статья: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
статья на тему
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.Здоровье сберегающие образовательные технологии –
1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей;
2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorove_sberegayushchie_tehnologii201516.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.
Актуальность.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.
Здоровье сберегающие образовательные технологии –
1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей;
2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
3. технологическая основа здоровье сберегающей педагогии
Цель здоровье сберегающей технологии:
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья
Задачи здоровье сберегающей технологии:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Оздоровительная работа.
Профилактическо-оздоровительная работа в ДОУ направлена в первую очередь на выполнение требований СанПиНа ФГОС ДО. Большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям:
- осуществляется проветривание помещений, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
- дважды в день проводится влажная уборка групповых помещений;
- не загромождаются групповые помещения мебелью, коврами;
- 2 раза в год выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
- 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
- правильно осуществляется подбор комнатных растений;
- своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
- соблюдаются правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
- во время карантинных мероприятий строгое соблюдение санэпидрежима.
Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:
1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Активная профилактическая вакцинация детей проводится в определенные периоды жизни, направлена на выработку общего специфического иммунитета.
2) неспецифической иммунопрофилактикой. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:
- плановые оздоровительные мероприятия (витаминизация, кварцевание);
- закаливающие мероприятия;
- нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости.
Система закаливающих мероприятий имеет своей целью проведение закаливания, направленного на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей. Данная система включает:
- продуманную организацию закаливающих мероприятий;
- использование комплекса апробированных закаливающих процедур;
- индивидуализацию закаливания;
- организацию и проведение врачебно-педагогического контроля.
. Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всей моей работы. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую разлисный материал для популяризации здорового образа жизни.
При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:
- создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация образовательной деятельности (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Использование нетрадиционного оздоровления.
- Элементы точечного массажа по А.А.Уманской.
- Пальчиковая гимнастика.
- Дыхательная и звуковая гимнастика по А.Стрельниковой.
- Психогимнастика по методике М.Чистяковой.
- Игровой массаж А.Уманской и К.Динейки.
Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
• динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)
• подвижные и спортивные игры
• контрастная дорожка, тренажеры
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
• утренняя гимнастика
• физкультурные занятия
• точечный массаж
• спортивные развлечения, праздники
• День здоровья
• СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
3. Технологии музыкального воздействия.
• музыкотерапия
• сказкотерапия
4. Технология коррекции поведения.
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т. д., так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов.
Поставленные цели успешно реализуются на практике.
Динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
-Подвижные и спортивные игры. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
-Релаксацию. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
-Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
-Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку
-Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
-Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.
-Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
-Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры,
-Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности физкультминутки.
-Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня. Проводят воспитатели.
-Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ. минуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.
-Технология воздействия через сказки
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни.
-Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.
При проектировании предметно-развивающей среды, способствующей физическому развитию детей, следует учитывать следующие факторы:
• Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.
• Особенности его эмоционально-личностного развития.
• Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.
• Возрастные и поло-ролевые особенности.
• Любознательность, исследовательский опыт и творческие способности.
Социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для этого в каждой возрастной группе должны быть условия для подгрупповых и индивидуальных активных движений детей (физкультурные пособия, спортивные комплексы) В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право на свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментировании. Для этого можно использовать модули, маты, кегли и т. д.
Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья | |||
Спортивное оборудование | |||
Физкультурно-развивающие пособия, физкультурное оборудование и модули, игрушки-двигатели | Комплекты оборудования для общеразвивающих упражнений, подвижных игр и игровых упражнений, для плавания и физкультурно-игровой деятельности на прогулке | Комплекты оборудования для общеразвивающих, легкоатлетических и спортивных упражнений, подвижных и спортивных игр, для плавания, прогулок, туристских походов | |
Оборудование для воздушных и водных процедур | Оборудование для воздушных и водных процедур, массажные коврики и дорожки | Оборудование для воздушных и водных процедур, массажные коврики и дорожки | |
Оздоровительное оборудование | |||
Мягкие мячи, каталки | Балансиры, батуты с держателем, мячи на резинке, обручи, кегли, летающие тарелки, скакалки | Балансиры, батуты с держателем, мячи на резинке, педальные каталки, обручи, кегли, летающие тарелки, скакалки |
Какие здоровье сберегающие образовательные технологии используются в работе с родителями?
- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) ; анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка? », дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы) ; выпуск газеты ДОУ и др. формы работы. Для создания педагогических условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры д...
Статья" Здоровьесберегающие технологии в совместных с родителями физкультурных занятиях".
В статье обобщен опыт совместных с родителями физкультурных занятий....
Статья "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Презентация раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологие" , рассказывает о возможности их использования в ДОУ....
Статья: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Оче...
Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ по использованию инновационных технологий по охране и укреплению здоровья....
Статья "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"
В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии их применение в дошкольном образовательном учреждении....
Статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье"
Материал будет интересен молодым специалистам и педагогам с большим стажем работы...