*Здоровячок"
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Программа по оздоровлению детей "Здоровячок". В программу входят комплексы упражнений, подвижных игр, корригирующих, дыхательных, бодрящих гимнастик, пальчиковые упражнения, упражнения для мышц стопы, варианты закаливающих мероприятий; работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 42.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
ПРОГРАММА
оздоровительной группы
детей 2-3 лет
«Здоровячок»
Составили:
Творческая группа сотрудников МБДОУ № 11
г. Нижнекамск
Программа по оздоровлению детей «Здоровячок», адаптированная к нашему детскому саду, была составлена на основе использования программы ДОУ «Здоровый ребенок», разработанной для выполнения государственной программы «Образование и здоровье», технологии «Развивающей педагогики оздоровления» В.Т. Кудрявцева. В оздоровительную программу «Здоровячок» вошли также элементы современных технологий, таких как «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой, «Здоровячок» Г.С. Никаноровой, Е.М. Сергиенко, «Расти здоровым малыш!» П.А. Павловой, И.В. Горбунова, а также собственные разработки авторов (программа составлена совместно с воспитателем второй квалификационной категории, стаж педагогической работы 20 лет, Миннегареевой Т.В.). В программу входят комплексы упражнений, подвижных игр, корригирующих, дыхательных, бодрящих гимнастик, пальчиковые упражнения, упражнения для мышц стопы, варианты закаливающих мероприятий; работа с родителями.
Целью программы стало создание в группе всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий, необходимых для развития здорового ребенка, так как только здоровый ребенок может усваивать то, чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным, работоспособным и нормально развиваться.
Задачи:
- Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
- Создание условий ля полного удовлетворения основных потребностей ребенка.
- Становление полноценной личности.
- Формирование у детей и их родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление здоровья детей.
- Приобретение навыков самообслуживания в деле сохранения здоровья (формирование полезных привычек).
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
- Формирование потребности в движениях (бег, игры с предметами, использование спортивного инвентаря).
- Повышение уровня физического развития (ходьба по дорожке, прыжки на двух ногах, спрыгивание с высоты).
- Формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.
Принципы:
- Качественный уход за детьми, своевременное оказание помощи в обслуживании, самообслуживании детей.
- Тесный контакт с детьми.
- Принятие ребенка таким, каков он есть.
- Сотрудничество с родителями (совместные действия, одинаковые требования).
- Постепенность и последовательность в приобретении навыков и полезных привычек детьми.
- Обеспечение здорового сна.
- Систематизация физкультурно-оздоровительной работы и педагогического процесса.
- Создание благоприятного психологического и эмоционального микроклимата группы.
- Обеспечение безопасности детей.
Формы и методы работы с детьми:
- Обеспечение здорового ритма жизни:
а) щадящий режим (адаптационный период).
Б) организация микроклимата жизни группы.
2. Развивающие упражнения на :
А) утренней гимнастике,
Б) физкультурно-оздоровительных занятиях,
В) профилактической гимнастике (дыхательная, звуковая, осанки,
зрения, плоскостопия),
г) прогулке.
3. Гигиенические и водные процедуры:
А) регулярное умывание,
Б) мытье рук,
В) игры с водой,
Г) чистая среда
4. Свето-воздушные ванны:
А) проветривание (сквозное),
Б) прогулки на свежем воздухе,
В) обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
5. Арома – и - фитотерапия.
Перспективный план педагогических и медицинских работников максимально дополняет друг друга при проведении оздоровительных и профилактических мероприятий с детьми. Построение работы в программе идет по месяцам. Работа планируется в комплексе с узкими специалистами (музыкальные руководители, инструктором по физической культуре), родителями.
СЕНТЯБРЬ | |||
Утро | День | После сна | Вечер |
Ходьба по звуковой дорожке Цель: развивать координацию движений | Игровое упражнение «Молоточки-звоночки» Цель: развивать кисти рук. | «Бодрячки» - бодрящая гимнастика в постели | Упражнение на укрепление стоп «Идем, бежим, прыгаем! Цель: упражнять в движении по специальной дорожке А) ходьба по дорожке с камушками Б) бег по дорожке с палочками, В) прыжки через мешочки |
Игровое упражнение «Зайка беленький сидит…» (в комплексе утренней гимнастики) Цель: упражнять в умении выполнять движения под речь воспитателя | Чтение потешки «Баба сеяла горох» Цель: учить выполнять движения текста потешки | Закаливание – йодно-солевая дорожка | |
Игровое упражнение «Листья летят» Цель: развивать координацию движения в правильной постановке стоп. | Упражнение на дыхание «Пушинка» (под спокойную музыку) Цель: упражнять в умении вдыхать воздух носом, выдыхать через рот. | Пальчиковые игры «Пальчик, пальчик, где ты был?...» Цель: развивать мелкую моторику рук. | Игровое упражнение на развитие слуха «Повтори за мной, «Кто сказал мяу?» Цель: развивать слуховое внимание; оборудование – мелкие игрушки |
Работа медперсонала |
| ||
Работа узких специалистов | Муз. руководитель – подбор музыкального репертуара для дыхательного упражнения, Инструктор по ф/к – проведение физ. занятия по методике Г.И. Винниковой | ||
Работа с родителями | 1.Беседы о состоянии здоровья детей.2.Консультация шеф-повара о питании 3.Знакомство с режимом группы. | ||
ОКТЯБРЬ | |||
Утро | День | После сна | Вечер |
Ходьба по дорожке с закаливающим эффектом «Босоножье» Цель: укреплять здоровье детей,развивать координацию движений | Упражнение на развитие навыков одевания, раздевания «Мы – ребята-молодцы!» Цель: учить последовательности одевания, раздевания, аккуратности | «Птички прилетели» - бодрящая гимнастика Цель: учить плавно двигать руками | Игровое упражнение «Кто пришел, кто ушел?» - имитация движений животных по оздоровительной дорожке. Цель: учить повторять движения за взрослыми |
Игровое упражнение «Носик, носик» Цель: учить правильно вдыхать воздух через нос (упражнение № 1) | Перед обедом: Чтение потешки «Три сороки» Цель: развивать внимание, умение слушать. Упражнение «Поиграем с ручками»» Цель: укреплять мышцы рук. | Закаливание – йодно-солевая дорожка | |
Перед прогулкой – упражнение на развитие координации движений «Где это?» Цель: развивать слуховое внимание, координацию движений. | Перед сном: Игра в кругу «Вот мы какие!» Цель: развивать интерес к детям своей группы | ||
Работа медперсонала |
| ||
Работа узких специалистов | Муз. руководитель – подбор музыкального репертуара для прослушивания во время сна Инструктор по ф/к – проведение физ. занятия по методике Г.И. Винниковой | ||
Работа с родителями | Наглядная агитация, стенды, памятки, консультации, пропаганда здорового образа жизни. |
НОЯБРЬ | |||||
Утро | День | После сна | Вечер | ||
Упражнение «Паровозик» (передвижение мелким шагом по означенной дорожке) Цель: учить выполнять заданное движение, упражнять в ходьбе мелким шагом. | Упражнение на дыхание «Дружок» Цель: учить правильному дыханию | Бодрящая гимнастика «Птички прилетели» | Игровое упражнение «Петушок» Цель: учить выполнять движения под каждый вдох и выдох Игровое упражнение «Лисички» Цель: учить бесшумно передвигаться по комнате | ||
Игровое упражнение «Курносики»(дыхание) Цель: укрепление дыхательных путей | Перед обедом: Чтение стихов «Игрушки» с имитацией движений Цель: упражнять в умении повторять движения | Закаливание – йодно-солевая дорожка | |||
Упражнение «Наши ушки» Цель: массаж «волшебных» точек | Перед сном: Упражнение на дыхание «Дует ветерок» Цель: упражнять в умении регулировать дыхание | ||||
Работа медперсонала |
| ||||
Работа узких специалистов | Муз. руководитель – проведение психогимнастики Инструктор по ф/к – проведение физ. занятия по методике Г.И. Винниковой | ||||
Работа с родителями | Повышение правовой, психолого-педагогической культуры родителей (памятки, консультации, беседы) | ||||
ДЕКАБРЬ | |||||
Утро | День | После сна | Вечер | ||
Игровое упражнение «Дождк кап-кап…» Ходьба по оздоровительной дорожке Цель: укрепление стоп ног | Упражнение на дыхание «Кошечки» (по Стрельниковой) Цель: учить выдыхать воздух через нос при движении головой вправо-влево. | Закаливающий массаж подошв ног «Поиграем с ножками» | Игровое упражнение «Повтори за мной» Цель: учить различать слух и повторять слова, развивать слуховое внимание Чтение «Водичка-водичка…» с имитацией движений Цель: учить последовательности при умывании | ||
Массаж «Курносики» Цель: укрепление дыхательных путей носа. | Перед сном: Игровое упражнение «Ладошки» (под музыку) Цель: развивать чувство ритма, умения выполнять соответствующие движения | ||||
Перед прогулкой: Игра «Как мы гуляем? Цель: упражнять в сохранении правильной осанки во время ходьбы, бега, при играх сидя. | |||||
Работа медперсонала |
| ||||
Работа узких специалистов | Муз. руководитель – развлечение тематическое «Как у нашего кота…» Инструктор по ф/к – проведение физ. занятия по методике Г.И. Винниковой | ||||
Работа с родителями | Консультация на тему «Оздоровление детей 2-3 лет в условиях детского сада» |
ЯНВАРЬ | |||
Утро | День | После сна | Вечер |
Упражнение «Волшебная дорожка» - ходьба мелким, широким шагом. Цель: укрепление стоп ног, массаж стопы | Ритмичное упражнение «Молоточки-звоночки» Цель: Развивать подвижность кисти рук. | Закаливающий массаж ног «Колени-пятки» Цель: укрепление мышц ног Чтение-повторение за воспитателем «Ай, качи, качи, качи…» Цель: упражнять в слушании, умение повторять фразы. Игровое упражнение «Снежинки и ветерок» Цель: научить вдыхать через нос, а выдыхать ртом. Оборудование – снежинки-игрушки. | Игровое упражнение «Повтори за мной» Цель: учить различать слух и повторять слова, развивать слуховое внимание Чтение «Водичка-водичка…» с имитацией движений Цель: у чить последовательности при умывании |
Упражнение на дыхание «Ветерок» (Стрельникова) Цель: научить дышать через нос. | Игровое упражнение «Ушки-ушки» Цель: развивать слуховое внимание Упражнение для внимания «Лисички» Цель: учить бесшумной ходьбе, учить быть внимательными. | ||
Игровое упражнение «Поиграй на трубе» Цель; укрепление осанки, развивать мелкую моторику рук | |||
Работа медперсонала |
| ||
Работа узких специалистов | Муз. руководитель – тематическое занятие «Движение под музыку». Инструктор по ф/к – проведение физ. занятия по методике Г.И. Винниковой | ||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы по занятиям. Ответы на интересующие темы. |
ФЕВРАЛЬ | |||
Утро | День | После сна | Вечер |
Упражнение «Ровным кругом» - ходьба по круговой дорожке с перешагиванием через предметы Цель: научить сохранять равновесие при перешагивании через предметы. Упражнение «Смешные глазки» Цель: укрепление мышц глаз. Игровое упражнение «Сердитый ежик» Цель: укрепление мышц спины. | Игровое упражнение «Умывай-ка» Цель: прививать КГН. Формировать последовательность процедуры. Упражнение «Упрямый ослик» Цель: укрепление мышц гортани со звуком й-а, предотвращение храпа Чтение «Все люди спят» Гербовой Цель: формировать привычку успокоиться перед сном. | Бодрящая гимнастика «Ручки-ножки» Цель: создать бодрое, эмоционально-приподнятое настроение при подъеме «Босоножье» - закаливание, йодно-солевая дорожка Игровое упражнение «Куклы играют в снежки» Цель: укрепление мышц спины, развивать движение рук. | Игровое упражнение «Чебурашка» Цель: учить слушать внимательно, реагировать эмоционально (весело - грустно), укрепление мышц лица Массаж лица (упражнение № 1) Цель: укрепление мышц лица, предотвращение простудных заболеваний Игровое упражнение «Покачай малышку» Цель: укрепить мышцы рук, ног, спины |
Работа медперсонала |
| ||
Работа узких специалистов | Муз. руководитель – сказкотерапия Инструктор по ф/к – проведение физ. занятия по методике Г.И. Винниковой | ||
Работа с родителями | «Круглый стол» на тему решение проблем, связанных с оздоровлением детей. |
МАРТ | |||
Утро | День | После сна | Вечер |
Ходьба по звуковой дорожке Цель: укрепление мышц стоп ног. Игровое упражнение»Зайка беленький сидит…» (в комплексе утренней гимнастики) Цель: учить выполнять действия по слову воспитателя. | Ритмическое упражнение «Хлоп-хлоп, топ-топ…» Цель: научить согласовывать и чередовать движение рук и ног. Чтение потешек с имитацией движений героев «р.н.п.) Цель: формировать навыки ходьбы, бега, и др. движений Упражнение на дыхание «Кошечки» Цель: развивать дыхательную мускулатуру. | «Хлопушки и топотушки» - бодрящая гимнастика в постели Цель: развивать подвижность рук и ног. Закаливание – йодно-солевая дорожка | Игровое упражнение «Попрыгунчики» Цель: развивать гибкость суставов Игра «Буратино» Цель: научить выполнять круговые движения головой, чувствовать и осознавать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела Чтение и инсценирование «Баба сеяла горох» Цель: научить выполнять движения по слову воспитателя, развивать навыки движений |
Работа медперсонала |
| ||
Работа узких специалистов | Муз. руководитель – подбор муз. репертуара для интегрированных занятий. Инструктор по ф/к – проведение физ. занятия по методике Г.И. Винниковой | ||
Работа с родителями | Проведение совместного оздоровительного праздника с детьми. |
АПРЕЛЬ | |||
Утро | День | После сна | Вечер |
Ходьба по дорожке с закаливающим эффектом (поролоновые шарики) Цель: профилактика простудных заболеваний Упражнение на развитие мышц ног «Босоножье» Цель: закаливать ноги Игровое упражнение «Носик-носик» Цель: закреплять умение дышать через нос. | Игровые упражнения «Птички», «Обними себя» - на развитие плечевого пояса. Цель: учить манипулировать руками в свободном парении, развивать ловкость рук, пальцев. Игровое упражнение «Внимательные глазки» Цель: укреплять мышцы глаз. | Чтение стихов «Игрушки» А.Барто с показом (мелкие игрушки) Цель: развивать интерес к слушанию стихов, манипуляции с игрушками. | Бодрящая гимнастика «Птички прилетели» Цель: развивать подвижность мышц рук и плечевого пояса. Закаливание (йодно-солевая дорожка) Игровое упражнение «Веселый язычок» Цель: развивать подвижность языка Упражнение «Прогулка» - ходьба с перешагиванием через предметы. Цель: развивать устойчивость, координацию движений. |
Работа медперсонала |
| ||
Работа узких специалистов | Муз. руководитель – подбор муз. репертуара для комплексных занятий. Инструктор по ф/к – проведение физ. занятия по методике Г.И. Винниковой | ||
Работа с родителями | 1.Показ занятия для родителей с использованием оздоровительной технологии. 2.Досуг с татарскими национальными играми. |
МАЙ | |||
Утро | День | После сна | Вечер |
Упражнение «Ловкие ребята» - дорожка препятствие (перешагивание, перелезание) Цель: развивать ловкость. Игровое упражнение «Паровозик» Цель: развивать умение дышать медленно для насыщения организма кислородом. Пальчиковая игра «Это пальчик…» Цель: развивать мелкую моторику рук. | Чтение потешек «На горе, горе…» Цель: учить воспроизводить текст в движении. Упражнение для осанки «Ровные спинки» Цель: укреплять мышцы спины. Игровое упражнение «Ладошки-ладушки» Цель: научить хлопкам в ладоши под музыку. Игровое упражнение «Ветерок» Цель: закреплять навыки правильного дыхания – вдыхать и выдыхать воздух через нос. | Закаливающий массаж подошв ног. Цель: Воздействовать на биологически активные центры, развивать гибкость суставов. Закаливание – йодно-солевая дорожка Цель: профилактика простудных заболеваний | Чтение стихов о весне с имитацией природных явлений. Цель: развивать двигательную активность |
Работа медперсонала |
| ||
Работа узких специалистов | Муз. руководитель – подбор муз. репертуара для комплексных занятий. Инструктор по ф/к – проведение физ. занятия по методике Г.И. Винниковой | ||
Работа с родителями | 1.Проведение праздника «Мы – здоровая семья». 2.Анкетирование на тему «Здоровы ли мы?» 3. Рекомендации для летнего оздоровительного сезона. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей
Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
- Погладить крылья носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).
- Сделать 8-10 вдохов и выдохов сначала через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
- «Соня». Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снижает стрессовые состояния).
- «Большой и маленький». И.п. – основная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть вверх руки. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой!»). На выдохе опуститься в и.п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову (Какой я маленький!»)
- «Паровоз». Ходить по комнате, согнутыми руками имитируя движение колес паровоза, и произносить; «Чух – чух». Двигаясь с разной скоростью, менять громкость и частоту произношения.
- «Гуси летят». Медленная ходьба, имитирующая полет; на вдохе руки – крылья поднимать, на выдохе опускать, произнося; «Г-у-у» (8-10 раз)
- «Часы». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со словом «тик» наклониться влево до предела, чтобы правый бок растянулся, как резиновый. Со словом «так» вернуться в и.п., сделать глубокий вдох, затем то же вправо.
- «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з», представить, что пчелка села на нос, руку, ногу (звук и взгляд направлять на пчелку).
МАССАЖ РУК
Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущение лёгкости, радости.
- «Мыть» кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
- Дети встряхивают расслабленными кистями рук сверху вниз, словно брызгая водой друг на друга.
МАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН
Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.
- Ребенок, сидя по-турецки, «лепит» ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона – поглаживает ушные раковины по краям.
МАССАЖ ГОЛОВЫ
Цель: воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
- Сильны нажатием пальцев ребёнок имитирует мытьё головы.
- С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расчёской, представляя, что его «прическа самая красивая на конкурсе прическа.
МАССАЖ ЛИЦА
Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умения управлять мимикой, «лепить» красивое лицо.
- Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет её, чтобы она стала упругой.
Используемая литература:
- «Здоровый малыш» Программа оздоровления детей в ДОУ. Под редакцией З.И. Бересневой
- «Здоровячок» Г.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко
- «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» Под редакцией В.И. Орля, С.Н. Агаджановой
- «Диагностика культуры здоровья дошкольников» В.А. Деркунская
- «Расти здоровым, малыш» программа оздоровления детей раннего возраста. П.А. Павлова, И.В. Горбунова
- «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия»
Составитель Н.И. Крылова
- «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» Т.Л. Богина
- «Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст)» В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров
- «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста», составители: Зарипова З.М., Хамитов И.М., Лучихина В.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Здоровячок
Физкультурно-оздоровительная работа...
Мастер класс "Здоровячок"( с использованием нестандартного оборудования)
Вашему вниманию представлена авторская разработка "Здоровячок"(с использованием нестандартного оборудования и нетрадиционных средств оздоровления детей)...
Оздоровительная программа "Здоровячок"
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа “Здоровячок ” имеет физкультурно-танцевальную ...
Презентация проекта тематической площадки "Здоровячок". Оздоровительная работа в летний период.
Данная презентация знакомит с летней оздоровительной работой в дошкольном детском доме...
Газета для родителей и детей "Здоровячок"
Очередной выпуск газеты "Здоровячок" посвящен русской морозной Зиме. Главная тема номера: "Лыжи - верный путь к оздоровлению!" Так же читай те в номере о том, как прошли спортивно - конкурсные соревно...
Здоровячок
Программа оздоровления детей в ДОУ...
Газета для родителей и детей "Здоровячок"
Апрельский выпуск газеты "Здоровячок"...