"огонь"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Терская Валентина Викторовна

знакомство детей с историей появления огня, применение огня в быту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ognyu.odt25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по безопасности в старшей группе.

Тема:»Огонь.»

Цель:Дать детям знания об истории огня, о его пользе для человека.

Закрепить элементарныезнания об основной группе пожароопасных предметов.

Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнем.

Словарная работа: экскурсия,  музей,экспонат, диспетчер, светцы, лучина, высекать огонь.

Материал:

рисунки детей, альбомные листы с изображением различных редметов, в том числе    и пожароопасных; фишки, экспонаты «музея огня»- деревянная палочка, дощечка, лучина, свечи, кремень, керосиновая лампа, керосиновый фонарь, электрическая лампочка, иллюстрации с изображением костра, уличных фонарей, лучины вставленной в светцы.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с легендой о появленииогня на земле.
  2. Посещение «музея огня» (в детском саду), знакомство с его экспонатами.
  3. Рассказ о предметах, для изготовления которых нужен огонь (кованные гвозди, подковы, молоток, стеклянные цветы, вазы, фигуры животных, предметы из керамики.)
  4. беседа о роли огня в быту человека, с демонстрацией иллюстраций и соответствующих предметов быта ( печи, плиты, камины, утюги, самовары)
  5. экскурсия в пожарную часть.

Ход занятия:

( занятие проводится в комнате, где размещина экспозиция «музея огня»)

вос-ль: Сегодня ребята, мы посетим «музей огня». Люди всегда считали огонь священным. Они думали, что он им послан великим богом, поэтому люди буквально молились на огонь. С древних времен люди слогали про огонь легенды и сказки. Праздники на Руси сопровождались присутствием костра- «Ивана-купала», «Масленица».

     Знают все:  человек без огня

      не живет ни единого дня

      при огне как при солнце, светло!

      При огне и зимою тепло!

      Посмотрите, ребята, вокруг-

      нам огонь повседневный друг!

Сегодня я хочу познакомить вас с новыми экспонатами музея. Вам уже знакомо слово «экспонат». Что оно означает?

Дети: Все выставленные в музее предметы называются экспонатами.

Вос-ль.: Я познакомлю вас с предметами которыми пользовался человек в древние времена.

  • вот это трут(высушенный гриб трутовик) попросить несколько человек повторить название) человек с его помощью разводил огонь. Он вставлял палочку в выемку на дощечке, вокруг палочки раскладовались кусочки трута и быстро- быстро вращал палочку между ладонями. От трения о подставку она нагревалась и трут загорался.

( дети рассматривают трут)

  • (демонстрация кремня) Ребята, что это за камень?

Дети: кремень.

Вос-ль:Как древние люди использовали кремень?

Дети: они делали топоры, ножи, наконечники для стрел.

Вос-ль: Вы правы , еще кремень использовали для разведения огня. От удара двух таких камней , один о другой высекались искры, от которых загорались приготовленные заранее сухая трава или мох.

С помощью чего люди сегодня разводят огонь?

Дети: Спички, зажигалки.

Вос-ль: раньше люди использовали огонь для освещения жилищь, улиц.

Сначала это были лучины- тонкие длинные щепки, которые вставлялись в специальные приспособления-светцы (демонстрирует предмет или картинку)

Светцы  

  • можно было переносить с места на место. Позже появился предмет , о котором я вам загадаю загадку:

                 тонкая девченка,

                            белая юбчонка,

                             красный нос.

                             Чем длиннее ночи,

                              тем она короче

                              от горючих слез. (свеча)

дети: свеча.

Вос-ль: - свечи стояли дорого . Немногие могли позволить их купить. Сегодня же в каждом доме есть свечи.(демонстрирует).

  • затем появились керасиновые лампы (демонстрация ). улицы стали освещать фонари, заправленные жиром или керосином.

Как сегодня люди освещают свое жилище?

Дети: При помощи электрической лампочки, зажигают дома свечку, если перегорает лампочка. Пользуются керосиновой лампой.

Вос-ль: Если туристы идут в поход, с помощью чего они могут осветить себе путь в темноте?

Дети: они берут с собой фонарик.

Вос-ль: Праильно вот такой.(демонстрация фонарика)

вы много знаете об огне. Огонь может осветить жилище, согреть в походе, на нем можно приготовить еду.

(раздается стук из-за ширмы появляется домовёнок Кузя (кукла)

вос-ль: Кузя, что ты тут делаешь?

Кузя: Задремал немного, да вот вы меня разбудили. О чём это вы тут толковали?

Дети: Мы об огне говорили.

Кузя: а вот эти загадки о чём?

           1.шипит и злится, воды боится.

            2.без зубов, а кусает, с языком, а не лает.

Дети: об огне.

Кузя: Как вы догодались?

Дети: Огонь можно залить, потушить водой. Если дотронешся до огня, будет очень больно, обожжешься.

Вос-ль: Верно, человек без огня жить не может, но надо помнить, что огонь не прощает шалостей.

Кузя: А знаете ли вы поговорки и пословицы бо огне? Назовите их.

Дети:1. Не шути с огнем- обожжешся.

  1. Огонь не вода, охватит не выплывешь.

Кузя: Я тоже знаю две пословицы:1. Не топора бойся, а огня.

                                                            2.Топор рубит, а огонь с корнем спалит.

Вос-ль: Посмотрите, у меня в руке воздушный шар. Я взяла его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар.     Чеовеку друг огонь.

              Только зря его не тронь!

               Если будешь баловаться,

               то беды не миновать-

                от огня не сдобровать!

А сейчас ребята, подойдите к столам (перед каждым ребенком- альбомный лист с изображением различных предметов, в том числе и пожароопасных)

Вы должны   и без ошибок разложить фишки на пожароопасные предметы.(дети работают стоя) попросить объяснить, почему он(она) поставил(а) фишку на изображение свечи, спичек, факела, электрического утюга, зажигалки.

Дети: Если свечку поставить близко к занавескам, они могут загореться; со спичками и зажигалками детям играть не льзя; не льзя оставлять включенный утюг и ставить его подошвой на стол.

Вос-ль: А теперь представим такую ситуацию: вы остались дома одни, и в это время начался пожар. Как вы будете себя вести?

Давайте рассмотрим  ваши рисунки (выставленные на мольберт), которые помогут нам вспомнить правила поведения при пожаре.

Дети:

  • если пожар не большой, огонь можно потушить водой или плотным одеялом.
  • Нельзя тушить водой электроприборы
  • нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, нужно быстро покинуть комнату или квартиру.
  • Нельзя прятаться в дальних углах, под краватями, за шкафами- опасен не только огонь, но и дым.
  • Если в квартире много дыма, нужно низко пригнуться и пробираться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком или полотенцем.
  • Если загорелась одежда, надо кататься по полу, сбивать огонь.

Вос-ль: (демонстрирует плакат с номером телефона «01»)

              что означает этот плакат?

Дети: Если у вас в доме начался пожар, нужно позвонить по телефону «01» и четко назвать свой домашний адрес.

          Если не справишься с пожаром-

          этот труд не для детей.

          Не теряй секунды даром,

           «01» звони скорей!

Вос-ль: Давайте попробуем проиграть такую ситуацию. У нас есть телефоны. Я буду диспетчером службы «01», а вы будете сообщать информацию о пожаре.( диспетчер принимает заявки у каждого ребенка)

    молодцы, я уверена, что вы справитесь с любой сложной ситуацией. Пожарные быстро приедут к вам на помощь. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети: смелый, сильный, ловкий.

Вос-ль: Работа пожарных опасна и трудна. Ведь от их действий часто зависит жизнь людей.           Правила пожарные без запинки знайте,

                                  правила пожарные строго соблюдайте.

                                  Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Нарисовать те предметы, с которыми дети познакомились в «музее огня».

Придумать вместе с родителями загадкупро пожарных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».

Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Задачи:- расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной     жизни...

Огонь и вода. Огонь дышит.

Ознакомление детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня....

Огонь - друг, огонь - враг.

Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....

Занятие "Огонь наш друг, огонь наш враг."

Цель:Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и            отрицательную. Закрепить знания о вреде и пользе огня. З...

Газета для родителей "Огонь - наш друг, огонь - враг"

Интересная форма работы с родителями....

"Огонь - наш друг, огонь - наш враг"

Презентация на тему "Огонь - друг и враг". Наглядная демонстрация двух ипостасей огня. Памятка детям при пожаре....

Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"

Занятие по ОБЖ в старшей группе...