Картотека физкультминуток
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Ничто так не реально, как движение, и ничто столь же не естественно.
Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможный фактор формирования здоровья.
Хочется рассказать о значении физминуток для дошкольников. Как часто вы с ребенком занимаетесь физкультурой? Я думаю, нечасто, если быть честными прежде всего перед самим собой. Физкультурная минутка поможет ребенку отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение. Физминутки – это весело, полезно и интересно!
Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.
Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности, повысить их работоспособность не только на логопедических занятиях, но и на занятиях с психологом, дефектологом или другими специалистами.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Задачи:
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
формирование правильного дыхания;
развитие способности ориентироваться в пространстве;
выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие фонематического слуха,
развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.
Овощи
| |
Как-то вечером на грядке | Дети идут по кругу, взявшись за руки, |
Фрукты. | |
Садовник
| |
Мы вчера в саду гуляли, | Дети идут по кругу, взявшись за руки. |
Г. Сатир |
|
Ежик и барабан
| |
С барабаном ходит ежик, | . |
Г. Виеру |
|
Яблоня
| |
— Яблоня! Яблоня! | Дети идут по кругу, взявшись за руки. |
Ягоды. | |
За малиной
| |
За малиной в лес пойдем, | Дети водят хоровод, взявшись за руки. |
Русская народная песня | |
По ягоды
| |
Мы шли-шли-шли, | Маршируют по кругу, держа руки на поясе. |
В. Нищева |
Домашние животные. | |
Лошадка.
| |
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. | Поглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки, потом по спинке, по хвостику. Бег по кругу, высоко поднимая колени. |
А. Барто | |
Домашние птицы
| |
Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!» | Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.
Идут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад.
Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.
Поворачиваются спиной в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад.
|
Русская народная потешка | |
Корова.
| |
«Му-му-му! — мычит корова. — Забодаю Катю с Вовой. Вы не пьете молоко? Убегайте далеко!» | Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев. Поворачиваются в круг, делают по два поворота вправо-влево. Руки на пояс, делают сердитое лицо. Разбегаются по группе. |
Н. Нищева | |
Теленок
| |
Бу-бу, Бу-бу, Бу-бу, Бу-бу, Бу-бу, Бу-бу, | Два прыжка. Два прыжка. Два прыжка. Два прыжка. Два прыжка. Два прыжка. |
А. Введенский | |
Кошка
| |
Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. Кверху — кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. В темноте я зорко вижу, Понапрасно не обижу. Но дразнить меня опасно — Я царапаюсь ужасно. | Идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью. Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков. Вновь идут по кругу крадучись. Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти»
|
В. Стоянов | |
Котик
| |
Вот какой коташка, Круглая мордашка, И на каждой лапке Коготки-царапки. Все ему игрушки — Кубик и катушки. Котик, точно мячик, По квартире скачет. | Крадутся по кругу друг за другом на носочках. Останавливаются, показывают обеими руками мордашку, Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку.
Прыгают на носочках. Держат руки на поясе.
Выполняя поскоки, двигаются по кругу друг за другом . |
О. Высоцкая | |
Кролики.
| |
Мы на ферме побывали, Белых кроликов видали. Шустренькие кролики То ложились, То кружились В проволочном домике. Лапками стучали, Весело пищали. Мы зверькам не травки жесткой — Клеверу достанем... Вырастайте с нежной шерсткой, С круглыми хвостами. | Идут по кругу, взявшись за руки. Прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков.
Ложатся. Кружатся. Хлопают в ладоши. Топают ногами.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Вновь прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков.
|
К. Кубилинскас | |
Козочка
| |
Я козочка Ме-ке-ке, Я гуляю на лужке. Острые рожки, Тоненькие ножки. На самой макушке — Бархатные ушки. Язык полотняный, Хвостик конопляный... | Идут по кругу, взявшись за руки.
Показывают «рожки».
Прыгают на двух ногах. Делают «ушки» из ладошек. Показывают язык «лопатой». Рукой показывают «хвостик». |
Дикие животные. | |
Ежик и барабан
| |
С барабаном ходит ежик, | Дети маршируют по кругу, изображая игру на барабане. |
Виеру Григоре | |
Веселые зверята
| |
Зайка скачет по кусточкам, По болоту и по кочкам. Белка прыгает по веткам, Гриб несет бельчатам-деткам. Ходит мишка косолапый, У него кривые лапы. Без тропинок, без дорожек Катится колючий ежик. | Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.
Прыгают, согнув руки перед грудью.
Идут вперевалку.
Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.
|
Н. Нищева | |
Медвежонок
| |
Медвежонок Жак простужен, Мед ему сегодня нужен. Мед дадим ему на ужин, Потому что мы с ним дружим. | Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре один ребенок. Останавливаются, протягивают к ребенку руки «ковшиком». Берут ребенка в круг, идут все вместе.
|
Н. Нищева | |
Медведь
| |
Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише... Не шуметь! | Дети медленно поднимают руки вверх. Медленно приседают, опускают руки. Вновь встают и поднимают руки. Приседают и опускают руки. На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.
|
И. Токмакова | |
На водопой
| |
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой — косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят. | Дети идут по кругу друг за другом. . Идут, громко топая. Идут крадучись. Передвигаются в глубоком приседе. Идут вперевалку. Скачут на носочках, согнув руки перед грудью. Скачут, сделав «ушки» из ладоней. Идут на четвереньках. Останавилваются. |
Птицы. | |
Снегири | |
Вот на ветках, посмотри, | 4 хлопка руками по бокам |
| Н. Нищева |
Воробей
| |
Среди белых голубей | Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби». |
| Русская народная потешка |
Ласточки
| |
Ласточки летели, | Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями. |
Насекомые. | |
Бабочка
| |
Видишь, бабочка летает, | Машем руками-крылышками |
м
м
Продукты. | |
Колобок | |
Колобок, колобок, | Идут в полуприседе, поставив руки на пояс. |
Колобок — румяный бок. |
|
По дорожке покатился | Бегут на носочках, держа руки на поясе. |
И назад не воротился. |
|
Встретил мишку, волка, зайку, | Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца. |
Всем играл на балалайке. | Изображают игру на балалайке. |
У лисы спел на носу, — | Пляшут вприсядку. |
Больше нет его в лесу. | Разводят руками. |
Н. Нищева |
Времена года. | |
Осень | |
Осень. По утрам морозы. | Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх, |
Е. Головин | |
Снежная баба
| |
Сегодня из снежного | Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком. |
И. Демьянов | |
Снеговик
| |
Давай, дружок, смелей, дружок, Но солнце припечет слегка — | Идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком. «Рисуют» обеими руками большой круг. |
В. Егоров | |
Художник-невидимка
| |
Художник-невидимка | Маршируют по кругу друг за другом с Останавливаются лицом в круг, |
| Н. Нищева |
Весна, весна красная!
| |
Весна, весна красная! | Дети идут по кругу, взявшись за руки. Поворачивают в противоположную сторону. Останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, делают вдох. |
Русская народная песенка | |
Весенняя песня
| |
А уж ясно солнышко | Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки. Продолжают идти и медленно опускают руки. Бегут на носочках. Руки на поясе. Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками. |
| Белорусская народная песня |
Явления природы. | |
Летний дождь
| |
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! | Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами. |
Н Нищева | |
Радуга-дуга
| |
Здравствуй, радуга-дуга, | Дети выполняют поклон. |
Н. Нищева | |
Дождик
| |
Капля раз, Капля два, | Прыжки на носочках, руки на поясе. |
Туман
| |
Туман повис клоками | Дети присели на карточки, |
Гном
| |
Дождик, дождик за окном. | Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе. |
Н. Нищева |
Мой дом. Моя страна. | |
В Летнем саду листопад.
| |
В Летнем саду листопад. | Дети плавно качают руками вправо, влево. Встают на носочки и замирают. |
Н. Нищева | |
Строим дом.
| |
Раз, два, три, четыре, пять. | Дети выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх. |
| Н. Нищева |
Речка.
| |
К речке быстрой мы спустились, | Дети идут к центру круга. |
В. Волина |
Одежда. | |
Платье
| |
Это платье для Наташки — | Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе. |
Н. Нищева |
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
|
Мебель.
Кроватка
Вот Кирюшкина кроватка ,
Чтобы спал Кирюшка сладко,
Чтоб во сне он подрастал,
Чтоб большим скорее стал.
Разводят руки в стороны.
Приседают, кладут ладони под щечку.
Медленно поднимаются.
Встают на носочки, тянутся руками вверх.
В.Нищева
Транспорт. | |
Машины
| |
На улице нашей | Дети двигаются из одного конца группы в другой, |
Я. Тайц |
изминутки
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.
Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.
Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.
Мы ладонь к глазам приставим
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.
Ох, ох что за гром?
Ох, ох что за гром? (руки - к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).
На поляну, на лужок тихо падает снежок
Дети, читая стихи вместе с воспитателем, показывают, как падает снежок, как улеглись снежинки, как ветер кружит их.
На поляну, на лужок тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,
Пляшут все пушинки, белые снежинки.
Ветер дует нам в лицо
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Руки вперед
1. И.п.: о.в., руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.
2. И.п.: о.с., правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.
3. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Слегка приседая, правую руку вперед, левую назад, затем наоборот. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин.
Упражнения выполняются плавно, неторопливо. Следить за осанкой, выразительностью движений.
Сидя за партой
И.п.: сидя за партой, руки на пояс. 1-4 – одновременные круговые движения плечами назад. Вы полнить 1-2 раза. Темп медленный.
Улучшает вентиляцию легких. Голову держать прямо, плечи развернуты, спина прямая, дыхание не задерживать.
В ноябре, в декабре
В ноябре, в декабре
Будет холод на дворе.
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.
Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
Мы шагаем по сугробам
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
МДОУ ДСОВ № 35
СООБЩЕНИЕ
На тему: «Физкультурные паузы , минутки.»
Подготовила воспитатель: Клочко Н.В.
Становясь старше, дети все больше времени проводят на занятиях. Воспитателям важно помнить, что скука, утомительное однообразие, ограничение физической активности, невозможность заняться тем, чем хочется пусть в течение десяти-пятнадцати минут не принесут детям пользы, а наоборот вызовут утомление, безразличие к происходящему.
Поэтому не следует пренебрегать при проведении занятий физкультминутками.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ – это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности ( возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
ЗНАЧЕНИЕ: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ физкультминуток -1.5-2 минуты; рекомендуется проводить ,начиная со средней группы.
Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:
- Общеразвивающие упражнения- подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
- В форме подвижной игры- подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными. Хорошо знакомыми детям правилами;
- В форме дидактической игры с движениями- хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой ( фонетической) культуре речи, по математике;
- В форме танцевальных движений- используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные; -
- В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
-текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество отдается стихам с четким ритмом;
- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;
6) В форме любого двигательного действия и задания
- отгадывание загадок не словами, а движениями;
-использование различных имитационных движений: спортсменов( лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий ( рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
ТРЕБОВАНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:
- Проводятся на начальном этапе утомления ( 8-13-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
- Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
- Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;
- Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
- Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
- Комплексы физкультминуток подбираются от вида занятия, их содержания;
- Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.
ФИЗМИНУТКИ
Точильщики
О. Дриз
Точим, точим, точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло. Сало. Хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы!
Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки четыре раза хлопают в ладоши.
Медвежата Физкультпривет
Медвежата в чаще жили, На болоте две подружки,
головой своей крутили. Две зеленые лягушки,
Вот так, вот так Утром рано умывались,
Головой своей крутили. Полотенцем растирались.
Медвежата мед искали, Ножками топали,
Дружно дерево качали. Ручками хлопали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили Вправо, влево наклонялись
И из речки воду пили. И обратно возвращались
Вот так, вот так Вот здоровья в чем секрет.
И из речки воду пили. Всем друзья физкультпривет!
А потом они плясали,
Лапы дружно поднимали.
Вот так, вот так
Лапы дружно поднимали.
Хомячок
Хомка-хомка. Хомячок
Полосатенький бочок
Вместе с солнышком встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Научились мы считать
И теперь нас не унять.
Мы считаем все подряд:
Три стола и двадцать парт,
Хлопнем восемь раз в ладошки,
Восемь раз пружинят ножки,
Два наклона, два поскока…
Мы готовы пол-урока изучать веселый счет .
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немножко,
Мы дадим им отдохнуть.
Постучали, повертели
И обратно в дальний путь.
На носочки встали
Потолок достали.
Наклонились столько раз, сколько уточек у нас.
Сколько покажу кружков.
Столько выполни прыжков.
Пожалуйста.
Воспитатель отдает команды, но дети выполняют только те из них, которые сопровождаются словом пожалуйста.
Если нравится тебе
Воспитатель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и повторяют движения.
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!».
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ
Физкультурные паузы предотвращают развитие утомления и снятия эмоционального напряжения в процессе занятий, требующих умственной нагрузки, что способствует более быстрому восприятию программного материала и увеличению двигательной активности детей.
Обычно двигательные минутки состоят из трех- четырех игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Серсо», «Закати в лунку шарик», «Перетягивание каната», «Удочка», «Сбей городок», «Прокати шарик по дорожке», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий( скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки).
Основные требования к проведению физкультурных пауз:
-упражнения должны быть хорошо знакомы детям;
-просты по содержанию, с небольшим количеством правил
- не длительны по времени ( не более 10-12 минут );
-доступны;
- должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее.
-В конце двигательной разминки надо предложить детям различные дыхательные упражнения.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ двигательной паузы не должна превышать 10 минут, и проводиться в хорошо проветриваем помещении.
Предварительный просмотр:
МДОУ ДСОВ № 35
СООБЩЕНИЕ
На тему: «Физкультурные паузы , минутки.»
Подготовила воспитатель: Клочко Н.В.
Становясь старше, дети все больше времени проводят на занятиях. Воспитателям важно помнить, что скука, утомительное однообразие, ограничение физической активности, невозможность заняться тем, чем хочется пусть в течение десяти-пятнадцати минут не принесут детям пользы, а наоборот вызовут утомление, безразличие к происходящему.
Поэтому не следует пренебрегать при проведении занятий физкультминутками.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ – это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности ( возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
ЗНАЧЕНИЕ: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ физкультминуток -1.5-2 минуты; рекомендуется проводить ,начиная со средней группы.
Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:
- Общеразвивающие упражнения- подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
- В форме подвижной игры- подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными. Хорошо знакомыми детям правилами;
- В форме дидактической игры с движениями- хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой ( фонетической) культуре речи, по математике;
- В форме танцевальных движений- используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные; -
- В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
-текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество отдается стихам с четким ритмом;
- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;
6) В форме любого двигательного действия и задания
- отгадывание загадок не словами, а движениями;
-использование различных имитационных движений: спортсменов( лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий ( рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
ТРЕБОВАНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:
- Проводятся на начальном этапе утомления ( 8-13-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
- Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
- Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;
- Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
- Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
- Комплексы физкультминуток подбираются от вида занятия, их содержания;
- Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.
ФИЗМИНУТКИ
Точильщики
О. Дриз
Точим, точим, точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло. Сало. Хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы!
Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки четыре раза хлопают в ладоши.
Медвежата Физкультпривет
Медвежата в чаще жили, На болоте две подружки,
головой своей крутили. Две зеленые лягушки,
Вот так, вот так Утром рано умывались,
Головой своей крутили. Полотенцем растирались.
Медвежата мед искали, Ножками топали,
Дружно дерево качали. Ручками хлопали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили Вправо, влево наклонялись
И из речки воду пили. И обратно возвращались
Вот так, вот так Вот здоровья в чем секрет.
И из речки воду пили. Всем друзья физкультпривет!
А потом они плясали,
Лапы дружно поднимали.
Вот так, вот так
Лапы дружно поднимали.
Хомячок
Хомка-хомка. Хомячок
Полосатенький бочок
Вместе с солнышком встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Научились мы считать
И теперь нас не унять.
Мы считаем все подряд:
Три стола и двадцать парт,
Хлопнем восемь раз в ладошки,
Восемь раз пружинят ножки,
Два наклона, два поскока…
Мы готовы пол-урока изучать веселый счет .
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немножко,
Мы дадим им отдохнуть.
Постучали, повертели
И обратно в дальний путь.
На носочки встали
Потолок достали.
Наклонились столько раз, сколько уточек у нас.
Сколько покажу кружков.
м
Физкультминутка в стихах |
Суббота, 20 Июня 2009 г. 17:32 (ссылка) + в цитатник
Прочитало: 0 за час / 7 за сутки / 63 за неделю / 313 за месяц
Цитата сообщения Ксения_Бунакова
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В ФИЗКУЛЬТМИНУТКАХ
Будем ноги поднимать
Будем ноги поднимать,
Раз-два-три-четыре-пять.
Выше поднимай коленки,
Не ленись на переменке.
(Дети поднимают согнутые в коленях ноги,
стараясь коснуться коленом груди.)
Головой покрутим резво,
Вправо-влево, вправо-влево.
(Вращение головой.)
И попрыгаем на месте —
Ноги врозь и ноги вместе.
(Прыжки.)
Переходим на ходьбу.
Выше ноги. Стой: раз-два!
(Ходьба на месте.)
Мы зарядку делать будем,
Чтоб не болела голова.
(Дети садятся.)
Выше руки!
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровнее.
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения спортсменов.)
Говорит цветку цветок
Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок.
(Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Давай
Давай с тобой попрыгаем
И ножками подвигаем.
Раз прыжок и два прыжок,
Поактивнее, дружоку
(Прыжки на месте.)
Всё, закончилась зapядк a -
Мы пройдёмся для порядка.
(Ходьба на месте.)
Динь-динь
Динь-динь, динь-день
Начинаем новый день-
(Шагаем на месте.)
Дили, дили, дили, дили
Колокольчики будили
(Руки на поясе, повороты влево-вправо-
Всех зайчат, всех ежат
-(Руки на поясе, наклоны влево- вправо)
И воробышек проснулся,
(Прыжки на месте.)
И зайчонок встрепенулся-
(Приседания.)
На зарядку, кто вприпРыжкУ
(Прыжки с ноги на ногу.)
Кто вприсядочку,
(Приседания.)
Через поле напрямик
(Бег на месте.)
Прыг-прыг-прыг-прыг-
(Прыжки на месте.)
Дышим носом глубоко
Дышим носом глубок0-
Поднимаемся легко.
(Приседания.)
Наклоняемся вперёд'
Прогибаемся назад. .
Как деревья ветер гнёт'
Так качаемся мы в л0Д-
(Наклоны взад-вперёд.)
Головой теперь покртим-
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
(Вращения головой в стороны.)
Встанем, дети, на носоч к и -
(Потягивания — руки вверх.)
На зарядке ставим точку.
Зарядка
Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
. (Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении,
повторяя за педагогом слова.)
Зарядка
(Текст стихотворения сопровождается движениями детей.)
Каждый день по утрам
Делаем зарядку
(Ходьба на месте.)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать
(Ходьба.)
Руки __________поднимать
(Руки вверх.)
Приседать и вставать
(Приседание.)
Прыгать и скакать
(Прыжки.)
Зарядка
Одолела вас дремота,
(Зеваем.)
Шевельнуться неохота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
(Руки вверх, потянулись.)
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
(Руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре.
Наклониться — три, четыре
(Наклоны туловища.)
И на месте поскакать.
(Прыжки на месте.)
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Зарядка
Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(Потягивания — руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(Потягивания — руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненье повтори.
(Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте.)
Зарядка
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
(Дети садятся на корточки, наклонив голову и обхватывают руками
колени, потом постепенно выпрямляются, становятся на носки и
тянутся, сколько возможно, вверх, поднимая руки.)
Каждый день
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Ходьба на месте.)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать,
(Ходьба.)
Руки поднимать,
(Руки вверх.)
Приседать и вставать,
(Приседание 4-6 раз.)
Прыгать и скакать.
(10 прыжков.)
Малыши, малыши вышли на зарядку
Малыши, малыши -
Дружные ребятки.
Малыши, малыши
Вышли на зарядку.
Вот так, вот так!
Вышли на зарядку.
Вот так, вот так!
Вышли на зарядку.
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Ноги поднимайте.
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Веселей шагайте:
Вот так, вот так!
Ноги поднимайте.
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Потянитесь дружно.
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Закаляться нужно.
Вот так, вот так!
Потянитесь дружно.
Мы зарядку делать будем
Мы зарядку делать будем.
Мы руками быстро крутим —
То назад, а то вперёд,
А потом наоборот.
(Вращение прямых рук назад и вперёд.)
Наклоняемся пониже.
Ну-ка, руки к полу ближе!
Выпрямились, ноги шире.
Тянем спинку, три-четыре.
(Наклоны вперёд.)
На площадке красный мячик
Выше всех сегодня скачет.
Вместе с мячиком скачу,
До небес достать хочу.
(Прыжки на месте.)
Стоп! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.
(Руки вверх — вдох, вниз через стороны — выдох.)
Мы поставили пластинку
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку. *
(Шагаем на месте.)
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
, Начинаем бег на месте,
(Бег на месте.)
Финиш — метров через двести!
Раз! Раз - два, раз — два,
Раз — два, раз — два,
Раз - два, раз - два,
Ниже, дети не ленитесь,
(Наклоны туловища вперед, руки на поясе.)
Поклонитесь, улыбнитесь,
Выдох, вдох, выдох, вдох.
Мы ладонь к глазам приставим,
(Повороты туловища влево-вправо.)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
Раз — два!
Хватит — хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
(Потянулись, руки вверх-вдох, вниз-выдох.)
Вот мы руки развели,
(Развели руки в стороны.)
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
(Руки опустили.)
Наклонились, выпрямились.
(Наклоны туловища.)
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И — направо.
(Повороты туловища.)
И еще
Через левое плечо!
Хватит.
Выдохнуть, вдохнуть.
(Шагаем на месте.)
На зарядку
На зарядку солнышко
(Шагаем на месте.)
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
(Руки вверх-вниз.)
По команде ォРаз!サ
А над нами весело
Шелестит листва.
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Опускаем руки мы
По команде ォДва!サ
(Шагаем на месте.)
На зарядку дружно встали
Мы опять сидеть устали,
На зарядку дружно встали.
Руки в боки, смотрим вправо.
Поворот налево плавный.
(Повороты корпуса в стороны.)
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснёмся крыши?
(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.
Вправо-влево три наклона.
Повторяем снова дружно.
(Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.)
От души мы потянулись,
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
(Дети садятся.)
На зарядку становись!
На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз!
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья.
(Руки перед грудью, рывки руками.)
Раз — вперёд наклонимся.
Два — назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся.
(Наклоны вперёд, назад и в стороны.)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать?
(Приседания.)
На ходьбу мы перейдём,
(Ходьба на месте.)
Заниматься вновь начнём.
(Дети садятся.)
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Сели и привстали.
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Ноги крепче стали.
Вот так, вот так!
Сели и привстали.
Малыши, малыши —
Дружные ребятки.
Малыши, малыши
Сделали зарядку.
Пожалуйста.
Воспитатель отдает команды, но дети выполняют только те из них, которые сопровождаются словом пожалуйста.
Если нравится тебе
Воспитатель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и повторяют движения.
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!».
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ
Физкультурные паузы предотвращают развитие утомления и снятия эмоционального напряжения в процессе занятий, требующих умственной нагрузки, что способствует более быстрому восприятию программного материала и увеличению двигательной активности детей.
Обычно двигательные минутки состоят из трех- четырех игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Серсо», «Закати в лунку шарик», «Перетягивание каната», «Удочка», «Сбей городок», «Прокати шарик по дорожке», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий( скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки).
Основные требования к проведению физкультурных пауз:
-упражнения должны быть хорошо знакомы детям;
-просты по содержанию, с небольшим количеством правил
- не длительны по времени ( не более 10-12 минут );
-доступны;
- должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее.
-В конце двигательной разминки надо предложить детям различные дыхательные упражнения.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ двигательной паузы не должна превышать 10 минут, и проводиться в хорошо проветриваем помещении.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ |
Дождь
Капля - раз, капля - два, Очень медленно сперва, Хлопки руками на каждое слово. А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. Бег.
Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Хлопки руками на каждое слово. Кап-кап, кап-кап. Свободные движения пальчиками. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. Соединить руки над головой.
Листопад
Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Взмахи руками. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Повороты вокруг себя.
Обуваемся
Я умею обуваться, Топать ногами. Если только захочу, Я и маленького братца Обуваться научу. Руки перед грудью, показывают "маленького братца". Вот они, сапожки, Наклон вперед. Этот с правой ножки, Погладить правую ногу. Этот с левой ножки. Погладить левую ногу.
Снегопад
Белый снег, пушистый. Взмахи руками. В воздухе кружится Повороты вокруг себя. И на землю тихо Падает, ложится. Опуститься на корточки.
Машина- 1
Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофера, Без сигнала светофора, Шла, сама куда не зная, Шла машина заводная. Двигаться в заданном направлении, вращая воображаемый руль.
Машина - 2
Завели машину: ш-ш-ш. Вращения руками перед грудью. Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос". Улыбнулись веселей И поехали скорей. (2 раза). Вращение воображаемого руля.
Хлоп - топ
Мы ручками похлопаем: Хлоп, хлоп, хлоп. Мы ножками потопаем: Топ, топ, топ.
Весенний дождь
Поутру надел на ножки Дождь хрустальные сапожки. "Пробегать" пальчиками одной руки по другой - от предплечья к кисти. Где наступит сапожок - Там раскроется цветок. Похлопывать руки ладонями. От дождя травинки Распрямляют спинки. Поглаживать руки ладонями.
Солнышко
На носочки встанем, Солнышко достанем. До пяти считаем, Руки поднимаем.
Радуга
В небе радуга висит В воздухе "нарисовать" радугу. Детвору веселит. Потянуться вверх и помахать кистями рук. С нее, как с горки, Опустить руки вниз. Едут Егорка, петух, кот, свинья и я. Загибать пальцы на руке.
Пароход
От зеленого причала Оттолкнулся пароход. Он назад шагнул сначала. А потом шагнул вперед. И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход.
Потягушеньки
Потягушеньки моей душеньке. Тянем ноженьки, тянем рученьки. Потягивание вверх, стопы приподнимаются на носки. Сон, скорей уходи, сила, приходи. Напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях. Улыбнись, глазок, хоть один разок. Улыбка - мимическое движение.
Прогулка
С тобой гуляем весело, По улице идем. И по дороге песенку Веселую поем. Шагать на месте. Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка. По улице идем. Шаги на месте. Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка. Мы песенку поем. Шаги на месте.
Звонок - 1
Вот раздается уже звонок, Спешим скорее мы на урок. Звенит звонок, Начнем урок.
Звонок - 2
Колокольчика раздался звук живой. Поиграть зовет он нас с тобой.
Фрукты
Будем мы варить компот. Маршировать на месте. Фруктов нужно много. Вот. Показать руками - "много". Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок. Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя. Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.
Птички
Птички прыгают, летают, Птички весело поют, Птички крошки собирают, Птички зернышки клюют. Перышки почистили, Клювики почистили, Дальше полетели И на место сели.
Прогулка
На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети. Шагать на месте. Ручки согревают, ручки потирают. Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко. Нам мороз не страшен, весело мы пляшем. Потирать рукой об руку, топать, приплясывать по тексту физкультминутки.
Наоборот
Дети встают, выходят из-за стола и выполняют действия, противоположные действиям, которые выполнит взрослый: опустить руки - поднять; открыть рот - закрыть; согнуть руки - распрямить и т. д.
Птички
Птички прыгают, летают. Машут руками и подпрыгивают. Птички крошки собирают. "Клюют". Перышки почистили. Клювики почистили. Погладить руки, носики. Птички летают, поют, Машут руками. Зернышки клюют. "Клюют".
Посуда
Вот большой стеклянный чайник, "Надуть" живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Приседать, одна рука на поясе. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни - разобьются. Кружиться, рисуя руками круг. Вот серебряные ложки, Потянуться, руки сомкнуть над головой. Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес. Сделать большой круг.
Буратино
Буратино потянулся. Руки поднять вверх и потянуться на носочках. Раз - нагнулся, два - нагнулся. Наклоны влево и вправо. Руки в стороны развел, Развести руки в стороны. Ключик, видно, не нашел. Вращения руками перед грудью. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Руки поднять вверх и потянуться на носочках.
Зарядка
Солнце глянуло в окошко, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Наклониться, три - четыре И на месте поскакать - пять.
В лесу - 1
Мы шли-шли-шли, Землянику слева нашли, Сели, поели, Опять пошли. Мы шли-шли-шли, Подберезовик справа нашли, Взяли в корзинку, Опять пошли.
В лесу - 2
Мы в лес пошли, топор нашли. Дрова рубили: - Ах! Ух! Ох! Их! Руки - в замок, энергичные наклоны вперед.
Лиса
Лисонька - лиса бежала, Хвостик в лапочках держала, Чтобы хвост не замочить, В лужицу не уронить.
Белка
Белка спрячется в дупле, Не найти ее нигде. Наклоны вправо и влево, прыжки на месте.
Зайка
Зайка серый быстро скачет, Словно мячик, словно мячик. Кисти согнуты перед грудью, прыжки с продвижением вперед.
Лягушки
Лягушки - квакушки совсем не спешат, А учат они топать веселых лягушат. Руки согнуты в локтях, пальцы раздвинуты. Шаги на месте с высоким подниманием коленей.
Движение
Я хожу, хожу, хожу, Я на месте не сижу. Я бегу, бегу, бегу, Я без движенья не могу.
Три мишки
Старший мишенька шагает: топ - топ. Ноги мишка поднимает: топ - топ. Топать ногами. Средний мишка догоняет: хлоп - хлоп. И в ладоши ударяет: хлоп - хлоп. Хлопки у правой и левой щеки. Младший мишка - торопыжка: шлеп - шлеп - шлеп. Шлепает по лужам мишка: шлеп - шлеп - шлеп. Ударять ладонями по коленям.
Движение
Я хожу, хожу, хожу, Я на месте не сижу. Я бегу, бегу, бегу, Я без движенья не могу.
Повторяй за мной
Кто хочет быстрым стать И время не терять, Пусть за моей спиной Все делает за мной. Движенья рук и ног Ты повторяй, дружок.
Я играю
Я люблю играть в футбол, Забивать в ворота гол. Имитация удара ногой по мячу. Я играю в баскетбол, Имитация броска по кольцу. И, конечно, в волейбол. Имитация паса в волейболе.
Смелый солдат
Знают все ребята, Смелого солдата, Смелого солдата не сломить. Знают все ребята, Смелого солдата Никогда не смогут победить. Марш. Сгибание рук в локтях - "силачи".
Закаляемся
Я утром закаляюсь, Движения хлопанья по воде. Водичкой обливаюсь. Движения набрасывания на себя воды. Пусть тельце будет красненьким, Поглаживание рук. А ротик пусть зубастеньким. Улыбка. Пусть ручки будут чистыми, Имитация намыливания рук. А ножки будут быстрыми. Бег на месте.
Детский сад
Детский сад, детский сад, Он всегда детям рад. Хлопки на каждое слово. Беду в садике играть Разовый показ жеста "ку-ку". И конструктор собирать, Развороты кистей в разные стороны, пальцы кистей соприкасаются. И игрушки за собой убирать. Рука двигается вправо-влево. Буду бойко танцевать Приседание. И лепить, и рисовать, Имитировать лепку, рисование. Буду песни каждый день напевать. Руки "замком" перед собой.
4 раза
Кружимся (4 раза). Движение "волчок". Топ-топ-топ (4 раза). Движение "бег". Ручками хлопаем (4 раза). Движение "хлопушки" на каждую восьмую. Прыг-скок (4 раза). Движение "зайка".
Овощи
В огород пойдем, Маршировать на месте. Урожай соберем. Идти по кругу, взявшись за руки. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты Имитировать, как срезают, таскают, копают. Круглый, сочный, очень вкусный. Показать руками. Щавеля нарвем немножко "Рвут". И вернемся по дорожке. Идти по кругу, взявшись за руки.
Наоборот
Дети встают, выходят из-за стола и выполняют действия, противоположные действиям, которые выполнит взрослый: опустить руки - поднять; открыть рот - закрыть; согнуть руки - распрямить и т. д.
На лыжах
Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех. Дети машут руками перед собой. Дети все на лыжи встали И по снегу побежали. Имитировать, как встают на лыжи и едут.
Боровик
По дорожке шли, Маршировать. боровик нашли. Наклониться. Боровик боровой В мох укрылся с головой, Руки над головой в "замке". Мы его пройти могли - Хорошо, что тихо шли. Ходьба на месте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека физкультминуток
Карточки с описанием движений в соответствии с текстом физкультминуток....
Картотека физкультминуток и гимнастики для глаз
Комплекс физкультминуток и гимнастики для глаз предназначен для детей дошкольного возраста с целью предупреждения утомляемости и профилактики нарушений зрения...
Картотека физкультминуток во 2-ой младшей группе.
Картотека Физкультминуток...
Картотека физкультминуток
Физкультминутки для занятий...
картотека физкультминуток
веселые физкультминутки...
Картотека Физкультминуток
Картотека физкультминуток будет полезна воспитателям, а также и родителям...