детского сада, и узнаю об индивидуальных особенностях детей (круг общения, игровых навыков и умений и др.).
Совместно с педагогом-психологом проводится собрание «Адаптация ребенка к детскому саду».
Работа с медперсоналом (врач-педиатр)
- Изучение листа здоровья
- Получение консультаций об особенностях сопровождения детей, имеющих отклонения в здоровье
- Ведение (заполнение) течения адаптации детей в листах адаптации
- Анализ адаптационных листов (коллегиально)
Провожу анкетирование с родителями.
Проанализировав анкеты родителей, вновь поступающих малышей в детский сад, было выявлено, что:
- Все родители знают о том, что существует адаптационный период36% родителей считают важным в период адаптации научить ребёнка играть с другими детьми, социально адаптироваться, общаться со сверстниками и взрослыми, научиться самостоятельности.
- 28% родителей придают большое значение в период адаптации качеству ухода и соблюдению режима
- Остальные родители (36%) не дали ответа, что они считают важным в период адаптации.
Вся проделанная работа на ознакомительном этапе, позволяет найти подход к каждому ребёнку, а родителям заранее подготовиться и подготовить детей к посещению ДОУ.
Очень важно на начальном этапе расположить детей к пространству группы.
Поэтому в группе создана уютная, домашняя обстановка, привлекательная для детей.
Изготовлено и приобретено много игровых пособий, оборудования, развивающих познавательный интерес ребенка, желание совместно действовать с воспитателем. Например, «Дидактический коврик», «Гусеница», «Вкладыши», разного размера пирамидки, «Карусель» для развития различных анализаторов и мелкой моторики; двигатели, для развития движений.
На этапе привыкания детей к условиям ДОУ создается безопасная психологическая обстановка для малышей: эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
Происходит активное включение в совместную деятельность с детьми, детьми и родителями во всех режимных моментах (прием, кормление, посещение туалета, игры рядом и вместе и т.д.), которая способствует сближению, доверительного отношения, эмоционального отклика со стороны детей.
Организация игровой деятельности в адаптационный период, направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия к другим взрослым и детям, социуму в целом.
Игры-забавы, игры-развлечения, подвижные игры, театр, применение в работе попевок, потешек, слушание аудиозаписей детских песенок – все это помогает детям легче адаптироваться к новым условиям. Малыши приобретают определённый социальный опыт через игровую деятельность, который позволяет им по собственному побуждению включиться в предлагаемую деятельность: объединиться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу – это совместная радость, доброжелательность), проявляют заинтересованность, активизируются.
Параллельно идет работа с родителями.
Для создания успешной адаптации детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Для этого на всех этапах ведется активная просветительская работа по вопросам адаптации через размещение информации на стенде, в папках-передвижках, через родительские собрания, фото-стенды: «Первый раз в детский сад», «Адаптация ребёнка к д/с», «Что должно быть в кабинке малыша», «Нужен ли памперс?», «Отучаем от соски», «Режим в выходные дни» и т.д.
Такая работа помогает установить партнерские, доброжелательные отношения.
Работа с педагогом-психологом
- Консультирование педагогом-психологом, носят практический характер, сообща решаются возникающие в ходе адаптации вопросы и возможные проблемы.
- Оказание практической помощи по мере необходимости (режимные моменты, сопровождение детей в период поступления детей в группу).
- Совместная деятельность, организованная с родителями (родительский клуб, адаптационные игры-занятия).
Работа в клубе направлена на:
Оказание помощи и поддержки родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад.
Повышение педагогического уровня родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.
Преодоление родителями барьера недоверия к ДОУ.
Сплочение родительского коллектива.
Установление доверительных отношений между семьями.
Основная форма проведения встреч - практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми, где мы являемся активными участниками в работе совместно с родителями в микрогруппах.
Решая в ходе встречи различные практические задачи, родители приобретают:
- новые навыки успешного взаимодействия с детьми;
- обогащают свой опыт семейного воспитания;
- расширяют возможности понимания собственного ребенка.
Результатом моей работы являются показатели успешной адаптации детей к детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...