"огонь"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
знакомство детей с историей появления огня, применение огня в быту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ognyu.odt | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по безопасности в старшей группе.
Тема:»Огонь.»
Цель:Дать детям знания об истории огня, о его пользе для человека.
Закрепить элементарныезнания об основной группе пожароопасных предметов.
Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнем.
Словарная работа: экскурсия, музей,экспонат, диспетчер, светцы, лучина, высекать огонь.
Материал:
рисунки детей, альбомные листы с изображением различных редметов, в том числе и пожароопасных; фишки, экспонаты «музея огня»- деревянная палочка, дощечка, лучина, свечи, кремень, керосиновая лампа, керосиновый фонарь, электрическая лампочка, иллюстрации с изображением костра, уличных фонарей, лучины вставленной в светцы.
Предварительная работа:
- Знакомство с легендой о появленииогня на земле.
- Посещение «музея огня» (в детском саду), знакомство с его экспонатами.
- Рассказ о предметах, для изготовления которых нужен огонь (кованные гвозди, подковы, молоток, стеклянные цветы, вазы, фигуры животных, предметы из керамики.)
- беседа о роли огня в быту человека, с демонстрацией иллюстраций и соответствующих предметов быта ( печи, плиты, камины, утюги, самовары)
- экскурсия в пожарную часть.
Ход занятия:
( занятие проводится в комнате, где размещина экспозиция «музея огня»)
вос-ль: Сегодня ребята, мы посетим «музей огня». Люди всегда считали огонь священным. Они думали, что он им послан великим богом, поэтому люди буквально молились на огонь. С древних времен люди слогали про огонь легенды и сказки. Праздники на Руси сопровождались присутствием костра- «Ивана-купала», «Масленица».
Знают все: человек без огня
не живет ни единого дня
при огне как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг-
нам огонь повседневный друг!
Сегодня я хочу познакомить вас с новыми экспонатами музея. Вам уже знакомо слово «экспонат». Что оно означает?
Дети: Все выставленные в музее предметы называются экспонатами.
Вос-ль.: Я познакомлю вас с предметами которыми пользовался человек в древние времена.
- вот это трут(высушенный гриб трутовик) попросить несколько человек повторить название) человек с его помощью разводил огонь. Он вставлял палочку в выемку на дощечке, вокруг палочки раскладовались кусочки трута и быстро- быстро вращал палочку между ладонями. От трения о подставку она нагревалась и трут загорался.
( дети рассматривают трут)
- (демонстрация кремня) Ребята, что это за камень?
Дети: кремень.
Вос-ль:Как древние люди использовали кремень?
Дети: они делали топоры, ножи, наконечники для стрел.
Вос-ль: Вы правы , еще кремень использовали для разведения огня. От удара двух таких камней , один о другой высекались искры, от которых загорались приготовленные заранее сухая трава или мох.
С помощью чего люди сегодня разводят огонь?
Дети: Спички, зажигалки.
Вос-ль: раньше люди использовали огонь для освещения жилищь, улиц.
Сначала это были лучины- тонкие длинные щепки, которые вставлялись в специальные приспособления-светцы (демонстрирует предмет или картинку)
Светцы
- можно было переносить с места на место. Позже появился предмет , о котором я вам загадаю загадку:
тонкая девченка,
белая юбчонка,
красный нос.
Чем длиннее ночи,
тем она короче
от горючих слез. (свеча)
дети: свеча.
Вос-ль: - свечи стояли дорого . Немногие могли позволить их купить. Сегодня же в каждом доме есть свечи.(демонстрирует).
- затем появились керасиновые лампы (демонстрация ). улицы стали освещать фонари, заправленные жиром или керосином.
Как сегодня люди освещают свое жилище?
Дети: При помощи электрической лампочки, зажигают дома свечку, если перегорает лампочка. Пользуются керосиновой лампой.
Вос-ль: Если туристы идут в поход, с помощью чего они могут осветить себе путь в темноте?
Дети: они берут с собой фонарик.
Вос-ль: Праильно вот такой.(демонстрация фонарика)
вы много знаете об огне. Огонь может осветить жилище, согреть в походе, на нем можно приготовить еду.
(раздается стук из-за ширмы появляется домовёнок Кузя (кукла)
вос-ль: Кузя, что ты тут делаешь?
Кузя: Задремал немного, да вот вы меня разбудили. О чём это вы тут толковали?
Дети: Мы об огне говорили.
Кузя: а вот эти загадки о чём?
1.шипит и злится, воды боится.
2.без зубов, а кусает, с языком, а не лает.
Дети: об огне.
Кузя: Как вы догодались?
Дети: Огонь можно залить, потушить водой. Если дотронешся до огня, будет очень больно, обожжешься.
Вос-ль: Верно, человек без огня жить не может, но надо помнить, что огонь не прощает шалостей.
Кузя: А знаете ли вы поговорки и пословицы бо огне? Назовите их.
Дети:1. Не шути с огнем- обожжешся.
- Огонь не вода, охватит не выплывешь.
Кузя: Я тоже знаю две пословицы:1. Не топора бойся, а огня.
2.Топор рубит, а огонь с корнем спалит.
Вос-ль: Посмотрите, у меня в руке воздушный шар. Я взяла его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар. Чеовеку друг огонь.
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
то беды не миновать-
от огня не сдобровать!
А сейчас ребята, подойдите к столам (перед каждым ребенком- альбомный лист с изображением различных предметов, в том числе и пожароопасных)
Вы должны и без ошибок разложить фишки на пожароопасные предметы.(дети работают стоя) попросить объяснить, почему он(она) поставил(а) фишку на изображение свечи, спичек, факела, электрического утюга, зажигалки.
Дети: Если свечку поставить близко к занавескам, они могут загореться; со спичками и зажигалками детям играть не льзя; не льзя оставлять включенный утюг и ставить его подошвой на стол.
Вос-ль: А теперь представим такую ситуацию: вы остались дома одни, и в это время начался пожар. Как вы будете себя вести?
Давайте рассмотрим ваши рисунки (выставленные на мольберт), которые помогут нам вспомнить правила поведения при пожаре.
Дети:
- если пожар не большой, огонь можно потушить водой или плотным одеялом.
- Нельзя тушить водой электроприборы
- нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, нужно быстро покинуть комнату или квартиру.
- Нельзя прятаться в дальних углах, под краватями, за шкафами- опасен не только огонь, но и дым.
- Если в квартире много дыма, нужно низко пригнуться и пробираться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком или полотенцем.
- Если загорелась одежда, надо кататься по полу, сбивать огонь.
Вос-ль: (демонстрирует плакат с номером телефона «01»)
что означает этот плакат?
Дети: Если у вас в доме начался пожар, нужно позвонить по телефону «01» и четко назвать свой домашний адрес.
Если не справишься с пожаром-
этот труд не для детей.
Не теряй секунды даром,
«01» звони скорей!
Вос-ль: Давайте попробуем проиграть такую ситуацию. У нас есть телефоны. Я буду диспетчером службы «01», а вы будете сообщать информацию о пожаре.( диспетчер принимает заявки у каждого ребенка)
молодцы, я уверена, что вы справитесь с любой сложной ситуацией. Пожарные быстро приедут к вам на помощь. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
Дети: смелый, сильный, ловкий.
Вос-ль: Работа пожарных опасна и трудна. Ведь от их действий часто зависит жизнь людей. Правила пожарные без запинки знайте,
правила пожарные строго соблюдайте.
Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Нарисовать те предметы, с которыми дети познакомились в «музее огня».
Придумать вместе с родителями загадкупро пожарных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».
Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Задачи:- расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни...
Огонь и вода. Огонь дышит.
Ознакомление детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня....
Огонь - друг, огонь - враг.
Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....
Занятие "Огонь наш друг, огонь наш враг."
Цель:Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную. Закрепить знания о вреде и пользе огня. З...
Газета для родителей "Огонь - наш друг, огонь - враг"
Интересная форма работы с родителями....
"Огонь - наш друг, огонь - наш враг"
Презентация на тему "Огонь - друг и враг". Наглядная демонстрация двух ипостасей огня. Памятка детям при пожаре....
Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"
Занятие по ОБЖ в старшей группе...