Неделя безопасности в детском саду
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Шаяхметова Светлана Ивановна

Игровая программа для детей «Осторожно горка!»

Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира природы – необходимое условие существования каждого человека, взрослого и ребенка.

В современном мире вопрос безопасности детей все более выступает на первый план среди множества социальных вопросов, волнующих нас сегодня. Ребенок – самый важный для нас человечек. Так  хочется защитить его, спрятать под хрустальный колпак и не отпускать от себя ни на шаг. Но он растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям рано или поздно приходиться объяснить ему правила безопасности в полном неожиданностей, таком опасном и увлекательном  взрослом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_bezopasnosti_v_detskom_sadu.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая программа для детей «Осторожно горка!»

Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира природы – необходимое условие существования каждого человека, взрослого и ребенка.

В современном мире вопрос безопасности детей все более выступает на первый план среди множества социальных вопросов, волнующих нас сегодня. Ребенок – самый важный для нас человечек. Так  хочется защитить его, спрятать под хрустальный колпак и не отпускать от себя ни на шаг. Но он растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям рано или поздно приходиться объяснить ему правила безопасности в полном неожиданностей, таком опасном и увлекательном  взрослом мире.

Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома.                                                                                        

Таким образом, человек (большой и маленький) может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Мной реализуется Программа  дополнительного образования                       « Жизнь без опасностей» по формированию у детей основ безопасного поведения в социуме.

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи:

Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;

Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;

Формировать умение у детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;

Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме, потребность в здоровом образе жизни;                                        Формировать навыки самостоятельности и умения принимать решения в опасной ситуации.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности:                                                                                                   Расширять, уточнять и систематизировать представления о  некоторых видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе).        Расширять и уточнять представления о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях.                                                                                                            Добиваться осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в  стандартных опасных ситуациях (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора, не ходить по проезжей части дороги и не играть вблизи дороги, не играть с огнем, в отсутствии взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы), различных видах детской деятельности.                                                                  Научить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонный номер службы спасения (01).                                  Формировать некоторые способы безопасного поведения в современной информационной среде (включать телевизор для просмотра конкретной программы, выбор программы и продолжительность просмотра согласовывать со взрослым; включать компьютер для конкретного занятия, содержание и продолжительность которого согласовывать со взрослым). Поощрять проявления осмотрительности и осторожности в нестандартных и потенциально опасных  ситуациях.                                                 Совсем скоро в жизни дошколят произойдет важное событие, они станут школьниками. А значит, все больше дел им предстоит делать самостоятельно. Вокруг, столько всего интересного! Но мир устроен так, что человека, особенно ребенка, подстерегают различные опасности. Очень внимательным надо быть в быту, по пути в школу, в играх во дворе, осторожным – при общении с незнакомыми людьми.                                                                                  Чтобы не получать травм, не болеть и быть всегда жизнерадостным надо соблюдать правила безопасного поведения.                            Почему все же дети страдают в дорожно-транспортных происшествиях? Как объяснить такие ситуации, когда ребенок, только что в своей школе ответивший на вопросы по Правилам дорожного движения на «отлично», буквально через 15минут забывая об элементарных правилах безопасности, попадает под автомобиль и получает тяжелейшие травмы? Многочисленные тесты, опросы детей и компетентное мнение психологов свидетельствуют, что огромное значение для ребенка имеет пример его собственных родителей, которые для него самые значимые, авторитетные и правильные люди в мире. Он растет, неосознанно повторяя их поведение, их видение происходящего. Задумаемся, почему же так часто можно наблюдать картину, когда мама и папа, оглядываясь по сторонам, спокойно переходят проезжую часть в не установленном для этого месте, хотя до ближайшего светофора или пешеходного перехода зачастую не более 20 метров? С их точки зрения такое поведение объяснимо: вокруг не видно автомобилей, все спокойно, можно переходить дорогу. Но это спокойствие кажущееся. Не одно  дорожно-транспортное происшествие произошло из-за внезапно выехавшего на дорогу автомобиля, и не один человек погиб из-за собственной неосторожности. Ведь даже мы, взрослые, не всегда умеем правильно оценить ситуацию, особенно на дорогах и улицах города, что же говорить о детях.

Для формирования у детей необходимых знаний, навыков поведения начиная со средней группы, проводила беседы по привитию противопожарной безопасности, экскурсии в Пожарную часть,  игры-драматизации в процессе которых, дети знакомятся в обращении с огнеопасными предметами.                                               Детям старшего дошкольного возраста давала информацию о работе электроприборов. В индивидуальных беседах, игровых ситуациях разбирала причины, по которым может возникнуть пожар.                                                                                                                        Для усвоения детьми знаний о правилах противопожарной безопасности использовала чтение с последующей организацией театрализованного представления по произведению С.Я. Маршака «Кошкин дом» и др.                                                                                       Была организована выставка детских работ (совместно с родителями) на тему: «Спички – не игрушка, а огонь – не забава».  Ходили на экскурсию в пожарную часть с целью обобщить представления об общественном характере труда взрослых (труд на пользу людей – почётное  и нужное дело); закрепить знания о правилах пожарной безопасности; воспитывать уважение к труду пожарного.                                                                                               Проведено практическое занятие по обучению оказания элементарной помощи при ожогах;  проведение тренировочной пожарной эвакуации.                                                                                            Цель: познакомить детей с последовательностью действий при возникновении пожарной угрозы; развивать умение быстро действовать и ориентироваться в экстремальной ситуации; тренировать быстроту реакции, ловкость, выдержку, взаимопомощь;                                                                            практическое занятие «Правила пользования первичными средствами пожаротушения».                                                         Проведена работа с родителями: беседа «Берегите детей. Пожароопасные предметы дома»; оформление папок-передвижек на тему: что нужно сделать, чтобы не случился пожар?», «Защити себя, свое жилье»; родительское собрание с выступлением инспектора госпожарнадзора «Если в доме пожар».                                В центре культуры и досуга для детей была организована игровая программа «01» специалистами по пожарной безопасности и просмотром специальной техники с работниками пожарной охраны, где дети еще раз усвоили главные правила пожарной безопасности.                                                                                                        Настоящим фейерверком талантов, позитива и хорошего настроения стал муниципальный фестиваль детского творчества противопожарной направленности «Звездный фейерверк-2015», который прошел 15 сентября в ЦКиД и был посвящен теме пожарной безопасности.

На фестиваль собрались дети из всех дошкольных образовательных учреждений города Красноуфимска. Детишек, педагогов и родителей поприветствовал начальник 73 пожарной части Фрицко Андрей Алексеевич.

Участники соревновались в исполнении песен, хореографическом искусстве, чтении стихов, презентовали свои литературно-музыкальные композиции, театрализованные постановки.

Все маленькие «звёздочки» поразили жюри и зрителей своим талантом, по итогам фестиваля были определены победители.

Победителей и призеров, а также их руководителей наградили грамотами  и памятными призами.

В номинации «Литературный конкурс» участвовали дети подготовительной к школе группы (воспитатель Шаяхметова Светлана Ивановна, музыкальный руководитель Коновалова Ирина Николаевна) с театрализованной постановкой «Доверчивый ёжик» и заняли 2 место среди детских садов, презентовавших литературно-музыкальные композиции.

Пожарным можешь ты не быть, но причины пожаров, способы тушения, правила безопасного поведения в целом ты знать обязан. Для закрепления правил пожарной безопасности, умения найти выход в случае опасности мною был организован блиц - турнир «Пожарная безопасность», который выявил уровень знаний детей по ППБ ( отобранный материал соответствует возрасту детей, готовятся вопросы, специальные упражнения и творческие задания (этюды), можно проводить как отдельную игру или как часть досуга, развлечения, занятия).

Программа предусматривает собственные выступления дошкольников, участие в праздниках и развлечениях, активное участие в фестивальном движении дошкольников в городе. Основным видом стимулирования выступлений участника кружка перед сверстниками и взрослыми в рамках различных общественных мероприятий.

    В рамках данной темы в детском саду мы проводим мероприятия, такие, как:                                                                                                                                         1.Игры с правилами и игровые упражнения: «Расскажем Незнайке об опасных ситуациях в группе и дома», «Придумаем сказку «Как я спасал кота от пожара» или «О доме, где я живу и где много электрических приборов», «Назови одним словом», «Так – не так», «Собери картинку», «Разрешается-запрещается».                                                                                                                                    Которые развивают у детей познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной ориентации дома и на улице; включать их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий в быту и на дорогах; формируют у детей навыки устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

       2.Внесение в книжный уголок произведений о здоровье: Сапгира Г. «Румяные щеки», Ротенберга Р. «Расти здоровым», « Детская энциклопедия здоровья», Семеновой И. «Учусь быть здоровым или Как стать Неболейкой» (на выбор), их чтение и обсуждение.                                                                                    Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни; давать детям сведения о способах сохранения здоровья и применении их в повседневной жизни (быстро менять промокшую обувь и одежду; делать утреннюю гимнастику, играть в подвижные игры на свежем воздухе; тщательно мыть руки и продукты перед едой и т.д.); сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы, помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы типа: «Хочу есть»; «Хочу спать»; «Нуждаюсь в свежем воздухе».  

            3. Взаимодействие педагогов с родителями                                                                                                 Досуг на улице с детьми и родителями «Каждый маленький ребенок должен это знать с пелёнок».                                                Поддерживать у детей интерес к восприятию и усвоению знаний и умений о бесценности человеческой жизни, о том, что свое здоровье, свою жизнь надо беречь и защищать; моделировать игровые ситуации, способствующие накоплению практического опыта детей поведения в потенциально опасных ситуациях на дороге и в быту.                                                                                                     Подготовка памяток «Как организовать безопасность детей в летнее время» (пищевые отравления, безопасность в поездках, как противостоять агрессии и пр.)                                                   Обеспечить повышение педагогической квалификации родителей по вопросам охраны жизни и здоровья детей в летнее время.

 Оформление папок - передвижек и буклетов «Движение без опасности», «Как знакомить детей с правилами дорожного движения».                                                                                                          Развить педагогическую компетенцию родителей в формировании ОБЖ у детей.                                                                                                                        Интернет-консультирование «Безопасность детей на улицах и дорогах»                                                                                                                            Координация действий семьи и ДОО по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей.

Интернет-консультирование родителей «Правила безопасности для детей».                                                                                                                     Повышение педагогической культуры родителей в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей. http://www.filipoc.ru/tag/shkolabezopasnosti?Posts_page=2                                                    

4.Развлечения:  Сказка – игра «Азбука пешехода»,   с использованием игр по ПДД  для развития памяти, воображения, мышления и др.  В ходе сказки-игры дети в игровой ситуации совершенствовали представления о безопасном поведении на улице и дорогах. Закрепили знания о значении сигналов светофора, учив сказочных героев Бабу Ягу и Лешего, которые прибыли из «леса» в детский сад (попав под машину), что переходить проезжую часть можно только там, где есть светофор или пешеходный переход. На данном мероприятии присутствовали инспектор по пропаганде ПДД А.А. Плотников, инспектор группы по ИАС ГИБДД А.В. Посохин, которые выступили перед детьми, дали положительную оценку их знаниям о представлениях основных источниках опасности на улице (транспорте) и способах поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым и при переходе улицы держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора). Данное мероприятие было опубликовано в средствах массовой информации - в газете «Городок» с целью снижения детского дорожно-транспортного травматизма и повышения культуры безопасного поведения на дорогах юных участников дорожного движения.                                                      3.Театрализованные представления:  «Происшествие в лесу» по правилам дорожного движения, Театрализованная постановка по пожарной безопасности «Доверчивый Ёжик».                                4.Досуги: Спортивные досуги «Огнеборцы», «В гостях у светофора»; музыкально-игровой досуг  «Помни правила дорожного движения», «В стране дорожных знаков» с просмотром  видеосюжетов и мультфильмов.                                                   5.Проекты: «Детская энциклопедия здоровья».                                     Воспитание ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающего поведения (просмотр слайдов по теме, презентации семей).                                                                                                     «Витаминная корзинка».                                                                                                                      Расширение, обогащение и актуализация опыта и представлений детей об элементарных основах здорового образа жизни, применение имеющихся знаний в практических житейских ситуациях. ( Презентации семей: Белова В. «Арбуз»,  Яговкина У.  «Гранат»,   Чебыкина Л. «Яблоко»,   Яндолин В. «Апельсин»,  Долгодворова В. «Морковь», Константинов М. «Тыква», Другова К. «Чеснок», Токарева В. «Редис», Южанина К. «Капуста», Кузнецов С. «Свекла»,  Трифонова Л. «Лук»)                                                                                                    6.Экскурсия – занятие «Добротой души согреться помогает это сердце  (о бездомных животных).      (Презентации семей: Константинов М. «Амурский тигр», Чебыкина Л. «Обыкновенный ёж», Токарева В. «Черепахи», Катя Н. «Что такое Красная книга», Долгодворова В. «Как обращаться с незнакомыми животными», Трифонова Л. «Безопасность с незнакомыми животными».)                                                                                        7.Детская программа «Берегись огня, дружок!» ( Экскурсия в ПЧ 73)  (просмотр слайдов по теме, мультфильмов); «01»                                                                                                                          Фестиваль «Звездный фейерверк» по пожарной безопасности (объединение аудио, видео и анимационных эффектов; Видеообращение - поздравление с праздником пожарных.                 8.Приняли участие в конкурсе детского творчества «Полиция глазами детей» (Вероника Б., Ульяна Я., Ксения Ю., Катя Д., Лиза Триф., Саша К.); по ПДД – мультфильм «Осторожно, горка!; по ППБ – Ералаш «Безопасный Новый год».                          

Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В дошкольном учреждении накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению новогодних утренников. В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание  обращено на решение психолого-педагогических задач образовательной области «Безопасность».                                    В  подготовительной группе в течении зимних месяцев( ноябрь – февраль) запланирован и проходит проект «Безопасный Новый год»  (Безопасность зимой).                                                                                                                                                                                  Цель: формировать представление детей о возможных опасностях в зимнее время (гололед, падение с крыш снега и сосулек, травмы при катании с горок и на лыжах) и соблюдении правил безопасного поведения.                                  Для формирования  у детей дошкольного возраста умения соблюдать правила при катании с горки,  развития выдержки и терпения, умения дожидаться своей очереди и  избегания травмоопасных ситуаций, укрепления здоровья создан  Мультфильм «Осторожно, горка!»                                                                     Задачи: Формировать безопасность  поведения на улицах города и снежных постройках.                                                                                        Развивать умение детей избегать травмоопасных ситуации.                                                                Формировать умение детей соблюдать правила поведения при катании с горки.                                                                                              Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди.                                                                                                           Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления.                                                                                                                                                    Воспитывать чувства поддержки и взаимопомощи.                                                                                      Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам.                                                                                                Формировать у дошкольников умение взаимодействовать в коллективе.                                                                                                   Закреплять правила поведения на дороге.                                                                                              Закреплять название улиц города.                                                                                                             Закреплять знания детей о зимних забавах.                                       Для формирования у детей необходимых знаний о том, как правильно вести себя на новогоднем празднике, чтобы не причинить вреда себе и здоровью окружающих, снят Ералаш по пожарной безопасности «Новогодняя Ёлка».                                                                      Проводятся Ситуации общения: «Чистый ли снег на улице?», «Греет ли нас шуба?»                                                                                                                              с целью дать детям сведения о способах сохранения здоровья и применении их в повседневной жизни.                                                                                                                        

Дошкольники организуют сюжетные игры по мотивам произведений о пожаре. Создавать условия для усвоения правил безопасного поведения в игровой форме, обогащая игру новыми сюжетными линиями на темы из окружающей жизни, создавая модульную трансформируемую среду, побуждающую детей к творческому созданию дополнительной игровой атрибутики из подручных материалов. Поощряется и поддерживается инициатива детей по проживанию в игре событийных и других сюжетов.                                                                Игры с правилами и игровые упражнения: «Огонь наш друг, огонь наш враг», «Пожарные на учениях», «Спаси игрушку», «Пожарная тревога», «Потуши огонь», «Спасатели», «Закончи                      стихотворение», «Кому - что нужно для работы», «Опасные – безопасные предметы», игра - гусек «Помоги потушить пожар»                                                                                                                                        совершенствуют у дошкольников в соревновательной форме навыки основных видов движений, воспитывают смелость, желание прийти на помощь «пострадавшему»; помогают  детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми им нельзя самостоятельно пользоваться, продолжают учить применять полученные знания в поведения совместных играх со сверстниками.                                           Побуждать детей рассказывать по иллюстрациям по теме «Безопасность зимой»  и «Осторожно: огонь»                                                                                                                                            об опасностях, которые подстерегают людей на улице, правилах безопасного поведения в быту в зимнее время года; закреплять правила безопасного поведения в быту с горячими, пожароопасными предметами, электроприборами; продолжать учить предвидеть и избегать потенциальные опасности в быту и социуме.                                                                                                                                                                     Внесение в книжный уголок книг по пожарной безопасности: Толстой Л. «Пожарные собаки», Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Сказка про спички», Б. Житков  «Как электричество кусается», «Пожар в море», «Дым», «Пожар», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял» (на выбор)с                                                                                                                                                       целью ввести в круг детского чтения произведения, которые соответствуют интересам детей группы; темам, которые они обсуждают между собой, которые могут послужить источником для развития игровой деятельности; привлекать к высказыванию суждений о поступках героев, опираясь на свои представления о нормах поведения, понимание причинных связей в сюжете.  

Обыгрывая картотеки загадок «О пожаре и пожароопасных предметах»  у дошкольников                                                                                                              развивается логическое мышление, происходит закрепление представлений о потенциально опасных предметах; поощрять самостоятельное загадывание детьми известных загадок друг другу.

  Оформление буклетов или памяток для родителей «Осторожно, огонь» с                                                                                                                                             целью помочь родителям познакомить детей с правилами пожарной безопасности.                                                                                 Интернет - консультация на тему: «Первая помощь при ожоге»                                                                           Цель: информировать родителей о том, что делать при ожогах разной степени.

  Интернет - консультирование родителей «Безопасность детей на улицах и дорогах в зимнее время».                                                                  Цель: координация действий семьи и ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя безопасности в детском саду.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4084681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 180px; width: 240px;"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fi...

Неделя безопасности в детском саду. Вторая младшая группа.

Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности...

Проект "Неделя безопасности в детском саду"

Маленькие дети – большие фантазеры! По количеству придуманных игр в минуту они обойдут любого, даже самого опытного массовика-затейника. Но, к сожалению, не все детские забавы безопасны. Любопытство и...

Неделя безопасности в детских садах Литейного МО

В апреле 2017 года в детских садах, расположенных на территории Литейного МО  прошла неделя безопасности...

Неделя безопасности в детском саду. Родительский клуб.

В детском саду стартовала "Неделя Безопасности" Цель:Формировать у детей навыки безопасного поведения в детском саду и за его пределами. Знакомить с правилами дорожного движения, правил...

Проект «Неделя безопасности в детском саду»

ЦЕЛЕНАПАВЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА  УЛИЦЕ, ДОМА, В ЛЕСУ, НА УЛИЦЕ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД, ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ....