Использование игр-релаксаций с детьми раннего возраста.
статья по теме
Использование игр-релаксаций с детьми раннего возраста в рамках здоровье сберегающих технологии.
Здоровье сберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Использование игр-релаксаций с детьми раннего возраста.
Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями.
ПРИМЕРНЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр-релаксаций с детьми раннего возраста в рамках Здоровье сберегающих технологии.
Здоровье сберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровье сберегающей технологии-обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровье сберегающей технологии:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Использование игр-релаксаций с детьми раннего возраста
Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями.
Цель игр-релаксаций: снятие психоэмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса, улучшения настроения.
Упражнения по психической релаксации предлагается детям в игровой форме. Психорелаксационые упражнения должны проводиться хотя бы один раз в день. Поэтому целесообразно включать их в режим дня детей, в том числе использовать на физкультурных занятиях в заключительной части.
Эффективно использование образов сказочных персонажей, любимых с детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют. Тексты для психорелаксации должны соответствовать возрастному восприятию, не содержать отрицание «не» и слов, вызывающих дискомфорт. Взрослый произносит текст спокойным, доброжелательным голосом, в медленном темпе. Каждое упражнение сопровождается музыкой, которая служит фоном, снимающим психоэмоциональное напряжение.
ПРИМЕРНЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1 УПРАЖНЕНИЕ. «ЗАЙКА НА ПОЛЯНКЕ»
Взрослый дотрагивается «волшебной палочкой» до каждого ребенка и «превращает» их в зайчат. «Были вы ребятки, стали вы зайчатки!» Зайчата убежали от мамы зайчихи на зеленую полянку.
- Зайки скачут: скок-скок-скок
На зеленый, на лужок.( Легкие прыжки )
Маленькие зайчики
Прыгают как мячики.
Радуются зайки, что убежали от мамы-зайчихи.
- Зайки сели все в кружок,
Роют лапкой корешок.( Имитационные движения )
Щиплют травку, кушают,
Осторожно слушают-
Не идет ли волк!
Зайки сжались в комочек, внимательно смотрят (Напряжение)
по сторонам. Нет волка!
Обрадовались зайки!
- Зайки скачут: скок-скок-скок
На зеленый на лужок.( Легкие прыжки )
Маленькие зайчики прыгают как мячики.
Зайки скакали, ножки устали. На травку прилегли.( Музыка)
И серенький зайка Ваня лег, и пушистый зайчонок
Света, и шустрый зайка Миша прилег. Лапки зайки
Вытянули. Солнышко светит, зайчишек греет.( Расслабление)
Лапки у зайчат теплые. И у Вани, и у Светы, и у
Миши… Хорошо! Тепло!
Ласковый ветерок гладит зайчишек. (Взрослый поглаживает )
Глазки у зайчат закрываются: заснул зайчонок Миша, детей
и у катюши глазки слипаются.… Спят зайки и сниться
им зеленая полянка и сладкая морковка.
Отдохнули зайки, вытянули лапки, глубоко вздохнули
И открыли глазки!
Вернулись зайчата к маме зайчихе и больше от нее не убегали.
А я вас превращу обратно в ребят.
«Быть зайчонком хорошо, а ребенком лучше!»
УПРАЖНЕНИЕ 2. «КОТЯТА – ПУТЕШЕСТВЕННИКИ».
Взрослый дотрагивается «волшебной палочкой» до каждого ребенка и «превращает» их в котят.
«Мяу-мяу-мяукас, стань котенком ты сейчас!».
Еще не рассвело, все котята свернулись в комочки
И спят. Но вот встало солнышко, и котята проснулись.(Потягивание)
Хорошо тянемся, чтобы размяться после сна.
Еще потянулись, умылись, чтобы быть чистыми.
И пошли, не слышно, мягко, на своих лапках гулять.(Ходьба)
- Мягкие лапки,
А в лапках коготки-царапки.
Ручеек бежит. А котята не любят воды. Давайте
перейдем его по камушкам. Наступайте только
на камушки. Лапки напряжены, спинка прямая, а вдруг( Напряжение )
в воду упадем? Все, перебрались через ручеек!
И котенок Саша не замочил лапок, и котенок Юля,
И Миша…
Обрадовались котята! Расслабили усталые лапки, спинку. Расслабление
Лапки висят как ниточки. Отдыхают! Хорошо.
Пошли котята дальше. Смотрят по сторонам.
Все им интересно.
Какой-то шорох. Кто там в кустах? Замерли котята,
Вытянули шейки, навострили ушки.
Тс-тс-тс.…Испугались котята,( Напряжение)
Спрятались под куст. Свернулись клубочком.
Нет никого! Обрадовались котята. И пошли домой к
маме-кошке.
- Где котятки, отзовитесь.
Маме-кошке покажитесь.
Прибежали малыши!
Так пушисты, хороши!
Котята гуляли, лапки устали. Легли спать рядом с
мамой-кошкой
И пушистый котенок Лена, и беленький котенок Света, Расслабление
и игривый котенок Коля… Лапки вытянули. Рядом с мамой
кошкой тепло. Лапки теплые, и у Лены, и у Светы… Хорошо!
Спокойно! Глазки закрываются, спят котята, и снится им
вкусное молочко.
Отдохнули котята, вытянули лапки, глубоко вдохнули и
Открыли глазки!
А я вас сейчас «превращу» опять в ребят.
«Быть котенком хорошо, а ребенком лучше!».
УПРАЖНЕНИЕ 3. «ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТОЧКИ»
Взрослый предлагает детям стать волшебными цветами.
Я полью вас из лейки волшебной водой и вы превратитесь в цветы.
- «Ты волшебная водица
Лейся на головки.
Превращай скорее деток
В разные цветочки.
1-2-3! Мы волшебные цветы!»
Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепесточки нежные, стебельки гибкие, листья резные.
- Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Покачайте головками, попробуйте, как гнется стебелек,
Пошевелите пальчиками-листочками.
Ветерок раскачивает цветы, солнышко пригревает, Расслабление
Цветочки улыбаются солнышку, подставляют свое лицо,
Ладошки-листочки. Тепло цветочкам. И цветочку Катеньке,
и цветочку Ирише, и Сашеньке.… Как хорошо приятно!
Но вот солнышко стало пригревать сильнее. Как жарко!( Напряжение )
Как хочется пить! Завяли цветочки.( Плечики опустили).
Листочки скрутились. Грустно цветочкам.
Но вот пошел прохладный дождик. Обрадовались цветочки. (Прыжки)
Распрямились и стали от радости плясать.( Кружение )
Прыгают, хлопают в ладошки, кружатся!
- Солнышко садится,
Цветочкам спать пора ложиться!
Устали цветочки легли на спину, лежат, отдыхают.( Расслабление)
Вытянули руки, ножки. Расслабились. Как приятно!
Хорошо!
А сейчас я хлопну три раза, и вы снова станете детьми.
УПРАЖНЕНИЕ 4. «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС».
Взрослый предлагает отправиться на прогулку в осенний лес.
«Ветер закружил, нас в листочки превратил».
Ветер подул и поднял листочки высоко в небо.( Бег)
И красные, и желтые, и оранжевые.
Листочки медленно приземлились на травку.
Вытянули руки, ноги, выпрямили спинку.( Расслабление )
Дышим спокойно. Воздух чистый, свежий.
Давайте закроем глаза, послушаем, как шумит осенний лес.
Как хорошо! Приятно!
Подул ветер, закружились листочки и собрались в один
большой круг. Вытянули руки. Вот какой красивый букет (Напряжение )
получился. Скажи листочек Саша, ты с какого дерева?
А листочек Аня?
Листочки закружились в воздухе. Легкие, красивые. (Расслабление)
Плавно летают.
- Желтый лист, красный лист
Ты кружись, кружись, кружись.
Плавно на землю ложись. Ветер закружил, нас в ребяток превратил!
Давайте соберем разноцветные листочки. Выберите самый красивый и подарите кому хотите.
УПРАЖНЕНИЕ 5. «МЕДВЕЖАТА».
Взрослый дотрагивается «волшебной палочкой» до каждого ребенка и превращает их в медвежат.
«Были вы ребятки – стали медвежатки».
Ветки затрещали. Это маленькие медвежата балуются. Легли
на спинку, обхватили колени лапками, прижали их к животу и( Напряжение )
качаются, как на качелях, вперед-назад. Спинка твердая, животик
Твердый. Весело медвежатам!
Накачались, устали, перевернулись на живот. Голову положили
на руки, ноги вытянули. Расслабились. Отдыхают медвежата Расслабление
на зеленой полянке. И медвежонок Оленька, и медвежонок Катя,
и Мишутка Сережа…
Медвежата, вставайте, хватит лежать.( Махи руками).
Ж-ж-ж! Что это? Медвежата разбудили пчел! (Бег).
Ох какие злые пчелки. Отмахивайтесь скорее от них, убегайте!
А то пчелы покусают.
Убежали медвежата от пчел. Стали по лесу гулять.
- Мишки по лесу гуляли (Наклоны )
И малину собирали.
Мишки по лесу гуляли( Ходьба)
И цветочки собирали.
Долго мишеньки гуляли,
Устали, легли, задремали.
Вытянули ноги, руки. Расслабились. Закрыли глаза. (Расслабление)
Солнышко светит, медвежат греет. Лапки стали теплые.
Спят медвежата. И медвежонок Оленька спит, и медвежонок
Сережа…а снится медвежатам сладкий душистый мед.
Отдохнули медвежата, вытянули лапки, глубоко вздохнули и
Открыли глазки!
А нам пора возвращаться. Я вас превращу обратно в ребяток.
«Быть медвежонком хорошо, а ребенком лучше».
Литература:
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2003.
Алямовская В.Г, Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., 2002г.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М., 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование с использованием нетрадиционных техник с детьми раннего возраста «Снеговички»
Рисование с использованием нетрадиционных техник с детьми раннего возраста «Снеговички»...
использование в работе с детьми раннего возраста речевых игр и упражнений
материал с данными играми может использовать в работе с детьми раннего возраста как воспитатель дошкольного учреждения, так и родители, в домашних условиях....
Использование театрализованных игр с детьми раннего возраста
Использование театрализованных игр с детьми раннего возраста...
Использование игровых технологий с детьми раннего возраста.
Используемые в нашей работе игровые технологии направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и...
Мастер-класс "Использование сенсорных коробок с детьми раннего возраста"
Материал сосдержит информацию по использованию сенсорных коробок с детьми раннего возраста...
Презентация "Использование нестандартного оборудования с детьми раннего возраста"
Фото отчет об использовании нестандартных методик, оборудования в работе с самыми маленькими детьми....