Недельная методика ознакомления с календарем природы
материал (подготовительная группа) на тему

Коданева Елена Федоровна

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы

Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни: нежное весеннее возрождение и красочное осеннее увядание, зимняя дремота природы под снегом и буйное поспевание семян и плодов в пышной летней зелени.

Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать все – и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

Большими педагогическими возможностями обладает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю  каждого месяц – вторую или третью планируется:

А) ежедневное наблюдение за погодой.

Б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли.

Поиск птиц, насекомых  и наблюдение за ними, которых  можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада.

В) ежедневная работа с календарем.

Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы - явлений растительного , животного мира и неживой природы.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган и т. д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрый, темный, блестящий, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, белье на веревке; солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д. Наблюдения за погодой включают три параметра: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода. Небо может быть голубым, чистым, на нём может ярко светить солнце, но оно может быть белым или серым, облачным, темным с грозовой тучей. Могут идти дождь или снег, может сверкнуть молния, появиться радуга. Ветер – это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, развеваются волосы, летит пыль, мусор, и др.)

Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, ещё незнакомым с этим прибором. Лучше обнаружить ее по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчетливых температурных градаций, которым соответствуют определенная одежда и словесное обозначение. Например, жарко –на детях- сарафаны красного цвета, тепло – платья желтого цвета, прохладно – пальто серого цвета, мороз – пальто синего цвета и шапочка.Такая градация доступна дошкольникам: они постоянно проживают ее – сами одеваются на прогулку, раздеваются, возвращаясь в помещение.

Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла и холода), по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная.

Ежедневные наблюдения за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение.

Так же воспитатель организует наблюдения за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомыми (например : оса, муравей, бабочка, жук, бабочка и т. д), птицами (ворона, голубь, ласточка, воробей, снегирь, синица и т. д), лягушками, ящерицами. Особенно интересны насекомые, поведение которых имеет ярко выраженный характер: когда тепло, порхают бабочки, летают мухи, шмели, комары; и, наоборот, они исчезают в холодный осенний период. В начале осени, пока тепло, их можно видеть активными, при похолодании – обнаружить лишь в местах затаивания. Там где много птиц осенью и весной можно заметить смену их состава что так же является ярким признаком того или другого сезона. Животных, которых дети сумели заметить необходимо изобразить в календаре природы.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создает яркие представления очевидных изменений в природе.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ С КАЛЕНДАРЕМ

Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» — по числу видимых...

Консультация для педагогов "Календари природы в дошкольном учреждении: значение, виды, методика организации работы"

В данном разделе описана методика работы с календарями природы, представлены виды календарей, изготовленных собственными руками....

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ

Консультация для воспитателей....

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»...

Проект "Календарь природы" по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием народного календаря кукол- закруток.

Проект был реализован с целью повышения временных представлений старших дошкольников, для расширения развивающей предметно- пространственной среды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17...

методическая разработкаТема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Методика ознакомления детей с природой»

экологическое воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе....

Консультация для педагогов «Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы»

Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, н...