Консультация для педагогов «Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы»
консультация (подготовительная группа)
Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать всё – и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelnaya_metodika_oznakomlenie_doshkolnikov_s_sezonnymi_yavleniyami_prirody.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Недельная методика ознакомления дошкольников
с сезонными явлениями природы»
Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни: нежное весеннее возрождение и красочное осеннее увядание, зимняя дремота природы под снегом и буйное поспевание семян и плодов в пышной летней зелени. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать всё – и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды.
Большими педагогическими возможностями обладает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планируются:
а) ежедневное наблюдение за погодой;
б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в средине недели), которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада;
в) ежедневная работа с календарём.
Таким образом основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексном сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идёт дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становиться мокрый, тёмный, блестящий, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, солнце делает все предметы яркими, даёт от них тень и т.д.
Наблюдения за погодой включают три параметра: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода. Небо может быть голубым, чистым, на нём может ярко светить солнце, но оно может быть белым или серым, облачным, тёмным с грозовой тучей. Могут идти дождь или снег, может сверкнуть молния, появиться радуга. Ветер – это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, развеваются волосы, летит пыль, мусор и др.).
Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, ещё не знакомым с этим прибором, лучше обнаружить её по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчётливых температурных градаций, которым соответствует определённая одежда и словесное обозначение. Например, жарко – на детях сарафаны, лёгкие платья, трусики и майки; тепло – на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках толстовки, ветровки; холодно – дошкольники гуляют в демисезонной одежде (куртки, лёгкие комбинезоны, пальто); очень холодно (мороз) – дети в зимней одежде (шубы, пуховики, тёплые пальто, комбинезоны, меховые шапки). Такая градация доступна дошкольникам: они постоянно проживают её – сами одеваются на прогулку, раздеваются, возвращаясь в помещение.
Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода), по которым определяется общее её состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, тёплая, холодная или морозная.
Ежедневные наблюдения за погодой по всем её компонентам должны быть организованны живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приёмов, с помощью которых осуществляется наблюдение. Можно использовать, например, такую последовательность приёмов.
Понедельник – наблюдения только начинаются после выходных, поэтому основной приём – вопросы воспитателя к детям («Какого цвета небо? Что на нём есть?» И т.д.).
Вторник – дети помнят, как они вчера наблюдали за погодой, поэтому воспитатель в качестве главного приёма может использовать сравнение («Посмотрите на небо. Оно такое же, как вчера, или другое? Оно такого же цвета или другого?»).
Среда – воспитатель, чтобы у детей не пропал интерес на третий день наблюдений за погодой, использует игровые приёмы: выносит на улицу куклу, мишку, любого другого персонажа, любимого детьми, просит детей рассказать ему о погоде (по той же схеме). Использует разные предметы для определения ветра (ленточки, ветряки), игровые действия (подставили ладошки солнцу, спрятали их и др.). Может включить загадки-описания, короткие стихи.
Четверг – воспитатель меняет тактику: в присутствии всех детей на прогулке даёт поручение двум- трём ребятам самим понаблюдать за погодой, а потом рассказать всем. В конце прогулки все слушают рассказ детей, «контролируют» и корректируют его.
Пятница – воспитатель может «случайно забыть» о наблюдении погоды, «вспомнив» об этом, когда все вернуться с прогулки в раздевалку: «Мы же с вами не наблюдали за погодой! Может быть, кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня погода?» Приём рассчитан на то, что за четыре предшествующих дня самостоятельность детей в этих наблюдениях повысилась, они смогли сами заметить погодные явления.
Суббота и воскресенье – старшим дошкольникам даётся домашнее задание: наблюдать погоду в выходные дни, запомнить её или зарисовать значками, чтобы в понедельник сообщить всем и отметить её в календаре природы.
В средине недели к наблюдениям природы присоединяется рассматривание растений и покрова земли, их сезонного состояния. Воспитатель выбирает одно листопадное дерево, которое дети тщательно рассматривают, выделяя следующие моменты: есть ли на нём листья или нет; их много или мало; где их больше – на дереве или под ним; какого цвета листья на дереве, а какого под ним. В заключении сам делает вывод: «Сейчас осень, октябрь – самый разгар сезона. В это время наша берёза выглядит так: листья ярко-жёлтые, но их на дереве немного, они опали, лежат на земле. Осенью всегда так бывает».
Воспитатель бегло осматривает с детьми и другие деревья, кустарники, их сезонное состояние. Отмечает красоту пейзажа, предлагает полюбоваться им. Подобное рассматривание одного дерева важно потому, что оно из месяца в месяц изображается в календаре природы: по рисункам дети видят все последовательные изменения в состоянии растений в разные времена года.
В эту неделю воспитатель обращает внимание детей на покров земли – он всегда имеет сезонный облик. Осенью уменьшается количество цветущих растений, трава вянет и жухнет, земля оголяется, покрывается опадающими листьями, появляется слякоть. Зимой земля однообразна – покрыта снегом, в некоторых местах льдом. Меняется лишь толщина снежного покрова, поэтому её надо замерять снегомером – специальной палкой в 1,5 метра длиной с условными делениями. Детям интересно измерять глубину снега на участке, возле забора, где его наметает ветер, на дорожке и в сугробе. Главный замер, который будет представлен в календаре природы, делается там, где не ходят люди, а снег не счищают. Зимние месяцы отличаются друг от друга фактически лишь толщиной снежного покрова: в декабре его немного, в январе больше, а в феврале очень много.
Весной покров земли иной: сначала тают снег и лёд, появляются проталины, затем постепенно оживает растительность, появляются первоцветы, зелень. Цветы весной и летом растут последовательно, каждый в своё время, поэтому покров земли ежемесячно имеет свои особенности. Всё это нужно изобразить в календаре природы, показать особенности данного месяца и сезона.
В конце недели (четверг, пятница) воспитатель организует наблюдение за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомые, поведение которых имеет ярко выраженный сезонный характер: когда тепло, порхают бабочки, летают мухи, шмели, комары; и наоборот, они исчезают в холодный осенний и зимний период. В начале осени, пока тепло, их можно видеть активными, при похолодании – лишь в местах затаивания. Там, где много птиц, осенью и весной можно заметить смену их состава, что также является ярким признаком того или другого сезона. Животных, которых дети сумели заметить, необходимо изобразить в календаре природы.
Таким образом, одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразными наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволяет сформировать у детей конкретные и отчётливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течении года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость её развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создаёт яркие представления очевидных изменений в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет ин...
Методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы
СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлениюдетей с сезонными явлениями в природе2. Задачи и содержание знаний о се...
Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет интенсивное накопление знаний о природе, об окружающем мире, о состоянии ...
Статья "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"
Реализация программы в полном объеме при соблюдении принципа сезонности позволяет развивать наглядно-образное, словесно- логическое мышление детей, не только расширить круг их представлений, но н...
Доклад "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"
ПОДГОТОВИЛА:ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ СИДОРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА...
«Методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы»
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек ...
Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе"
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой....