Здоровячок
методическая разработка (физкультура) по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий
ГБОУ ЦРР-детский сад №1647
______________Батракова Н.Н.
Программа оздоровления детей «Здоровячок»
ГБОУ ЦРР- детского сада №1647
Принято на общем собрании трудового коллектива от « » г.
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.
Раздел 1 1.1. Общие положения
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и девства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в дошкольном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействии, мониторинге
состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
1.2. Цель программы
Программа «Здоровичок» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
1.3. Ненормативное обеспечение программы
1.Закон РФ «Об образовании».
2.Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
3.Устав образовательного учреждения.
1.4. Ожидаемые результаты
1.Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
2.Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
З.Овладение навыками самооздоровления.
4.Снижение уровня заболеваемости.
1.5. Объекты программы
Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих
образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного
учреждения.
1.6 Анализ работы за прошедшие 5 лет.
Повышение эффективности образовательного процесса напрямую связано с работой по улучшению здоровья ребенка. В структуре острой заболеваемости ведущее место занимает ОРЗ И ГРИПП. На уровень заболеваемости в ГБОУ оказывали большое влияние общий уровень физического развития детей, определяемый по группам здоровья в процессе углубленного медицинского осмотра. Уменьшилась доля детей с I группой здоровья, а количество детей со II и III группой здоровья год от года возрастает. Это и есть одна из вероятных причин роста заболеваемости детей, это вновь пришедшие в детский сад дети. За прошедшие года отсутствовали случаи детского травматизма. Качество питания в детском саду соответствовало стандартам дошкольного образования.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ.
ГОДЫ | 2009 | 2010 | 2011 |
КОЛ-ВО ДЕТЕЙ | 200 | 205 | 222 |
Первая группа здоровья | 90 | 90 | 86 |
Вторая группа здоровья | 106 | 112 | 128 |
Третья группа здоровья | 4 | 3 | 8 |
Средняя посещаемость на 1 ребенка | 17.5% | 17.6% | 17.8% |
Анализ заболеваемости.
Показатели за 3 учебных года | 2009 | 2010 | 2011 | |
Число дней функционирования 1 ребенка | 80 | 95 | 147 | |
Заболеваемость в детоднях на 1 ребенка | 6,2 | 6.2 | 6.5 | |
Простудная заболеваемость, % ОРВИ | 6.2 | 6.2 | 6.2 | |
Часто болеющие дети, % | 3.8 | 4.5 | 4.5 | |
Дети с хроническими заболеваемости (ф.30), % | 1.8 | 2 | 3.6 | |
Группы здоровья | I | 43,9 | 44 | 39 |
II | 52,1 | 52.5 | 57.4 | |
III | 3,9 | 3.5 | 3.6 |
В ГБОУ проводятся различные формы оздоровления детей: точечный массаж; прогулки на свежем воздухе, физкультминутки, иодированные продукты(молоко, хлеб, соль).
В результате выяснились недостатки, упущения в вопросах оздоровления детей: недостаточно информации по данному вопросу в родительских уголках и формы работы с родителями не интересны. Родители не владеют практическими навыками оздоровления детей. Поэтому задачу оздоровления детей, а именно, осознанного отношения к своему здоровью, а также обучению родителей практическим умениям и навыкам оздоровления детей – коллектив ГБОУ будет продолжать решать и в следующих годах.
Раздел 2 Основные принципы программы
1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2.Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и
родителей в поиске новых, эффективных методов
и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
З.Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач
в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4.Принцип адресованности и преемственности — поддержание связей между
возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
5.Принцип результативности и гарантированно — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Раздел 3 Основные направления программы
Профилактическое
1.Обеспечение благоприятного течения адаптации;
2.Выполнение сангигиенического режима;
3.Проведение обследований по программе и выявление патологий;
4.Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
5.Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
6.Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное
1.Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2.Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
3.Составление индивидуальных планов оздоровления;
4.Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
5.Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
6.Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей,
родителей, сотрудников.
Раздел 4 Обеспечение реализации основных направлений программы.
4.1. Техническое и кадровое обеспечение | |
1 Приобретение необходимого оборудования: — медицинского (люстры Чижевского, кварц); — спортивного (спортивный комплекс « Словения», сухой бассейн); — мебели (столы и стулья) | Зав. ДОУ Зам. зав. по АХЧ |
2 Осуществление ремонта; — пищеблока; — прачечного комплекса; — коридоров; — игровых площадок | Зав. ДОУ Зам. зав. по АХЧ |
3. Оборудование помещений: — уголка ОБЖ; — спортивного зала; | Ст.воспитатель Специалисты |
4. Пополнение среды нестандартными пособиями: — чудо-ковриками | Воспитатели |
5. Введение дополнительных услуг; — спортивный кружок « Школа мяча» | музыкальные руководители; инструктор по физической культуре |
6. Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ) | Зам. зав. по АХЧ |
4.2.Организационно- методическое и психолого- педагогическое обеспечение. 4.2. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение | |
1. Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей | Администрация |
2. Разработка модели внедрения здоровьесбсрегающих методик в УВП | Ст.воспитатель |
3.Поиск, изучение и внедрение -эффективных технологий и методик оздоровления: — ароматерапия Г. Лавреновой; — сеансы самооздоровления В. Т. Кудрявцева; — энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепе лицина; — учебная гимнастика П. Деннисона; — спецзакаливание А. Уманской; — парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой; — психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного; — вибрапионно-вокальные упражнения М. Лазарева; — ВЛГД Бутейко; — АФК В. Казьмина; — театр физического развития и оздоровления Н. Ефименко | Заведующая Ст.воспитатель |
4. Проведение упорядочения учебной нагрузки активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение дней радости, каникул, гибкий график занятий) | Ст.воспитатель |
5. Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога) | Воспитатели |
6. Введение специальных занятий (ОБЖ) | Специалисты |
7. Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия) | Ст.воспитатель |
8. Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей | Воспитатели |
9. Организации работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, проведение цикла лекций, оказание консультативного пункта) | Воспитатели |
10. Участие в семинарах, методобъединениях | Ст.воспитатель воспитатели |
11. Внедрение здоровьесберегающих технологий в УВП ГБОУ | Зав. ДОУ Ст.воспитатель воспитатели |
Раздел 5 Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | — щадящий режим (адапт.период); -гибкий режим; — организация микроклимата и стиля жизни группы; | Все группы |
2. | Физические упражнения | - утренняя гимнастика; - физкультурно-оздоровительные занятия; — подвижные и динамичные игры; — профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопие, зрение) — занятия в секции «Школа мяча»; — пешие прогулки (турпоход); - созданы уголки по физической культуре в каждой группе для индивидуальной работы с детьми. | все группы |
3. | Гигиенические и водные процедуры | — умывание; — мытье рук; игры с водой; — обеспечение чистоты среды; | вес группы |
4. | Свето-воздушные ванны | — проветривание помещении (в том числе сквозное); — прогулки на свежем воздухе ; - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. | все группы |
5. | Активный отдых | — развлечения, праздники; — игры-забавы; — дни здоровья; — каникулы | все группы -// — |
6. | Арома- и фитотерапия | — фитопитание ( отвары); - аромамедальоны ( с чесноком и луком). | вес группы |
7 | Диетотерапия | — рациональное питание; — индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевания) | все группы — II — |
8 | Светотерапия и цветотерапия | — обеспечение светового режима. | все группы —// — |
9 | Музтерапия | — музсопровождение режимных моментов; — музоформление фона занятий; - музыкальная деятельность; — хоровое пение (в том числе звуковое) | все группы |
10 | Пропаганда ЗОЖ | — информация в уголках для родителей («Мы растем», «О закаливании», «Об сезонной одежде», «Об адаптации» и др.); - спецзанятия по ОБЖ; — курс лекций и бесед. — спецзанятия (ОБЖ) | вес группы — II — ср., ст., подг.гр. |
11. | Охрана психического здоровья | — игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы: — игры-тренинги на подавление отрицательных эмоции и снятие невротических состоянии; — коррекция поведения; — учебная гимнастика | яс. гр. ср., ст. |
12 | Закаливание | - воздушные ванны (облегченная одежда, соответствующая сезону года); — игровой самомассаж; — дыхательная гимнастика по Стрельниковой; — хождение босиком по траве; (летом); - хождение босиком по дорожкам здоровья (после сна). . | все группы — II — ст. гр.. подг. гр. все группы |
13 | Профилактика заболеваемости | - Массаж «волшебных точек» по методике А.А. Уманской - тренировочные упражнения для глаз; - дыхательная гимнастика в игровой форме по Стрельниковой А.Н.; - полоскание зева кипяченой водой. | Мед.сестра Воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности во II младшей группе Развивающая ситуация Тема: «Путешествие в страну Здоровячков»
Конспект непосредственно образовательной деятельности во IIмладшей группе Развивающая ситуацияТема: «Путешествие в страну Здоровячков»Интеграция: здоровье, физкультура, чтение художественной лит...
Проект Здоровячок
Физкультурно-оздоровительная работа...
Мастер класс "Здоровячок"( с использованием нестандартного оборудования)
Вашему вниманию представлена авторская разработка "Здоровячок"(с использованием нестандартного оборудования и нетрадиционных средств оздоровления детей)...
Оздоровительная программа "Здоровячок"
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа “Здоровячок ” имеет физкультурно-танцевальную ...
Путешествие в страну Здоровячков
Декада: " Путешествие в страну Здоровячков" способствует формированию у детей представлений о здоровье человека, составляющих здоровья. Материал представлен в виде таблицы, которая включает совместную...
Презентация проекта тематической площадки "Здоровячок". Оздоровительная работа в летний период.
Данная презентация знакомит с летней оздоровительной работой в дошкольном детском доме...
Летнее спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей и подготовительной групп "Страна Здоровячков"
Сценарий разработан с использованием материала из книг оздоровительно-развивающей программы "Здравствуй!"М.Л.Лазарева. (Сценарий был опубликован в журнале "Справочник старшего воспитателя ДОУ" - на ры...
Комментарии
спасибо
спасибо