игровой стретчинг
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Семинар - практикум
«Особенности организации и методика проведения занятий
с использованием игрового стретчинга в ДОУ»
Рассмотрим методические рекомендации и вопрос организации занятий по игровому стретчингу для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Стретчингом можно заниматься как индивидуально, так и в группах, при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей, то есть группа должна быть из детей приблизительно одинакового возраста.
Каждая группа включает в себя не более 15 детей. Занятия проводятся в проветренном и чистом помещений на протяжении 30 минут (для дошкольников). Дети должны быть одеты легко, без обуви, и занимаются на ковриках.
Занятия станут особенно эффективными, если будет общий положительный эмоциональный тон, радостное состояние и позитивное отношение к выполнению упражнений.
Воспитатель учит детей удерживать их внимание на конкретных мысленных образах, делать представления живыми и яркими.
Концентрация на реальных ощущениях и восприятиях (слуховых, зрительных, мышечных) позволяет управлять вниманием.
В состоянии мышечной расслабленности повышается воздействие мысленных образов, программирующей и регулирующей силы слова.
Каждое занятие должно в себе сочетать статические и динамические формы работы мышц.
Любое движение должно компенсироваться с помощью контрдвижения. Мышцы, которые находятся под напряжением, необходимо постоянно укреплять с помощью растягивания и расслабления.
В основе всех упражнений лежит чередование напряжения и расслабления мышц. В процессе растяжек и расслаблении воспитатель должен создавать обратную связь, то есть обращает внимание на состояние данной группы мышц, а также всего тела.
Не нужно выполнять упражнения один за другим на сходные группы мышц.
Чтобы позвоночник не становился скованным, он должен растягиваться в разных направлениях.
Растягивание должно быть медленным, постепенным, без усилий, нерезким, таким, что не приносит неприятные ощущения и беспокойство. Каждое движение контролируется телом.
Происходит биологическая связь с мозгом, так как работа одних мышц оказывает воздействие и влияет на тонус других.
В ходе упражнений со статикой и расслабления происходит выработка навыков памяти тела, развитие мышечного контроля.
Важно помнить, что для того, чтобы правильно расслабляться, необходимо научиться предельно напрягаться. Чем пластичнее мышечная система, тем меньше крайностей у тела (при стрессе от судорог до обморока). Стретчинг самый короткий путь к умению управлять своим мышечным тонусом.
Сотрудничество со своим телом, процесс управления ним возможен только тогда, когда человек знает и чувствует его. Рекомендуется развивать мышечное чувство лица, сбрасывание зажимов, а также контроль над тонусом мимической мускулатуры, вводить в сюжетно-ролевые игры мимические упражнения (радость, гнев, удивление, презрение, страх и т. д.) .
Упражнения желательно выполнять под спокойное чёткое музыкальное сопровождение.
Остановимся на организации проведения занятий игрового стретчинга.
Дети, используя различные виды ходить, под музыку организованно заходят в зал.
Во время ходьбы выполняют такой комплекс упражнений:
1. Простой четкий шаг с оттягиванием носка и взмахом рук.
2. На внешней стороне стопы (как медвежата). Руки на поясе.
3. На носках (проходка). Руки за головой.
4. На прямых ногах. Руки согнуты в локтях, ладони внутрь (как роботы) .
5. На пятках. Руки за спиной («полочкой», ладонью на противоположный локоть.
6. С высокими коленями (носки оттянуты). Руки согнуты в локтях ладонями вниз. Коленями стараться прикоснуться к ладоням.
Воспитатель обращает внимание на том, как важно сохранить правильную осанку. Ориентируясь, чтобы не помешать друг другу, дети строятся в шахматном порядке на ковриках. После проверки правильности осанки детей происходит приветствие воспитателя (реверанс, мужской поклон, общий поклон и т. д.) . Это происходит под музыку.
Структура занятий обусловлена возрастными закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребёнка во время физических нагрузок, а также с учётом требовании физиологии и гигиены физических упражнений. Каждое занятие состоит из трёх частей. Главная цель занятия – содействовать формированию движений и развитию физических качеств, а также вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребёнка.
Основным задание первой (вводной) части занятия является подготовка организма детей к выполнению интенсивных упражнений в последующей части занятия. Она заключается в несложном комплексе упражнений на координацию движений, внимание, а также танцев и игровой ритмики.
Во время второй (основной) составляющей занятия дети закрепляют старые упражнения, а также учатся выполнять новые. В это время применяются упражнения стретчинга, направленные на физиологическое воздействие на организм ребёнка, а также на воспитание физической культуры детей. Основная часть начинается упражнением на растяжку позвоночника.
После проведения растяжки дети присаживаются на свои коврики, при этом воспитатель контролирует сохранение правильной осанки при сидении (головка приподнята, спинка прямая, плечи опущены и слегка отведены назад). Наиболее эффективной считается поза ученика – поза сидения на пятках. Руки лежат ладонями вверх на бёдрах, локти отведены в сторону.
Когда каждый ребёнок занял своё место, воспитатель начинает сюжетно-ролевую игру. Как правило, игры проводятся в виде сказочных путешествий (в джунгли, на морское дно, в зоопарк и т. д., фантазий, когда дети сами придумывают различные истории, встречи с разными существами и животными, и по заранее подготовленному сценарию на основе сказки, по ходу которого дети помогают героям сказки, а также изображают различных сказочных персонажей и т. д.
Каждое занятие должно включать новую игру и новый сюжет. Игра должна проходить эмоционально, быть интересной и увлекательной для детей, с точно просчитанным временем смены упражнений по стретчингу и слушания сказки.
При игровом стретчинге дети учатся переключать внимание, садятся в позу для слушания, сделав определённое упражнение на растягивание и развитие гибкости. При этом необходимо следить за тем, чтобы они сидели с прямой спиной.
Каждое занятие, проведенное методом игрового стретчинга, включает в себя комплекс из 9-10 упражнений, которые направлены на развитие гибкости различных групп мышц. Сценарий игры строится таким образом, чтобы при выполнении упражнений нагрузка распространялась равномерно на всё тело ребёнка.
За одно занятие дети делают:
2-3 упражнения для мышц живота путем прогиба назад,
1-2 упражнения для укрепления мышц ног,
1-2 упражнения для развития стоп,
1 упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие,
2-3 упражнения для мышц спины путем наклона вперед,
1 упражнение для укрепления позвоночника путем его поворотов,
2-3 упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса.
Время выполнения всех упражнений составляет 9-10 минут. Между упражнениями на протяжении одной минуты дети учатся правильно сидеть.
При составлении сценариев ролевых игр нужно учитывать момент важности понимания и доступности сюжета для детей. Сюжет игры должен способствовать расширению кругозора, воспитанию детей морально и эстетически. В основном, в методе игрового стретчинга используются сюжета сказок русских и зарубежных писателей, а также народных сказок.
Задачей заключительной части занятия является подготовка постепенного перехода организма ребёнка к другим видам деятельности. На этом этапе проходят игровые танцы под музыку, хорошо знакомую детям. Во время выполнения простых танцевальных движений дети учатся координировать свои движения в такт музыке, происходит расширение двигательных навыков, а также создаётся положительный настрой и фон.
Кроме игровых также могут проводиться танцевальные игры, которые позволяют развивать внимание детей, а также активизировать их действия.
Окончание занятия подразумевает подведение итогов успехов детей, после чего они прощаются с воспитателем и организованно покидают зал.
В зависимости от возраста детей, колеблется и время проведения занятия, как общее время, так и его частей.
Вводная часть длится: в младших группах 2-4 минуты, в средней - 3-5 минут, в старшей - 4-6 минут. Основная часть длится: у младших групп - 15 минут, у средних и старших - 20 минут. Заключительная часть длится: в младшей группе 5-10 минут, в средней - 4-6 минут, в старшей и подготовительной - 4-6 минут.
Важно остановиться на принципах организации занятий, которые должны учитывать при планировании, непосредственно организации и проведении занятий с помощью игрового стретчинга:
1. принцип сознательности – заключается в том, что каждый ребёнок должен понимать полезность упражнений, а также необходимость их выполнения не только с группой в дошкольном образовательном учреждении, а также самостоятельно дома.
2. принцип закрепления навыков – состоит в потребности многократно выполнять комплекс упражнений на развитие гибкости и растягивание, умении их делать самостоятельно.
3. принцип наглядности – каждое упражнение при игровом стретчинге воспитателем должно демонстрироваться, а также сопровождаться образным рассказом, подражанием, имитацией движений, которые знакомы детям.
4. принцип систематичности – заключается в том, что занятия должны проходить регулярно с постепенным повышением нагрузки и увеличением количества упражнений, а также усложнением техники их выполнения.
5. принцип доступности – обучение упражнениям по стретчингу должно происходить от известного до неизвестного, от простого к сложному, учитывая предварительную подготовку каждого ребёнка и его возрастные особенности.
6. принцип индивидуального подхода – состоит в том, что каждый воспитатель должен учитывать и оценивать возрастные особенности и возможности воспитанников, а также индивидуальные особенности каждого конкретного дошкольника. Также уделять особое внимание каждому ребёнку при выполнении упражнений, оценивая его потенциал и корректируя качество выполнения упражнений.
Все упражнения выполняются без рывков, чрезмерных усилий, ритмично. Нагрузка регулируется амплитудой движения, а также количеством повторения упражнений.
Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребенка в конце года, его координацией движений, адаптацией к нагрузке, а также тонусом мышечной системы. Величину физической нагрузки каждого ребёнка может установить врач ЛФК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_stretching.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
«Особенности организации и методика проведения занятий
с использованием игрового стретчинга в ДОУ»
Рассмотрим методические рекомендации и вопрос организации занятий по игровому стретчингу для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Стретчингом можно заниматься как индивидуально, так и в группах, при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей, то есть группа должна быть из детей приблизительно одинакового возраста.
Каждая группа включает в себя не более 15 детей. Занятия проводятся в проветренном и чистом помещений на протяжении 30 минут (для дошкольников). Дети должны быть одеты легко, без обуви, и занимаются на ковриках.
Занятия станут особенно эффективными, если будет общий положительный эмоциональный тон, радостное состояние и позитивное отношение к выполнению упражнений.
Воспитатель учит детей удерживать их внимание на конкретных мысленных образах, делать представления живыми и яркими.
Концентрация на реальных ощущениях и восприятиях (слуховых, зрительных, мышечных) позволяет управлять вниманием.
В состоянии мышечной расслабленности повышается воздействие мысленных образов, программирующей и регулирующей силы слова.
Каждое занятие должно в себе сочетать статические и динамические формы работы мышц.
Любое движение должно компенсироваться с помощью контрдвижения. Мышцы, которые находятся под напряжением, необходимо постоянно укреплять с помощью растягивания и расслабления.
В основе всех упражнений лежит чередование напряжения и расслабления мышц. В процессе растяжек и расслаблении воспитатель должен создавать обратную связь, то есть обращает внимание на состояние данной группы мышц, а также всего тела.
Не нужно выполнять упражнения один за другим на сходные группы мышц.
Чтобы позвоночник не становился скованным, он должен растягиваться в разных направлениях.
Растягивание должно быть медленным, постепенным, без усилий, нерезким, таким, что не приносит неприятные ощущения и беспокойство. Каждое движение контролируется телом.
Происходит биологическая связь с мозгом, так как работа одних мышц оказывает воздействие и влияет на тонус других.
В ходе упражнений со статикой и расслабления происходит выработка навыков памяти тела, развитие мышечного контроля.
Важно помнить, что для того, чтобы правильно расслабляться, необходимо научиться предельно напрягаться. Чем пластичнее мышечная система, тем меньше крайностей у тела (при стрессе от судорог до обморока). Стретчинг самый короткий путь к умению управлять своим мышечным тонусом.
Сотрудничество со своим телом, процесс управления ним возможен только тогда, когда человек знает и чувствует его. Рекомендуется развивать мышечное чувство лица, сбрасывание зажимов, а также контроль над тонусом мимической мускулатуры, вводить в сюжетно-ролевые игры мимические упражнения (радость, гнев, удивление, презрение, страх и т. д.) .
Упражнения желательно выполнять под спокойное чёткое музыкальное сопровождение.
Остановимся на организации проведения занятий игрового стретчинга.
Дети, используя различные виды ходить, под музыку организованно заходят в зал.
Во время ходьбы выполняют такой комплекс упражнений:
1. Простой четкий шаг с оттягиванием носка и взмахом рук.
2. На внешней стороне стопы (как медвежата). Руки на поясе.
3. На носках (проходка). Руки за головой.
4. На прямых ногах. Руки согнуты в локтях, ладони внутрь (как роботы) .
5. На пятках. Руки за спиной («полочкой», ладонью на противоположный локоть.
6. С высокими коленями (носки оттянуты). Руки согнуты в локтях ладонями вниз. Коленями стараться прикоснуться к ладоням.
Воспитатель обращает внимание на том, как важно сохранить правильную осанку. Ориентируясь, чтобы не помешать друг другу, дети строятся в шахматном порядке на ковриках. После проверки правильности осанки детей происходит приветствие воспитателя (реверанс, мужской поклон, общий поклон и т. д.) . Это происходит под музыку.
Структура занятий обусловлена возрастными закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребёнка во время физических нагрузок, а также с учётом требовании физиологии и гигиены физических упражнений. Каждое занятие состоит из трёх частей. Главная цель занятия – содействовать формированию движений и развитию физических качеств, а также вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребёнка.
Основным задание первой (вводной) части занятия является подготовка организма детей к выполнению интенсивных упражнений в последующей части занятия. Она заключается в несложном комплексе упражнений на координацию движений, внимание, а также танцев и игровой ритмики.
Во время второй (основной) составляющей занятия дети закрепляют старые упражнения, а также учатся выполнять новые. В это время применяются упражнения стретчинга, направленные на физиологическое воздействие на организм ребёнка, а также на воспитание физической культуры детей. Основная часть начинается упражнением на растяжку позвоночника.
После проведения растяжки дети присаживаются на свои коврики, при этом воспитатель контролирует сохранение правильной осанки при сидении (головка приподнята, спинка прямая, плечи опущены и слегка отведены назад). Наиболее эффективной считается поза ученика – поза сидения на пятках. Руки лежат ладонями вверх на бёдрах, локти отведены в сторону.
Когда каждый ребёнок занял своё место, воспитатель начинает сюжетно-ролевую игру. Как правило, игры проводятся в виде сказочных путешествий (в джунгли, на морское дно, в зоопарк и т. д., фантазий, когда дети сами придумывают различные истории, встречи с разными существами и животными, и по заранее подготовленному сценарию на основе сказки, по ходу которого дети помогают героям сказки, а также изображают различных сказочных персонажей и т. д.
Каждое занятие должно включать новую игру и новый сюжет. Игра должна проходить эмоционально, быть интересной и увлекательной для детей, с точно просчитанным временем смены упражнений по стретчингу и слушания сказки.
При игровом стретчинге дети учатся переключать внимание, садятся в позу для слушания, сделав определённое упражнение на растягивание и развитие гибкости. При этом необходимо следить за тем, чтобы они сидели с прямой спиной.
Каждое занятие, проведенное методом игрового стретчинга, включает в себя комплекс из 9-10 упражнений, которые направлены на развитие гибкости различных групп мышц. Сценарий игры строится таким образом, чтобы при выполнении упражнений нагрузка распространялась равномерно на всё тело ребёнка.
За одно занятие дети делают:
2-3 упражнения для мышц живота путем прогиба назад,
1-2 упражнения для укрепления мышц ног,
1-2 упражнения для развития стоп,
1 упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие,
2-3 упражнения для мышц спины путем наклона вперед,
1 упражнение для укрепления позвоночника путем его поворотов,
2-3 упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса.
Время выполнения всех упражнений составляет 9-10 минут. Между упражнениями на протяжении одной минуты дети учатся правильно сидеть.
При составлении сценариев ролевых игр нужно учитывать момент важности понимания и доступности сюжета для детей. Сюжет игры должен способствовать расширению кругозора, воспитанию детей морально и эстетически. В основном, в методе игрового стретчинга используются сюжета сказок русских и зарубежных писателей, а также народных сказок.
Задачей заключительной части занятия является подготовка постепенного перехода организма ребёнка к другим видам деятельности. На этом этапе проходят игровые танцы под музыку, хорошо знакомую детям. Во время выполнения простых танцевальных движений дети учатся координировать свои движения в такт музыке, происходит расширение двигательных навыков, а также создаётся положительный настрой и фон.
Кроме игровых также могут проводиться танцевальные игры, которые позволяют развивать внимание детей, а также активизировать их действия.
Окончание занятия подразумевает подведение итогов успехов детей, после чего они прощаются с воспитателем и организованно покидают зал.
В зависимости от возраста детей, колеблется и время проведения занятия, как общее время, так и его частей.
Вводная часть длится: в младших группах 2-4 минуты, в средней - 3-5 минут, в старшей - 4-6 минут. Основная часть длится: у младших групп - 15 минут, у средних и старших - 20 минут. Заключительная часть длится: в младшей группе 5-10 минут, в средней - 4-6 минут, в старшей и подготовительной - 4-6 минут.
Важно остановиться на принципах организации занятий, которые должны учитывать при планировании, непосредственно организации и проведении занятий с помощью игрового стретчинга:
1. принцип сознательности – заключается в том, что каждый ребёнок должен понимать полезность упражнений, а также необходимость их выполнения не только с группой в дошкольном образовательном учреждении, а также самостоятельно дома.
2. принцип закрепления навыков – состоит в потребности многократно выполнять комплекс упражнений на развитие гибкости и растягивание, умении их делать самостоятельно.
3. принцип наглядности – каждое упражнение при игровом стретчинге воспитателем должно демонстрироваться, а также сопровождаться образным рассказом, подражанием, имитацией движений, которые знакомы детям.
4. принцип систематичности – заключается в том, что занятия должны проходить регулярно с постепенным повышением нагрузки и увеличением количества упражнений, а также усложнением техники их выполнения.
5. принцип доступности – обучение упражнениям по стретчингу должно происходить от известного до неизвестного, от простого к сложному, учитывая предварительную подготовку каждого ребёнка и его возрастные особенности.
6. принцип индивидуального подхода – состоит в том, что каждый воспитатель должен учитывать и оценивать возрастные особенности и возможности воспитанников, а также индивидуальные особенности каждого конкретного дошкольника. Также уделять особое внимание каждому ребёнку при выполнении упражнений, оценивая его потенциал и корректируя качество выполнения упражнений.
Все упражнения выполняются без рывков, чрезмерных усилий, ритмично. Нагрузка регулируется амплитудой движения, а также количеством повторения упражнений.
Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребенка в конце года, его координацией движений, адаптацией к нагрузке, а также тонусом мышечной системы. Величину физической нагрузки каждого ребёнка может установить врач ЛФК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ И ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обшие принципы развития гибкости, применение игрового стретчинга на занятиях...
"Игровой стретчинг - как способ повышения интереса к физкультурным занятиям"
Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использо...
Учебно методическое пособие по ознакомлению с упражнениями игрового стретчинга
Учебно методическое пособие по ознакомлению с упражнениями игрового стретчинга. Цель:-Осуществлять физическое развитие детей, через методику игрового стретчинга.Задачи:-способствовать формировани...
Игровой стретчинг с дошкольниками
В этой статье написанно о необходимости применения игрового стретчинга в дошкольных учереждениях....
Конспект сюжетно-игрового занятия с использованием игрового стретчинга
Цель: создание условий для комплексного оздоровления детей.Задачи:Образовательные:Обучение детей культуре движений, раскованному владению своим телом.Формировать правильную осанку и свод стопы.Развива...
Картотека упражнений игрового стретчинга для составления "Стретчинг-сказок"
Упражнения носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия, индивидуальной работы с детьми, режимных моментов, физминуток и динамических пауз. Упражнения выполняются ...