Проект "Тропа здоровья на участке д/с"
проект (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Мокшина Ирина Владимировна

Организация "Тропы здоровья"  и работа с ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3»

Новоусманского муниципального района Воронежской области

Принято                                                           Заведующий          МКДОУ

 на педагогическом совете  

№____от____________2014 г.                           _______________ Путрина М.Н.    

«__»____________2014 г.                        

Проект

«Тропа здоровья на участке детского сада».

Автор: Мокшина И.В.

     Инструктор по физвоспитанию

С. Новая Усмань

Актуальность и обоснование проекта. Одной  из главных задач дошкольного воспитания и образования является сохранение и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний. Следовательно, решение проблемы физического развития и здоровья детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование у дошкольников навыков и умений здорового образа жизни, знаний о собственном организме и здоровье, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. А также, развитие установки на поддержание здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, интереса к оздоровлению собственного организма, ответственность за свое здоровье.

Особое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в период летних оздоровительных мероприятий, в которые вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Где основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья в летний период, особенно для профилактики и коррекции плоскостопия, нарушений  осанки, функций опорно-двигательного аппарата, закаливание с использованием естественных, природных, целительных факторов и была организована в нашем детском саду «Тропа здоровья».

Цель проекта: «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме в естественных условиях окружающей среды.

Основные задачи:

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшения функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма;
  • повышение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям и закаливание детей;
  • улучшение эмоционально-психологического состояния детей;
  • положительная динамика росто–весовых показателей;
  • приобщение к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

*укрепление здоровья детей;

*снижение уровня заболеваемости;

*поддержание здорового образа жизни в семье;

*повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями на воздухе с использованием естественных материалов (песок, вода, дерево, камень и т.д.).

Тип проекта: практико-оздоровительный.

Длительность проекта: летний период.

Участники проекта: руководитель по физической культуре, воспитатели, родители, дети.

Алгоритм организации «Тропы здоровья».

I этап: создание творческой группы, проведение информационных совещаний по реализации проекта.

Состав группы: заведующий МКДОУ, руководитель по физическому воспитанию, старший воспитатель, педагог по изодеятельности, музыкальный руководитель, медицинский работник, воспитатели групп, педагог-психолог.

На обсуждение были вынесены вопросы:

- методика оздоровления детей с помощью «Тропы здоровья»;

- охрана жизни и здоровья детей во время пребывания на объекте;

- ландшафтный дизайн (схема «Тропы здоровья» приложение 1)

- режим функционирования(схема «Тропы здоровья» приложение 2)

II этап: проведение работы с родителями, воспитателями групп по оказанию посильной помощи (приобретение материалов), привлечение к самому процессу реализации проекта.

III этап: практическая работа.

Администрацией МКДОУ были разработаны следующие документы:

- приказ об организации функционирования «Тропы здоровья» в летний период (приложение 3)

- инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья»

- график работы специалистов в летний период (приложение 5)

- план закаливающих мероприятий (приложение 6)

Расположение «Тропы здоровья»:

Длина 10м, ширина 50-60 см; участки от 1м – до 2 м (10 отрезков) имеют разное покрытие:

* деревянные спилы и песок;

* морской песок с мелкими камешками;

* керамзит;

* бросовый материал (пластиковые бутылки и крышки забетонированные в песок);

* природный материал (каштаны);

* морская галька;

* ребристый «мостик», массажные коврики;

* емкость с водой и галькой.

Большая часть поверхности «Тропы здоровья» представляет собой травяной покров, но есть песчаные участки.

«Тропа здоровья» расположена по периметру спортивной площадки, где есть тенистая и одновременно хорошо освященная солнцем местность.Здесь же расположен ребристый мостик, гимнастическое бревно, вкопанные в землю покрышки, резиновые массажные коврики, ребристые дорожки,гимнастические скамейки, расставленные по периметру искусственного травеного покрытия.Дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны и закаливающие процедуры (хождение босиком по различной поверхности, обливание стоп водой). Необходимо при этом соблюдать температурный режим воздуха и воды, а также питьевой режим.

Оборудование «Тропы здоровья»:

  1. спортивное (бревна, скамейки, ребристые бревнышки, мостики различные, канат, кегли, тоннели для лазания, массажные мячи, обручи, фитболы и т.д.);
  2. игровое ( наглядные материалы: картины с изображением животных, шапочки и маски для театрализации, мягкие модули, игрушки);
  3. нетрадиционные атрибуты ( изготовленные руками родителей и педагогов : "корабль" - для морского путешествия; дорожка со следами человеческими и звериными - "путешествие в сказочный лес"; деревянные домики - где живут сказочные персонажи и т.д.

Этапы реализации проекта.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течении всего дня.

1 этап: мониторинг; анкетирование родителей; определение проблемы; обсуждение с родителями и педагогами предстоящих задач и мероприятий на лето; изучение литературы и подготовка оборудования (май – апрель).

2 этап: консультирование родителей по использованию «тропы здоровья» в вечернее время самостоятельно, составление плана работы и графика посещения «Тропы здоровья» групп ДОУ (май – июнь).

3 этап: проведение физкультурных занятий с использованием «Тропы здоровья», развлечений, «Дней здоровья» и собственно упражнений на коррекцию и профилактику плоскостопия у детей; укрепление здоровья часто болеющих детей; закаливание; дыхательных упражнений, элементов массажа и самомассажа стоп, кистей рук.

Основное содержание проекта.

Главное заключается в формировании правильного отношения к своему здоровью, гармоничному развитию ребенка, воспитанию культуры здоровья и особенно укрепление в летний период.

Методы реализации проекта:

- Информационно-аналитические. Анкеты, опросы, беседы, консультации. Темы: «Как закаливать ребенка в летний период», «Если у ребенка плоскостопие»,, «Поговорим о правильной осанке»,  «Ровная спина».

- Просвитительско-профилактические и практические. Различные формы совместной деятельности детей и взрослых (родителей), совместная спортивная деятельность ("Дни здоровья", физкультурные развлечения, профилактические и коррекционные упражнения с детьми.

План реализации проекта.

  1. Совместные мероприятия:

«День здоровья» (июнь)

«Летний праздник», «Здравствуй лето» (июль);

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (август).

  1. Упражнения на «Тропе здоровья» :

- упражнения б/п (ходьба,бег по траве, песку; корригирующая ходьба: пятки, носки, внешняя и внутренняя стороны стоп; с высоким подниманием бедра; бег с захлестыванием голени;со скользящим движением ног; лазание по ребристому мостику, гимнастическому бревну на четвереньках, "паучком");

- упражнения с предметами, оборудованием и различными приспособлениями (ходьба по гимнастической скамье, по ребристой доске, мостику, массажным коврикам, по "следам", канату, узкой рейке, гимнастическому бревну, с гимнастическими палками или обручем, с мячами за головой, спиной, по различным поверхностям (песку, траве, гальке, "спилам"и т.д.); перешагивание через кубики, палки, веревку и т.д.;

- упражнения для укрепления стоп ( захват и сбор пальцами ног мелких предметов, бросового материала: каштанов, желудей, мелких шариков, "грибочков" и т.д. и т.п.);

- подвижные игры: «Мы идем в поход», «Волшебная тропа», «Пятнашки», «Зоопарк», "Веселые ножки"и др.

Нетрадиционные формы проведения физкульно - оздоровительных упражнений

1.Дыхательные упражнения по Стрельниковой: вдох – 1 счет, на - 4 счета выдох; (Н-р:«Ветерок», «Часы», «Маятник», «Насос», «Лыжник», «Петушок»).

 2.Мимическая гимнастика: «Барабан», «Язычок», «Удивленное лицо», «Какие мы разные», «Скучно, скучно так сидеть».

 3. Психогимнастика: «Сотвори в себе солнце», «Ты дрозд и я дрозд».

 4. Упражнения для горла и для глаз: «Дождик», «Ворона», «Лошадка», «Самолет», «Шарики воздушные».

5. Закаливающие упражнения: ходьба босиком, по различным поверхностям, обливание ног водой, контрастный душ, солнечные ванны, полоскание горла.

 6. Элементы релаксации : «Золотой песок», «Берег моря», «Я на солнышке лежу».

7. Массаж стоп, кистей ( с использованием мелкого природного материала: палочек, шишек, желудей, каштанов и т.д.); самомассаж крыльев носа, ушной раковины; массаж спины с использование фитболов и массажных мячиков, валиков.    

8. Подвижные игры с водой: брызгалки, мыльные пузыри, пенная игра, обливание.?

9. Эстафеты, соревнования с элементами коррекции и закаливания: «Кто быстрей», «Кто ловчее», «Медвежата», Самый меткий глаз», "Дядя Степа",  и др.

Самостоятельное использование «Тропы здоровья»  родителями. Вечером, когда родители приходят за детьми, они могут самостоятельно и с удовольствием, провести вместе с ними время на «Тропе здоровья» и восстановить силы после рабочего дня:

* посидеть на скамье 2-3 минуты с закрытыми глазами;

* вытянуть ноги, расправить спину, отвести руки назад;

* сделать несколько дыхательных упражнений;

* походить босиком по различному покрытию;

* выполнить коррекционные упражнения для стоп (покатать желуди, каштаны, палки ступнями ног и т.д.);

* просмотреть и прочитать памятки, буклеты, получить консультации (индивидуальные и групповые) по профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия у детей, по закаливанию ребенка в летнее время.

Литература:

  1. Интегрированная методика коррекции нарушений функции опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья часто болеющих детей. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н.
  2. Корректирующие занятия «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ» Моргунова О.Н.
  3. Нетрадиционная методика оздоровления детей «Познаю себя» Давыдова Г.П., Корепанова М.В.
  4. «Я и мое здоровье» Т.А. Тарасова, Л.С. Власова.
  5. «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
  6. Психогимнастика Чистякова М.И.
  7. Дыхательная гимнастика Стрельниковой
  8. «Как воспитать здорового ребенка» Алямовская В.Г.
  9. «Еще раз о пользе ходьбы босиком» Апарин В.Е. – М.: физкультура и спорт, 1984г.- 40с.

Приложения:

  1. Схема «Тропы здоровья»
  2. Режим функционирования (график посещений)
  3. Приказ об организации
  4. Инструкция по охране здоровья и жизни детей на «Тропе здоровья»
  5. Нетрадиционные формы проведение физкультурно-оздоровительных упражнений на «Тропе здоровья» (дополнение)
  6. Консультации для родителей

 

Режим функционирования «Тропы здоровья»

Время

Мероприятия

Группы

Ответственный

8.00- 8.30

Утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, коррекционная гимнастика, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми.

Все группы

Воспитатели,

Руководитель по физвоспитанию,

Медицинская сестра

9.00- 12.00

Физическое воспитание (занятия по физкультуре различные типы: - с элементами соревнований, ритмической гимнастики, театрализованных представлений и по сказкам);

- закаливающие процедуры (хождение босиком, воздушные и солнечные ванны, обливание стоп водой)

-нетрадиционные формы физкульно - оздоровительных упражнений (различные виды гимнастик, массажей, коррекционные упражнения на укрепление осанки и стопы)

Все группы

Руководитель по физвоспитанию,

Медицинская сестра,

Музыкальный руководитель,

Педагог дополнительного образования

15.30-16.30

Гимнастика после сна и дыхательная  гимнастика, индивидуальная работа с детьми.

Все группы

Воспитатели,

Руководитель по физвоспитанию

16.30- 17.30

Развлечения, досуг, праздники, встречи с родителями (индивидуальные и групповые консультации)

Все группы

Руководитель по физвоспитанию

Условные обозначения

1. Деревянные спилы и песок

2. Речной песок с  мелкими камушками

3. Керамзит

4. Бросовый материал:

    а) донышки пластиковых бутылок  

б) крышки из пластмассы (забетонированные), выложенные в виде мозаики

5. Природный материал (каштаны и желуди) и морская галька

6. Массажные коврики

7. Ёмкость с водой и галькой

8. Ребристый мостик

9. Деревянные спилы и песок

10.  Деревянный  подвесной мостик

11. Гимнастическое бревно

12. Вкопанные в землю покрышки

13. Дорожка из резиновых массажных ковриков

14. Ребристая дорожка

15.  Дорожка со «следами»

16. Искусственное травяное покрытие

17. Гимнастические скамейки

Тема: "Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы ДОО"

Проект "Тропа здоровья" на участке детского сада.

Автор: инструктор по физвоспитанию 1КК

Мокшина Ирина Владимировна, МКДОУ "ЦРР-д/с √3", Новоусманского Муниципального района Воронежской области.

Актуальность и обоснование проекта.

Одной из главных задач дошкольного воспитания и образования является сохраннение и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М.Амосова:"Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значтельные. Заменить их нельзя ничем".

Следовательно, решение проблемы физического развития и здоровья детей должно быть направлено на формирование у дошкольников физических навыков и умений, знаний о собственном организме,а также развитие установки на поддержание здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, интереса к оздоровлению собственного организма и ответственность за свое здоровье. Особое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в период летних оздоровительных мероприятий, в которые вовлечены все учасники образовательного процессса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети.

Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы природы: солнце, воздух и вода. Проектирование здоровьесберегающей, развивающей предметно-пространственной среды происходит с использованием нестандартного оборудования.

Цель: укрепление здоровья детей в летний период.

Задачи:

- приобщение детей к здоровому образу жизни;

- закаливание, повышение сопротивляемости организма ребенка к инфекцонным заболеваниям;

- улучшение работы функции сердечно-сосудистой,дыхательной систем организма ребенка, укрепление опорно-двигательного аппарата, а также его улучшение эмоционально-психичесского состояния и положительной динамики росто-весовых показателей;

- профилактика и коррекция нарушений осанки и стопы.

Планируемые результаты.

Укрепление здоровья детей и поддержание здорового образа жизни в семье; повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями на воздухе с использованием естественных материалов (песок вода, дерево, камень и т.д.) и настандарного оборудования.

Тип проекта: практико-оздоровительный.

Участники проекта: инструктор по физкультуре, педагоги, медперсонал, родители и дети.

Алгоритм организации проекта:

- создание творческой группы, проведение информационных совещаний;

- работа с родителями по оказанию посильной помощи;

- подобраны методики оздоровления и закаливания;

- приказ об организации и функционировании "Тропы здоровья", разработана инструкция по охране жизни и здоровья детей во время пребывания на объекте;

- ландшафтный дизайн;

- режим функцианирования, график работы специалистов.

"Тропа здоровья" расположена по периметру спортплощадки, где есть тенистая и солнечная местность,большая часть поверхности представляет собой травяной покров, но есть и песчаные участки. Длина-10 м, ширина 50-60 см, разделена на 10  отсеков по 1-2 м, с различным наполнением и покрытием:

- песок, галька, керамзит, деревянные спилы, морской песок, шишки, желуди, бросовый материал (пластиковые бутылки и крышки, забетанрованные в песок), ребристый мостик, емкость с водой.

Далее по периметру расположены: гимнастическое бревно, ребристый мостик, массажные коврики, вкопанные в землю покрышки, скамейки, искусственное травяное покрытие.

Дети приходят в одних плавках и головных уборах, получают световоздушные ванны, закаливающие процедуры, выполняют профилактические и коррекционные упражнения, при этом необходимо соблюдать температурный режим воздуха, воды, а так же питьевой режим.

    Этапы реализации проекта.

1Этап.

Мониоринг, анкетрование родителей, определение проблемы, изучение литературы и подготовка оборудования (май-апрель).

2 Этап.

Консультирование родителей (в вечернее время), составление плана работы и графика посещений "Тропы здоровья" (май-июнь).

3.Этап.

Проведение физкультурных занятий, развлечений, "Дней здоровья", работа по профилактике и коррекции плоскостопия, нарушений осанки, закаливанию, оздоровительных  гимнастик, массажа и самомассажа. (июнь-август).

Методы реализации проекта:

- информационно-аналитические (анкеты, опросы, беседы, консультации);

- просветительско-профилактические и практические (разные формы совместной деятельности детей и взрослых: оздоровительная,спортивная,коррекционная,профилактическая, консультативная).

План реализации проекта.

Cовместные мероприятия: "День здоровья"(июнь),

"Здравствуй лето!" (июль), "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"(август).

Упражнения на "Тропе здоровья":

- ходьба по разным поверхностям, бег по траве , песку, корригирующая ходьба, лазание по ребристому мостику "паучком", по гимнастическому бревну различными способами и т.д.;

- упражнения для укрепления стоп (захват и сбор пальцами ног мелких предметов, бросового материала:крышек, пробок; природного материала: желудей, каштанов, шишек);

- подвижные игры: "Мы идем в поход", "Волшебная тропа", "Пятнашки", "Зоопарк", "Веселые ножки" и др.;

- физкультурные занятия с использованием "Тропы здоровья";

Нетрадиционные формы проведения физкультурно-оздоровитьных упражнений на "Тропе здоровья":

- дыхательные упражнения по Стрельниковой ("Ветерок", "Часы", "Насос"," Петушок" и др.);

- мимическая гимнастика ("Барабан"," Язычок", "Удивленное лицо", "Какие мы разные" и др.);

- психогимнастика ("Сотвори в себе солнце", "Ты дрозд, и я дрозд" и др.);

- упражнения для глаз ("Шарики воздушные", "Дождик", "Самолет" и др.);

- упражнения для горла ("Ворона", "Лошадка"идр.);

-закаливающие процедуры ( ходьба босиком по различным поверхностям, обливание стоп водой и контрастные ванны для ног, солнечные и воздушные ванны, полоскание горла морской солью);

- элементы релаксации ("Золотой песок","Берег моря", "Я на солнышке лежу" и др.);

- массаж крыльев носа, ушной раковины, спины, самомассаж стоп, кистей ( использованием различного мелкого материала, массажных мячей, валиков и т.д.);

- подвижные игры с водой ( брызгалки, мыльные пузыри, пенная игра, обливание ит.д.);

- эстафеты с элементами коррекции и закаливания ( "Кто ловчее", "Самый меткий глаз", "Медвежата" и др.).

Самостоятельное использование "Тропы здоровья" детьми совместно с родителями.

Вечером, когда родители приходят за детьми, они могут самостоятельно и с удовольствием посидеть на гимнастической скамье 2-3мин. с закрытыми глазами, вытянуть ноги, рассправить спину, отвести руки назад, босыми ногами зарыться в песок, пройтись по  различным поверхностям "Тропы здоровья", покатать каштаны, желуди, захватить пальцами ног шишки и т.д., и т.п., выполнить дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, а так же просмотреть и прочитать памятки, буклеты, получить консультации (индивидуальные и групповые) по профилактике и коррекции нарушений у детей осанки и стопы, по закаливанию ребенка в летний период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, на участке

1. Общие требования безопасности. 1.1. Педагог должен знать Инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, поражениях электрическим током...

Тропа здоровья на участке детского сада.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников   в летний период, Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей ...

Консультация для педагогов «На участке мы играем и здоровье укрепляем»

Играя, ребенок удовлетворяет природную потребность в движении. Детей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д....

Дорожка "Здоровья" на участке.

Цель: в летний период проводить профилактику плоскостопия с детьми не только в группе, но и на участке нашего детского сада....

Проект "Тропа здоровья на участке детского сада "Василек""

laquo;Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы&raq...

Дорожка здоровья на участке

Хождение босиком по траве, песку, камешкам – это не только весело, но и полезно для здоровья. Оздоровительные массажи этой части тела помогают оптимизировать процессы кровообращения и внутренний...

Проект «Тропа здоровья на участке»

Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются одной из приоритетных задач, стоящих перед коллективом ДОУ.Немаловажное значение для её решения имеет создание в детском саду необходимых материально-...


 

Комментарии