проект "Туризм- ступенька к здоровью"
проект (подготовительная группа) на тему

Кихтева Надежда Вячеславовна

проект "Туризм- ступенька к здоровью" как средство приобщения детей к здоровому образу жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Туризм- ступенька к здоровью

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Туризм – ступенька к здоровью».

2. Автор проекта: Кихтева Надежда Вячеславовна  инструктор по физвоспитанию МБУ детского сада«Тополек».

3. Адрес организации: Нижегородская обл Сосновский р-он

П.Сосновское

4. Телефон:

5 Тип проекта: долгосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный.

6. Место проведения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Тополек» п. Сосновское  Нижегородской обл.

7. Сроки проведения: 2015-2016 учебный год.

8. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатель,   родители воспитанников

9. Возраст детей: 6-7 лет.

10. Форма проведения: коллективный проект.

Обоснование.

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной  информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной  нагрузки.

Ещё  одной  из  причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические  факторы, обременённость родителей  вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка.

Актуальность

 Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

 Таким средством физического воспитания детей и является туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

 Использование элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

Новизна проекта заключается в том, что внедряя в практику туристическую деятельность, у детей формируются нравственные качества, познаётся окружающий мир, укрепляется здоровье.

Оздоровительная ценность туристской деятельности.

Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно - сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве. Основные виды движений - ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, метание, упражнение в равновесии.

Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.

Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные

Во время туристических походов, знакомим детей с объектами и явлениями природы, это способствует формированию представлений о взаимосвязях в природе, развивает наблюдательность и интерес к ней, развивается эстетическое чувство, любовь и бережное отношение ко всему живому. Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на туристических прогулках, существенное изменение претерпевает чувство любви к родной природе: из простого любования её красотой, оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе.

 Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Воспитательная ценность туристической деятельности.

Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о справедливости

. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.

Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы.

Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.

Целью проекта: является создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья;.

- Совершенствование форм оздоровления детей средствами физической культуры, спорта и доступными видами туризма. Укрепление физического, психического, эмоционального здоровья дошкольников.

- Воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому малой родины, формирование системы краеведческих знаний, активизация познавательного интереса.

- Воспитывать гуманные отношения к природе, учить детей правильно строить взаимоотношения с объектами окружающего мира.

Задачи:

- изучить научно – методическую литературу по проблем;

- разработать и внедрить методические рекомендации для педагогов и родителей по оздоровлению детей, средствами физической культуры, спорта и доступными видами туризма;

- создать условия для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, используя возможности социума.

-объединение усилий детей, родителей, педагогов на пути к здоровому образу жизни. Система туристской работы представляла собой творческое взаимодействие инструктора по физкультуре, туризму с воспитателями групп и их воспитанниками.

Работа по туризму велась по нескольким направлениям

1. Работа с детьми.

Занятия по начальной туристско-краеведческой подготовке проводятся раз в неделю, как часть физкультурного занятия, по плану . Дети в группе с воспитателями составляют альбомы о природе, туризме, совместных походах с родителями, “Что возьмём в поход”.

Культурно-досуговая деятельность: итоги туристиско-краеведческой работы подводятся в ходе проведения туристических праздников, на которых проводятся викторины, конкурсы на лучшую туристическую песню, спортивные состязания, оказание медицинской помощи, игры на привале, конкурс рисунков на спортивную тематику.

Экскурсионная работа: прогулки и экскурсии для знакомства с растительным и животным миром, к местам исторических памятников, исторических событий, жизни и деятельности замечательных людей, туристические походы, поход выходного дня с родителями.

2. Работа с педагогами.

Семинар “Оздоровительный семейный досуг”.

1 занятие — игры в походе.

2 занятие — элементарные формы туризма.

4 занятие – игры у костра (ОБЖ).

Просмотр видеофильма "Идем в поход".

Выступление методиста-инструктора школы детского и юношеского туризма.

Выставка методической литературы о туризме.

3. Работа с родителями.

  1. День сотрудничества (консультирование родителей вместе с ребенком, показ элементов туризма,, спортивные и подвижные игры в лесу - (физ инструктор), нетрадиционные способы оздоровления в походе - медсестра.
  2. Информационный стенд "Игры в походе", "Чем заняты туристы”.
  3. Подготовка и проведение встречи "За круглым столом" - опыт семейного воспитания по теме "Путешествуем семьей"
  4. Фотоальбомы, стенгазеты, фоторепортажи, спортивные дневники из опыта семейного воспитания "Добрые традиции семьи".
  5. Выпуск газеты “Семейный поход”.
  6. Организация семейных походов.

4. Сотрудничество с социальными партнерами.

1) Школа ;1.

-экскурсия в школу ( кружок «Турист»)

-совместные практические задания ( инструктор по туризму школа  1)

-просмотр видеофильмов ( школьный туризм)

-помощь в подготовки оборудования для похода.

2) Комитет по туризму и спорту.

-помощь в преобретении лыж, и другого туристического оборудования.

Этапы работы

 1 этап

- накопление знаний о туризме( встреча и беседа  с инструктором по туризму в школе) 

-просмотры видеофильмов, презентаций

-изготовление игр по  формированию знаний о туризме.

- чтение литературы о родном крае (легенды, игры, песни, загадки, стихи),

- формирование умений: лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, верёвочной лестнице. Упражнения в висах и упорах; подтягивание. Упражнения в парах, с эспандером, на тренажерах, велосипедах. Переправа по бревну. Метание в цель, даль, с утяжелителями 200 гр - 1 кг. Укладка рюкзака. Компас и карта.

 2 этап

- организация  совместных прогулокс родителями ("Путешествие по  тропе"), формирование первоначальных туристических навыков: правила поведения туристов в походе; основы безопасности, оказание первой помощи в походе, ориентирование по плану-карт. Лыжная подготовка туриста.

-проведение эстафет  туристических, эстафет с лазанием, перетягивание каната, челночный бег на подъёме и спуске, подъём и спуск с горы бегом, на лыжах. Быстрая ходьба по 6 человек с переноской “пострадавшего зайца 6 кг” - 10 м.)

 3 этап

-  формирование туристических навыков. Песни, речёвки, кроссворды, игры по технике туризма. Вязка узлов, виды костра, переноска пострадавшего, обработка ран, наложение повязок; топографическая подготовка туриста, преодоление естественных препятствий в походе, виды переправ. Организация страховки и само страховки. Спуск, подъём, узлы. Ходьба, длительный бег, бег с препятствиями, по пересеченной местности. Круговая тренировка, эстафеты: “К походу готов”, “Туристы на учениях”. Челночный бег с максимальной скоростью. Основы безопасности в природной среде.

 4 этап

-закрепление полученных  туристических  навыков: подготовка снаряжения “Что возьмём с собой в поход”, укладка рюкзака, личное снаряжение и уход за ним, установка палатки, разработка маршрутов, план местности, туристические знаки, установка палатки, составление меню. Передвижение с рюкзаком вес 500 г. – 1 кг. по пересечённой местности 2 км. Способы транспортировки пострадавшего. Лазание по верёвочной лестнице, преодоление навесной переправы, оказание первой помощи в походе. Определение по деревьям, муравейнику, где север, юг. Полоса препятствий туристов. Организация биваков и охрана природы. Виды туристского ориентирования; виды туризма – фото презентации; походы с родителями.

    Ожидаемый результат

Как результат работы у детей должно быть  сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети  должны знать различные способы  оказания доврачебной помощи, ориентирования на местности, бережному отношению к растительному и животному миру

 Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоят  разнообразные виды лазания, перелезание, подлезание, ползания по наклонным поверхностям, скальным стенкам,спортивным комплексам на спортивной площадке, по навесной переправе

. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшить координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость .

Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, освоят сэлементы  детского туризма, как средство совместного здорового семейного отдыха; получат  знания о простейших навыках безопасного туризма, дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника, научатся  проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком.

“Темы и сюжеты туризма, как части занятия по физкультуре”

Октябрь

  • “Как мы путешествуем семьёй”.
  • Рюкзаки туристы взяли.

Каким должен быть турист.

  • Вдоль по Волге матушке реке.
  • Птицы, звери, рыбы родного края.
  • “Сосновский район” (легенды, игры, песни, загадки, стихи).

Ноябрь

  • Тропинками туристов. Лекарственные и ядовитые растения.
  • Виды туризма: пешеходный, горный, водный, вело, мото,
  • Движение группы на маршруте.
  • Карта Нижегородской  области.

Декабрь.

  • Самоцветы горы здоровья. Найди клад по карте-схеме.
  • О ценностях здорового образа жизни.
  • Итоговое занятие Путешествие на гору здоровья.

Январь

  • Путешествие по белой тропе.
  • Новогодние приключения туристов.
  • Лыжная подготовка туристов.
  • Жизнь леса зимой.
  • Первая помощь в походе: ушиб, порез, обморожение.

Февраль

  • В поход с Чингачгуком. “Найди клад”.
  • Виды переправ.
  • Правила поведения в походе. Т.Б.
  • Север, юг, восток и запад.

Март

  • Смешарики идут в поход.
  • Сигналы опасности природы (шипы, колючки, яркая окраска).
  • Сколько шагов до дерева. Закаливание, гигиена туриста в походе.
  • “К походу готов”, “Туристы на учениях”.

Апрель

  • Турслёт. Березовая роща
  • Костёр дружбы. Игры туристов. Установка палатки. Укладка рюкзака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Спорт - ступенька к здоровью"

В материале содержатся основные этапы проекта и их содержание....

Проект в подготовительной группе "Ступеньки к здоровью"

Познавательно-творческий проект "Ступеньки к здоровью" был создан и реализован в подготовительной группе "Капельки" с целью формирования у детей потребности в здоровом образе жизни...

Проект "Ступеньки к здоровью"

     В условиях жизни современного общества все больше проявляется тенденция, характеризующаяся резким снижением двигательной активности человека. Многие ученые и практики указыв...

Заметка "Массажный коврик – ступенька к здоровью"

Перед нами стоит вопрос, как привлечь детей к занятию физическими упражнениями в целях укрепления и оздоровления организма....

По ступенькам к здоровью, от детского сада к школе.

laquo;Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым».Физкультура в детском саду – это одна из важных составляющих общего развития ребенка. Конечно, все р...

Проект в разновозрастной группе «Ступеньки к здоровью»

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. В настоящее время отмечается рост заболеваемости детей во всех возрастных периодах, что вызывает необход...