проект "Туризм- ступенька к здоровью"
проект (подготовительная группа) на тему
проект "Туризм- ступенька к здоровью" как средство приобщения детей к здоровому образу жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приобщение детей к здоровому образу жизни | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Туризм- ступенька к здоровью
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта: «Туризм – ступенька к здоровью».
2. Автор проекта: Кихтева Надежда Вячеславовна инструктор по физвоспитанию МБУ детского сада«Тополек».
3. Адрес организации: Нижегородская обл Сосновский р-он
П.Сосновское
4. Телефон:
5 Тип проекта: долгосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный.
6. Место проведения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» п. Сосновское Нижегородской обл.
7. Сроки проведения: 2015-2016 учебный год.
8. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников
9. Возраст детей: 6-7 лет.
10. Форма проведения: коллективный проект.
Обоснование.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.
Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка.
Актуальность
Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
Таким средством физического воспитания детей и является туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Использование элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
Новизна проекта заключается в том, что внедряя в практику туристическую деятельность, у детей формируются нравственные качества, познаётся окружающий мир, укрепляется здоровье.
Оздоровительная ценность туристской деятельности.
Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно - сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве. Основные виды движений - ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, метание, упражнение в равновесии.
Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.
Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные
Во время туристических походов, знакомим детей с объектами и явлениями природы, это способствует формированию представлений о взаимосвязях в природе, развивает наблюдательность и интерес к ней, развивается эстетическое чувство, любовь и бережное отношение ко всему живому. Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на туристических прогулках, существенное изменение претерпевает чувство любви к родной природе: из простого любования её красотой, оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе.
Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Воспитательная ценность туристической деятельности.
Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о справедливости
. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.
Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы.
Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.
Целью проекта: является создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья;.
- Совершенствование форм оздоровления детей средствами физической культуры, спорта и доступными видами туризма. Укрепление физического, психического, эмоционального здоровья дошкольников.
- Воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому малой родины, формирование системы краеведческих знаний, активизация познавательного интереса.
- Воспитывать гуманные отношения к природе, учить детей правильно строить взаимоотношения с объектами окружающего мира.
Задачи:
- изучить научно – методическую литературу по проблем;
- разработать и внедрить методические рекомендации для педагогов и родителей по оздоровлению детей, средствами физической культуры, спорта и доступными видами туризма;
- создать условия для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, используя возможности социума.
-объединение усилий детей, родителей, педагогов на пути к здоровому образу жизни. Система туристской работы представляла собой творческое взаимодействие инструктора по физкультуре, туризму с воспитателями групп и их воспитанниками.
Работа по туризму велась по нескольким направлениям
1. Работа с детьми.
Занятия по начальной туристско-краеведческой подготовке проводятся раз в неделю, как часть физкультурного занятия, по плану . Дети в группе с воспитателями составляют альбомы о природе, туризме, совместных походах с родителями, “Что возьмём в поход”.
Культурно-досуговая деятельность: итоги туристиско-краеведческой работы подводятся в ходе проведения туристических праздников, на которых проводятся викторины, конкурсы на лучшую туристическую песню, спортивные состязания, оказание медицинской помощи, игры на привале, конкурс рисунков на спортивную тематику.
Экскурсионная работа: прогулки и экскурсии для знакомства с растительным и животным миром, к местам исторических памятников, исторических событий, жизни и деятельности замечательных людей, туристические походы, поход выходного дня с родителями.
2. Работа с педагогами.
Семинар “Оздоровительный семейный досуг”.
1 занятие — игры в походе.
2 занятие — элементарные формы туризма.
4 занятие – игры у костра (ОБЖ).
Просмотр видеофильма "Идем в поход".
Выступление методиста-инструктора школы детского и юношеского туризма.
Выставка методической литературы о туризме.
3. Работа с родителями.
- День сотрудничества (консультирование родителей вместе с ребенком, показ элементов туризма,, спортивные и подвижные игры в лесу - (физ инструктор), нетрадиционные способы оздоровления в походе - медсестра.
- Информационный стенд "Игры в походе", "Чем заняты туристы”.
- Подготовка и проведение встречи "За круглым столом" - опыт семейного воспитания по теме "Путешествуем семьей"
- Фотоальбомы, стенгазеты, фоторепортажи, спортивные дневники из опыта семейного воспитания "Добрые традиции семьи".
- Выпуск газеты “Семейный поход”.
- Организация семейных походов.
4. Сотрудничество с социальными партнерами.
1) Школа ;1.
-экскурсия в школу ( кружок «Турист»)
-совместные практические задания ( инструктор по туризму школа 1)
-просмотр видеофильмов ( школьный туризм)
-помощь в подготовки оборудования для похода.
2) Комитет по туризму и спорту.
-помощь в преобретении лыж, и другого туристического оборудования.
Этапы работы
1 этап
- накопление знаний о туризме( встреча и беседа с инструктором по туризму в школе)
-просмотры видеофильмов, презентаций
-изготовление игр по формированию знаний о туризме.
- чтение литературы о родном крае (легенды, игры, песни, загадки, стихи),
- формирование умений: лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, верёвочной лестнице. Упражнения в висах и упорах; подтягивание. Упражнения в парах, с эспандером, на тренажерах, велосипедах. Переправа по бревну. Метание в цель, даль, с утяжелителями 200 гр - 1 кг. Укладка рюкзака. Компас и карта.
2 этап
- организация совместных прогулокс родителями ("Путешествие по тропе"), формирование первоначальных туристических навыков: правила поведения туристов в походе; основы безопасности, оказание первой помощи в походе, ориентирование по плану-карт. Лыжная подготовка туриста.
-проведение эстафет туристических, эстафет с лазанием, перетягивание каната, челночный бег на подъёме и спуске, подъём и спуск с горы бегом, на лыжах. Быстрая ходьба по 6 человек с переноской “пострадавшего зайца 6 кг” - 10 м.)
3 этап
- формирование туристических навыков. Песни, речёвки, кроссворды, игры по технике туризма. Вязка узлов, виды костра, переноска пострадавшего, обработка ран, наложение повязок; топографическая подготовка туриста, преодоление естественных препятствий в походе, виды переправ. Организация страховки и само страховки. Спуск, подъём, узлы. Ходьба, длительный бег, бег с препятствиями, по пересеченной местности. Круговая тренировка, эстафеты: “К походу готов”, “Туристы на учениях”. Челночный бег с максимальной скоростью. Основы безопасности в природной среде.
4 этап
-закрепление полученных туристических навыков: подготовка снаряжения “Что возьмём с собой в поход”, укладка рюкзака, личное снаряжение и уход за ним, установка палатки, разработка маршрутов, план местности, туристические знаки, установка палатки, составление меню. Передвижение с рюкзаком вес 500 г. – 1 кг. по пересечённой местности 2 км. Способы транспортировки пострадавшего. Лазание по верёвочной лестнице, преодоление навесной переправы, оказание первой помощи в походе. Определение по деревьям, муравейнику, где север, юг. Полоса препятствий туристов. Организация биваков и охрана природы. Виды туристского ориентирования; виды туризма – фото презентации; походы с родителями.
Ожидаемый результат
Как результат работы у детей должно быть сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети должны знать различные способы оказания доврачебной помощи, ориентирования на местности, бережному отношению к растительному и животному миру
Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоят разнообразные виды лазания, перелезание, подлезание, ползания по наклонным поверхностям, скальным стенкам,спортивным комплексам на спортивной площадке, по навесной переправе
. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшить координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость .
Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, освоят сэлементы детского туризма, как средство совместного здорового семейного отдыха; получат знания о простейших навыках безопасного туризма, дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника, научатся проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком.
“Темы и сюжеты туризма, как части занятия по физкультуре”
Октябрь
- “Как мы путешествуем семьёй”.
- Рюкзаки туристы взяли.
Каким должен быть турист.
- Вдоль по Волге матушке реке.
- Птицы, звери, рыбы родного края.
- “Сосновский район” (легенды, игры, песни, загадки, стихи).
Ноябрь
- Тропинками туристов. Лекарственные и ядовитые растения.
- Виды туризма: пешеходный, горный, водный, вело, мото,
- Движение группы на маршруте.
- Карта Нижегородской области.
Декабрь.
- Самоцветы горы здоровья. Найди клад по карте-схеме.
- О ценностях здорового образа жизни.
- Итоговое занятие Путешествие на гору здоровья.
Январь
- Путешествие по белой тропе.
- Новогодние приключения туристов.
- Лыжная подготовка туристов.
- Жизнь леса зимой.
- Первая помощь в походе: ушиб, порез, обморожение.
Февраль
- В поход с Чингачгуком. “Найди клад”.
- Виды переправ.
- Правила поведения в походе. Т.Б.
- Север, юг, восток и запад.
Март
- Смешарики идут в поход.
- Сигналы опасности природы (шипы, колючки, яркая окраска).
- Сколько шагов до дерева. Закаливание, гигиена туриста в походе.
- “К походу готов”, “Туристы на учениях”.
Апрель
- Турслёт. Березовая роща
- Костёр дружбы. Игры туристов. Установка палатки. Укладка рюкзака.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Спорт - ступенька к здоровью"
В материале содержатся основные этапы проекта и их содержание....
Проект в подготовительной группе "Ступеньки к здоровью"
Познавательно-творческий проект "Ступеньки к здоровью" был создан и реализован в подготовительной группе "Капельки" с целью формирования у детей потребности в здоровом образе жизни...
Проект "Ступеньки к здоровью"
В условиях жизни современного общества все больше проявляется тенденция, характеризующаяся резким снижением двигательной активности человека. Многие ученые и практики указыв...
Заметка "Массажный коврик – ступенька к здоровью"
Перед нами стоит вопрос, как привлечь детей к занятию физическими упражнениями в целях укрепления и оздоровления организма....
Педагогический проект "Ступеньки к здоровью"
Долгосрочный проект...
По ступенькам к здоровью, от детского сада к школе.
laquo;Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым».Физкультура в детском саду – это одна из важных составляющих общего развития ребенка. Конечно, все р...
Проект в разновозрастной группе «Ступеньки к здоровью»
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. В настоящее время отмечается рост заболеваемости детей во всех возрастных периодах, что вызывает необход...