Сообщение на тему: «Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
презентация на тему

Калашник Наталья Сергеевна

Сообщение старшего воспитателя на районном семинрае для руководителей МБДОУ Сальсокго района по теме: «Организация здоровьесберегающей деятельности как фактор и средство реализации образовательной области «Физическое развитие ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_st._vospitatelya.docx122.05 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад первой категории №1 «Русалочка»

п. Гигант Сальского района

Сообщение старшего воспитателя

на тему:

«Становление  ценностей здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста»

Подготовил:

старший воспитатель

МБДОУ  №1 «Русалочка» п. Гигант

Н.С. Калашник

п. Гигант

2015г.

Задача формирования культуры здоровья у  детей дошкольного возраста очень актуальна, своевременна и достаточна сложна. Для решения этой задачи необходимо найти ответ на следующие вопросы:

- Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?

- Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка?

- Как привить навыки здорового образа жизни?

- Когда это следует начинать?

На основании анализа понятий: «здоровье» - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции, отсутствие недуга, болезни; «образ жизни» - определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя различные виды деятельности, это поведение людей в повседневной жизни, формулируется рабочее определение «здоровый образ жизни», которое не стоит рассматривать лишь как способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью.

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой, спортом и закаливанием.

В связи с этим,  за основу методологии формирования здорового образа жизни детей в нашем ДОУ, взят системный подход, который наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка, способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию и овладению основами здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического здоровья.

Система становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, в нашем ДОУ, представлена следующими мероприятиями:

  • Лечебно - оздоровительные;
  • Физкультурно – развивающие;
  • Образовательные здоровьесберегающие.

Комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий в ДОУ включает в себя:

  • Витаминотерапию, которая применяется в осеннее - зимний период и  включает: витаминизацию пищи,  принятие витаминов «Ревит» 1 раз – утром. Организуется под строгим контролем медсестры.
  • Применение оксолиновой мази (2 раза в день перед выходом на прогулку, во всех возрастных группах);
  • Фитонциды (употребление в пищу чеснока и лука, чесночные амулеты (для часто болеющих детей));
  • Ароматерапию (ароматизация помещений  2-х младшей группы по подготовительную группу при помощи подушечек с травами на батареях отопления (лавр благородный, бессмертник, хвоя сосны, хмель, мята) , чесночно - луковые нарезки и букетики (перекрестная ароматизация помещения) – во всех возрастных группах).
  • Фитотерапию – использование композиций комнатных растений, обладающих комплексным воздействием на организм в группах и в фойе ДОУ.
  • Вакцинацию (согласно индивидуального плана);
  • Осмотр специалистами:

- осмотр участковым педиатром (1 р. в квартал и перед проф. прививками; после новогодних каникул (по инициативе администрации МБДОУ в целях предупреждения инфекционных заболеваний среди воспитанников после длительного отсутствия в ДОУ);

- осмотр участковым педиатром и узкими специалистами МБУЗ «ЦРБ» Сальского района- ежегодная диспансеризация (1 раз в год март)

- осмотр медсестрой перед каждым занятием по плаванию.

Неотъемлемой частью оздоровительных мероприятий является система закаливания и дополнительных оздоровительных процедур, мероприятия которой подбираются с учетом времени года и возрастной группы.

C:\Users\садик\YandexDisk\Скриншоты\2015-11-16 17-14-12 СИСТЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ +++ - Microsoft Word.png

Формирование навыков использования различных закаливающих процедур у детей нашего ДОУ, начинается с 2-летнего возраста и дополняется новыми мероприятиями на каждом возрастном этапе.

C:\Users\садик\YandexDisk\Скриншоты\2015-11-16 17-13-12 СИСТЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ +++ - Microsoft Word.png

Всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Разумное, рациональное использование этих естественных сил природы, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву.

Для того, чтобы закаливание было успешным и эффективным педагоги ДОУ соблюдают ряд  ряд принципов:

• закаливание проводиться систематически (постоянно), так как при нарушении систематичности терморегуляционный рефлекс ослабевает и уже через неделю устойчивость детского организма к холодовому воздействию снижается;

• применяется последовательное и постепенное использование закаливающих воздействий (к водным процедурам приступаем после того, как ребенок привык к воздушным, вызывающим меньшее напряжение в организме и т. д.).

В настоящее время ведущими способами закаливания детей в ДОУ являются закаливание воздухом и хождение босиком, так как они имеют возможность разнообразить формы и методы их применения, позволяют реализовать наиболее важный вид закаливания – замедленное холодовое воздействие. Данный вид закаливания организуется как в помещении детского  сада, так и на улице.  

  • Во всех возрастных группах используется аэрация помещений: одностороннее и сквозное проветривание, которое проводится в соответствии с требованиями СанПиН.
  • Метод пульсирующих температур позволяет выработать у детей устойчивость к холоду. Пульсирующий микроклимат создается путем интенсивного проветривания групповых помещений во время дневного сна, перед занятием,  в период прогулки; периодического перемещения детей из более теплого помещения (спальня) в более холодное (групповая) и наоборот, а так же  перемещение из одного помещения ДОУ в другое (физкультурный зал, музыкальный зал, коридоры и др.) с разной температурой воздуха.  
  • Прогулка. Организуется во всех возрастных группах, ежедневно, 2 раза в день. Продолжительность прогулки составляет не менее 3-4 часов в день. Во время прогулки обязательно выполняется режим двигательной активности детей.  При температуре воздуха ниже  - 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с время прогулки сокращается.
  • В период   с мая по сентябрь, утренний прием детей осуществляется на улице. В этот период времени утренняя       индивидуальная и подгрупповая работа с детьми организуется на свежем воздухе.
  • К организации утреннего приема детей присоединяется и проведение утренней гимнастики на свежем воздухе, которую проводят инструкторы по физической культуре, с использованием музыкального сопровождения.
  • Гимнастика пробуждения (воздушные ванны с упражнениями). Организуется после дневного сна в течение 3-5 мин. Позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость. Включает комплекс упражнений лежа в постели и стоя около нее.  
  • В средней группе в систему закаливающих мероприятий воздухом  добавляется дыхательная гимнастика (по методу Стрельниковой) – комплекс упражнений на дыхание, которые укрепляют дыхательный тракт. …
  • и метод контрастного закаливания ног – босоножье. Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года

Схема организации закаливания по  методу «Босоножье»

Группа

Виды ходьбы и дозировка

Время

Виды ходьбы и дозировка

Время

Теплый период

Холодный период

Младшая группа

Ходьба и бег по теплому песку и траве

5 – 45 минут

Ходьба по ковру босиком

5 – 30 минут

Средняя группа

Ходьба и бег по мокрому и сухому песку, траве, асфальту

5 – 60 минут

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу. Бег босиком по полу

5 – 30 минут

Старшая группа

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

5 – 90 минут

Ходьба и бег босиком по полу группы

5 – 30 минут

Подготовительная

группа

Ходьба и бег по раз-

личным видам

почвы, покрытиям

земли

от 5

минут и неограниченно

Свободный бег и

ходьба в группе

5 - 30

минут

  • В старшем дошкольном возрасте 1 раз в неделю организуется физкультурное занятие на свежем воздухе.
  • Так же в систему закаливания детей подготовительной группы вводится новый  метод   - «воздушное душирование». Это инновационная технология закаливания детей воздухом. Данный вид закаливания можно применять со средней группы. В  нашем ДОУ оно применяется в подготовительной группе с летнего  периода 2015 года.

В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

Для создания воздушного потока в комнате с температурой воздуха не менее 18-20°С на столе или стуле на уровне груди устанавливается обычный бытовой вентилятор. Затем раздетый ребенок встает лицом к включенному вентилятору на расстоянии 5 м. Через 10 с надо повернуться к потоку воздуха спиной. Длительность процедур увеличивается постепенно, так же постепенно сокращается расстояние до вентилятора.

                            Режим закаливания воздушными потоками

Дни закаливания

Расстояние от вентилятора, м

Продолжительность процедуры (сек.)

Начальный период

1--2

5,0

20

3--4

4,5

40

5--6

4,0

60

7--8

3,5

80

9--10

3,0

100

11--12

2,5

120

13--14

2,0

140

15--16

1,5

160

17--18

1,0

180

19--20

1,0

180

21--22

1,0

180

23--24

0,5

180

Поддерживающий период 25 и далее

0,5

180

Следующий вид закаливания – закаливание водой, Оно проводится:

• только с детьми с нормальным самочувствием и положительным эмоциональным настроем к их проведению;

• при обязательном поддержании соответствующего температурного режима в помещении (не менее 18–20° при проведении местных и 20–22° при проведении общих водных процедур);

  • В МБДОУ №1 «Русалочка» специальные виды водного закаливания вводятся со 2-ой младшей группы. С детьми раннего возраста используется только умывание и мытье рук с самомассажем, как неотъемлемая часть гигиенических процедур и как хорошее закаливающее мероприятие.
  • Во второй младшей группе в систему закаливания водой вводится хождение по мокрым солевым дорожкам. В комплексе используется 3 дорожки: ребристая дорожка, мокрая солевая, сухая дорожка (для тщательного растирания стоп). Мероприятие проводятся во второй половине дня, после дневного сна и динамической гимнастики.
  • В средней группе добавляется закаливание носоглодки – полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры, ежедневно после еды.
  • С детьми старших и подготовительных групп  организуются занятия по обучению плаванию (1 раз в неделю). Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов дыхания и кровообращения, улучшению сердечной деятельности, подвижности грудной клетки, увеличению жизненной емкости легких. Занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, повышается общий тонус организма, совершенствуются  движения, увеличивается выносливость.
  • Ежедневно, после дневного сна, с детьми старших и подготовительных групп, организуется обширное умывание. Дети омывают руки до локтя, лицо,  шею, грудь водой комнатной температуры и насухо
    вытирают полотенцем.
  • В подготовительных группах используется инновационный метод воздействия холода на стопы ребенка – криомассаж, который нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям. Особенность этой методики в том, что она предусматривает применение холода. Используется криопакет, который состоит из замороженной водоохлаждающей солевой смеси (температура от -23,0 до -21,0С). Осуществляется криомассаж подошвенных областей стоп ребенка. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке. Процедуры рекомендуется проводить через день, длительность каждой 7-20 секунд.

Закаливание солнечными лучами – это довольно эффективный способ укрепления организма: стимулирования роста ребенка, укрепления нервной системы, увеличения сопротивляемости организма различным инфекциям, ускорения обменных процессов. Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей (в период весна-осень).

Интенсивность принятия солнечных ванн естественно приходится на летнее время, которые организуются  ежедневно, с 9 до 11 часов, начиная в тени деревьев, потом постепенно переходя на солнечные местные ванны отдельных частей тела (ног, рук), со временем увеличивая длительность принятия таких ванн. Обязательное условие – наличие головного убора.

Помимо закаливающих мероприятий педагогами ДОУ используются дополнительные оздоровительные мероприятия.

  • С первой младшей группы, в течение дня, для развития мелкой моторики руки,  используется пальчиковая гимнастика и массаж рук. Это комплекс упражнений для рук в стихотворной форме. Так же применяется нетрадиционный метод «Су – джок»
  • Физмунутки (динамические паузы). Организуются  на занятиях с большой умственной нагрузкой, а «минутки шалости» - между занятиями. Такого рода мероприятия применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением, требующих сосредоточенного внимания.
  • Подвижные игры - служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
  • Хождение по рефлексогенной дорожке. Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме. При ходьбе босиком по рефлексогенной дорожке мы производим своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируем весь организм. Здесь используем принцип смены различных видов поверхности для   воздействия  на все биологически активные точки  ступней ног. Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, повышает иммунитет, снижает усталость.
  • В средней группе добавляется артикуляционная гимнастика, которая является основой формирования речевых звуков  и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Проводится ежедневно, 3-4 раза в день по 3-5 минут.
  • С детьми старшего дошкольного возраста проводится гимнастика для глаз, которая улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости, способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, укрепляет глазодвигательные мышцы,  снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Проводится с использованием ориентиров.
  • Аурикулярный массаж. На поверхности ушных раковин расположено более тысячи биологически активных точек, поэтому, массируя их, мы опосредованно воздействуем на весь организм.
  • Игровой самомассаж. Является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. В комплекс самомассажа входят: массаж биологически активных зон, для профилактики простудных заболеваний, массаж спины, оздоровительный массаж всего тела, массаж лица, массаж пальцев, массаж ног.
  • Спортивные игры (элементы спортивных игр) - футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, городки и др.

Образовательные здоровьесберегающие технологии.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе валеологических знаний и представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно.

Для формирования представления у детей о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни, в нашем ДОУ используются следующие мероприятия:

  • Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром, с включением валеологических знаний и представлений;
  • Валеологические беседы;
  • Просмотр познавательных мультфильмов («Планета вредных привычек», «Смешарики» из серии - «Азбука здоровья», «Уроки тетушки Совы», «Добрый доктор стоматолог», «Здоровье начинается дома» и др.) и  презентаций.
  • Дидактические и сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья»). В сюжетно-ролевых играх формируем у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, работы за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.
  • Чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий.
  • Продуктивные виды деятельности: рисование, оформление поделок из природного и бросового материала, участие в  выставках и конкурсах.

В летний период система оздоровительных мероприятий представлена следующими мероприятиями:

  • с  первой младшей группы используется практически вся система закаливания воздухом, кроме воздушного душирования. Во всех группах добавляется новый вид -  сон без маечек при открытых фрамугах.
  • в системе закаливания водой убирается плавание и хождение по мокрым солевым дорожкам, а добавляются:

-  игры с водой  в выносных бассейнах,

-  методика «криомассажа» (воздействие на организм замороженной воды) используется в процессе игр: «Искатели клада», «Археологи» и др.

- обливание ног - в младшей группе и обширное обливание с детьми со средней по подготовительную группу.

- и водные процедуры после прогулки (душ) - в группе.

  • организуется босохождение по естественному грунту: песок, земля, галька, и по «Дорожке здоровья», которая представляет собой 8 контейнеров с разными природными наполнителями: шишками, галькой, каштанами, мокрым и сухим песком, пробкой, мелкими камешками, мелкими опилками. Ходьба по дорожке организуется ежедневно в течение  и в конце прогулки.  
  • во всех возрастных группах эффективно используется песочная терапия: игры с песком, опыты, эксперименты, конкурсы, сюжетно-ролевые игры.  
  • В связи с увеличением времени организации прогулки, педагогами используются различные  виды двигательной активности детей на свежем воздухе:

- Досуги, развлечения, конкурсы, олимпийские эстафеты. Например: спортивный досуг «Ключ к здоровью»,  День Нептуна»,  «День физкультурника» и др.

       - Игры с выносным оборудованием, спортивные игры (элементы  спортивных игр);

       - Дни здоровья:

Анализируя работу педагогического коллектива ДОУ, по становлению ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, можно отметить, что работа в данном направлении способствовала:

  • формированию навыков здорового образа жизни у воспитанников.
  • правильному физическому развитию детского организма, повышению его сопротивляемости инфекциям.
  • улучшению соматических показателей здоровья и показателей  физической подготовленности у воспитанников ДОУ.
  • способствовала сформированности гигиенической культуры, наличия потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему : « Значение здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

Формирование у дошкольников навыков и привычек к ЗОЖ является актуальной и значимой в совремееных условиях. ведь воспитатели сталкиваются с проблемой: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физ...

Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год  и итоги....

Презентация на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Презентация содержит модели определения понятия "здоровый образ жизни", раскрывает факторы, негативно влияющие на здоровье, а также игры, которые можно использователь в работе с детьми...

Выступление из опыта работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"....

Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"

В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....

Проектирование системы методической работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....