Формирование основ ценностного отношения к своему здоровью
статья (старшая группа) на тему
Одной из актуальных проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста является проблема обучения дошкольников жить в гармонии с природой, а значит, в первую очередь, жить в гармонии с собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorove.docx | 45.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ ценностного отношения к своему здоровью
Как прекрасна Земля и на ней Человек! Два уникальных и очень емких понятий «земля» и «человек». Земля - наш прекрасный и единственный дом, в котором все подчинено определенным законам – законам природы. В доме все должно быть природосообразно. Одной из актуальных проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста является проблема обучения дошкольников жить в гармонии с природой, а значит, в первую очередь, жить в гармонии с собой. Постижение природоведческих и экологических закономерностей, исходя из специфических особенностей детей дошкольного возраста , начинается с познания ребенком самого себя осознания своих потребностей как живого организма.
Проведя анализ программно-методического обеспечения, можно сказать, что программ и методических разработок, которые ориентируют ребенка на познание самого себя как живого организма недостаточно. Так в программе «Основы безопасности жизнедеятельности» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, в основном делается акцент на социальную адаптацию ребенка, формирование безопасного поведения, основ экологической культуры. В методических пособиях к программе «Детство» - «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Твое здоровье» дается содержательный материал о строении организма, причинах болезней и способах укрепления здоровья. Но ни в одной из программ не представлена технология ознакомления детей с человеком ка с живым организмом.
Результатом технологии ознакомления детей с человеком как с живым организмом является система работы по формированию у детей представлений о человеке как живом организме.
Наше дошкольное учреждение уже несколько лет работает по
воспитанию у детей ценностного отношения к своему здоровью. Этот
процесс у дошкольников начинает закладываться с момента поступления
в детский сад.
Дошкольное детство – это яркая и красочная страница в жизни любого человека. Вступая в контакт с окружающим миром, дети испытывают определенные эмоциональные состояния, которые вызывают живой эмоциональный отклик у ребенка. Они являются источником впечатлений об окружающей действительности, и в частности о своем организме.
В младшем возрасте у детей развивается интерес к самому себе, эмоциональное отношение к себе, осознание своих интересов и потребностей. В этом возрасте много внимания уделяется формированию культурно-гигиенических навыков как основ ценностной культуры.
В младшем дошкольном возрасте решаются следующие
задачи:
- дать детям элементарные знания о человеке, как живом существе,
- развивать эмоциональный отклик, интерес к окружающим,
- воспитывать культурно-гигиенические навыки как предпосылку потребности в здоровом образе жизни.
Малыш взрослеет . Он переходит на новую ступень развития . Поэтому, в среднем дошкольном возрасте расширяются знания детей о человеке как живом организме, дети получают информацию о назначении некоторых его органов и систем, в частности, об органах чувств и сразу же закладываются правила обращения и ухода, правила заботливого отношения. В связи с этим усложняются задачи. А именно:
- продолжать формировать у детей элементарные представления о человеке как живом организме,
- уточнять, расширять , конкретизировать представления детей о строении тела человека , назначении различных органов и систем,
- дать детям знания об органах чувств человека (органы обоняния, осязания, зрения, слуха),
- развивать интерес детей к познанию возможностей организма человека.
- воспитывать привычку в здоровом образе жизни.
В старшем дошкольном возрасте, который еще называют
«пришкольным», углубленно ведется работа по развитию у детей поведенческих навыков о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья, развитию поведенческих навыков и приобретения социально значимого поведенческого опыта, как компонента личностной культуры ребенка «Я знаю – я умею – я делаю». Задачи направлены на обобщение и систематизацию тех знаний, представлений познавательного характера, которые дети приобрели на предыдущих возрастных уровнях :
- уточнить, расширять, конкретизировать и систематизировать представления детей о человеке как живом организме,
- продолжать формировать у детей представления о строении своего тела, назначении отдельных органов и систем,
- расширять представления о здоровом образе жизни,
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни .
Для успешного решения задач работа по данному направлению осуществляется с учетом следующих принципов , которые направлены на предоставление ребенку свободы для проявления познавательной, эмоциональной и моторной активности
- принцип единства эмоционального и интеллектуального развития детей средствами природы родного края. Реализация данного принципа осуществляется посредством создания условий для непосредствен ного общения детей с результатами правильного гуманного отношения к своему здоровью;
- принцип воспитания нравственных качеств ребенка. Этот принцип решается посредством создания условий для систематического и самостоятельного ухода детей за своим телом и предметами личного пользования;
- принцип включения детей в различные виды и формы организации ориентированной познавательной деятельности, обеспечивающие оптимальное развитие их организма;
-принцип интеграции различных содержательных видов деятельности детей, формирующих основы безопасности;
Основываясь на этих принципах, можно определить три основных направления формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью:
- через чувства;
- через знания. Данное направление реализуется в процессе6 как организованной, так и свободной деятельности с детьми: на занятиях дети знакомятся со строением своего организма, значением каждого органа для человека. При проведении индивидуальной работы в интересной игровой форме у детей закрепляются полученные на занятиях знания.
- через практическую деятельность. Каждый ребенок рассматривается как маленький исследователь. И с этих позиций строится предметно-развивающая среда. Микросреда обеспечивает эколого-развивающее пространство и познание ребенком самого себя, как части живой природы. Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоции ребенка, организуется таким образом, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы , побуждает его к деятельности в следующих центрах:
- центр развития движений с разнообразным оборудованием и инвентарем, в процессе использования которого у детей вырабатывается позитивное отношение к своим двигательным умениям и навыкам, к своему здоровью и способам его сохранения.
- центр познавательной деятельности – модельный материал, где используются готовые модели по ознакомлению со своим организмом и модели, которые рисуют сами дети по способам ухода, по условиям для ЗОЖ и т. д.
- разнообразный познавательный материал (детские энциклопедии, толковые словарики, составленные самими детьми по объяснению некоторых понятий «здоровье», «природа», «человек» и т.д.)
- центр эколого-исследовательской деятельности – лаборатория для организации элементарной исследовательской по изучению своего организма и влияние погодных условий на одежду, деятельность человека, его эмоциональное состояние.
- центр художественного творчества – выставки работ, а также совместного творчества ребенка и взрослого (выпуск газет)
При решении поставленных задач наиболее эффективными являются следующие методические приемы, стимулирующие эмоции и чувства у ребенка:
- моделирование
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Модели: *предметные, *предметно-схематические (сенсорные): величина | Модели: *предметные, *предметно-схематические (сенсорные): величина, форма, численность | Модели: *предметно-схематические (сенсорные): величина, форма, численность, поверхности, |
Моделирование помогает ребенку схематически представить процесс функционирования своего организма. Модели используются как в специально организованной, так и в самостоятельной деятельности.
- эвристические методы
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
загадки | загадки речевые логические задачи | загадки речевые логические задачи ребусы кроссворды |
Среди эвристических методов большое внимание уделяется эвристическим беседам – постановке вопросов, использованию занимательного материала (загадки, ребусы, речевые логические задачи) Эти методы позволяют индивидуально подходить к каждому ребенку, включать детей в совместную деятельность.
- проблемно-игровые ситуации
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
ситуации: *все люди разные, *где живут люди, *зачем нужно мыть руки, *когда мне хорошо | ситуации: *зачем мне нужны глаза, уши, нос, язык; * как их беречь, *почему мы болеем, *почему хорошо быть добрым, * что случается со злыми людьми, | ситуации: *что будет, если… *почему я болею, *где мне лучше жить, *кого я могу назвать своим другом, *почему я не хочу быть один, *как сохранить нашу планету, |
Проблемно-игровые ситуации помогают воспитателю активизировать деятельность детей, направить на поиск правильного решения, определять разные пути решения данной проблемы и спрогнозировать конечный результат. Акцент в работе делается на то, что решений может быть несколько, и многие из принятых решений могут быть правильными.
Практика показала, что наиболее эффективными формами работы с детьми являются:
- экскурсии
Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
дошкольное учреждение территория МБДОУ | территория МБДОУ дошкольное учреждение парк водоем объекты социального назначения |
Экскурсии позволяют ребенку увидеть влияние природы на его эмоциональное и физическое состояние, а также соотнести приспособленность человека к изменяющимся погодным условиям.
- выставки
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
«Листопад» «Зимушка-зима» «Весенняя песенка» «Разноцветное лето» | «На лесной полянке» «Путешествие по дорожкам Здоровья» «Природа и я - большие друзья» | Рассказы м сказки о себе самом и ЗОЖ, Выставки рисунков, Дидактические игры: «Как стать Неболейкой, «Юные друзья природы» |
Данные выставки помогают аккумулировать детские впечатления в разных видах речевой и изобразительной деятельности. Яркие эмоциональные чувства и переживания ребенок передает в экологических сказках, сказках-путешествиях по своему организму. Положительно-эмоциональный фон отражается в ярких рисунках, аппликациях. Ценность этих выставок в том, что теплое солнечное настроение ребенка передается посетителям выставки, у ребенка формируется чувство гордости и удовлетворения за свои представленные работы.
В результате можно сделать вывод о том, что знания детей о своем организме и правилах заботы о нем стали важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности ребенка:
- у детей адекватная самооценка и навыки конструктивного общения с окружающим миром;
- дети могут свободно выражать различные эмоциональные состояния посредством речи, движений, мимики;
- дети осознают значимость целостности живого организма;
- у детей формируются конкретные представления о человеке как живом организме, о строении тела человека и назначении, функционировании разных органов, особенностей ухода за ними, о приспособленности человека для жизни в наземных условиях, о здоровом образе жизни;
-у детей формируются конкретные представления о природоохранной деятельности человека;
- дети самостоятельно осуществляют уход за своим организмом.
И каждый ребенок понимает:
Я живу в этом мире,
Я его люблю,
Я учусь жить в гармонии с миром и с самим собой!
Пусть всегда буду Я!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников отношения к своему здоровью "как важнейшей ценности в жизни"
Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, бодрыми, красивыми и умными. Эти качества зависят от нас, взрослых, от окружающей среды и от того воспитания, которое получают дети. К сожалению, статист...
Социализация воспитанников детского дома средством формирования ценностного отношения к своему здоровью. Ершовские чтения.
«Тема самообразования:«Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в условиях детского дома с использованием здоровьесберегающих технологий».Известно, что вода и камни точит, с...
"Формирование ценностного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста"
Обеспечение воспитанников возможностью формирования ценностного отношения к своему здоровью посредством проведения эстафет...
Перспективный план работы с детьми по формированию основ осознанного отношения к своему здоровью в средней группе
Данный план работы поможет воспитателю выстроить работу с детьми по формированию у них элементарных знаний о своем организме;способствует развитию познавательной активности, любознательности, ст...
Методические разработки по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни
Видеололики "Профилактика гриппа и ОРВИ" (просмотр)Перспективное планирование «Человек и его здоровье»Видеоролик "О мытье рук" Авторы: семья Шаповал - Юлия Николае...
Личностные результаты обучающихся. Диагностическая методика выявления уровня ценностного отношения к своему здоровью.
Личностные результаты обучающихся. Диагностическая методика выявления уровня ценностного отношения к своему здоровью....
Проект по формированию основ ценностного отношения к здоровью и физической культуре детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров» (совместная деятельность педагогов и родителей)
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области ...